О мерах властей Египта по преодолению экономического кризиса на фоне доминирования военных в политике и экономике

Министерство нефти и минеральных ресурсов Египта начало расширение нефтяного порта Эль-Хамра на побережье Средиземного моря с целью увеличения емкости терминала для хранения сырой нефти до 5,3 млн баррелей. Терминал Эль-Хамра, который был построен для отгрузки сырой нефти, добываемой в Западной пустыне Египта, в настоящее время способен вместить 1,5 млн баррелей сырой нефти в своих шести резервуарах. Порт Эль-Хамра находится примерно в 120 километрах к западу от Александрии, второго по величине города Египта, и управляется Western Desert Operating Petroleum Co (Wepco). В рамках расширения будут добавлены четыре резервуара для хранения, каждый вместимостью 630 000 баррелей сырой нефти, говорится в заявлении министерства. «План расширения порта направлен на то, чтобы превратить его в стратегический центр на средиземноморском побережье для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов», — заявил министр нефти Тарек аль-Мулла во время открытия проекта  4 августа. Объявление было сделано на следующий день после того, как отчет Bloomberg, основанный на данных отслеживания судов, показал, что 24 июля рано утром на терминал Эль-Хамра было доставлено около 700 000 баррелей российской нефти. Несколько часов спустя другое судно забрало груз из порта, который, возможно, включал часть или всю российскую нефть. В отчете говорится, что необычный шаг затрудняет отслеживание пункта назначения груза, поскольку Россия ищет новые маршруты доставки своей нефти на международный рынок в свете европейских санкций, введенных после начала военной операции на Украине. В июне Европейский союз ввел частичное эмбарго на российскую сырую нефть и нефтепродукты и запрет на страхование перевозок при экспорте нефти из России. Санкции в отношении российской нефти вступят в силу 5 декабря 2022 года, а запрет на импорт нефтепродуктов вступит в силу 5 февраля 2023 года. До начала кризиса на Украине Россия осуществляла доставку сырой нефти с судна на судно у испанского автономного города Сеута и в середине Атлантики. Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что Россия планирует использовать Эль-Хамру в качестве обычного транзитного порта, как она уже сейчас это делает  в качестве транзитного маршрута для мазута. Содействие Каира усилиям Москвы по обходу западных ограничений может осложнить ее отношения с Европой в то время, когда президент Абдель Фаттах ас-Сиси призывает своих европейских союзников оказать давление на Международный валютный фонд и Всемирный банк, чтобы облегчить для Каира сложные условия кредитования. И без того испытывающая трудности экономика Египта сильно пострадала от войны в Украине, что вынудило ее вступить в переговоры с МВФ в начале этого года, чтобы получить новый кредит для смягчения остроты экономического кризиса. На этой недели власти фактически признали «ошибочность» финансовой политики, что стало практически беспрецедентным случаем. Министр финансов Египта Мухаммед Мааит сказал во время недавнего выступления на популярном ток-шоу, что полагаться на «горячие деньги» было ошибкой. Это признание происходит на фоне углубляющегося экономического кризиса, в результате которого уровень внешнего долга Египта вырос до 158 млрд долларов в марте по сравнению с 145,5 млрд долларов в декабре 2021 года, увеличившись на 8% за четыре месяца. Этот рост сопровождался рекордным уровнем инфляции, который достиг почти 15%, а египетский фунт потерял почти 22% своей стоимости с марта, когда Египет девальвировал свою валюту. 1 августа Центральный банк  Египта покупал один доллар за 19,01 египетских фунтов  по сравнению с 15,6 в марте. Наибольшие опасения экономистов  вызывает возросшее давление на государственный бюджет и неуклонное сокращение валютных резервов. Расходы на выплату процентов и погашение долга для бюджета Египта на 2022/23 год выросли до 90 млрд долларов по сравнению с примерно 63 млрд долларов в предыдущем финансовом году, что составляет более половины государственных расходов. Это оказывает значительное давление на способность правительства предоставлять социальные услуги и выполнять свои будущие долговые обязательства без дополнительных займов. Валютные резервы сократились до 35,5 млрд долларов в конце мая с более чем 37 млрд долларов двумя месяцами ранее. Если эта тенденция сохранится, египетский фунт столкнется с дополнительным давлением, с еще одним потенциальным раундом девальвации, который еще больше усугубит положение  бедных и средних классов. Углубление кризиса вынудило рейтинговое агентство Moody’s понизить прогноз по Египту со стабильного до негативного в мае.

Реакция властей на кризис основывалась прежде всего на попытках привлечь внешние потоки капитала, в основном из стран Персидского залива, и в рамках  переговоров о новом кредите от Международного валютного фонда для выполнения своих растущих обязательств. В последние дни страны Персидского залива пообещали предоставить Египту финансовую помощь в размере около 22 млрд долларов, включая инвестиционное соглашение с Саудовской Аравией на сумму около 10 млрд долларов. В то же время президент Абдель Фаттах ас-Сиси приступил к масштабной программе приватизации, в рамках которой в ближайшие годы должны быть проданы государственные активы на 40 млрд долларов. Планы по расширению нефтетерминала Эль-Хамры также является попыткой диверсифицировать экономический баланс с точки зрения превращения Египта в некий региональный хаб углеводородов.  Ожидается, что Египет также продолжит рост заимствований, став крупнейшим эмитентом суверенного долга среди развивающихся рынков в Европе и регионе MENA с объемом эмиссии в 73 млрд долларов в этом году. Как полагают эксперты Фонда Карнеги, такая политика далека от радикальных преобразований в египетской политической экономике, необходимых для решения финансовых проблем страны. Чтобы действительно реформировать экономику, система милитаризованного капитализма режима должна быть полностью пересмотрена. Эта модель, которая опирается на инвестиции, обусловленные долгами, в мегаинфраструктурные проекты с сомнительными экономическими выгодами, управляемые или осуществляемые военными, не только оказалась неэффективной в борьбе с бедностью, но и катастрофически сказалась на финансах страны, поставив Египет в крайне шаткое положение. Чтобы смягчить нынешний кризис, Каир должен осуществить три взаимосвязанных изменения в политике.

Во-первых, он должен отказаться от большого количества военных предприятий, особенно в тех областях, где вмешательство военных нанесло значительный ущерб частному сектору.

Во-вторых, он должен отказаться от инвестиций в мегаинфраструктурные проекты и вместо этого сосредоточиться на повышении конкурентоспособности египетской экономики и углублении ее промышленной базы.

В-третьих, режиму следует пересмотреть налогообложение, перейдя от регрессивной системы, которая облагает потребление высокими налогами, к прогрессивной системе. Это повлечет за собой прекращение множества налоговых льгот, которыми пользуются военные компании, и передачу их под гражданский контроль. Такие меры не только укрепили бы государственную налоговую базу, которая составляет около 14% процентов ВВП, по сравнению, например, с примерно 28% в Марокко, но также уменьшили бы бедность и стимулировали местный спрос, повышая производительность частного сектора, который демонстрирует длительные признаки отрицательного роста. Однако препятствия для реализации такой политики носят скорее политический, чем экономический характер. Это связано с доминированием военных над государственным аппаратом и отсутствием гражданской правящей партии для уравновешивания военных, что ослабляет позиции президента. Действительно, наиболее отличительной чертой режима ас-Сиси, по сравнению с эпохой Мубарака, является отсутствие крупной гражданской правящей партии, такой как Национально-демократическая партия, которую президент мог бы использовать для ограничения влияния военных и проведения необходимых реформ. Хотя в парламенте представлены партии, поддерживающие ас-Сиси, в первую очередь «Мустакбаль Ватан», нет никаких доказательств того, что они играют какую-либо роль в выработке политики, и при этом они не занимают министерские должности. Это ставит ас-Сиси во власть военных как руководящего института в Египте, серьезно ограничивая его политические возможности. Превосходство военных в политической системе даже закреплено в конституции, а поправка 2019 года добавляет, что в обязанности военных входит «защита конституции, демократии, государства и его светского характера, а также личных свобод», что значительно увеличивает их власть. Тенденция милитаризации государства не показывает признаков ослабления. Напротив, все признаки указывают на ее усиление. В середине июля генерал Салах аль-Рувайни, глава военной судебной власти, был приведен к присяге в качестве заместителя главы Конституционного суда, создав опасный прецедент, который поднимает уровень политизации судебной власти. Во многих отношениях режим ас-Сиси является жертвой собственного успеха. Ликвидировав все гражданские центры власти, военные завершили свое господство в государстве и коренным образом изменили свою собственную природу, превратившись из института безопасности в политическую партию. Для всех практических целей египетские военные теперь действуют как правящая партия, непосредственно контролируя политику и государственный аппарат — с монументальными последствиями. Наиболее заметным из них является ослабление позиций президента, поскольку он больше не может призывать гражданские силы для уравновешивания влияния военных. Это сильно ограничивает возможности режима по осуществлению реформ, особенно в экономической сфере, поскольку военные извлекают большую выгоду из статус-кво. Любые экономические реформы обязательно потребуют от ас-Сиси ослабления «мертвой хватки» военных над государством и экономикой — маловероятная перспектива, поскольку это повлечет за собой прямое столкновение с его собственной базой власти. Таким образом, предлагаемые реформы будут ограниченными и не смогут облегчить углубляющийся кризис в Египте.

52.2MB | MySQL:103 | 0,535sec