- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О серии исследований «Развивающиеся военные технологии» турецкого фонда SETAV. Часть 4

Ведущий турецкий мозговой центр, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) известен подготовкой и публикацией аналитической информации по актуальным вопросам повестки.

В частности, в контексте политики турецкого руководство на обеспечение научно-технического прорыва и создание себе преимущества, осенью 2022 года Фонд приступил к публикации серии книг под заголовком «Развивающиеся военные технологии».

В рамках этой серии, на момент написания данного материала (2 января 2023 года) вышло три книги: «Радиоэлектронная борьба: турецкие возможности и глобальные тренды» (приступили к рассмотрению), «Кибербезопасность: турецкие возможности и глобальные тренды», «Новые военные технологии во внешнем космосе».

Продолжаем рассмотрение первого из упомянутых изданий, которое посвящено радиоэлектронной борьбе. Автором этого исследования стал Феридун Ташдан.

Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=93971 [1].

Напомним, что мы рассматриваем завершающий раздел издания, посвященный существующим трендам в сфере разработок средств и методов РЭБ. Особенностью нынешнего этапа является то, что разработки нередко идут сразу «в дело», получая, в условиях многочисленных конфликтов, включая украинский конфликт, возможность по тому, чтобы быть немедленно протестированными.

Цитируем заключение издания:

«Не будет ошибкой сказать, что электромагнитный спектр будет широко использоваться в будущих обычных войнах. Основные военные платформы, особенно самолеты, системы противовоздушной обороны, ракеты, БПЛА и военные корабли, интегрированы с электронными системами, которые используют электромагнитный спектр для наблюдения, обнаружения, связи и взаимодействия с силами противника вокруг объектов или событий на поле боя.

Однако, силы противника также будут использовать один и тот же электромагнитный спектр для всех этих действий.

Таким образом, обе стороны будут пытаться лишить другую сторону возможности использования электромагнитного поля. В этом отношении исход войны будет зависеть от технологического превосходства, развития национальных систем РЭБ в соответствии с военными потребностями (имея полный контроль над системами), быстрой адаптации к неожиданностям и подготовки личного состава для обеих сторон.

Экспорт или передача технологий РЭБ-технологий регулируются законами об экспорте стран, производящих эти системы, из соображений национальной безопасности.

По этой причине, системы РЭБ должны разрабатываться и производиться на национальном уровне, чтобы их можно было эффективно и безопасно использовать в условиях военного времени. Всегда существует вероятность того, что импортированная система РЭБ не будет использоваться максимально эффективно из-за многих ситуаций, таких как обнаружение нового радара или системы вооружения во время возможной войны. Они (системы – И.С.) постоянно обновляется армиями, чтобы поддерживать системы РЭБ в актуальном состоянии для защиты от новых угроз и для противодействия этим новым угрозам. В некоторых случаях, армии (если у них есть возможность) используют все доступные возможности ELINT / SIGINT (или шпионаж) для сбора информации о сигналах от новых систем вооружений вражеских стран или радаров угроз для обновления библиотек угроз в мирное время.

Этот процесс имеет решающее значение для поддержания готовности систем РЭБ к использованию против этих новых угроз. Более того, во время активных боевых действий системам РЭБ также могут потребоваться обновления программного/аппаратного обеспечения для противодействия новым неожиданным угрозам. На самом деле, практически невозможно получить техническую поддержку от оригинального производителя систем РЭБ во время продолжающейся войны.

Тенденции последних разработок систем РЭБ показывают, что технологии AESA, MMIC, DRFM, AI/AML и кибератак включены в конструкции систем РЭБ следующего поколения. Новые системы РЭБ масштабируются и адаптируются к различным платформам для наземных, воздушных и морских приложений.

Как уже упоминалось, крупные военные державы, такие как США, Израиль, Россия и Китай, являются ведущими странами в разработке и производстве систем РЭБ.

Чтобы догнать эти страны, в последние годы инвестиции Турции в местные системы электроэнергетики начали окупаться. Многие системы РЭБ, упомянутые в этом отчете и разработанные на национальном уровне, активно используются на службе ВС Турции.

Теперь ясно, что управление электромагнитным спектром является ключом к победе в обычных войнах в будущем, и поэтому ВС Турции придают особое значение использованию систем РЭБ национальной разработки на воздушных, морских и наземных платформах.

Что еще более важно, Турция близка к достижению уровня сложности и изощренности, требуемого ее оперативными концепциями, по сравнению с ведущими странами в области РЭБ при активном использовании систем РЭБ на поле боя.

Кроме того, ВС Турции накопили значительный опыт использования национальных систем РЭБ в симметричных и асимметричных войнах, таких как Сирия, Ливия и даже Карабах. Этот опыт бесценен для будущих конфликтов с точки зрения обновления возможностей существующих систем РЭБ, определения будущих потребностей РЭБ и обучения операторов в реальных боевых условиях.

Фактически, учитывая количество текущих национальных проектов РЭБ во всех областях (в настоящее время реализованных и находящихся в процессе реализации), ВС Турции явно получит преимущество перед многими странами в своем регионе при использовании в будущем сложных национальных систем РЭБ.

Как говорится в этом отчете, управление электромагнитным спектром является ключом к успеху будущих обычных вооружений.

По этой причине, для Турции крайне важно внимательно следить за технологическими тенденциями будущих проектов РЭБ и, что более важно, делать необходимые инвестиции в внутренние производственные мощности GaN-модулей, IIR-детекторов и технологий MMIC.

Эти инвестиции должны быть приоритетными в качестве основной цели, чтобы быть полностью независимыми в разработке и производстве систем РЭБ в Турции. С другой стороны, эти инвестиции также будут способствовать местному проектированию и производству других систем вооружений, таких как радары с AESA, систем E/O и управляемых ракет с головками самонаведения RF/IIR.»

Какие выводы можно сделать по итогам рассмотренного нами издания?

  1. Турция уделяет самое пристальное внимание разработкам в сфере РЭБ, справедливо полагая, что они должны быть полностью «местными и национальными», а не полученными от зарубежных поставщиков.
  2. Таким образом, оборудование РЭБ является одним из приоритетных направлений развития турецкого оборонно-промышленного комплекса. Наряду с такими сферами, как БПЛА, ракетные технологии и спутники.
  3. В рамках указанной задачи Турция стремится к такому сотрудничеству с зарубежными партнёрами, которое предусматривало бы технологический трансфер. Это, в частности, проявилось в ходе переговоров по поставке Турции 3-го и 4-го дивизиона систем С-400, где Турция рассчитывала на локализацию производства в Турции и, через нее, на получение технологий.
  4. В частности, турецкая пресса писала о том, что Турция хочет получить доступ к программному году систем С-400 и даже установить на системы собственное программное обеспечение. Вплоть до настоящего времени, информации о заключении соглашения второго этапа между Россией и Турцией нет. Хотя несколько раз и делались анонсы о том, что соглашение уже близко к подписанию. Однако, сложно представить себе подобную ситуацию в условиях проведения Россией СВО на Украине. Это неизбежно приведет к ещё даже более жесткой реакции со стороны «западных партнёров» Турции, чем было по первой очереди проекта.
  5. Как можно судить из рассмотренного нами издания, Турция уже к настоящему времени располагает оборудованием для РЭБ всех родов своих войск, включая Сухопутные силы, а также ВВС и ВМФ.
  6. Указанное оборудование прошло обкатку в ходе целого ряда военных кампаний Турции, включая сирийский и карабахский конфликты.
  7. Свое положение в сфере РЭБ сама Турция оценивает как приближающееся к группе мировых лидеров, включая тройку Россия, Китай и США.

Переходим к рассмотрению следующего издания в серии, а именно того, что посвящено вопросам кибербезопасности. Издание озаглавлено как «Кибербезопасность: турецкие возможности и глобальные тренды». Автором книги стал Ахмет Наджи Юнал.

В отличие от предыдущего издания, посвященного РЭБ, данная книга содержит в себе большую теоретическую часть, которую мы также, как и в прошлом случае пропустим.

Вот краткая биографическая справка, посвященная автору:

«Д. н. Ахмет Наджи Юнал является преподавателем факультета инженерии и естественных наук Университета Бахчешехир (BAU). Юнал, который имеет академические исследования в области электронных технологий защиты, концепций кибербезопасности и систем поддержки принятия решений, является директором Центра приложений и исследований кибербезопасности в BAU и академическим координатором программ для выпускников по кибербезопасности и праву информатики в Институте последипломного образования BAU. Юнал опубликовал статьи и книги по своим областям знаний».

Процитируем введение:

«Данные», которые определяются как «удобное представление явлений, понятий или команд для коммуникации, интерпретации и работы», считаются одним из важнейших строительных блоков в современном цифровом мире и важным активом, охватывающим все сферы жизни.

Все живые существа на земле и все технологические системы действуют как источники данных. Эти данные обрабатываются информационными системами и преобразуются в информацию для использования в частных, общих или междисциплинарных областях. Они используются как непрерывный поток данных для повышения качества жизни людей и эффективного использования имеющихся ресурсов.

Для эффективной реализации этого потока данных используются сетевые структуры, состоящие из интеллектуальных датчиков, коммуникационных технологий, обеспечивающих быструю и бесперебойную связь, и систем поддержки принятия решений для гибкого принятия решений.

Эффективное интерфейсное программное обеспечение, методы машинного обучения, ячеистые сетевые структуры и технологии облачных вычислений необходимы для того, чтобы установить стандарты в создании всей информации, производимой этими интеллектуальными сетями, и связи систем друг с другом.

Благодаря этим междисциплинарным технологиям можно эффективно отслеживать мгновенные изменения данных и реализовывать гибкие процессы принятия решений.

Киберпространство, которое является очень динамичной средой, используется для обеспечения такой гибкости.

Киберпространство определяется как «сетевая глобальная среда, в которой взаимосвязаны инфраструктуры информационных технологий, включая Интернет, сети связи, компьютерные системы, встроенные процессоры и контроллеры».

Принимая во внимание это определение, киберпространство представляет собой неограниченную интегрированную физическую/виртуальную среду, которая включает в себя не только Интернет, но и системы, которые могут взаимодействовать друг с другом через различные сетевые структуры. Другими словами, киберпространство — это среда, в которой происходят процессы получения, использования и хранения данных/информации, и ее эффекты являются физическими, хотя и виртуальными.

Подходы к понятию киберпространства не ограничиваются определением, но и определяют положение понятия.

В этом контексте киберпространство позиционируется как пятое измерение в дополнение к четырем измерениям, состоящим из суши, моря, воздуха и космоса. Хотя подчеркивается, что каждое из этих пяти измерений считается независимым друг от друга и что в ограниченных областях есть точки пересечения, также утверждается, что узлы (соединения) киберпространства связаны с каждым измерением.

Киберпространство рассматривается в трех основных частях: физический уровень, логический уровень и социальный уровень. Из этих трех уровней физический и социальный уровни далее делятся на два подкомпонента.

Информацию об этих слоях и их подкомпонентах можно резюмировать следующим образом:

  1. Физический уровень: состоит из географических и физических компонентов сети. Географические компоненты — это среды, в которых существуют информационные системы, работающие в зависимости от существующих сетей. Компоненты физической сети — это проводная/беспроводная/оптическая инфраструктуры и любые технические компоненты, обеспечивающие доступ к этим инфраструктурам.
  2. Логический уровень: определяет узлы, к которым подключены существующие сети. Этими точками являются всевозможные информационные системы, такие как компьютеры, смартфоны и датчики.
  3. Социальный слой: он состоит как из реальных, так и из кибер/виртуальных людей. В то время как компоненты человека указывают единственное физическое лицо, компоненты киберлица могут быть более многочисленными, чем компоненты физического лица.

Учитывая используемые технологии, видно, что слои киберпространства фактически являются частью жизни.

Эти среды состоит из областей, оснащенных междисциплинарными технологиями, такими как образование, связь, ресурсы производства энергии, здравоохранение, финансы, безопасность, банковское дело, химия, оборона, право, транспорт, цепочка поставок, авиация и космос.

В этих условиях обеспечение безопасности систем, взаимодействующих с киберпространством, так же важно, как и функционирование в киберпространстве. Эта защита охватывает этапы создания, хранения и передачи данных.

К защищаемым данным относятся не только числовые, но и физические значения. Например, физическое окружение можно резюмировать как бумажные распечатки, написанные от руки или взятые из информационной системы, файлы, в которых хранятся эти бумаги, официальные или частные письма/отчеты, распечатки факсов и места встреч.

С другой стороны, цифровые среды можно охарактеризовать как банки данных, системы облачных вычислений, информационные системы или различные файлы во внешней памяти, электронные письма и данные социальных сетей.

Среди них, пожалуй, самым важным источником информации является сам человек.

Поскольку все эти компоненты работают в пространстве, также важно обеспечить физическую безопасность среды. На этом этапе на первый план выходит понятие «информационная безопасность» как «попытка предотвратить приобретение информационных активов нежелательными лицами в любой среде путем использования правильной технологии для правильной цели и правильным способом для защиты». Компоненты информационной безопасности можно рассмотреть по трем основным направлениям: доступность, целостность и конфиденциальность.

Доступность: это защита информации и информационных систем от повреждения при несанкционированном доступе. Своевременный и надежный доступ к информации и информационным системам.

Целостность: предотвращение несанкционированного редактирования или удаления информации. Обеспечение точности, полноты и неискаженности информации и информационных систем.

Конфиденциальность: означает защиту информации от несанкционированного доступа или раскрытия. Это делается для того, чтобы те, кто имеет право на доступ к информации, могли сделать это, не допуская при этом неуполномоченных лиц.

При рассмотрении этого краткого описания и компонентов информационной безопасности можно сказать, что концепция информационной безопасности достаточно широка, чтобы охватить всех людей и устройства, которые начинаются от входной двери учреждения, кампуса, дома или рабочего места и находятся в одной и той же среде.

Однако, сегодня практически все технологии, связанные с этими факторами, продолжают свою деятельность в связи с киберпространством. Особенно во время эпидемии коронавируса онлайн-мероприятия превратили повседневные жилые помещения в официальную рабочую среду или классную комнату.

Таким образом, концепция безопасности реализуется в форме обеспечения безопасности не только физической среды, выходов или производимых данных, но и измерения киберпространства, где все эти факторы являются общими. Такое понимание безопасности также выдвигает на первый план концепцию «кибербезопасности», выходящую за рамки информационной безопасности.»