- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О единой программе турецкой оппозиции. Часть 9

30 января с. г. в Анкаре в торжественной обстановке прошла презентация единой оппозиционной программы в случае, если так называемый «шестисторонний стол» придет ко власти в результате президентских и парламентских выборов, намеченных на 14 мая (предварительно; подлежит согласованию Великим национальным собранием /Меджлисом/ Турции – И.С.).

Документ был представлен со сцены Анкарского конгресс-центра председателями партий, образующих оппозиционную шестерку.

Продолжаем анализировать документ. Часть 8 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=95060 [1].

Напомним, что мы остановились на экономическом разделе оппозиционной программы страны и в прошлой части поговорили про развитие промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также про планы по развитию турецкой энергетики.

Как мы успели убедиться на этом и на предыдущих разделах: они страдают популизмом и вторичностью по отношению к тому, что уже написано действующим руководством страны. Оппозиция, с одной стороны, не предлагает ничего принципиально нового, но, с другой стороны, не желает отталкиваться от сделанного за последние 20 лет и показывать, что она добавит к этому. Отдельным пунктом повестки дня оппозиции являются обещания расследовать деятельность предыдущего руководства страны, что сквозит буквально в каждом разделе программы. Разумеется, с перспективой довести результаты расследования до суда.

Не можем не рассмотреть и ту часть программы, которая посвящена транспорту и логистике. Поскольку это – предмет особой гордости и особого интереса действующего руководства страны, которое из года в год превращает Турцию в крупный региональный логистический хаб.

Цитируем программу:

«

Итак, что можно сказать про логистический раздел программы оппозиции?

  1. Борьба с «Каналом Стамбул» — это один из лейтмотивов программы турецкой оппозиции и не только в части логистики, но и в общем. Эта борьба ведется регулярно на протяжении всех последующих лет. На самом деле, эта борьба смотрится как борьба прошлого с будущим, как борьба с атомной энергетикой в Турции, которая, невзирая ни на что, прокладывает себе дорогу. И здесь схожая ситуация. Оставив в стороне вопросы экологии (которые, разумеется, всегда актуальны при реализации крупного проекта подобного масштаба), можно сказать, что Канал «Стамбул» — весьма перспективен для Турции, которая получает возможность вывести нефтяной трафик из пролива Босфор, а, кроме того, получает надежный источник поступлений за судоходный транзит.
  2. Как мы можем видеть, важную часть программы оппозиции составляет развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. Это – логично, поскольку, вплоть до настоящего времени, в стране продолжают доминировать грузовые перевозки автомобильным транспортом. Много звучало слов от действующего руководства страны на тему того, что надо развивать ж/д сообщение в русле необходимости и общемировых трендов, но этого так и не произошло. Проекты развиваются крайне медленно. Однако, оппозиция, используя слово «стагнация», не произносит причины этой ситуации. А она крайне проста и заключается в нехватке денежных средств. Государство, понятное дело, не может и не будет инвестировать в эти проекты, реализуя их по модели государственно-частного партнёрства. Где деньги – за частным сектором. А у частного сектора, который серьезно вложился за 20 лет в турецкую инфраструктуру денег на сегодняшний момент, в размере миллиардов долларов для скоростных железных дорог, просто не осталось. Отсюда классический вопрос к оппозиции: как она мыслит преодолеть эту проблему? – Ответа в тексте раздела на этот вопрос нет.
  3. Возрождение аэропорта Ататюрка, который сейчас используется для грузовой и военной авиации, очевидно, подразумевает, что он вновь станет пассажирским. На самом деле, при наличии действующего аэропорта Стамбула, вновь построенного и являющегося одним из крупнейших в Европе, смысл этого действа непонятен. Если хочется увековечить память отца-основателя Турецкой Республики, то это проще и разумнее сделать, назвав третий терминал в Стамбуле именем Ататюрка. А так возникнет уйма проблем с тем, что теперь надо перераспределять часть рейсов на старый терминал, снижая загрузку нового аэропорта, который надо «отбивать», лишь только потому что этого хочет оппозиция. Что же до анкарского аэропорта, то он, действительно, остается недозагруженным просто по причине того, что Анкара – не самый привлекательный пункт назначения международных рейсов. А делать рейсы только ради транзита – не столь интересно, как пропустить авиапоток через популярный у туристов Стамбул.
  4. Заметим одно немаловажное обстоятельство: с одной стороны, оппозиция предлагает упразднить Совет по регулированию энергетического рынка страны, со ссылкой на «произвол». С другой стороны, они начинают предлагать собственные варианты регулирования. В данном случае, в сфере гражданской авиации. Получается, что выглядит так, что оппозиция предлагает заменить предыдущие структуры, которые создала власть, на свои, используя ровно те же методы государственного регулирования отраслей экономики.
  5. Про «блокчейн» для таможни и говорить нечего – совершенно непонятно, зачем бы этим органам использовать подобного рода технологии кроме как ради популизма.

Следующий раздел, представляющий для нас интерес – это «Внешняя торговля, внутренняя торговля и конкуренция».

Цитируем:

«

Итак, самое интересное в том, что изложено выше, кроме, разумеется, обещания денег на экспортное финансирование турецких продукции и услуг, заключается в том, чтобы «деполитизировать» союзы экспортёров Турции. На самом деле, правда заключается в том, что они не были аполитичны и в момент прихода Р.Т. Эрдогана во власть. Они были одной из ветвей власти «светской Турции».

В частности, речь идёт о том, что они представляли собой объединения крупнейшего бизнеса Турции, сильным образом связанные с Западами и с турецкими элитами, долгие годы находящимися во власти. И, придя ко власти, Р.Т.Эрдоган приступил к формированию своей бизнес-элиты, что потребовало создание и ассоциаций (в частности, Независимой ассоциации промышленников и предпринимателей – Müsiad в противовес старейшей ассоциации Tüsiad) и подчинения DEİK – Комитета по внешнеэкономическим связям, изначально независимой частной инициативой, Министерству экономики страны в 2014 году.

По сути, речь идет об обещании того, что нынешние элиты станут старыми, а на место их придут элиты новые, ну или «доэрдогановские» элиты вернутся к своему исходному статусу.

В свете нынешних событий на юго-востоке страны, нельзя не сказать о видении оппозиции в сфере управления чрезвычайными ситуациями:

Цитируем:

«

Итак, заметим, что в фокус внимания оппозиции устремлен на потенциальные проблемы в Стамбуле. Также оппозиция говорит о запрете амнистий для застройщиков – последняя из которых была объявлена в 2018 году и называется сейчас одной из системных причин возникших разрушений.

На этом считаем целесообразным завершить рассмотрение программы турецкой оппозиционной шестерки партий со всеми сделанными нами выводами, включая, прежде всего, тот что эта программа не направлена и не в состоянии вдохновить избирателей. На самом деле, после прочтения этой программы складывается полное ощущение, что единственной программой оппозиции является отстранение действующего руководства страны от власти. Именно этим оппозиция пытается вдохновить своих избирателей, однако, полагаем, что этого для победы, мягко говоря, недостаточно.