- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О рабочем визите президента Турции Р.Т.Эрдогана в Сочи. Часть 3

5 августа с.г. состоялся рабочий визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Сочи для встречи с президентом РФ В.В.Путиным. Это – вторая личная встреча между двумя лидерами за последние две недели. Предыдущая встреча состоялась в рамках Астанинского формата в Тегеране 19 июля.

Продолжаем анализировать итоги визита. Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=88758 [1].

Напомним, что мы остановились на материале известного турецкого политолога, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. Эта статья выдержана в духе балансирования Турции между Россией и Западом в нежелании отдавать какого-либо преимущества одной из сторон. Тем более, в условиях, когда политика Запада в отношении Турции является для турецкого руководство, как минимум, неоднозначной. Чего в Турции не могут не замечать и отсюда многомесячные призывы к Западу, которые Бурханеттин Дуран сформулировал как «Западные столицы должны увидеть эти уравнения и прийти в Анкару с новыми предложениями по сотрудничеству, инвестициям и интеграции».

На самом деле, указанные выше «новые предложения» на взгляд Запада не только не имеют смысла на данном этапе, но и не отвечают западным интересам. Не имеют смысла – поскольку до выборов в Турции остается менее 10 месяцев и эти выборы будут самыми трудными в истории действующей в стране власти.

Впервые можно сказать, что, по крайней мере, правящая Партия справедливости и развития и её Народный альянс с Партией националистического движения не идут на выборы в качестве заведомых лидеров. Напротив, ставки делаются против них. Что касается президента Р.Т.Эрдогана, то ему дают больше шансов сохранить позицию после 2023 года, однако, и здесь равновероятна победа кандидата от оппозиции.

До того, как президент Р.Т.Эрдоган и его Партия справедливости и развития не переоформят свой «мандат на правление» в 2023 году, никаких серьезных сигналов со стороны Запада направлено не будет. Тем более, если эти сигналы могут привести к тому, что шансы действующей власти повысятся. Власть, которая Запад, в лучшем случае, не слишком устраивает.

В плане перспектив на переизбрание, в турецком экономическом издании DÜNYA 10 августа были опубликованы 4 сценария предстоящих в 2023 году президентских и парламентских выборов с оценками их вероятности:

Сценарий 1:

Победа на президентских выборах Р.Т.Эрдогана и на парламентских властного Народного альянса.

Вероятность — 15-20%.

Сценарий 2:

Победа на президентских выборах Эрдогана и на парламентских оппозиционного Национального альянса.

Вероятность: 35-40%.

Сценарий 3:

Победа на президентских выборах оппозиционного кандидата и на парламентских оппозиционного Национального альянса.

Вероятность: 30-35%.

Сценарий 4:

Победа на президентских выборах оппозиционного кандидата и на парламентских выборах властного Народного альянса.

Вероятность: 5%.

Вывод в публикации: У Турции практически нет шансов сохранить после 2023 года нынешнюю властную конфигурацию. Оппозиция либо берет всю полноту власти (президент + парламент), либо берет большинство в парламенте, создавая крайне неустойчивую связку с Эрдоганом.

Может ли в такой ситуации турецкое руководство развивать отношения с Западом, нежелающим сохранения ситуации? – В нынешней ситуации можно говорить о развитии лишь с теми странами и лидерами, которых устраивает нынешний диалог с Турцией. При всех нюансах российско-турецких отношений, российское руководство статус-кво последних двух десятков лет, в значительной мере, устраивает. И, разумеется, если у России есть возможности «приподнять» рейтинг действующей в Турции власти не в ущерб собственным национальным интересам и без сложных комбинаций, то она будет задумываться об этом.

Впрочем, следует считать преувеличениями материалы из серии «СМИ: Путин спас Эрдогана» (ссылка: https://www.vesti.ru/finance/article/2882942 [2]).

Цитируем: «Недавние соглашения между РФ и Турцией стабилизировали курс лиры и предотвратили новую волну повышения цен в стране. Золотовалютные резервы и казна Турции пополнились за счет платежей российской государственной корпорации «Росатом» своей турецкой дочерней компании «Аккую Нуклеар» для строительства АЭС в Турции, и за счет увеличения взаимной торговли в нацвалютах, минуя доллар и евро».

Тут необходимо внести определенную ясность: буквально за две недели «Росатом» перевел в Турцию транши на общую сумму около 20 млрд долл. Иными словами, речь идет о том, что переведена вся стоимость строящейся уже десятилетие атомной электростанции. Разумеется, эти транши вызывают целую массу вопросов.

Прежде всего, по сумме: с учетом того, что стройка идет уже десятилетие, если, по тем или иным причинам, Россия хотела перевести остаток финансирования в Турцию и непременно сразу, буквально несколькими переводами, то сумма должна быть меньше 20 млрд долл. Просто потому что уже потрачены значительные средства.

Кроме того, по идее перевода «кэша»: дело в том, что «Аккую Нуклеар» все последние годы, для финансирования проекта, в первую очередь, рассматривал для себя заемный капитал. Чтобы прокредитовавшись возвращать средства из поступлений от продажи электроэнергии. Платить «живыми деньгами» собирались крайне ограниченно.

Можно предположить к примеру, что российская корпорация, с начала спецоперации, начала испытывать серьезные проблемы с тем, чтобы привлекать заемный капитал – от отказов на фоне санкций, до неприемлемых условий (процентные ставки и прочие условия, с учетом российских страновых рисков). Кроме того, есть ещё сохраняющийся риск отключения России от системы переводов SWIFT, на фоне продолжающейся «специальной военной операции на Украине».

Это – весьма вероятно, что никак не объясняет необходимости перевода даже не просто остатка стоимости проекта, а суммы, превышающей остаток. Даже если на этапе реализации уже произведена переоценка бюджетной стоимости проекта.

Если абстрагироваться от «желания помочь президенту Эрдогану», то можно предположить ещё, что Турция становится хабом для торговли санкционными товарами и для российской «атомки». И для этой торговли может использоваться дочернее предприятие «Аккую Нуклеар» и переведенные суммы могут потребоваться уже в самое ближайшее время.

Теперь что касается так называемого «спасения Эрдогана»: конечно, перевод в Турцию суммы в 20 млрд долл. является заметным траншем, может и даже должен рассматриваться в качестве жеста России в сторону турецкого руководства. Тем более, после того, как была изменена конфигурация проекта «Аккую» и из него был исключен ключевой турецкий партнёр «IC Tas», который не мог, по определению попасть в проект без рекомендации турецкого руководства. Так что, здесь просматривается и «подсластитель» достаточно «горькой пилюли» для турецкой стороны. Которая, впрочем, сама отказалась от долевого участия в проекте.

Может ли единоразовый транш столь благотворно повлиять на экономическую ситуацию в Турции, чтобы изменить внутриполитический расклад в пользу действующей в стране власти? – Полагаем, что нет. Может быть лишь только краткосрочный эффект. Поскольку турецкие экономические проблемы носят системный характер. Однако, в переводе российской стороны, помимо всего прочего, просматривается и отечественное «чем можем». Хотя повторимся, этот перевод, внося положительный вклад в турецкую экономику, не является лекарством, а скорее «болеутоляющим».

Впрочем, все изложенное выше является наглядным свидетельством того, что российское руководство настроено на продолжение диалога с действующей в Турции властью и посылает на этот счет ей однозначные сигналы, чего не делает Запад. Россия, на ближайшие 10 месяцев, становится для турецкой власти одним из приоритетных направлений работы.

Завершим наш цикл материалом от 9 августа из газеты Daily Sabah под заголовком «Встреча win – win в Сочи» авторства Нагехан Алчи.

«Встреча Президента Реджепа Тайипа Эрдогана и Президента России Владимира Путина в Сочи стала очень важным событием во многих отношениях. Она доказала, что две страны укрепляют свои отношения, что роль Турции между Украиной и Россией в отношении экспорта зерна была очень успешной и что Россия рассматривает Турцию как важную страну для торговли и работы в условиях жестких санкций.

Западные политические круги начали сомневаться в отношении Запада к России. Поскольку Европа в основном зависит от российского газа, блок не уверен, что делать с приближением зимы.

Политика санкций, особенно в Германии, подверглась критике со стороны некоторых левых политиков.

Турция пошла по другому пути с тех пор, как Россия начала нападать на Украину. Она заявила о своей поддержке Украины и заняла позицию против российского вторжения, но не разорвала связи с Россией и поддерживала диалог, что привело к решающему успеху в дипломатии. Сегодня Турция является ключевым игроком в украинском кризисе, способным вести переговоры с обеими сторонами и решать проблемы для достижения мира.

Это еще раз подтвердилось в Сочи. Эрдоган и Путин встретились на четырехчасовой встрече по Сирии, газу, атомной энергетике и, конечно же, Украине. Турция хочет начать новую операцию по противодействию террористической организации РПК и ее сирийскому крылу СНС, а Эрдоган заявил, что Россия поддерживает борьбу Турции с террористическими группировками, но хочет согласовывать вопросы безопасности с сирийским режимом.

Эрдоган после встречи заявил, что Турция будет способствовать региональному миру в Черноморском регионе, и добавил, что предложил Путину организовать встречу с президентом Украины Владимиром Зеленским в Турции.

Лидеры подчеркнули важность экспорта зерна через Черное море. Месячное отсутствие украинского зерна в мире привело к резкому росту цен и угрожало распространением голода в таких регионах, как Африка и Ближний Восток.

Были и другие итоги встречи Эрдоган-Путин, а также вышеупомянутые.

Лидеры двух стран договорились продолжить сотрудничество в сфере энергетики. Примечательно, что Путин спокойно обсудил газопровод «Турецкий поток», по которому газ поступает в Европу. Российские официальные лица также заявили, что Турция согласилась оплачивать значительную часть своих счетов за энергоносители в рублях, что будет выгодно ей, поскольку Европа отказывается это делать из-за санкций. В результате поступление газа на континент с приближением зимы становится проблематичным для Запада.

Встреча укрепила роль Турции как важного посредника между Украиной и Россией, а также между Россией и НАТО.

Позиция и усилия Турции являются ключевыми в сегодняшнем кризисе. Она является членом НАТО, но в то же время является союзником России, что дает ему исключительное положение моста между двумя мирами, которые находятся на грани полного прекращения связи. Помогая России экспортировать газ и зерно, Турция обеспечивает полезную площадку для материалов, которые должны были присутствовать на западных рынках.

Встреча в пятницу также означала, что обе стороны согласны работать вместе в Сирии и Ливии, хотя они поддерживают противоборствующие стороны.

Так что было бы неправильно охарактеризовать встречу как беспроигрышную ситуацию для обеих сторон. Это дает Турции дипломатическую власть на Западе, а России — почву для экономического выживания в условиях санкций».