- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие оценки вхождения четырех областей Украины в состав России. Часть 5

30 сентября президент России В. Путин выступил с обращением, где озвучил решение о вхождении четырех бывших областей Украины (Донбасс, Луганск, Запорожье и Херсон) в состав России.

О том, какая в Турции последовала на то первая реакция турецких комментаторов – изложено в материале на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=90168 [1].

Продолжаем анализировать турецкую реакцию на прирастание России регионами, реакцию уже не первую, по горячим следам, а уже более «осмысленную».

Часть 4 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=90512 [2].

Напомним, что в прошлой части нашего материала мы коснулись публикации в тиражной газете Milliyet, в которой, по сути, утверждается возникновение раскола внутри российской власти, обусловленного неуспехами ВС РФ на Украине и переходе инициативы к украинской армии. Разумеется, та разноголосица, которая доносится в последнее время из официальных российских СМИ и отечественных социальных сетей трактуется не в пользу России. Говорится о тяжелых ударах для российской власти, которые нанесли ей действия ВС Украины. И нет трактовки о том, что происходит «оздоровление» российской системы за счет выведения проблем в открытое пространство и возникновения возможности внесения корректив.

Продолжаем рассматривать те материалы, которые последовали за решением президента В.Путина о присоединении, по итогам прошедшего референдума, четырех новых субъектов, включая ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области.

В частности, несомненный интерес представляет материал заместителя генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Мухиттина Атамана. Материал озаглавлен как «Опасная эскалация в украино-российской войне после аннексии». Материал был опубликован 5 октября во влиятельном турецком издании – газете Daily Sabah. Под заголовком – лейтмотив: ««Если не остановить, следующая фаза войны в Украине распространится на другие страны».

Цитируем:

«Два последних события на Украине положили начало новому этапу семимесячной войны.

Во-первых, 21 сентября Россия объявила частичную военную мобилизацию. Согласно постановлению, российское правительство призовет в резерв 300 тысяч человек из числа граждан России в возрасте от 18 до 50 лет. Утверждалось, что мобилизация была объявлена ​​для контроля над оккупированными территориями российской армией или силами, поддерживаемыми Россией.

Вторым событием стало заявление России об аннексии четырех украинских областей, а именно Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской, после завершения так называемых референдумов, организованных 23 и 27 сентября. Прокси России в этих провинциях заявили, что большинство до 99% составляют те, кто проголосовал в пользу присоединения к России. Президент России Владимир Путин объявил, что в России появилось четыре новых региона, утверждая, что эти референдумы отражают волю народа.

Эта аннексия и перекройка границы являются крупнейшими в Европе со времен Второй мировой войны, что, естественно, изменит европейский баланс сил.

Эти последние два события имеют много национальных, региональных и глобальных последствий. Во-первых, Россия достигла одной из своих главных целей в Украине и соединила Крымский полуостров, который был оккупирован и аннексирован Москвой в 2014 году, с Россией по суше. Путин добавил, что Россия будет защищать свою новую землю всеми силами и всеми средствами. Таким образом, Россия закрепила за собой господство в бассейне Черного моря. Отныне она будет пытаться сохранить свои завоевания в войне. Вот почему Путин призывает Украину вернуться за стол переговоров.

Во-вторых, решением об аннексии Россия объявила эти четыре области частью России. Россия будет рассматривать любое нападение на эти провинции как «нападение на ее территориальную целостность». Иными словами, третьи стороны не смогут ввести в эти регионы воинские контингенты. На любое военное вмешательство ответят любыми средствами, в том числе и стратегическими вооружениями.

В-третьих, аннексию можно рассматривать как часть реализации российского «жизненного пространства». Путин указал, что эта аннексия — шаг к реализации «большой исторической России».

Спрашивается: если никто не знает пределов этого жизненного пространства, что удовлетворит ожидания россиян? Удовлетворится ли Россия аннексией этих четырех областей?

Российская оккупация любой части Украины есть и будет считаться чрезмерным экспансионизмом и чрезмерной натяжкой. Что является красной чертой для западных стран? Когда западные страны мобилизуют свои ресурсы, чтобы противостоять расширению России?

В-четвертых, в ответ на аннексию президент Украины Владимир Зеленский возродил процесс членства Украины в НАТО и подал заявку на ускоренное членство в альянсе. Однако, если НАТО примет Украину в члены Альянса, неясно, попытается ли вообще НАТО освободить эти четыре региона от российской оккупации. Проведет ли НАТО свою оборонительную линию на восточной границе Украины, включая эти четыре области? Это увеличит вероятность войны между НАТО и Россией.

В-пятых, Зеленский заявил, что его страна не сядет за стол переговоров, пока в России не появится новый президент. Другими словами, Украина полна решимости, пока Путин остается президентом России, не начинать мирных переговоров с Москвой. Это косвенный призыв к смене власти в России.

В-шестых, даже если это будет весьма затратно для западных стран, похоже, что Запад усилит войну на истощение против Москвы. Если Запад захочет поставить Россию на колени, он объявит новые экономические санкции против России и изолирует Россию от остального мира.

Однако, в настоящее время западный альянс недостаточно консолидирован. Существуют реальные и потенциальные различия между англо-саксонскими странами и странами континентальной Европы. Хотя обе стороны хотят, чтобы Россия была наказана, они расходятся во мнениях относительно средств и степени наказания. Например, по сравнению с США и Великобританией страны континентальной Европы слишком зависят от российских энергоресурсов. Поэтому из-за различных национальных интересов Запад не образует единого фронта против России.

Наконец, следуя по стопам западных стран, Россия также не прочь нарушить самые основные принципы международного права и международной системы. Учитывая, что именно западные страны и Россия создали нынешнюю международную систему (систему Организации Объединенных Наций) после Второй мировой войны, будущее глобальной системы кажется размытым, поскольку ни одно государство не настроено на ее сохранение.

В общем, Запад, дающий согласие на нарушения международного права во многих региональных кризисах, не имеет морального превосходства, чтобы просить Россию уйти с Украины.

В некотором смысле, Россия идет по стопам западных стран. Ясно, что, когда силовая политика доминирует в международной политике, ни одна глобальная сила не будет придерживаться норм или принципов международного права.

К сожалению, в настоящее время глобальные державы соревнуются в нарушении основных норм международной системы, что, скорее всего, приведет к системной войне. Вероятно, если не остановить, это будет следующая фаза украино-российской войны, распространение войны на другие страны».

Итак, фиксируем основные мысли турецкого автора. Главная из них заключается в том, что, по сути, Запад не может критиковать Россию за нарушение международного права, потому что сам на протяжении ряда лет исповедовал силовой подход к достижению своих целей на международной арене.

Ещё одна важная тема заключается в том, что неясно, где проходит для России граница проведения специальной военной операции. Это – действительно составляет для сторонних обозревателей, включая турецких, большой вопрос. Другой вопрос, что некоторым лукавством смотрится вопрос автора о том, где Россия видит границы своего жизненного пространства, которые составляют для неё красные линии. Как раз, эти границы наша страна и её руководство, на протяжении целого ряда лет, озвучивала многократно и вполне себе публично. Возможное вступление Украины в НАТО – это одна из несомненных красных линий для российского руководства, секретом ни для кого не являющаяся.

Ещё одна тема заключается в том, что сейчас, на взгляд турецкого автора, происходит крупнейшее, со времен Второй мировой войны, перекраивание границ и карт. На самом деле, автор упускает из виду, что за распадом СССР последовало не только расчленение нашей стороны на множество государств, но и распад / разделение целого ряда стран Восточной Европы, включая Югославию и Чехословакию. Единственный объединительный процесс – это объединение Германии. Так что, нынешнее перекраивание границ – это далеко не первое в новейшей истории.

То, что следует из публикации турецкого автора – это отсутствие единства внутри «Западного альянса» в части выбора средств давления на Россию. Отсутствие его, разумеется, означат усиление «руки Москвы» в этой игре. Кроме того, уже очевидным стало и то, что Украину не собираются принимать в Североатлантический альянс. И, как автор заключает, это будет означать только одно – разрастание конфликта на Украине и выход её за географические пределы страны.

Заметим, что это – достаточно интересный вывод, по крайней мере – на момент написания данной публикации, с учетом того, что в Турции широко говорят об украинском контрнаступлении, а, следовательно, никакой речи о разрастании конфликта вестись на может. Речь, при такой постановке вопроса, может идти только о том, что Украина приступает к возвращению своих территорий, с перспективой выхода на границу с Россией.

Как мы можем заметить, Мухиттин Атаман не ведет об этом никакой речи. И ставит во главу угла, совершенно справедливо, разумеется, поддержку, оказываемую Западом Украине. Разумеется, неослабевающая поддержка является залогом того, что украинская сторона может в этом конфликте хоть на что-то надеяться. Впрочем, как турецкий автор отмечает, речь сейчас может идти только о том, что Запад будет продолжать оказывать на Россию санкционное давление. При том, что, вплоть до настоящего давление, ничто не указывает на то, что это давление оказывает «останавливающий эффект» на Россию.