О рабочем визите президента Турции Р.Т.Эрдогана в Сочи. Часть 2

5 августа с. г. состоялся рабочий визит президента Турции Р.Т.Эрдогана в Сочи для встречи с президентом РФ В.В. Путиным. Это – вторая личная встреча между двумя лидерами за последние две недели. Предыдущая встреча состоялась в рамках Астанинского формата в Тегеране 19 июля.

Продолжаем анализировать итоги визита. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=88742.

Напомним, что мы остановились на «завоевании» Турции экономических плацдармов в России, в частности, в строительно-подрядном секторе. Вторым, столь же естественным плацдармом для Турции в отношениях с Россией, был и остается «пятизвездочный, всё включено, пляжный туризм».

Как и в случае со строительно-подрядным сектором, это турецкое направление является для России практически безальтернативным. Не только в плане отсутствия адекватных конкурентных предложений извне. Но и в плане неспособности / нежелания / отсутствия воли России создать по этим направлениям собственное, конкурентоспособное по отношении к Турции предложение.

Ни одной серьезной строительно-подрядной компании уровня турецких подрядчиков в России, до сих пор, не создано. Россия пока «ковыряется» на уровне создания компаний-застройщиков жилья, что, безусловно, неспособно удовлетворить огромный спрос в России на создание адекватной её территории инфраструктуры. Отдельный класс отечественных компаний – это компании-витрины, которые получают подряды на свое имя и, вместе с ними, основную долю прибыли, чтобы передать «вниз по цепочке» работу турецким подрядчикам. Нередко от российских строителей можно слышать горькие слова о том, что компетенции в сфере сложного строительства утрачены, мы – «строить не умеем» и «лучше поручать это туркам». В значительной мере, их следует считать адекватной констатацией сложившейся ситуации.

Российские курорты уступают турецким как по сути, так и по цене предложения. И, в этом смысле, им, удручающим образом, не пошёл на пользу период сверхприбылей коронавирусной эпохи. «Сливки» были сняты, но без серьезного реинвестирования в российскую инфраструктуру гостеприимства. В итоге, после открытия границ, основной туристический поток из России снова хлынул в Турцию. При этом, турецкое направление, без преувеличения, стало для россиян направлением номер один, после выпадения из российской туристической обоймы.

На фоне этих основных плацдармов, турецкий экспорт в Россию представляется достаточно диверсифицированным, но нельзя сказать, что доминирующим по тому или иному направлению. Да, турецкий текстиль, продукция химической промышленности, станкостроения, автомобилестроения (запасные части и комплектующий), электротехника – важны для российского рынка, однако, не занимают на нем безоговорочно доминирующего положения, чтобы можно было говорить о критически важной роли.

Причина – проста: когда формировался российский рынок, в 1990-х годах, Турция в промышленном отношении была на порядок слабее, чем сейчас. Тогда в Россию можно было зайти просто «на раз», пользуясь наличием огромного количества свободных для новых игроков ниш. Такое окно возможностей не возникало уже где-то с 2000-х годов. «Цена входного билета», при обилии серьезных конкурентов, оказалась для турок непомерно высока.

Все эти годы наблюдалась стагнация в плане экспортных поставок из Турции на российский рынок. Более того, сильный удар по турецкому экспорту был нанесен в 2015 году с возникновением так называемого «самолетного кризиса». Тогда Россия приняла целый ряд экономических мер против Турции, в частности, в сельскохозяйственной сфере, которые возымели долгосрочный эффект, который не прекратился и после того, как кризис был сторонами урегулирован. Россия резко повысила свою автономность в плане продуктов питания и сельхозпродукции. И, кроме того, достаточно быстро заместила выпавших поставщиков из Турции и не только пресловутых «помидоров».

Итогом изложенного выше стала такая ситуация, при которой кратное наращивание взаимной торговли (даже не до 100 млрд долл., а хотя бы до 50 млрд долл.) оказалось невозможным. Задача была поставлена, однако, никто не знал, как к ней подступиться. Был ряд «гениальных бюрократических идей» о том, что нужен другой статистический учет взаимной торговли, который бы учитывал строительно-подрядные работы, а также туризм. Это сразу бы «приподняло» цифру товарооборота. Но за рамками этих «статистических игр» двигаться было практически некуда.

Однако, начало Россией специальной военной операции 24 февраля с. г. ознаменовало (пока ещё с известной долей гипотетичности) возникновение в России ситуации, смахивающей на «вторые девяностые». Впрочем, «нельзя второй раз зайти в одну и ту же реку». Да, турецкий потенциал сильно вырос. Однако, выпадение Запада было замечено не только выросшей Турцией, но и другими странами, включая те же Китай, Вьетнам и Индию. Кроме того, не стоит забывать и того, что, невзирая ни на что, невзирая на все те нарекания, которые есть к «сырьевому характеру» российской экономики, изменилась и сама Россия. Так что, турецким поставщикам придется действовать в России в далеко не тепличных условиях, как то было тремя десятилетиями ранее.

Однако, возвращаясь к тексту совместного заявления президентов В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана, в свете изложенного, можно усмотреть желание выделить туркам «делянку большей площади» на российском рынке. В этом смысле, вот ключевая фраза Совместного заявления:

«В рамках этих пониманий лидеры обеих стран провели широкие консультации по вопросам двусторонней повестки российско-турецких отношений и договорились о следующем: наращивать объем двусторонней торговли на сбалансированной основе и достичь поставленных целей; идти навстречу ожиданиям противоположной стороны в областях экономики и энергетики; предпринять конкретные шаги в целях наращивания взаимодействия по вопросам, которые в течение продолжительного времени оставались на повестке дня обеих стран, в таких секторах, как транспорт, торговля, сельское хозяйство, промышленность, финансы, туризм и строительство».

Под «сбалансированной основой» турецкой стороной, традиционно, понимается наращивание своего экспорта для того, чтобы цифры экспорта и импорта были приблизительно равны. В случае с Россией, по понятной причине – из-за крупной торговли сырьем и энергоносителями с одной стороны, и из-за конкурентности российского рынка (см. выше) для турецкой продукции – с другой стороны, этого достичь до сих пор не удалось.

Впрочем, в нынешней ситуации, которая характеризуется массовым исходом западных компаний из России, введением санкций и необходимости в т.н. «параллельном импорте», ситуация с поставками из Турции или через Турцию (что статистически может выглядеть практически неотличимо) может измениться кардинально. В этом смысле, очень показательна фраза про то, что необходимо предпринять «конкретные шаги». Причем, как можно судить, это – запрос, исходящий именно с турецкой стороны.

Не является секретом и то, что после «самолетного кризиса» 2015 – 2016 года, даже после того, как он был преодолен сторонами, Турция утратила в глазах чиновников в России нечто очень важное. Если можно так выразиться, если раньше туркам давался «зеленый свет» по всем направлениям без оглядки, то после 2016 года появилась некая «токсичность». Теперь отечественное чиновничество вынуждено учитывать и предыдущий конфликт между Россией и Турцией, и, кстати, что немаловажно, весьма нестабильный характер двусторонних отношений. Это стало также стало причиной тех «скрытых преференций», которые начали отдаваться конкурентам турок. Своего рода страховка на будущее, особенно, если речь идет о каких-либо долгосрочных отношениях с турецкой стороной.

Позволит ли нынешняя конъюнктура изменить нынешнюю ситуацию? – Это крайне сложный вопрос с учетом одной важной вводной – президентских и парламентских выборов в Турции 2023 года. Не исключено, что в России будут ждать их итогов, придерживая до переизбрания (что является не на 100% гарантированным) действующей власти важных долгосрочных решений в отношениях с Турцией. Впрочем, у этой ситуации есть и оборотная сторона: российскому руководству нынешняя турецкая власть понятна и предсказуема и есть желание поддержать турецкую власть, разумеется, в размере российских возможностей и без ущемления российских интересов.

Тот факт, что Р.Т.Эрдоган не остался на ужин в Сочи, является лишним доказательством того, что невзирая на российскую заинтересованность в Турции, наше руководство не готово идти на все «пожелания» турецкой стороны. Главным из которых, на данном этапе, является анонсированное проведение турками очередной операции в Сирии. Впрочем, нет уверенности, что действия президента Р.Т.Эрдогана следует трактовать слишком уж прямолинейно. Ранний отъезд может быть свидетельством и желания турецкого президента послать определенный сигнал внешнему миру, без явной связи с тем, чего удалось или не удалось турецкому лидеру добиться для себя в Москве по Сирии тем более, что турецкой стороне от России уже был целый ряд «поблажек», включая перенесение центра «миротворчества» из Беларуси в Стамбул.

Турция будет способствовать региональному миру в Черноморском регионе, заявил 6 августа президент Реджеп Тайип Эрдоган. Р.Т.Эрдоган обратился к представителям турецкой прессы, сопровождавшим его на обратном пути из Сочи, где он провел встречи со своим российским коллегой Владимиром Путиным и обсудил двусторонние и региональные вопросы.

В частности, Р.Т.Эрдоган сказал, что предложил Путину провести встречу с президентом Украины в Турции, чтобы внести свой вклад в региональный мир. Турецкий президент назвал прекращение огня между Россией и Украиной возможным, «если стороны проявят чуткость к данным обещаниям».

«Хотя разведка Турции ведет работу с сирийской разведкой, в Сирии все еще существуют террористические группировки», — сказал Эрдоган Путину и попросил поддержки России в этом вопросе.

«Российский Путин придерживается справедливого подхода к Турции», — сказал Эрдоган, добавив, что «он всегда будет с нами в борьбе с терроризмом».

Осуждая нападение на посольство Азербайджана в Лондоне, президент Турции назвал его «неприемлемым» и добавил: «Мы надеемся, что инцидент будет расследован, а виновные понесут наказание».

В связи с напряженностью в карабахском регионе, из-за которого Азербайджан и Армения периодически враждуют в течение 30 лет, турецкий президент вновь заявил, что «Карабах находится в пределах международно признанных границ Азербайджана».

Р.Т.Эрдоган также коснулся критики со стороны Германии и Франции, которые отстаивают претензии Греции, в то время как Турция предпринимает шаги для разрешения международного зернового кризиса. «Недопустимо критиковать нашу страну за неточные оценки, одновременно потворствуя шагам Греции, которые игнорируют международное право», — сказал он.

Заявив, что следит за развитием событий вокругТайваня, Р.Т.Эрдоган подчеркнул, что «очень важно, чтобы все стороны действовали со здравым смыслом, проявляли сдержанность, чтобы снизить напряженность в отношении Тайваня».

Как пишет турецкое издание Daily Sabah: «Настойчивое утверждение Китая о том, что Тайвань является его территорией, и угроза применения силы, чтобы поставить его под свой контроль, занимают важное место в пропаганде правящей Коммунистической партии, системе образования и полностью контролируемых государством СМИ на протяжении более семи десятилетий с тех пор, как стороны разделились в результате гражданской войны в 1949 году».

Обратимся к тем оценкам итогов визита в Сочи 5 августа президента Р.Т.Эрдогана, которые были даны турецкими обозревателями. В частности, 6 августа один из ведущих турецких политологов, генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран опубликовал статью под заголовком «Почему важна встреча в Сочи?». Статья вышла как в газете Sabah, так и на сайте Фонда SETAV. Цитируем маститого турецкого политолога:

«Вчера мы были в Сочи вместе с делегацией президента Эрдогана.

Этот визит, который состоялся в новом мире соперничества великих держав, ускоренном войной на Украине, важен во многих отношениях.

Для того чтобы зерновой коридор функционировал должным образом, а российско-украинская война привела к прекращению огня в будущем, важно, чтобы Турция, член НАТО, придерживалась своей сбалансированной политики, способной вести переговоры с Россией.

С точки зрения региональных и двусторонних отношений этот визит можно рассматривать как продолжение встречи Эрдоган — Путин в ходе Тегеранского саммита 19 июля. Содержание встречи в Сочи состоит из переговоров по решению вопросов и новых предложений, которые не удалось заключить на саммите в Тегеране.

К ним относятся возможная операция Турции на севере Сирии и двустороннее экономическое сотрудничество.

Присутствие в поездке министров иностранных дел и обороны, руководителей МIТ (Национальной разведывательной организации – И.С.) и оборонной промышленности указывает на переговоры в сфере безопасности и обороны.

Тот факт, что председатель Центрального банка также присутствует вместе с министрами казначейства и финансов, торговли, энергетики и сельского хозяйства, показывает, что экономическая повестка дня встречи многогранна.

Примечательно, что в ходе визита состоялась встреча один на один и рабочий обед, а также встреча делегаций.

В то время как в Европе ощущается нехватка таких лидеров, как Меркель, Эрдоган и Путин выделяются своим более чем двадцатилетним опытом.

На самом деле лидерская дипломатия, которую Эрдоган и Путин ведут с 2005 года, имеет свои особенности.

Прежде всего, эти отношения имеют историю управления конкуренцией и напряженностью, а также сотрудничеством.

Два лидера, которые в последние годы встречаются все чаще и чаще, заняты не только углублением отношений между своими странами и урегулированием кризисных зон, таких как Ливия, Сирия и Карабах.

В то же время у них есть возможность обсудить, как они оценивают международные события.

Перед встречей в Сочи делегации двух стран обсудили все аспекты отношений. Лидеры придали окончательную форму рассмотренным вопросам.

Эта широкая структура сотрудничества включает в себя конкретные программы, начиная от энергетики («Аккую», «Турецкий поток») и заканчивая сельским хозяйством, туризмом и торговлей.

Как заявил Эрдоган и как видно из совместного заявления, между Турцией и Россией открылась «совсем другая страница».

Точно так же бросаются в глаза слова Путина, указывающие на стратегические проекты, осуществляемые Турцией и Россией: «Европа должна быть благодарна Турции за бесперебойный приток природного газа из России».

В последнее время оппозиция все чаще стала критиковать расширение сотрудничества между Турцией и Россией.

Неудивительно, что эта критика, озвучиваемая Народно-республиканской партией и Хорошей партией, усилилась после Саммита в Сочи.

Российская политика Турции основана не на идеологической основе, а на рациональном и динамичном балансировании национальных интересов.

Конечно, существуют риски для балансовой политики.

Не следует ожидать категоричной реакции от Турции, которая одновременно пытается быть эффективной в западном альянсе и противостоит реальности России в своем регионе.

У Турции есть западные союзники, которые поддерживают террористическую организацию РПК / СНС, но она (сама Турция – прим.) не может получить БПЛА, ракеты или самолеты, когда это необходимо. У нее есть соседи и партнеры, с которыми она сталкивается в Сирии.

На уровне этих многочисленных конфликтных отношений ожидать от Турции типичной блокадной политики несовместимо с геополитическими реалиями.

Особенно в мире, который движется к многополярности

Турция много раз стремилась углубить свои отношения с США и ЕС.

В ответ на эти стремления не следует оставлять (Турцию – прим.) в одиночестве в сирийском кризисе или поддерживать максималистские требования Греции в Восточном Средиземноморье и Эгейском море.

На операции Анкары в Сирии нельзя отвечать санкциями.

Нынешние международные отношения требуют от Турции проведения исключительной политики в отношении России.

Западные столицы должны увидеть эти уравнения и прийти в Анкару с новыми предложениями по сотрудничеству, инвестициям и интеграции».

53.49MB | MySQL:103 | 0,476sec