О первых проблемах выстраивания британо-израильских контактов правительствами Б.Нетаньяху и Р.Сунака

Во вторник с официальным двухдневным визитом в Израиль прибыл Государственный министр Великобритании по делам Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Азии и ООН в МИД Соединенного Королевства лорд Т.Ахмад. Он впервые посетил страну, находясь в указанной должности, а также стал первым представителем правительства Р.Сунака, которому выпало лично пообщаться с членами 37-го кабинета министров под руководством Б.Нетаньяху, не так давно приступившего к исполнению своих полномочий. В результате, данный визит следует рассматривать не только с точки зрения текущих задач, стоящих перед государствами, среди которых работа над соглашением о свободной торговле, но и через призму взаимодействия двух новых правительств, взаимное восприятие которых отличается неоднозначностью. В Израиле ранее с воодушевлением приняли приход на пост премьер-министра Великобритании Л.Трасс, пообещавшей перенести посольство своего государства из Тель-Авива в Иерусалим, в то время как с Р.Сунаком такие надежды уже не связываются. В Соединенном Королевстве, как и в большинстве других западных стран, с настороженностью относятся к правому уклону 6-го в карьере Б.Нетаньяху кабмина.

В Иерусалиме лорд Т.Ахмад встретился с двумя представителями партии Ликуд, а именно министром иностранных дел Э.Коэном и министром экономики Н.Баркатом. Данный факт можно рассматривать подтверждением ранее высказанного предположения, согласно которому в новом правительстве внешнеполитические функции возложены не столько персонально на главу МИД, сколько размыты в рамках главной коалиционной партии.  Помимо этого, в программу пребывания представителя британского правительства было включено посещение Техниона, общение с представителями израильской старт-ап индустрии, в котором акцент был сделан на инновационных подходах к решению климатических проблем, а также встреча с иудейскими и мусульманскими религиозными деятелями. Последний пункт явно стал элементов в решении одной из приоритетных задач визита Т.Ахмада. Обозначил он ее как «призыв приложить все усилия, направленные на то, чтобы избежать провокационных односторонних действий в Иерусалиме».

В рамках переговоров с Э.Коэном внимание было сосредоточено на иранской украинской, палестинской проблематике, а также перспективах расширения круга участников «Соглашений Авраама». Для Израиля ключевое значение имели два вопроса. Первый из них – побуждение Соединенного Королевства признать КСИР террористической организаций. В настоящий момент, принимая во внимание насильственное подавление протестов в ИРИ и казни участников демонстраций, в Иерусалиме рассчитывают, что Запад будет более склонен к такого рода мерам. Более того, Великобритания, судя по всему, рассматривается в данном контексте как более восприимчивый партнер, так как не связана более обязательствами по выработке общей внешней политики с ЕС, а в выстраивании своей самостоятельной линии по ряду направлений склонна ориентироваться на США.

Кроме того, как уже отмечалось ранее, Б.Нетаньяху явно рассчитывает сделать продолжение процесса нормализации с умеренными региональными режимами своим достижением по итогам каденции. Однако для успешной реализации данного плана ему необходима поддержка внерегиональных игроков. На Вашингтон в данном случае Иерусалим полагается мало в силу существующей напряженности в между администрацией Дж.Байдена и Эр-Риядом. А вот Соединенное Королевство вполне способно поддержать усилия ближневосточных государств. Помочь в этом может развивающиеся отношения Британии с Израилем и с КСА. В случае с Саудовской Аравией британцы около месяца назад подписали план укрепления сотрудничества в оборонной сфере, а на днях обсудили совместные усилия по переходу на экологически чистые источники энергии, в рамках которых Лондон даже готов увеличить инвестиции в королевство взамен на расширение присутствия британских энергетических компаний на ее рынке.

Наиболее сложными кажутся переговоры по соглашению о свободной торговле, хотя ранее именно на это направление стороны делали ставку с целью интенсификации сотрудничества после выхода Великобритании из ЕС. Изначально стороны рассчитывали, что смогут подписать документ уже в первом квартале текущего года. Вместо этого из-за пятых подряд внеочередных выборов в Кнессет процесс застопорился. В результате, теперь Иерусалим и Лондон готовятся провести второй раунд консультаций весной текущего года. Несмотря на то, что участники процесса стараются не комментировать ход консультаций, ожидается, что основное внимание будет сосредоточено на том, чтобы расширить существующий режим торговых отношений между государствами за счет преференций в области инноваций и сектора услуг.

Помимо временного отставания не в пользу работы над документом звучат заявления британских проарабских политиков, использующих в качестве козыря в продвижении своих взглядов включение в состав кабинета министров Б.Нетаньяху таких радикальных фигур, как И.Бен-Гвир. Так, в прошлом месяце группа парламентариев призвала Р.Сунака не продолжать опираться на двустороннее сотрудничество с Израилем из-за «серьезных опасений» относительного его «дискриминационной и незаконной» политики. Пока власти Соединенного Королевства стараются не комментировать указанную тему, судя по всему рассчитывая взять на вооружение курс, предложенный США. Состоит он в том, чтобы вести диалог исключительно с более умеренными министрами, к которым как и раз и можно отнести ликудников.

Таким образом, можно говорить о том, что визит Т.Ахмада в определенной степени стал подготовительным этапом, как в работе над соглашением о свободной торговле, ввиду предстоящего второго раунда консультаций по нему, так и в политико-дипломатических контактах после транзитов власти с обоих государствах. Продолжение последних ожидается в связи с готовящимся приездом в Израиль британского министра иностранных дел Дж.Клеверли. При этом уже сейчас заметна серьезная проблема, которую стараются не акцентировать стороны, а кроется она в относительно непопулярном палестинском вопросе, который вышел на первый план на этапе формирования израильского правительства. Пока кабинет Б.Нетаньяху старательно пытается добиться от Лондона ужесточения линии в отношении КСИР, вопросы нарушения статус-кво на Хамовой горе, а также «влияния насилия со стороны израильских поселенцев на палестинских жителей», как обозначил проблему британский МИД перед встречей Т.Ахмада с руководством ПНА и посещением Хеврона, рискует не только осложнить политическое сотрудничество, но и помещать прогрессу в двусторонних экономических отношениях.

52.28MB | MySQL:103 | 0,480sec