- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О единой программе турецкой оппозиции. Часть 8

30 января с. г. в Анкаре в торжественной обстановке прошла презентация единой оппозиционной программы в случае, если так называемый «шестисторонний стол» придет ко власти в результате президентских и парламентских выборов, намеченных на 14 мая (предварительно; подлежит согласованию Великим Национальным Собранием /Меджлисом/ Турции – И.С.).

Документ был представлен со сцены Анкарского конгресс-центра председателями партий, образующих оппозиционную шестерку.

Продолжаем анализировать документ. Часть 7 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=94962 [1].

Напомним, что мы остановились на экономическом разделе оппозиционной программы страны.

Для полноты картины, перед тем как завершить наш анализ, рассмотрим ещё несколько разделов, которые представляются значимыми с точки зрения предстоящих в Турции выборов.

Сразу хотим отметить одно крайне важное, на наш взгляд, обстоятельство. Оно заключается в ответе на вопрос:

Насколько в условиях событий, произошедших в Турции опубликованная оппозицией программа имеет значение? Не произошло ли «обнуление» теоретических выкладок, приведенных в оппозиционной программе? Не будет ли оппозицией принята новая программа, которая будет существенно отличаться от программы оппозиции до 6 февраля?

Выразим свое мнение о том, что оппозиционная программа, представленная на суд общественности, — это: а) плод совместной работы шести партий, которая проводилась на протяжении нескольких месяцев, принятие чего-то принципиально нового займет приблизительно такой же срок, а, следовательно, сложно предвидеть появление нового документа, б) не совсем понятно, какие корректировки могут внести оппозиционные партии в результате землетрясения – скорее речь пойдет о ходе избирательного процесса и о той риторике, которую будет озвучивать оппозиция в адрес избирателей. Впрочем, и касательно последнего сложно предположить произнесение новых слов, кроме того, что опора на страшное землетрясение, которое, на взгляд оппозиции, должно послужить «ошеломляющим аргументом» пользу аргумента о несостоятельности действующего руководства страны.

Иными словами, тактика оппозиции может измениться, а стратегия – нет. На первый план выйдут аспекты, связанные с критикой действующей власти, по ликвидации последствий землетрясения. На взгляд оппозиции, в землетрясении, как в зеркале, должна отразиться неспособность действующей в Турции власти справиться с последствиями стихийного бедствия.

При этом, землетрясение, вряд ли, приведет оппозицию к генерации новых смыслов. Другой вопрос, что те смыслы, которые изложены в объединенной программе оппозиции, могут быть не только не прочитаны избирателями, но и не зачитаны самой оппозицией. Настолько всех сейчас занимает землетрясение и ликвидация его последствий.

Что, впрочем, не исключает необходимости завершить ознакомление с интеллектуальным продуктом турецкого оппозиционного альянса. Цитируем выборочно с учетом особенностей нашего угла зрения на Турцию.

В частности, нас интересует раздел «Промышленность и технологии, оборонно-промышленный комплекс»:

«

Итак, что нового мы здесь видим, или не видим?

  1. Повышение доли технологичной продукции в турецком производстве – это то, что постоянно повторяет действующее руководство страны. И надо сказать, что оно подтверждает эти слова делами. Действительно за последние годы турецкая промышленность заметно окрепла.
  2. Технологические долины / технопарки уже созданы в каждой провинции Турции (всего 81 провинция), а то и не по одной на каждую провинцию. Сейчас в Турции наблюдается, без преувеличения, бум в плане регистрации компаний в технологических зонах. И дело не только в том, что это выгодно. Хотя в технопарках Турции предоставляются значительные льготы. Дело ещё и в том, что это «драйвит» турецкий бизнес – переходить к выпуску чего-то более сложного.
  3. 15% ценовое преимущество не только для продукции, а ещё и для услуг, смотрится как небольшая настройка действующего законодательства, которой не совсем место в программе политической партии. На самом деле, в этом проявляется отсутствие баланса в документе: либо очень общие фразы – либо очень большие частности, которые не заслуживают упоминания в программе оппозиционной партии.
  4. Свое мнение про «зеленую трансформацию» мы уже выражали: не в реальности проведения Россией СВО на Украине и радикального слома всех цепочек и балансов мирового ТЭК. Кроме того, «зеленая трансформация» — это всегда дорого и развивающиеся экономики не могут себе такого подхода позволить.
  5. Непонятно, куда уж «гораздо дальше» можно продвинуть турецкий ОПК, который и так развивается семимильными шагами, будучи чуть ли не важнейшим драйверов турецкой научно-технической мысли. ОПК уже сегодня — самая быстро развивающаяся отрасль турецкой экономики и она не нуждается в новом видении. Достаточно продолжать делать то, что и так уже делается.
  6. Достаточно интересно, что на взгляд оппозиции какие-то «крупные проекты» и «закупки» «мешают внешней политике страны». На самом деле, если какие-то проекты и «мешают» на взгляд оппозиции, то, полагаем, речь идет, прежде всего, о закупке С-400, которая серьезно осложнила отношения между Турцией и Западом, прежде всего, США. Иными словами, если эта догадка верна (нет оснований думать про что-то другое – И.С.), то получается, что оппозиция обещает не раздражать Запад своими действиями.
  7. Про национальные проекты ОПК, оппозиция обещает выделить специальный бюджет и вопрос заключается в том, разве действующая власть в Турции этого не делает? А если оппозиция предполагает найти новые, кратно большие средства на проекты, то откуда она возьмет эти средства или научный потенциал («экспертный потенциал» в Программе).
  8. Упомянутые ведущие компании турецкого ОПК и так уже являются заметными игроками в международном масштабе. Опять же неясно что большего можно сделать в этом направлении, если говорить не о тактике, а именно о стратегии. Стратегия действующего руководства страны является верной, хотя по тактике, разумеется, можно спорить.
  9. Опять же единственный кейс «приватизации», а точнее вхождения в долю Катара, упомянут оппозицией и встречен крайне болезненно. Это опять к вопросу о том, что оппозиция пытается вменить это партнёрство и соглашения в его рамках в вину действующему руководству. Однако, «мы будем расследовать деятельность руководства страны» — маловато для программы политической партии.

В целом можно заключить, что оппозиция не сказала ничего нового в плане промышленного развития страны при своей власти, как она его (развитие) видит. Все это является изрядным повторением того, что и так делается турецкой властью.

Следующий раздел – «Энергетика и горнодобывающая промышленность».

Цитируем:

«

Теперь, что касается энергетики:

  1. Агентство по регулированию и надзору за энергетическим рынком – это важнейший в рамках модели турецкого ТЭК элемент. Это – регулятор рынка по аналогии с BDDK для турецкого финансового рынка. Устранение этого элемента должно сопровождаться либо сменой модели существования турецкого энергетического рынка, которая реформировалась и складывалась на протяжении 20 лет, либо отрасль ждет хаос.
  2. Причина «угнетения» граждан «высокими ценами» на энергоносители заключается в том, что страна не является добывающей энергоносители. Турция – нетто-импортёр и отрицательным балансом по текущим операциям и по внешней торговле.
  3. Прекращение постоянного летнего времени и возврат к смене летнего и зимнего времени – это предложение перекликается с новаторскими подходами и в самой России. Так что, понятен масштаб предложения на нашем собственном опыте.
  4. «Комиссия проверки договоров» — это предложение, которое включается чуть ли не в каждом разделе программы турецкой оппозиции. Выглядит так, что ко власти в Турции пытается прийти не управленцы, а аудиторы.
  5. Развитие ветроэнергетики в стране и так развивается достаточно высокими темпами, но оно упирается только в одно – в нестабильность и непредсказуемость данного источника энергии, что требует строительства атомных, угольных и газовых электростанций.
  6. Риск зависимости от «определенных стран» в сфере природного газа прочитывается однозначно: речь идет о том, что оппозиция хочет пересмотреть условия соглашений на поставки энергоносителей в рамках проектов «Голубой поток» и «Турецкий поток» и настроена на то, чтобы снижать российскую долю на турецком рынке природного газа. Про аудит «Аккую» мы уже говорили ранее.
  7. Про права в Восточном Средиземном море, как можно понять, оппозиция поддерживает концепцию руководства страны «Синяя Родина». Каким образом, она собирается отстоять права Турции, пожалуй, этот вопрос нуждается в более детальном рассмотрении. Оппозиция собирается бросить вызов Западу и защищать свою исключительную экономическую зону с оружием в руках? – Вопрос явно не проработан.