- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на беспорядки в Париже. Часть 2

Столицу Франции Париж сотрясли беспорядки под флагами Рабочей партии Курдистана. Вопрос перестал был исключительно внутренним делом Франции и обрел и международное измерение. В дискуссию по поводу организаторов и первопричин столкновений, естественным образом, оказалась вовлечена и Турция, которая рассматривает РПК в качестве угрозы национальной безопасности №1 для страны.

Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=93294 [1].

Напомним, что в ней мы рассмотрели реакцию турецких официальных лиц (включая президента Реджепа Тайипа Эрдогана, министра национальной обороны Хулуси Акара, пресс-секретаря президента Ибрагима Калына, пресс-секретаря правящей Партии справедливости и развития Омера Челика) и средств массовой информации на события во Франции.

Кроме того, мы приступили к рассмотрению заявлений, поступивших со стороны Союза курдских общин (КСК в аббревиатуре – И.С.), который обвинил в происходящем турецкие спецслужбы, в первую очередь, Национальную разведывательную организацию (MİT). В частности, отмечается, что основной целью нападения была член Исполнительного совета KCK Эмине Кара под кодовым именем «Эвин».

В заявлении отмечается, что «французские власти не сняли опасений после нападения, они упростили инцидент и сделали его похожим на индивидуальную атаку». Также в заявлении сказано, что «такой же подход был замечен в Парижской бойне, произошедшей 9 января 2013 года. И невзирая на то, что она была осуществлена турецким государством и со стороны Национальной разведывательной организации, факты не были раскрыты французским государством».

В заявлении, в котором содержится призыв к французскому государству «раскрыть факты», говорится: «Народ Курдистана и его друзья заняли правильную позицию, выразив свою резкую реакцию на эту бойню. Однако, эти действия не следует путать с насилием, и следует избегать поведения, которое станет основанием для провокаций. Наш народ и наши друзья должны позаботиться о том, чтобы выразить свою реакцию на демократической основе».

Итак, как мы можем видеть, Союз курдских общин выступает за «турецкий след» в событиях, произошедших в Париже. Но, тем не менее, призывает сторонников РПК не прибегать к насилию, а выражать свои требования мирным путем. А главное требование, как следует из заявления – это требование к французскому государству «не сводить к бытовухе» то, что, как настаивает Союз курдских общин, является «заказным политическим убийством».

Итак, подведем итоги произошедшего в Париже с точки зрения Турции:

  1. Европейские страны, включая Францию, стали ареной противостояния между Турцией и Рабочей партией Курдистана. Вплоть до того, что события, которые не имеют никакого отношения к этому противостоянию, моментально на него «сбиваются» как в случае событий в Париже, когда убийство, осуществленное правым радикалом, заставило обратиться взгляды в сторону Турции.
  2. Ареной подобных противостояний может стать любое государство Европы, где компактно в достаточном количестве проживают курдские «активисты». Отметим, что в тех же европейских странах проживает и достаточное количество выходцев из Турции, чтобы сделать обстановку ещё более взрывоопасной. Любой инцидент может привести к повторению парижских событий.
  3. Тот факт, что из-за убийства, произошедшего со стороны отдельно взятого правого радикала, оказались развернуты флаги РПК и начались акты насилия, дает Турции козырь в перспективе её продолжающегося диалога со странами Европы по экстрадиции, включая, разумеется, Финляндию и Швецию, которые находятся под постоянной угрозой отзыва Турцией своего согласия на их вступление в НАТО.
  4. Парижские события, безусловно, играют на руку официальной Анкаре и во внутриполитической повестке. В том смысле, что борьба с Рабочей партией Курдистана как внутри страны, так и за её пределами является одним из важнейших пунктов предвыборной повестки правящей Партии справедливости и развития. И тот факт, что флаги РПК развеваются над Европой, лишь укрепляет убежденность турецкого электората в правильности действий турецкой власти, включая намерение по проведению очередной трансграничной операции в Сирии.
  5. Оборотной стороной этой медали является то, что курдские избиратели – это один из решающих факторов для победы на предстоящих президентских и парламентских выборах 2023 года. Те 10%, которые стабильно, из года в год, получают курдские парламентарии, способны дать серьезное преимущество как на президентских, так и на парламентских выборах 2023 года. Этим объясняется та осторожность, с которой действующая власть, невзирая ни на что, «работает» с прокурдской Партией демократии народов. Последняя находится под серьезным давлением, однако, тем не менее, пока не принято решение о её закрытии. Что способно вытолкнуть курдских избирателей в сторону оппозиции.

Резюмируя изложенное выше: на фоне того, как на международной арене, турецкое руководство продолжает активнейшим образом бороться с Рабочей партией Курдистана, внутри страны ему предстоит решение сложнейшей задачи по тому, чтобы привлечь на свою сторону курдских избирателей. Практически хирургическая задача с учетом того, что партнёром Партии справедливости и развития по коалиции является Партия националистического движения, которую крайне сложно сопрячь с «курдской повесткой».