Ситуация в Судане и Южном Судане: июнь 2022 г.

1 июня сотни сторонников исламистских групп провели манифестацию у здания Миссии ООН в Хартуме. Они потребовали выезда из страны эмиссара ООН Уолкера Пертеса. Эта акция проходила в момент, когда в Совбезе ООН должно было пройти обсуждение вопроса о продлении мандата Миссии, срок действия которого истекал 3 июня. За день до манифестации в ходе семинара на тему «Негативные последствия Миссии ООН на национальный диалог в Судане» лидер суданских исламистов Мохаммед Али аль-Джазули обвинил эмиссара ООН во «вмешательстве» во внутренние дела Судана.

3 июня Совбез ООН продлил на один год мандат политической Миссии ООН по помощи переходному режиму в Судане (Minuats, по-английски — Unitams).

3 июня в Хартуме прошла очередная манифестация противников военного правления, при подавлении которой погиб один из ее участников. Участники акции требовали предать суду ответственных за гибель 128 человек, погибших 3 июня 2019 г. при разгоне сидячей забастовки перед штабом суданской армии с требованием к военным разделить власть с гражданскими. При подавлении акции «отличились» полувоенные формирования «Силы быстрой поддержки» (СБП). Их главарь генерал Мухаммед Хамдан Дагло является вторым лицом военного режима, пришедшего к власти после госпереворота в октябре 2021 г.

6 июня «Силы свободы и изменений» (ССИ – основной политический блок сторонников гражданской власти в Судане) вновь заявили об отказе от диалога с военными, захватившими всю полноту власти в ходе путча. Тем самым ССИ отклонили полученное несколькими днями ранее приглашение от ООН, Африканского союза и региональной организации стран Восточной Африки провести техническую встречу с военными. Последние приняли аналогичное приглашение.

Напомним, что после падения режима Омара аль-Башира ССИ достигли соглашения с военными о совместном правлении военных и гражданских на переходный период до проведения выборов. Но их сосуществование нарушил путч в октябре 2021 г.

В качестве условий присоединения к диалогу ССИ назвали освобождение политзаключенных и прекращение применения силы против участников манифестаций.

Отсутствие ССИ не помешало 8 июня начать диалог «слепых и глухих» — военных и гражданских, откликнувшихся на призыв ООН и других организаций. Диалог также бойкотировали старейшая партия Судана – Партия Умма и «Комитеты сопротивления», работающие в каждом квартале городов страны и регулярно организующие массовые манифестации против военных. Это не помешало действующему главе Судана генералу Абдель Фаттаху аль-Бурхану назвать эту встречу «исторической». Он пообещал «реализовать все то, что родится на этой встрече».

Тем не менее из-за отсутствия ССИ 11 июня второй раунд диалога был перенесен на неизвестное время по инициативе трех международных организаций, выступивших организаторами переговоров. Тогда же стало известно, что двумя днями ранее все же состоялась «неофициальная» встреча между представителями военных и ССИ, но она ни к чему не привела. Гражданские, по их оценке, не захотели «оправдывать» путч, который лишил Судан международной помощи, составлявшей 40% доходной части бюджета.

21 июня Африканский союз (АС) заявил, что отказывается от усилий, призванных привести суданских акторов к диалогу относительно путей к демократии. Он осудил «нечестные и непрозрачные» дискуссии, участниками которых были только военные и бывшие повстанцы, подписавшие мирное соглашение с Хартумом после падения режима аль-Башира.

7 июня стало известно, что в новых межплеменных столкновениях, развернувшихся на западе и юге Судана в предшествующие дни погибли по меньшей мере 27 человек, десятки получили ранения. В населенном пункте Колбус в штате Западный Дарфур из-за территориального спора между арабским племенем ризейгат и неарабским племенем гимир погибли по меньшей мере 16 человек, по 8 с каждой стороны. На юге страны в штате Южный Кордофан в районе населенного пункта Абу Джебейха в столкновениях между арабскими племенами кенана и аль-хавазма погибли по меньшей мере 11 человек, 35 получили ранения.

Похоже, межплеменное противостояние в Западном Дарфуре на этом не завершилось. Уже 13 июня заговорили о том, что там погибли свыше 110 человек, главным образом – из племени гимир. Арабы сожгли 17 деревень их противников. К 14 июня, по данным ООН, число погибших превысило 125 человек, 50 тысяч человек были вынуждены покинуть насиженные места. Из числа погибших 101 человек были гимир, 26 – ризейгат. В регионе появились формирования СБП, которые ранее оставили изрядный кровавый след там, подавляя неарабов.

16 июня забила тревогу Всемирная продовольственная программа (PAM) ООН, согласно оценкам которой голод грозит более чем 15 млн суданцев, то есть трети населения страны. И, по оценкам экспертов, ситуация будет только ухудшаться. К сентябрю ожидается, что продовольственный кризис затронет уже 18 млн суданцев, то есть 40% населения страны.

В тот же день при подавлении очередной антирежимной манифестации в Омдурмане силы безопасности применили огнестрельное оружие. Погиб один из участников акции. Таким образом, с момента путча 25 октября были убиты 102 участника манифестаций, сотни получили ранения.

27 июня Судан обвинил эфиопских военных в том, что те «казнили» 7 суданских солдат и 1 гражданского, захваченных в плен близ спорной территории Аль-Фашага. Как утверждалось в коммюнике суданской армии, «в рамках данного акта, который противоречит всем военным конвенциям и международному праву, армия Эфиопии казнила 7 суданских солдат и 1 гражданского, которые оказались в плену». «Этот акт не останется безнаказанным», — отмечалось в коммюнике, в котором также обещалось ответить «на это грязное поведение». Понятно, в документе не упоминалось, сколько раз суданские военные и близкие к ним СБП ранее регулярно обвинялись в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. Это – без всякого стремления представить эфиопских военных «белыми и пушистыми». На тот день реакция Эфиопии на это обвинение не последовала.

Территория Аль-Фашага формально находится в штате Гедареф на востоке Судана. Инциденты в этом районе участились в 2020г. после начала конфликта в эфиопской провинции Тыграй, когда в Аль-Фашаге были развернуты суданские войска.

Также 27 июня Судан объявил о своем намерении отозвать своего посла из Аддис-Абебы. Это намерение было реализовано в тот же день. Тогда же в Аль-Фашаге побывал глава Судана генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан.

Позднее последовало заявление МИД Судана, согласно которому 8 убитых «были похищены 22 июня с территории Судана, а затем их отправили в Эфиопию».

27 июня последовал ответ Эфиопии, согласно которой утверждения Судана были «искажением фактов». По версии Аддис-Абебы, речь шла о «перестрелке», вспыхнувшей после «вторжения». Правительство Эфиопии выразило «сожаление в связи с человеческими жертвами в ходе перестрелки» и пообещало провести расследование происшедшего. По его версии, в инциденте участвовало подразделение суданской армии, вторгшееся на территорию Эфиопии в сопровождении повстанцев из Тыграя. Им противостояла не армия Эфиопии, а местный отряд самообороны.

29 июня в Хартуме прошла очередная манифестация сторонников гражданского правления. Вновь против них была применена сила, погиб 1 активист. Участники шествия в условиях проблем со связью хотели довести до жителей Хартума информацию о новой массовой акции протеста, запланированной на 30 июня. Они обещали устроить властям в тот день «землетрясение».

30 июня, как и было обещано активистами, они вывели на улицы Хартума десятки тысяч человек. Шествия в разных районах столицы проходили под лозунгом «Народ хочет устранения (от власти) генерала аль-Бурхана». Повсеместно против их участников был применен слезоточивый газ и шумовые гранаты. К тому дню начиная с путча 25 октября силовики убили свыше 100 участников регулярно проводившихся манифестаций сторонников гражданского правления, тысячи человек получили ранения. Шествие проходило в годовщину другого путча, 1989 года, который привел к власти военно-исламистскую диктатуру во главе с Омаром аль-Баширом, отстраненным от власти военными в 2019 г. Этим шествием ССИ подтвердили их отказ от «национального диалога», предложенного армией и ООН, видя в нем «ложное политическое решение», призванное придать «законность» путчу 25 октября.

Итог манифестации 30 июня – в Омдурмане были убиты 2 активиста. Оба получили пулевые ранения, оказавшиеся несовместимыми с жизнью.

В Южном Судане в штате Уаррап 25 – 26 июня погибли 25 человек, в том числе 18 солдат. Столкновения между солдатами и местными жителями в деревне Валь Бет в графстве Северный Тондж вспыхнули после того, как военные попытались изъять и гражданских скот, который они посчитали украденным у соседей.

Штат Уаррап за последние годы неоднократно становился ареной боев между солдатами и местной вооруженной молодежью, отвергающей власть южносуданских властей. В августе 2020 г. по меньшей мере 127 человек погибли в Гельвенге в столкновениях между солдатами и молодежью, которая отказалась принять участие в кампании разоружения.

В целом, по итогам июня и с учетом непоколебимой решимости ССИ убрать военный режим можно было с большой долей уверенности  предположить дальнейшее обострение обстановки в Судане с самыми непредсказуемыми последствиями.

52.27MB | MySQL:103 | 0,460sec