О серии исследований «Развивающиеся военные технологии» турецкого фонда SETAV. Часть 3

Ведущий турецкий мозговой центр, Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) известен подготовкой и публикацией аналитической информации по актуальным вопросам повестки.

В частности, в контексте политики турецкого руководство на обеспечение научно-технического прорыва и создание себе преимущества, осенью 2022 года Фонд приступил к публикации серии книг под заголовком «Развивающиеся военные технологии».

В рамках этой серии, на момент написания данного материала (2 января 2023 года) вышло три книги: «Радиоэлектронная борьба: турецкие возможности и глобальные тренды» (приступили к рассмотрению), «Кибербезопасность: турецкие возможности и глобальные тренды», «Новые военные технологии во внешнем космосе».

Продолжаем рассмотрение первого из упомянутых изданий, которое посвящено радиоэлектронной борьбе. Автором этого исследования стал Феридун Ташдан.

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=93696.

Напомним, что мы остановились на возможностях Турции в сфере радиоэлектронной борьбы, применительно к ВВС страны. Также ранее нами были рассмотрены турецкие компетенции и оснащенность в сфере РЭБ в ВМФ страны.

Переходим к тому, что издание сообщает относительно возможностей турецких сухопутных войск.

Цитируем:

«Когда дело доходит до систем РЭБ, можно подумать, что сухопутные войска не будут использовать эти системы так интенсивно, как военно-воздушные и военно-морские силы, из-за военной доктрины и использования таких платформ, как танки, артиллерия или ударные вертолеты.

Тем не менее, сухопутные войска Турции уделяют особое внимание использованию сложных РЭБ-систем на поле боя. На самом деле, турецкие наземные РЭБ-системы считаются менее известным во всем мире военным оборудованием. Кроме того, они были разработаны специально для оперативных нужд и концепций Вооруженных сил Турции.

Кроме того, ни одна из стран НАТО, включая НАТО, с 1990-х годов и даже ранее, не имели такого исчерпывающего перечня наземных средств РЭБ, каковые состоят на вооружении у сухопутных войск Турции, которые уделяют данному вопросу особое внимание.

В течение 1990-х и 2000-х годов ВС Турции вели асимметричную войну против сепаратистской террористической организации под названием РПК на юго-востоке страны. Во время контртеррористических операций в приграничье Сирии и Ирака, на севере Ирака или на юго-востоке Турции, Вооруженные силы Турецкой Республики использовали несколько различных национальных систем перехвата и прослушивания сигналов VHF / UHF, а также другие системы ELINT для прослушивания связи.

Способность определять местонахождение позиций радиопередач РПК и перехватывать их сообщения помогла ВС Турции получить важную информацию о действиях этой террористической организации и предотвратить возможные нападения на позиции ВС или солдат, действующих в регионе.

К концу 2010 года в асимметричной войне против террористических группировок возникла угроза нового поколения.

Эта угроза называется самодельными взрывными устройствами (СВУ) и представляет собой нетрадиционное взрывное оружие, используемое в основном террористическими организациями по всему миру для поражения солдат и гражданских лиц.

Самодельные взрывные устройства в основном изготавливаются из тротила, взрывчатых веществ военного класса типа C4 или иногда из удобрений, помещенных в баллон с пропаном, старых корпусов бомб, металлических труб или автомобилей и т.д.

Большинство самодельных взрывных устройств представляют собой радиоуправляемое оружие, которое можно взорвать на расстоянии нескольких километров. Чтобы противостоять дистанционно управляемым СВУ, Вооруженные силы Турции быстро внедрили решения РЭБ, произведенные турецкой оборонной промышленностью. Системы борьбы с СВУ теперь являются стандартным оборудованием подразделений ВС Турции в полевых условиях.

Первая комплексная РЭБ-система сухопутных войск Турции, предназначенная для борьбы с радарами угроз, получила название REDET. Первая версия системы поступила в командование сухопутных войск Турции в 2002 году. Система состоит из двух грузовиков электронной поддержки (6х6) и одного грузовика РЭБ (6х6) и работает в паре против радиолокационных систем противника, действующих на поле боя.

Согласно открытым источникам, система имеет возможности электронной поддержки и атаки в диапазоне частот 0,4-40 ГГц. Последняя версия системы REDET-II, усовершенствованная версия REDET-I, была заказана в 2015 году, а первые системы поступили на вооружение сухопутных войск Турции в 2019 году.

REDET-II (подучившая название Vural) может одновременно противостоять нескольким радиолокационным угрозам противника (например, радарам обнаружения артиллерийских орудий), направляя радиочастотные сигналы через активные антенны помех/передатчиков с фазированной решеткой и активные электронные сканирующие решетки, используемые в системе «Koral», управляемой ВВС Турции.

Ибрагим Суннетчи из (издания) Defence Turkey заявляет, что, хотя в обеих системах используются схожие технологии, между системами REDET-II и KORAL есть различия с точки зрения выходной мощности и возможностей обнаружения/микширования. KORAL имеет большие антенны РЭБ и выходную мощность, чем система REDET-II. Потому что требуется обнаруживать и сбивать с толку РЛС противника с больших дистанций по сравнению с REDET-II.

(Система) REDET-II предназначена для развертывания и эксплуатации вблизи оперативных районов командования Сухопутных войск Турции. В свою очередь, архитектура системы KORAL (мощность и радиолокационный диапазон) определяется в соответствии с тактическими потребностями турецких ВВС. Это потребовало от KORAL выходной мощности и широкого частотного диапазона, который дает возможность использовать систему против вражеских радаров раннего предупреждения и радаров наблюдения, находящихся за сотни километров.

Компания ASELSAN разработала и произвела MILKAR-3A3, получившую название ILGAR, для обнаружения и микширования сигналов связи. Система состоит из двух отдельных грузовиков 6×6 с соответствующими креплениями системной антенны и генераторами.

Система была разработана для проведения электронных атак против систем связи диапазона частот UHF/VHF на поле боя. Система может полностью блокировать диапазон частот UHF/VHF или обманывать связь противника, отправляя ложную информацию силам противника на поле боя.

Подобно системе MILKAR-3, система MILKAR-4A2 компании ASELSAN, называемая Sancak, состоит из двух отдельных грузовиков, один для электронной поддержки, а другой для электронной атаки в диапазоне HF (высоких частот). Системы могут прерывать ВЧ-связь и сбивать с толку/нарушать дальнюю связь враждебных сил.

Система MILKAR-5A5, получившая название SAPAN, поступила на вооружение Сухопутных войск Турции для защиты конвоев и других военных объектов от СВУ (самодельных взрывных устройств – И.С.). Она предназначена для защиты военных колонн командования Сухопутных войск от СВУ и дистанционно управляемых самолетов/беспилотников (таких как самодельные взрывчатые вещества или радиоуправляемые дроны). Система имеет широкий частотный охват для отключения удаленных СВУ и дронов, летающих поблизости.

Портативная смесительная система ASELSAN против GERGEDAN RCEYC (радиоуправляемых самодельных взрывных устройств) предназначена для защиты автоколонн, движущихся VIP-автомобилей и стационарной инфраструктуры (например, контрольно-пропускных пунктов, ценных активов и прочих объектов) от использования RCEYC путем блокирования связи между этими устройствами и угрозами.»

Итак, на этом турецкое издание завершает рассмотрение технической оснащенности всех родов войск  Вооруженных сил Турции, включая ВМФ, ВВС и Сухопутные силы, и переходит непосредственно к рассмотрению практического аспекта использования.

Следующий раздел издания называется «Совместные военные операции ВС Турции в Сирии». Напомним, что к настоящему времени таких операций было проведено три и сохраняется вероятность проведения четвертой по счету операции.

В последние годы Вооруженные силы Турции находятся в авангарде новой войны, в которой необычные БПЛА используются в асимметричных / симметричных войнах.

Мы стали свидетелями операции «Весенний щит» (март 2020 г.), организованной ВС Турции для противодействия сирийским войскам, атакующим позиции Сухопутных войск Турции в районе Идлиб в Сирии. ВС Турции использовали БПЛА, несущие вооружения, в основном TB2 Baykar и ANKA-S TUSAŞ, для проведения операций против сирийских войск, которые понесли тяжелые потери в ходе этой операции.

Операция «Весенний щит» проводилась совместно всеми силами Вооруженных сил Турции, включая подразделения ВВС и ВМФ. F-16 и самолеты AEW ВВС Турции обеспечили господство в воздухе, закрыв воздушное пространство над полем боя для сирийских самолетов. В ряде случаев, ВВС Турции сбивали не менее трех сирийских боевых самолетов (2 Су-24 и 1 L-39 «Альбатрос»), пытавшихся перехватить турецкие БПЛА, действовавшие в районе Идлиба.

Наземные системы РЭБ (REDET, KORAL, MILKAR 3 EH) и самолеты специального назначения CN-235 SIGINT ВВС Турции также служили для поддержки совместных военных операций во время этой операции.

После установления господства в воздухе TB2 и ANKA-S (включая специально сконфигурированные ANKA-I со специальной полезной нагрузкой SIGINT/ELINT) свободно работали над сбором информации и проведением эффективных операций «воздух-земля» против сирийских сил в районе Идлиба.

Потеряв превосходство в воздухе, сирийские силы начали активно использовать такие системы ПВО, как SA-15 TOR, SA-22 Pantsir, SA-8 Gecko и SA-10 Grumble (S-300), чтобы защитить воздушное пространство над Идлибом от боевых самолетов ВВС Турции, включая TB2 и ANKA-S.

Турецкие F-16, осуществляющие воздушное патрулирование, и другие самолеты поддержки E-7T AEW и KC-135R AAR (самолеты-заправщики) во время операций остаются в безопасном воздушном пространстве за пределами зоны конфликта, в то время как близость Идлиба к турецкой границе (примерно 35-40 километров) способствовало безопасному господству в воздушном пространстве для турецких войск.

Турецкие TB2 и ANKA-S должны были работать в обход сирийской системы ПВО, чтобы обеспечивать ISR в реальном времени для турецкой системы управления и контроля во время наземных операций.

Оборудование РЭБ, также расположенное на турецкой границе в Идлибе, постоянно отслеживает действия сирийской системы ПВО, предоставляя в режиме реального времени информацию SIGINT/ELINT о ее оперативных условиях и географическом местоположении в объединенные командные центры ВС Турции.

Эта информация была очень важна при планировании полета и тактическом использовании БПЛА. Потому что в условиях, когда активны многие сирийские системы ПВО, для ВС Турции было бы очень рискованно использовать свои БПЛА на поле боя.

Подполковник Осман Аксу в статье, опубликованной недавно в журнале JAPCC (Объединенный центр компетенции ВВС), заявил, что плотность угроз в воздушном пространстве была высокой, а связь/передача данных была серьезно прервана во время операции «Весенний щит» в Идлибе, Сирия. По этой причине лицо, принимающее решение, заявило, что возможности командиров в использовании ударных вертолетов и пилотируемых боевых самолетов ограничены.

По словам Аксу, операции БПЛА, как несущих вооружения, так и разведывательных, были неотложным приоритетом для обеспечения непосредственной авиационной поддержки (CAS) наземным войскам, несмотря на эти неблагоприятные условия.

Наилучший вариант — получить доступ к району операции с БПЛА ANKA-S и TB2 при интенсивной РЭБ поддержке (особенно против сильных помех GPS). И далее поражать предварительно определенные статические или динамические цели, с использованием подробной разведывательной информации, обнаруженной и проверенной самолетами ELINT / SIGINT в регионе или же со стороны сухопутных войск.»

Следующий, завершающий раздел издания озаглавлен как «Существующие тренды: цифровая революция в РЭБ».

Цитируем издание:

«Мы являемся свидетелями новых разработок в технологиях РЭБ, некоторые технологии уже используются и/или тестируются на поле боя.

Существует несколько «ключевых» технологий и возможностей, которые в настоящее время внедряются при разработке и производстве систем РЭБ следующего поколения.

Также ожидается, что в ближайшем будущем эти технологии станут стандартом. При взгляде на разработанные или недавно используемые системы РЭБ и их возможности в различных странах мира можно наблюдать следующие технологические инновации:

  1. Существует переход от традиционного арсенита галлия (GaAs) к полупроводниковым компонентам GaN с более высокими характеристиками при производстве высокопроизводительных радиочастотных передатчиков. Технология GaN снижает требования к охлаждению и обеспечивает более высокую выходную мощность (кВт) в РЭБ/радарных системах. Используя технологию GaN, системы РЭБ могут обеспечивать микширование на большом расстоянии, требуют меньшего охлаждения и позволяют одновременно бороться с несколькими угрозами.
  2. Алгоритмы AI/AML используются для сбора, анализа и применения контрмер (адаптируясь к наилучшему методу подавления на основе угроз) против радиочастотных угроз без изменения/обновления программного или аппаратного обеспечения. В настоящее время традиционные системы РЭБ обеспечивают автоматические ответы на угрозы, о которых известно, что они запрограммированы в базах данных. Системы AI/AML позволяют бороться с неизвестными угрозами на основе существующей информации в базе данных или новых данных, собранных в ходе предыдущих миссий. Потому что они анализируются и детализируются AI/AML в режиме реального времени. Эта функция позволяет противостоять враждебным программно-определяемым системам РЭБ, которые могут быть изменены на лету и неизвестны существующей базе данных угроз. Новые системы РЭБ легко перепрограммируются и открывают путь к следующему поколению когнитивных и адаптивных систем РЭБ, обеспечивая наилучшую конфигурацию для каждой задачи, переключение с одной функции на другую в режиме реального времени и интеграцию AI/AML.
  3. Используется технология микроволновых монолитных интегральных схем (MMIC), которая позволяет разрабатывать миниатюрные радиочастотные передатчики/приемники, расширяющие возможности по сравнению со старыми системами. В частности, радары AESA и система РЭБ основаны на MMIC. Более того, эти приемники сопровождаются высококачественными и высокоскоростными широкополосными аналого-цифровыми преобразователями, которые преодолевают ухудшение качества аналоговых приемников, и новыми антенными системами интерферометров, которые вместо этого могут определять направление угрозы с точностью до 0,05 градуса по сравнению с одноградусной точностью старых антенн. Высокая точность и способность определять местонахождение угрозы повышают успешность миссии РЭБ-систем за счет более эффективного направления радиочастотной энергии в нужном направлении.
  4. Технология DRFM обеспечивает более сложный подход к защите от РЭБ, изменяя сигнал радара угрозы, чтобы генерировать ложные отражения цели. DRFM включает в себя получение сигнала радара об угрозе, который принимается, обрабатывается в цифровом виде, модифицируется в реальном времени, а затем повторно передается. Система РЭБ должна избегать ухудшения сигнала и согласовывать измененный РЧ-сигнал с источником исходного сигнала. Например, DRFM очень эффективен в микшерах. Проще говоря, система оцифровывает полученный сигнал и сохраняет последовательно измененную копию в цифровой памяти, дублируя и ретранслируя по мере необходимости. Поскольку это последовательное представление исходного сигнала, радар противника не может отличить его от других законных сигналов и распознает его как реальную цель. DRFM можно использовать для создания целей с ложным расстоянием как позади (реактивное микширование), так и вверх по течению (прогностическое микширование) системы, которую он защищает.»
52.2MB | MySQL:103 | 0,883sec