- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на журналистское расследование Reuters влияния власти на прессу. Часть 3

31 августа информационное агентство Reuters опубликовало журналистское расследование касательно влияния власти на прессу в Турции. Расследование вышло под весьма красноречивым заголовком «Инсайдеры рассказали, как Эрдоган приручил турецкие редакции».

Под заголовком значится: «По словам инсайдеров СМИ, из офисной башни (имеется в виду Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции под руководством Фахреттина Алтуна – И.С.) в Анкаре турецкие чиновники формируют новости страны, и это всегда идет на пользу президенту Тайипу Эрдогану».

В прошлых частях нашей публикации мы привели полностью данный материал, а также первые комментарии турецких проправительственных обозревателей. Материалы доступны по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=89372 [1].

Первая претензия турецких обозревателей к качеству расследования заключается в том, что Reuters привели лишь только один эпизод «влияния» президента Турции на местные средства массовой информации.

Речь шла о достаточно чувствительном для турецкой власти вопросе – отставке со своего поста министра финансов и казначейства Берата Албайрака (является зятем турецкого президента). Тогда турецкая власть, по утверждениям Reuters, придержала на какое-то время, исчисляемое несколькими днями, эту новость.

Что, впрочем, заметим, является неудивительным – как пишут турецкие обозреватели, новости о ключевых кадровых назначениях далеко не всегда публикуются «с пылу с жару». Нередко, их выдача публике срежиссирована и так происходит всегда. Имея в виду, в данном случае, особый статус Берата Албайрака в турецкой политической системе.

На самом деле, был и второй эпизод, о котором вскользь упомянули Reuters – речь идет об инциденте с гибелью трех десятков турецких военнослужащих в Сирии от удара, нанесенного официальным Дамаском. Тогда, как пишет информационное Агентство, «на следующее утро» Турция говорила совсем о другом. Этот инцидент в рассмотренной нами статье Хаккы Оджала не комментируется.

Однако, со своей стороны заметим следующее.

Во-первых, придерживать информационных коней является делом нормальным для любого государства. Особенно, когда дело касается чувствительных вопросов как для общества, так и для межгосударственных отношений. И, разумеется, когда ситуация, на самом деле, нуждается в дополнительном сборе информации и дополнительной оценке.

Во-вторых, если турецкие СМИ и «придержали» информацию об инциденте в Сирии, то это продолжалось недолго. Буквально к вечеру следующего дня об этом говорили все турецкие СМИ. Были сотни гостей и часы ток-шоу, посвященных произошедшему. В некоторых из них участвовал нижеподписавшийся. И обстановка, и перспективы влияния инцидента (причастность к которому Россия официально отвергла) на российско-турецкие отношения были в Турции до предела накалены. Оценки и обвинения в адрес причастности России были самыми жесткими.

Ситуация была урегулирована тем, что президент Р.Т.Эрдоган отправился в Москву, что стало сигналом для публики, что Россия, действительно, к тому инциденту не имеет отношения и постепенно сошло на нет. Остается только представить, что бы было, если турецкая власть не попыталась бы «сдуть эту информационную пену» не разобравшись в вопросе.

Хотя, оговоримся, что этот инцидент с турецкими военнослужащими – излюбленный тезис западных спикеров, выступающих в турецких СМИ. Они любят сказать, что Россия, дескать, «убивает турецких военнослужащих». С этим тезисом выступают западные спикеры на турецком ТВ с завидной регулярностью.

Впрочем, сама турецкая сторона так, по всему получается, не считает. Хотя и с одной оговоркой: так не считает турецкая власть. И дело тут не в том, что ей выгодно так не считать и не накалять отношения с Россией. Дело в том, что даже в самой Турции независимые политические обозреватели немало уже сказали о неоднократных российских запросах к турецкой стороне относительно наличия в следующей колонне турецких военнослужащих и о настойчивом отрицательном ответе турецкой стороны. Разумеется, сказали они и о том, что Россия физически не наносила удара, а сделал это официальный Дамаск.

А вот турецкая оппозиция, в частности, лидер турецкой оппозиции, председатель Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, не так давно, в связи с произошедшим назвал президента Путина «убийцей». В своем выступлении он заявлял о том, что Эрдоган «пришел к дверям убийцы», имея в виду визит президента Турции в Москву буквально сразу после инцидента.

Но, повторимся, с позиции турецкой власти – вопросов в том инциденте не осталось, и он исчерпан. И то, что на него не сразу отреагировали – большого влияния на последующее освещение и обсуждение в турецких СМИ не имело. Все было обсуждено и этот вопрос достаточно долго держался в ТОПе новостей и обсуждений.

Опять же, про задержки в освещении турецких СМИ: можно заметить, что в информационной повестке турецких СМИ есть определенная логика. То есть, какие-то события обсуждаются более охотно, чем другие, возможно, и не менее знаковые. Однако, наличие такой логики прослеживается далеко не только в Турции, но и, вообще, в любой стране мира. Так что, подобные упрёки довольно странно слышать от Reuters. Действительно, Управление по коммуникациям или, как его ещё называют, Управление по связям с общественностью Турции при Фахреттине Алтуне стало влиятельной организацией с достаточно широким видением информационной повестки. И, сразу скажем, что один из главных акцентов организации – это работа вовне, то есть борьба с дезинформацией за пределами Турции в отношении страны.

Далее турецкие комментаторы отреагировали на то, что в материале Reuters практически нет конкретных имен источников, от кого те почерпнули информацию.

На самом деле, этот упрёк может быть достаточно легко отвечен уже с противоположной стороны, со стороны Reuters: в традиции и самих турецких СМИ ссылаться на неназванные источники в своих журналистских расследованиях. Фраза «наш источник» является классической для турецких СМИ. Турецкие средства массовой информации охотно публикуют мнения и выражение неназываемых прямо собеседников. Это практикуется повсеместно.

Впрочем, некие имена в отчете Reuters звучат, но, похоже, турецкие обозреватели не видят в них носителей сколь-нибудь ценной информации.

Но главный вопрос, который заботит турецких обозревателей, заключается в том, почему именно сейчас Reuters осуществили атаку на президента Эрдогана и на одного из видных членов его команды – главу Управления по связям с общественностью при Администрации президента Фахреттина Алтуна. – Ответ на взгляд Хаккы Оджала кроется в том, что Турция отказалась быть «простой военной базой для США и Европы» и предпочитает проводить свою собственную, независимую политику, превращаясь на глазах во влиятельного в глобальном отношении игрока.

И таким вот образом, западные страны пытаются не просто «свести с Турцией счеты», но и оказать влияние на турецкую внутреннюю политику, тактикой мелкого фола и внесением некоего вклада в том, что президент Турции Р.Т. Эрдоган предстанет в образе «диктатора», про которого говорят, что он полностью контролирует турецкую информационную повестку. Это, по всей видимости, по замыслу организаторов, должно внести свою лепту в итоги предстоящих, не позднее июля 2023 года, президентских и парламентских выборов в Турции.

31 августа, незамедлительно после публикации «расследования» Reuters, последовала и реакция главы Управления по связям с общественностью Фахреттина Алтуна. Она была опубликована информационным агентством «Анадолу». Обратимся к этой реакции:

«Глава Управления по коммуникациям при администрации президента Фахреттин Алтун заявил: «Нападение британского информационного агентства Reuters на наше Управление по коммуникациям, которое добилось национального и международного успеха с помощью коммуникационной модели Турции, является лишь показателем того, на каком правильном пути мы находимся и предметом гордости.

«Агентство Reuters распространяло дезинформацию против Турции в разгар террористической кампании ИГ («Исламское государство», запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.), в то время как наша страна безжалостно расправлялась с этой организацией», — Фахреттин Алтун.

Далее Алтун заявил: «Мы сопротивлялись дезинформационным кампаниям против Турции в течение последних 4 лет, мы сделали нашу страну более устойчивой к этим атакам, и мы создали прозрачную коммуникационную среду. В том же направлении мы полны решимости служить Турции в течение многих лет под руководством нашего президента».

Заявив, что «Reuters — это аппарат для операций по восприятию и систематических манипуляций против президента Реджепа Тайипа Эрдогана и Турции», Алтун отметил, что они (Reuters) много раз публиковали противоречивые и ложные новости.

Алтун сообщил, что Reuters, в то время как дезинформация была дезинформацией против Турции, которая неустанно боролась с террористической организацией ИГ в разгар их атак, на самом деле, некоторые западные государства проигнорировали проход иностранных террористов в Сирию или фактически сделали это возможным через свои спецслужбы.

Напомнив, что агентство Reuters, которое также появилось на сцене в то время, когда Турция делала первые шаги к переходу на систему президентского правления, исказило заявления президента Эрдогана и вынуждено было опровергнуть собственные новости, Алтун сказал:

«Конечно, мы не забываем, какую роль Reuters играет в экономических и финансовых операциях против Турции. И такое информационное агентство все еще пытается нацелиться на турецкую коммуникационную модель и наше Управление. Мы также знаем, что намеревается делать Reuters, чему оно служит и что она делает в этом направлении. Мы очень хорошо знаем, что есть Турция, которая защищает правду от системы, где вторгаются, совершаются перевороты, начинается гражданская война, которая кормит террористические организации в разных частях мира, не только в вопросах, связанных с Турцией, но и в разных частях мира. Мы видим, что экономический кризис затронул всю Европу и вашу страну, Англию, а также вас как учреждение. По этой причине вы прибегаете к кабинетной журналистике, потому что это дешевле и проще. Как и много раз прежде, вы подаете воображаемые и сфабрикованные сценарии, сотканные из беспочвенных стереотипных предубеждений, под именем так называемых новостей. Мы еще раз напоминаем вам, что настоящая журналистика не может быть такой, какими бы ни были условия, и мы приглашаем вас сообщать только правду»».

В продолжение этой темы – информационных атак на Турцию со стороны «западных партнёров» — информационное агентство «Анадолу» опубликовало ответ на «расследование» доц. д.н. Факультета коммуникации Стамбульского университета Тургая Ерликая. Материал был опубликован 2 сентября под заголовком «Анализ Управления по коммуникациям со стороны Reuters — это новый этап антитурецкой политики».

Цитируем:

«Антитурецкие передачи, которые постепенно усиливались на Западе с 2010-х годов, сразу после перехода к системе президентского правления перешли в другую фазу. Противостояние (со стороны Запада – И.С.) по отношению к Турции, которая подвергается политическим и финансовым манипуляциям, а также подвергается эмбарго в оборонной промышленности, стала явлением, часто наблюдаемым в СМИ.

Значительно увеличилось количество публикаций, новостей и аналитических материалов, нацеленных на Турцию, за счет прямых манипуляций, а иногда и фальшивых новостей вместо потока новостей, учитывающего факты. Созданное как важный компонент стратегии эффективного исполнения и быстрого принятия решений, Управление по коммуникациям (при администрации президента Турции – И.С.) недавно попали в центр этих нападок.

Управление (по коммуникациям – И.С.) было создано 9 июля 2018 года с целью «обеспечения квалифицированного представительства Турции во всех областях, всеми инструментами и методами коммуникации и укрепления турецкого бренда в этом направлении». Оно проделало важную работу, несмотря на то, что ему исполнилось лишь 4 годы. Нацеленность на Управление является частью стратегии, направленной на дискредитацию «турецкой коммуникационной модели» с разных точек зрения.

В дополнение к радиопередачам и новостям, которые непосредственно нацелены на систему, в центре внимания находится Управление и многие другие учреждения из-за их роли в функционировании и эффективного объяснения системы.

Произведение вымысла: анализ Управления по коммуникациям Reuters

В среду, 31 августа, британское информационное агентство Reuters опубликовало анализ под названием «Инсайдеры раскрывают, как Эрдоган приручил турецкие редакции», прямо нацеленный на Управление по коммуникациям. Таким образом, анализ утверждает, что медиа-среда в Турции контролируется президентом Эрдоганом через Управление по коммуникациям. Анализ, основанный на данных об официальных лицах и журналистах-диссидентах в Турции, чьи имена и обязанности не разглашаются, методологически проблематичен. Потому что он содержит много дезинформации и манипулятивного контента.

Хорошо видно, что примеры, приведенные в анализе с привязкой к разным датам, направлены на установление некоего вымысла, а не на описание фактов или доведение их до всеобщего сведения. Например, в этом анализе, посвященном медиасреде Турции и Управлению по коммуникациям, автор, говоря о террористической организации FETÖ, определяет лидера организации Фетуллаха Гюлена как «проповедника в изгнании» и процесс очистки, проведенный против организации, интерпретирует как «контроль над СМИ в Турции».

По мнению автора, закрытие 150 СМИ, близких к Гюлену, после попытки государственного переворота 15 июля (2016 года – И.С.) означает, что правительство усилило давление на СМИ. Не говоря уже о дезинформационной борьбе, которую FETÖ вела как внутри страны, так и за рубежом, до и во время переворота, анализ через рассмотрение закрытия СМИ этой организации означает искажение действительности.

В одной части анализа содержится утверждение о том, что Закон о борьбе с дезинформацией, о котором часто говорили в последние месяцы и который будет снова обсуждаться в парламенте в октябре, создает цензуру. На самом деле, это утверждение направлено на то, чтобы бросить тень на борьбу Турции, которая в последние годы часто подвергался воздействию фейковых новостей.

После анализа, о котором идет речь, не дожидаясь пояснений Управления (по коммуникациям – И.С.) по этому вопросу, тот факт, что некоторые газеты и веб-сайты в Турции сообщают о необоснованном содержании анализа, создает серьезную проблему с точки зрения журналистской этики. Тот факт, что этот анализ, не основанный на каких-либо конкретных данных и реальности и состоящий из выборочных и вымышленных элементов для поддержки определенного аргумента, пущен в ход, также показывает, насколько проблематичным является информационный поток.

Тот факт, что оппозиционные СМИ в Турции так часто перенимают аналитический контент из иностранной прессы, также несет в себе риск для турецкой демократии. В этом анализе упоминание Reuters о выборах 2023 г., в котором говорится, что «антиэрдогановский блок» лидирует в опросах, и подразумевается, что на выборах 2023 г. может возникнуть коммуникационный кризис, напоминая о местных выборах 2019 г., указывает на полную провокацию».