- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О единой программе турецкой оппозиции. Часть 7

30 января с. г. в Анкаре в торжественной обстановке прошла презентация единой оппозиционной программы в случае, если так называемый «шестисторонний стол» придет ко власти в результате президентских и парламентских выборов, намеченных на 14 мая (предварительно; подлежит согласованию Великим национальным собранием /Меджлисом/ Турции – И.С.).

Документ был представлен со сцены Анкарского конгресс-центра председателями партий, образующих оппозиционную шестерку.

Продолжаем анализировать документ. Часть 6 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94831 [1].

Напомним, что нами был процитирован и разобран раздел, который называется «Государственное управление».

Переходим к ещё одному разделу, который следует считать стержневым в программе оппозиции. Речь, разумеется, идет о разделе, который озаглавлен как «Борьба с коррупцией, прозрачность и надзор». На самом деле, на взгляд турецкой оппозиции, в стране существуют две проблемы: президентская система правления и коррупция. При этом, говоря о коррупции, турецкая оппозиция часто говорит о том, что действующее руководство страны построило так называемую «экономику ренты». Под этим оппозиция подразумевается, что руководство Турции увлеченно занимается реализацией «мега-проектов», в которых оно «собирает ренту». Логически продолжая это умозаключение, оппозиция говорит о том, что Турции не надо такое количество инфраструктурных проектов. Самым ярким примером, является третий аэропорт в г. Стамбул, необходимости в котором оппозиция не увидела. И много, в связи с этим проектом, говорилось о проблемах при строительстве объекта, а также о множестве фирм-подрядчиков, которые разорились, будучи руками «большого консорциума компаний, приближенных к Реджепу Тайипу Эрдогану».

Обратимся к этому разделу:

«

В связи с вышеизложенным, просматривается следующее.

Прежде всего, оппозиция действует в привычном для себя ключе, декларируя свои намерения по тому, чтобы создать новое ведомство или укрепить уже существующее. Что касается законодательства, то непременным, похоже даже – неизбежным, является упоминание о том, что тот или иной законодательный акт будет приведен в соответствие с нормами Европейского союза.

В этой связи, сразу возникает вопрос: вот говорится про Закон о государственных закупках №4734. Вообще говоря, он изначально и готовился по нормам и лекалам Европейского Союза. Если где-то он был недостаточно приведен в соответствие им, то лучше все же приводить конкретику. При этом заметим, что закон №4734 повсеместно используется государственными структурами Турции, накладывая жесткие ограничения на лиц, принимающих решение. По сути, задавая алгоритм их действий. При отсутствии конкретных претензий к этом закону, хотя бы в общих чертах, смотрится слабо.

Второй целью, очевидно, для оппозиции являются проекты государственно-частного партнёрства в Турции, которые, судя по всему, считаются оппозицией непрозрачными и приносящими «дополнительный доход» власть предержащим.

И, наконец, третья цель – это Турецкое статистическое агентство, чью статистику оппозиция постоянно упрекает в неадекватности существующим реалиям. Особенно много упрёков было по поводу определения уровня инфляции в последние два года.

Когда оппозиция говорит об активах, вывезенных вам за рубеж (подразумевая, очевидно, вывезенных действующей в Турции властью), заметим, что никаких фильмов-расследований из серии «он вам не…» в Турции нет. Вообще, массовая скупка турецкими власть предержащими зарубежного недвижимого и движимого имущества никак оппозицией не подтверждена даже в общих чертах. Есть определенные слова об «отпрысках знатных фамилий», но на этом все. Так что, и этот тезис нельзя сказать, что он был подготовлен в глазах турецкого общественного мнения. Одни лишь тезисы, слабо подтвержденные расследованиями и вскрытыми фактами.

Впрочем, предыдущие значения имеют значение, однако, главное для оппозиции – это экономика. Как считается, именно на экономике на рубеже 20-21 веков ко власти пришла ныне действующая власть, и именно на ней она должна и уйти. Именно экономика должна перевесить в глазах турецких избирателей геополитику и те внешнеполитические успехи, которые может предъявить правительство Реджепа Тайипа Эрдогана.

В этом смысле, следующий раздел общей программы объединенной оппозиции имеет, без преувеличения, судьбоносное решение для исхода предстоящих выборов. Обратимся к тексту этого раздела:

«

Итак, что можно сказать про экономический раздел Программы оппозиции?

Прежде всего, он не содержит ничего принципиально нового с точки зрения тех показателей, которые оппозиция обещает обеспечить. Можно было бы говорить о том, что это «списано» у действующего руководства страны. Но правильнее было бы сказать, что в этой части оппозиция Турции обещает то же самое, что обещают и все.

В стране – галопирующая инфляция? – Тогда надо её снизить до «однозначных цифр». Собственно, об этом во всех программах говорит и действующая турецкая власть. И, в принципе, до наступления экономических потрясений в Турции инфляция, как и обещалось, колебалась на уровне вокруг 10%, иногда снижаясь и до однозначных цифр.

Удвоение дохода на душу населения в долларах – это тоже тезис от правящей Партии, но и, вообще, классика жанра. Ключ здесь заключается в том, что если ты обещаешь то же, что обещают все, то разница между вами должна заключаться в том, что надо показать, как ты это сделаешь? Объяснить, почему не получилось у действующей в Турции власти и написать четкий и понятный населению способ решения данного вопроса.

То же касается и экспортных поставок. Турецкая власть, в свое время, в сотрудничестве с деловыми кругами страны, опубликовала программу «Экспорт – 500» (млрд долл.). Здесь оппозиция решила пойти дальше и пообещать даже не 500, а 600 млрд долларов. Напомним, что 2022 год Турция закрыла с экспортом в объеме 254 млрд долл. Что дало оппозиции основание, что можно не просто повторить плану руководства страны, но даже и нужно её поднять? – Опять же, это вопрос к тому, как оппозиция формулирует свои цели, не давая никаких выкладок.

Тем более, что, говоря об экспорте, необходимо говорить и об импорте тоже и о балансе внешней торговли. Хорошо известно, что стремление турецкого руководства решить проблему по снижению отрицательного сальдо внешней торговле, а то и по превращению внешней торговли в профицитное, в государственном масштабе занятие, к настоящему времени не принесло результата. 2022-й год ознаменовался не только рекордным экспортом, но и рекордным импортом (363 млрд долл.), равно как и рекордным отрицательным сальдо внешней торговли (109 млрд долл.).

Вот, пожалуй, о чем следует говорить оппозиции, которая, имея в виду 20-летнее стремление прийти ко власти, имела достаточное время, чтобы накопить интеллектуальную базу, альтернативную действующему руководству страны.