О единой программе турецкой оппозиции. Часть 6

30 января с. г. в Анкаре в торжественной обстановке прошла презентация единой оппозиционной программы в случае, если так называемый «шестисторонний стол» придет ко власти в результате президентских и парламентских выборов, намеченных на 14 мая (предварительно; подлежит согласованию Великим национальным собранием /Меджлисом/ Турции – И.С.).

Документ был представлен со сцены Анкарского конгресс-центра председателями партий, образующих оппозиционную шестерку.

Продолжаем анализировать документ. Часть 5 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94813.

Напомним, что нами был процитирован в полном объеме и разобран раздел Программы под заголовком: «Внешняя политика, оборона, безопасность и миграционная политика».

Далее мы процитируем и разберем вводную часть Программы, а также сокращенную Программу, которая предваряет документ уже в развернутом виде с подробностями (как и в прошлый раз, останавливаясь только на том, что имеет значение с точки зрения настоящей публикации – И.С.).

Начнем со Введения, которое сопровождается подписями глав всех шести политических оппозиционных партий.

Цитируем:

«Наша страна переживает один из самых глубоких административно-экономических кризисов в истории Республики. Социальные, политические и экономические проблемы усугубляются день ото дня.

Основной причиной этого кризиса является «система президентского правления» и произвольный и неуправляемый подход к управлению.

Нынешняя система превратилась в проблему выживания государства. Как шесть политических партий, представляющих нашу страну в самом широком спектре, мы объединились с целью преодоления этого кризиса и решения наших глубоких проблем на основе плюрализма и участия, путем перехода к усиленной парламентской системе в соответствии с принципами демократического правового государства.

Наша главная цель – сделать Турцию счастливой страной, где каждый ведет жизнь, достойную человеческого достоинства, и достигает стандартов социального обеспечения, где женщины, дети, молодежь и все граждане с надеждой смотрят в будущее, и где устанавливается социальный мир и спокойствие.

Мы подготовили «Меморандум о взаимопонимании по усиленной парламентской системе», соглашение «Основные принципы и цели», «Предложение по конституционным поправкам по усиленной парламентской системе», «Отчет об институциональных реформах» и «Отчет о безопасности выборов», которые мы подготовили вместе с этой верой и решимостью на 2022 год. Мы поделились этим с общественностью.

Сегодня мы предъявляем общественности наш «Меморандум о взаимопонимании по общей политике», который включает в себя цели, политику и проекты, которые мы определили в соответствии с интересами нашей нации в важных базовых областях политики нашей страны.

Конкретные цели, политика и проекты, включенные в «Меморандум о взаимопонимании по общей политике», являются нашим общим обязательством перед нашей нацией.

Наш «Меморандум о взаимопонимании по общей политике» сформирует основу Совместной предвыборной декларации кандидата в президенты и правительственной программы, которая будет реализована после выборов, которую мы как шесть политических партий поддержим.

Построить сильную, либеральную, демократическую и справедливую систему во втором столетии нашей Республики с конкретными шагами, включенными в наш текст Общей политики, структурировать государственное управление в ориентированной на граждан манере в соответствии с принципами заслуг, законности и прозрачности, спасти Турцию от «ловушки среднего дохода» и вывести Турцию на прочную и постоянную позицию среди «стран с высоким уровнем дохода» с новой устойчивой, инклюзивной стратегией развития, основанной на зеленой трансформации и цифровой революции, создать инклюзивную систему образования, гарантирующую равенство возможностей вне зависимости от пола, национальности, религии, языка, места жительства, состояния здоровья, социально-экономических условий, конституционно закрепить «право на экосистему» ​​будущих поколений, искоренить крайнюю нищету, не оставляя без внимания ни одного из наших граждан, и превратить нашу страну в надежного, сильного и эффективного международного игрока – мы этому привержены».

Перейдем к цитированию краткого изложения Программы турецкой оппозиции. Начинается это краткое изложение с таких вводных слов:

«Как шесть политических партий, представляющих нашу страну в самом широком спектре, мы вышли на новый этап в наших совместных усилиях по преодолению самого глубокого административного и экономического кризиса в истории Республики.

Мы объявляем общественности наш «Консенсусный текст общей политики», который включает в себя цели, политику и проекты, которые мы определили в соответствии с интересами нашей страны в основных областях политики.

Наш Меморандум о взаимопонимании по совместной политике включает (следующие разделы): (1) право, правосудие, судебную систему, (2) государственное управление, (3) борьбу с коррупцией, прозрачность и аудит, (4) экономику, финансы и занятость, (5) науку, НИОКР, инновации, предпринимательство и цифровую трансформацию, (6) отраслевую политику, (7) образование и обучение, (8) социальную политику и (9) внешнюю политику, оборону, безопасность и миграцию по 75 подзаголовкам, всего более 2300 конкретных целей, политик и проектов.

«Меморандум о взаимопонимании по общей политике» станет основой Совместной предвыборной декларации кандидата в президенты и правительственной программы, которая будет реализована после выборов, которую мы как шесть политических партий поддержим. Краткое изложение конкретных шагов, которые необходимо предпринять по 9 основным заголовкам, приводится ниже, а подробные шаги включены в основной текст.».

Начинаем с первого раздела документа под заголовком: «Закон, правосудие и юрисдикция». Из того, что этот раздел идет первым в списке, следует понимать, что именно он является стержневым для всей последующей программы. Приводим его в полном объеме:

«

  • Мы перейдем к усиленной парламентской системе для сильной, либеральной, демократической и справедливой системы, в которой установлено разделение властей с эффективным и представительным законодательным органом, стабильной, прозрачной и подотчетной исполнительной властью, независимой и беспристрастной судебной системой.
  • Мы немедленно осуществим конституционные и правовые изменения, которые необходимо внести в соответствии с Консенсусом об усилении парламентской системы.
  • Мы обеспечим, чтобы общее собрание, повестка дня которого определяется оппозицией, могло быть открыто не менее 20 дней в течение законодательного года.
  • Мы переопределим понятия государственной тайны и коммерческой тайны таким образом, чтобы это не препятствовало полномочиям Парламента в области информации и контроля.
  • Мы конституционно гарантируем, что право выхода из международных конвенций принадлежит Меджлису.
  • Мы создадим в Великом Национальном Собрании Турции Окончательный отчетный комитет, председатель которого избирается из числа основных депутатов от оппозиции.
  • Мы отменим предоставленное право вето на законы и предоставим президенту только «право отсылать обратно».
  • Мы прекратим полномочия президента издавать указы.
  • Мы примем меры к тому, чтобы президент избирался сроком на 7 лет, чтобы после избрания он был уволен из своей партии и не возвращался к активной политике после исполнения своих обязанностей.
  • Мы позаботимся о том, чтобы имя нового премьер-министра было включено в вотум недоверия премьер-министру или всему совету министров и чтобы предложение было подписано абсолютным большинством от общего числа членов Великого национального собрания Турции.
  • Мы отменяем указы при режиме чрезвычайного положения (в режиме чрезвычайного положения страна переходи на ручное управление, реализуемое посредством указов президента страны – прим.) и сокращаем продолжительность чрезвычайного положения с шести месяцев до двух месяцев.
  • Мы создадим две разные коллегии, Совет судей и Совет прокуроров.
  • Мы положим конец системе многих адвокатских коллегий.
  • Мы исправим Счетную палату в Конституции, превратив её в высший суд. Сфера аудита Счетной палаты будет расширена и включать все государственные учреждения и организации.
  • Мы примем необходимые меры для неукоснительного соблюдения принципа содержания под стражей в порядке исключения.
  • Мы укрепим свободу мысли, мнения и выражения.
  • Мы укрепим свободу прессы и реструктурируем TRT и агентство Anadolu в соответствии с принципами независимости и беспристрастности.
  • Мы покончим с расплывчатым и произвольным ограничением права на проведение митингов и демонстраций.
  • Мы обеспечим применение равного, справедливого и прозрачного метода для неправительственных организаций, чтобы воспользоваться поддержкой, такой как статус общественной пользы и освобождение от налогов.
  • Мы положим конец недовольствам, вытекающим из декретов о чрезвычайном положении.
  • Мы снизим избирательный порог до 3%.

Мы создадим заграничный избирательный округ для прямого представительства наших граждан за границей с максимальным количеством депутатов 15 в парламенте.

  • Мы обеспечим, чтобы политические партии, получившие не менее 1% голосов на последних всеобщих парламентских выборах, получили финансовую помощь.
  • Мы сделаем разрешение Великого национального собрания Турции обязательным при подаче исков о закрытии политических партий.
  • Мы потребуем публичного раскрытия информации о пожертвованиях свыше определенной суммы политическим партиям и кандидатам, а также обо всех расходах, произведенных в период выборов».

Сразу скажем, что не совсем понятен тот срок, когда Турция, согласно Программе оппозиции, должна перейти к так называемой «усиленной парламентской системе». Подчеркнем, что ни при каких обстоятельствах в ходе предстоящих выборов у оппозиции не будет ни 3/5 мест в парламенте, ни 2/3 мест. Напомним, первое позволяет вынести вопрос новой Конституции на референдум, второе позволяет решить вопрос принятия новой Конституции прямо в ВНСТ.

Так что, обещание перехода Турции в усиленной парламентской системе, а равно и к любой другой, является утопией в ближайшую каденцию до изменения электоральных реалий.

Единственным способом попробовать это обойти, является признание результатов предыдущего референдума недействительным. Однако, это тоже, процедурно, весьма непростой путь. И потом у оппозиции нет «в руках» судебной власти, включая Конституционный суд, чтобы решить этот вопрос. Вся система в Турции перестроена под действующую власть. И это был тот вопрос, которой она потратила первое десятилетие своего правления. Сколько нужно времени, чтобы перевести страну на «оппозиционные рельсы»? – Ничуть не меньше полагаем. «Немедленное осуществление конституционных и правовых изменений» — это невозможный популизм. Равно как и увязывание всех проблем Турции с президентской республикой.

Так что, президентская республика – это та реальность, в которой Турции предстоит жить в ближайшие 5 лет при любом исходе выборов.

Дальнейшие пункты данного раздела, по сути, направлены на ограничение власти президента. Многое говорится о либерализации системы: от режима государственной тайны до режима чрезвычайного положения. А также о снижении избирательного порога с нынешних 10% до 3%. Складывается полное ощущение, что оппозиция нацелилась на то, чтобы «открутить все гайки» в системе, что, вообще говоря, не очень хорошо для системы, если не предусмотрен некий переходный период для перемен. Резкие многочисленные перемены – очень опасны для жизнедеятельности систем.

Очень любопытен пассаж касательно того, что зарубежные избиратели с турецким гражданством смогут избирать не более 15 депутатов парламента, которые будут выдвигаться от так называемого «заграничного избирательного округа». В настоящее время, такой практики нет – и зарубежные избиратели сильно больше влияют на положение на выборах. Вот это самое заметное ограничение данного раздела программы.

Следующий раздел Программы называется как «Государственное управление».

Цитируем:

«

  • «Мы упраздним коллегии и управления в рамках аппарата президента и передадим их обязанности и полномочия соответствующим министерствам и ведомствам.
  • Мы закроем Турецкий фонд благосостояния.
  • Мы реструктурируем министерства в соответствии с нашей целью «зеленой» и цифровой трансформации и инклюзивности.
  • Мы создадим Организацию по стратегии и планированию.
  • Мы упраздним заместителей министров и создадим систему подсекретариата.
  • Мы положим конец практике попечителей, которая игнорирует право голоса и быть избранным в органы местного самоуправления.
  • Мы увеличим доли муниципалитетов из налоговых поступлений общего бюджета, и при определении долей будем учитывать вклад провинций в производство и экспорт, а также незаконную миграцию с разницей населения между летом и зимой, днем ​​и ночью.
  • Мы примем закон, касающихся мухтаров (можно их назвать штатскими «участковыми», за которыми, помимо всего прочего закреплены обязанности выдачи определенных документов, допустим, прописки – И.С.).
  • Мы вернем их правосубъектность деревням, которые были преобразованы в кварталы в соответствии с Законом о митрополии.
  • Мы создадим Государственный департамент кадров.
  • Мы положим конец практике собеседований и обеспечим набор персонала, начиная с человека с наивысшим баллом на письменном экзамене.
  • Мы увеличим количество экзаменов KPSS (экзамен по приему на работу государственных служащих – И.С.) и не будем взимать плату за экзамены.
  • Мы не допустим, чтобы основные и постоянные обязанности, требуемые государственными службами, выполнялись доверенными лицами или субподрядчиками».

В приведенном выше разделе есть несколько пунктов, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, Турцию при оппозиции ждет серьезная структурная и кадровая перетряска. управления при администрации президента Турции – это, в настоящее время, очень серьезные структуры с разветвленным аппаратом и кадрами. Сразу возникает вопрос относительно того, что будет с нынешними работниками этих структур. Ни слова не говорится об реинтеграции в рамках единых ведомств. Более всего, в такой формулировке это смахивает на так называемую «люстрацию».

Во-вторых, возникает интересный вопрос с тем же Турецким фондом благосостояния, в который вложились крупные зарубежные инвесторы. Какие образом, турецкая оппозиция предлагает закрыть этот фонд. Прежде всего, надо выполнить все обязательства перед инвесторами и вернуть им, без преувеличения, миллиарды долларов. Есть ли у оппозиции финансовые ресурс для того, чтобы это считать реалистичной задачей в обозримой перспективе? При том, что экономика страны отчаянно нуждается в средствах.

Разумеется, муниципалитетам и деревням обещается большая субъектность и большие дотации-ассигнования из центрального бюджета, что вполне естественно для оппозиции, которая хочет прийти ко власти.

Достаточно интересно, что оппозиция говорит о системе основанной на заслугах. В принципе, эта система и так неплохо работает в Турции. Но есть, разумеется, нюансы, связанные с турецким обществом, как таковым. Турецкое общество – это про горизонтальные связи, это про клановость и про семейность. Эта ситуация, сама по себе, — не плоха и не хороша. Однако, просто надо четко понимать реальность: свои будут тянуть своих в турецких реалиях. Просто при оппозиции придут «другие свои». А все разговоры про новую кадровую систему – это популизм, разумеется.

52.27MB | MySQL:103 | 0,457sec