- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии президента Турции Р.Т.Эрдогана в саммите ШОС и в заседании Генассамблеи ООН. Часть 3

Объединение двух поездок турецкого лидера в Самарканд и в Нью-Йорк в теме настоящей публикации – отнюдь не случайно. Оно обусловлено тем, что сама турецкая сторона преподнесла их как единое целое в повестке президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Турецкая сбалансированность позиции между Западом и «альтернативным полюсом силы» ярко иллюстрируется пресс-релизом, который опубликован на сайте президента Турции.

Продолжаем анализировать итоги приезда президента Р.Т. Эрдогана в Самарканд. Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке на сайте: http://www.iimes.ru/?p=89842 [1].

Напомним, что мы остановились на встрече, состоявшейся между турецким лидером и его китайским коллегой Си Цзиньпином. При этом, как мы предполагали, и как подтвердило издание «CNN Türk» в своей публикации от 19.09.22 речь между главами двух государств шла, в немалой степени, о проекте «Нового Шелкового пути». Мы не раз говорили о том, что, если события «арабской весны» ставили под вопрос реализуемость варианта так называемого срединного коридора проходящего по территории Ближнего Востока и Турецкой Республики, то к настоящему времени наблюдается «реставрация». Турция делает то, что называется «нормализует» отношения со странами региона. С другой стороны, северный коридор, который проходит по территории Российской Федерации, который смотрелся в качестве выигрышного в течение середины прошлого десятилетия, с момента начала специальной военной операции, утратил свою актуальность. И утратил её, в лучшем случае, на краткосрочную и среднесрочную перспективы.

И это – серьезная возможность для Турции в её диалоге с Китаем. Тем более, что, повторимся, в наши дни Турция выступает не только в качестве самой себя. Она может, в определенной степени, ссылаться и на Организацию тюркских государств, где она является стержневой страной. Если раньше можно было говорить о том, что и позиции Казахстана там сильны, то теперь, с уходом с политической арены Н.Назарбаева, ситуация изменилась – баланс сил в Организации качнулся в сторону Турции.

Отметим и ещё один немаловажный момент, который заключается в том, что Турция до ноября месяца этого года председательствует в ОТГ и большой интерес представляет то, какие принципиальные шаги будут предприняты за год её председательства. В качестве возможного принципиального шага этой структуры – это самый важный из всех возможных шагов, создание тюркских сил быстрого реагирования. Своего рода, аналог ОДКБ.

Как бы то ни было, с китайской стороной турецкое руководство активизирует свои усилия по обсуждению нового Шелкового пути.

Вот, что на эту тему пишет издание CNN Türk:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган имел важные контакты в Узбекистане в рамках встречи Шанхайской организации сотрудничества. Согласно полученной информации, во время встречи Эрдогана с президентом Китая лидеры двух стран обсудили в своей повестке дня оживление Шелкового пути. Два лидера также выразили взаимную поддержку более быстрым шагам.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган, присутствовавший на заседании Шанхайской организации сотрудничества и заявивший, что членство в этой Организации является целью, также установил имел важные контакты (встречи – прим.). Он встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. Основной повесткой встречи Эрдоган — Си были торговые отношения двух стран. Председатель КНР обратил внимание, что двустороннее сотрудничество продолжает наращивать темпы роста, а также сослался на долгосрочные планы. Эрдоган, в свою очередь, подчеркнул, что, несмотря на все международные кризисы и трудности, торговые отношения двух стран укрепляются и развиваются.

Согласно полученной информации, два лидера также обсудили проект, известный как «Один пояс, один путь» и известный как новый Шелковый путь между Китаем и Западом. Выразив, что Турция готова оказать всевозможную поддержку для укрепления этого проекта, Эрдоган подчеркнул, что продовольственная и энергетическая безопасность, а также промышленные цепочки поставок повышают важность этого проекта.

Говоря также о транспортной линии, соединяющей Европу с Китаем, которая является транспортным проектом под руководством Турции, Эрдоган сказал: «Эти два проекта дополняют друг друга. Инициативы Турции и Китая создали естественную синергию. Мы полностью поддерживаем проект Шелкового пути на основе принципа обоюдного выигрыша (win – win – прим.). Также было отмечено, что председатель КНР направил Турции послание о дальнейшем укреплении сотрудничества между Шанхайской организацией сотрудничества и Турцией».

Пожалуй, встречи Р.Т.Эрдогана с его китайским и российским коллегами – это ключевые события на Саммите ШОС в Самарканде. Кроме того, для демонстрации Турцией своего веса на альтернативном полюсе силы тому же Западу и диверсификация Турцией своего внешнеполитического курса, который продолжает сохранять свою (зыбкую) сбалансированность.

Обратимся к той оценке мероприятия в Самарканде, которая прозвучала со стороны одного из ведущих проправительственных политологов Турции, генерального координатора главного мозгового центра страны, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана.

Цитируем его публикацию, вышедшую в издании Daily Sabah:

«Продолжает расширяться Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которую западные СМИ изображают как антизападный альянс. Организация, состоящая из девяти членов после принятия Ирана, признала Египет и Катар партнерами по диалогу на саммите в Самарканде. В то же время в ШОС запущены процессы, связанные с полноправным членством Беларуси и предоставлением статуса «партнера по диалогу» Бахрейну, Кувейту, Мальдивским островам, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ) и Мьянме.

Гораздо разумнее было бы думать о расширении ШОС как о «подъеме незападного мира», ядром которого является Азия. Нет сомнений в том, что Россия и Китай еще не объединились против США, с которыми они оба конкурируют. Поскольку отношения Москвы с Западом переживают серьезный сбой, Пекин сохраняет осторожность, несмотря на тайваньский кризис.

Действительно, еще одним ярким событием саммита в Самарканде стала первая встреча президента России Владимира Путина и председателя Китая Си Цзиньпина с начала войны на Украине. Оказалось, что российский лидер не смог получить от Си такой поддержки, как он ожидал, перед лицом санкций США и Евросоюза. Не секрет, что Китай недоволен уровнем неопределенности и повышенными рисками, которые война Москвы повлекла за собой на международной арене. Другими словами, очевидно, что идеалы Новой России и Нового Китая идут двумя разными путями».

Заметим ту главную мысль, которая прозвучала от турецкого политолога, которую в нашем информационном пространстве слышать не приходится: Китай «недоволен» Россией, пути / идеалы «Новой России и Нового Китая» расходятся. Это может привести внешних наблюдателей российско-китайских отношений, в том числе, на Западе к идее о том, что между Россией и Китаем – раскол, который не «срастается» даже в ситуации, когда США давят на Китай по тайваньскому кризису. Это может приводить к совместным российско-китайским ситуационным действиям, но не сажает Россию и Китай в одну лодку.

При этом, нет повода подозревать Бурханеттина Дурана в необъективности или в ангажированности. Турция, в этом смысле, не просто сторона незаинтересованная, а сторона, испытывающая острую нужду в получении объективной информации. И вопрос того, сидят ли Россия и Китай в одной лодке, является ключевым для понимания турками нынешней расстановки сил. Понятно, что Китаю достаточно того, что Россия не является ему противником и через Россию Запад на него давить не может. В поддержке России Китай не нуждается, он её и так получит, будучи одной из тех стран, которая осталась в российской обойме в плане политического и торгово-экономического диалога.

Вывод: главным для Турции, помимо визита в Самарканд, собственно, президента Эрдогана, был ответ на приведенный выше вопрос. Соответственно, это – тот исходный посыл, от которого Турция будет отталкиваться в своих дальнейших шагах.

Завершив тему Самарканда, переходим к визиту президента Р.Т.Эрдогана в Нью-Йорк на Генеральную ассамблею ООН. Опять же, повторимся, что этот визит турецкое руководство не рассматривает для себя в отрыве от Саммита ШОС. Потому и объединило в один пресс-релиз информацию об этих двух визитах турецкого лидера.

Переходим к визиту на генеральную Ассамблею ООН президента Турции. Однако, предварим эту поездку повторением ещё раз турецкой позиции о том, что «Мир больше пяти» в плане пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. Это – ключевая тема всей турецкой внешней политики, послание Турции развивающимся странам. Подчеркнем, что именно «развивающимся странам», что важно в контексте нашей мысли.

Однако, вот ведь парадокс, на фоне специальной военной операции идея о том, что необходимо реформировать ООН, а говоря конкретнее исключить Россию из СБ ООН и добавить туда новых членов, именно в таком разрезе, начинает восприниматься Западом и, в этом смысле, на первый взгляд, возможной становится смычка с Турцией.

Однако, уточним, что речь, со стороны Запада, вряд ли идет о том, что надо исключить Россию, чтобы на её место пригласить азиатских и африканских представителей. Речь идет о том, чтобы заместить Россию западными союзниками. Как ни странно звучит с учетом истории ООН, допустим, той же Германией. И здесь с Турцией начинаются фундаментальные расхождения. Однако, турецкий активизм на ниве реформирования ООН может оказаться, выражаясь образно тем «ледоколом» или «тараном», который снимет неприкосновенность СБ ООН и сделать реальным его реформирование.

В этом смысле, мы, в ближайшее время, можем увидеть ситуативный альянс между Турцией и Западом. Потому что поддержка Западом реформы СБ ООН не может наступить без того, чтобы начать активное лоббирование исключение из этой ключевой, системообразующей структуры России. Другого шанса на реформирование ООН у Турции нет. Так что, её попытки должны быть сфокусированы на то, чтобы СБ ООН был расширен и одно из кресел попало в её распоряжение.

Эта заявка может подкрепляться описанием Турцией своих преимуществ, как представителя развивающегося блока. И даже может, на конъюнктурной волне, выслушиваться Западом. Однако, Запад не пойдет на это при президенте Эрдогане, поскольку это будет автоматическая победа турецкой власти на выборах. А Р.Т.Эрдоган – это та фигура, от которой Запад старательно пытается избавиться. Более того, даже выскажем серьезные сомнения в том, что и при оппозиции Турция может получить такой «подарок» со стороны Запада, по причине общей «своенравности и непредсказуемости турок» на западный взгляд.

Тем не менее, турки продолжают продвигать идею по реформированию ООН и это – главный тезис турецкого участия в официальных мероприятиях.

Мы продолжаем цикл статей о книге, подготовленной Управлением по коммуникациям при Администрации президента Турции про миротворческие усилия Турции на Украине и про те практические результаты, к которым эти усилия уже привели. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=89758 [2].

Отметим, что непосредственно перед очередной ГА ООН Управление по коммуникациям при администрации президента Турции выпустило и ещё одно тематическое издание, посвященное, как раз реформе ООН. Издание вышло на двух языках – турецком и английском – под заголовком: «Реформа ООН: новый подход к международному сотрудничеству». Безусловно, мы отдельно будем ещё на страницах ИБВ подробно разбирать это издание. Однако, нас интересует не только вопрос публикации, но и вопрос её продвижения. Не так давно, российские мозговые центры и учебное заведения, занимающиеся вопросами международных отношений (включая и Турцию, разумеется) получили письмо следующего содержания, приводим его текст полностью в неизменном виде:

«Уважаемые коллеги!

Управление по коммуникациям администрации президента Турецкой Республики приглашает экспертов принять участие в качестве слушателей  панельной дискуссии «Реформа Совета Безопасности ООН: новый подход к восстановлению международного порядка», которая состоится 14 сентября 2022 г. в 14:00 в отеле INTERCONTINENTAL (SUMMIT) по адресу: г. Москва, Тверская ул. 22

Возрождение геополитической борьбы и усиление конкуренции во всех областях – одна из характерных черт современного мира, где несправедливость, неравенство и неопределенность возросли, а потенциал прогнозирования уменьшился. Неспособность международных организаций находить эффективные решения проблем нашего века приводит к конфликтам интересов. По всему миру после долгого перерыва снова возникают конфликты, хотя их акторы и природа изменились.

В данных условиях Турция стремится к более инклюзивной, прозрачной и подотчетной многосторонней системе для построения более справедливого мира. Наиболее конкретное отражение нашей внешнеполитической перспективы, которая отдает приоритет международному праву, законности и диалогу и мгновенно реагирует на меняющиеся условия, проявляется в лозунге президента Реджепа Тайипа Эрдогана: «Мир больше пяти». В этом заявлении подчеркивается необходимость комплексной реформы, особенно в Совете Безопасности ООН. В этом отношении Турция поддерживает усилия по укреплению функционирования системы ООН, считая, что ООН должна оставаться источником надежды для всех людей в мире.

В свете упомянутых соображений наше Управление намеревается осветить нашу политику, касающуюся реформы ООН, воплощенную в тезисе нашего президента «Мир больше пяти», международному сообществу посредством серии панельных дискуссий «Реформа Совета Безопасности Организации Объединенных Наций: новый подход к восстановлению международного порядка». Панельные дискуссии уже прошли в Италии, Аргентине, Франции, Великобритании, Норвегии, Швеции, Нидерландах, Южной Африке, Германии, Южной Корее, Японии и Испании.

Предпоследняя панельная дискуссия пройдет в Москве. Наконец, ожидается, что серия панельных дискуссий завершится в Соединенных Штатах Америки в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.

Дата и место проведения:

Панельная дискуссия будет проходить 14 сентября 2022 г. в отеле INTERCONTINENTAL (SUMMIT) по адресу: г. Москва, Тверская ул. 22

Язык:

Панельную дискуссию планируется проводить на английском языке с синхронным переводом на русский язык.

Формат:

В мероприятии примут участие модератор и шесть экспертов:

Андрей Георгиевич Быстрицкий, Председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Андрей Глебович Бакланов, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор-руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», посол.

Амур Гаджиев, Директор Центра изучения современной Турции, научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

Сергей Александрович Марков, директор Института политических исследований, общественный деятель, кандидат политических наук, член Общественной Палаты РФ, депутат Государственной Думы.

Олег Геннадьевич Карпович, Проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор.

Игорь Юрьевич Коротченко, Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований.

После краткого вступительного слова в рамках повестки дискуссии модератор предоставит слово участникам. Ожидается, что участники будут высказывать свое мнение по теме дискуссии в течение 15-ти минут каждый.

Мы были бы Вам очень признательны, если бы Вы также пригласили на данное мероприятие в качестве слушателей около 5-ти Ваших коллег и 5-ти студентов, имена которых любезно просим выслать на данную почту сегодня, 09.09.2022 г.

Пожалуйста, подтвердите получение письма!

С уважением,

Отдел прессы Посольства Турции в Москве».