- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о предвыборной программе и перспективах турецкой партии «Отечество». Часть 3

На роль одного из героев предстоящих президентских выборов, буквально на наших глазах, начинает претендовать кандидат в президенты, председатель вновь созданной партии Memleket (название можно перевести и как «Родина», но, чтобы не путать с партией Догу Перинчека будем придерживаться варианта «Отечество», принятого уже в российской прессе – И.С.) Мухаррем Индже.

У него, как показывают опросы общественного мнения, есть возможность собрать от 7 до даже 10% голосов на предстоящих выборах. Причем, голосов как с провластной, так и с оппозиционной стороны. В этом смысле, он может войти в турецкую политику в качестве третьей силы, регулирующей баланс между первыми двумя – властью и главной оппозиционной коалицией. Особенно, если речь идет о президентских выборах, по которым большинство аналитиков склоняются в пользу сценария со вторым туром голосования, где и должен решиться исход выборов.

Продолжаем анализировать предвыборную программу Партии «Отечество». Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке http://www.iimes.ru/?p=97058#more-97058 [1] .

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению экономической повестки Партии «Отечество» и закончили на взгляде Партии «Государственный сектор и на расходы».

При этом, как можно заметить, Партия «Отечество» предпочитает модель «планового капитализма» с возвращением, в стратегических отраслях, государства в качестве активного игрока на рынке. Ранее был принят подход на то, что количество таких стратегических отраслей предельно снижалось. Вплоть до нынешнего состояния, где государство – регулятор, а всю экономику – от стратегической инфраструктуры до ВПК – контролирует именно частный сектор, пусть и под надзором (явным и нет) государства, и иногда со введением внешнего скрытого государственного управления (как в случае с теми же «Турецкими авиалиниями», флагманом турецких перевозчиков – И.С.).

Продолжаем цитирование документа. Следующий раздел озаглавлен как «Политика в сфере расходов»:

«Мы обеспечим с помощью прозрачных, регулярных и подотчетных правил бюджетную дисциплину центрального правительства и органов местного самоуправления с назначением квалифицированных кадров и обучением кадров.

Мы сделаем бюджеты, счета пожертвований и «другие» статьи центрального правительства и местных органов власти прозрачными, включая пожертвования и переводы, ранее исключенные из аудита Счетной палаты. Мы будем подвергать скрытые ассигнования, дополнительные бюджеты и овердрафты правилам и санкциям.

Мы обеспечим, чтобы собранные государственные средства использовались прозрачно и в соответствии с их целями.

Мы не будем реализовывать такие проекты, как «Канал Стамбул», которые не имеют собственного капитала для строительства и имеют высокий риск нанесения вреда окружающей среде.

Мы обеспечим реализацию государственно-частного партнерства и государственных гарантий в условиях честной конкуренции, в соответствии с принципами прозрачности и подотчетности. Мы пойдем на решение в приложениях, которые произошли в прошлом за счет общественности.

Мы обеспечим интенсивные стимулы для деятельности в области НИОКР. Мы увеличим долю НИОКР в ВНП до 4-5%.

В случае кризисов, таких как пандемии, мы будем поддерживать малый и средний бизнес, торговцев, фермеров и людей, потерявших работу, чья коммерческая деятельность пострадала.

Мы будем поддерживать Агентства регионального развития национальными фондами и увеличивать их деятельность в соответствии с целью устранения региональных диспропорций в рамках национальных планов развития.»

Следующий подраздел экономической части программы озаглавлен как «Политика в сфере доходов».

Цитируем:

«Мы изменим налоговую структуру в пользу прямых налогов с косвенных налогов и обеспечим налоговую справедливость в доходах и богатстве.

Мы не будем взимать никаких налогов с минимальной части заработной платы.

Мы повысим осведомленность о налоговой ответственности.

Мы устраним недовольство налогоплательщиков, регулярно платящих налоги, против законов о налоговой амнистии.

Мы снизим налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, на торговцев и фермеров.

Мы позаботимся о том, чтобы крупные компании получали налоговые вычеты или освобождения пропорционально их вкладу в исследования и разработки, разработку технологий и трудоустройство.

Доход от продажи отходов, сделанных в предыдущие периоды, мы будем передавать в Фонд народного образования и обеспечим, чтобы управление им было прозрачным, как и всеми другими фондами».

Следующий подраздел озаглавлен как «Организационная политика».

Цитируем:

«Мы примем юридические меры, которые обеспечат независимость всех регулирующих и надзорных органов от политического давления и заинтересованных групп.

Мы отменим такие практики, как Фонд благосостояния Турции, которые создаются вне бюджетной дисциплины и контроля, (отменим – прим.) не причиняя общественного вреда.

Мы активизируем аудит Счетной палаты, усилим ее функцию в публичной сфере и еще больше расширим сферу ее действия.

Мы покончим с экономикой роскоши и расточительства в государственном секторе, созданной действующей властью.

Мы создадим государственные предприятия, которые будут поддерживать государственное управление в таких стратегических отраслях, как продовольствие, энергетика, связь, оборона, фармацевтика, медицинские технологии, управление приморскими портами, общественный транспорт, авиация.

Мы будем проверять все приватизации, которые являются собственностью государства и народа, государственных предприятий, непрозрачными, незаконными методами и без учета интересов граждан, контролирующими и надзорными органами.

Мы пересмотрим политику заработной платы, назначений и продвижения по службе в государственных учреждениях, имеющих центральное значение для экономической политики, и организуем их в соответствии с целью воспитания квалифицированных бюрократов.

Внося изменения в Закон о госзакупках, мы предотвратим адресные тендеры и закупки. Мы будем публиковать отчеты Счетной палаты обо всех тендерах, финансируемых государством.

Мы создадим механизмы, которым смогут следовать граждане в соответствии с принципом прозрачности и подотчетности при проведении публичных торгов.

Мы обеспечим равное отношение ко всем нашим гражданам при получении государственных услуг, уважение их права на защиту и на получение информации, а также доступ к этим услугам максимально быстрым и простым способом.

Мы будем осуществлять региональные и местные государственные инвестиции или все крупномасштабные проекты путем прямого диалога и консультаций с профессиональными организациями, неправительственными организациями и гражданами.

Мы создадим справедливую рыночную экономику, которая не допустит недобросовестной конкуренции.

Мы немедленно расследуем судьбу фондов землетрясения, безработицы и других фондов социальной помощи, и сделаем управление этими фондами прозрачным.

Мы пересмотрим все правовые нормы, особенно закон о принудительном исполнении-банкротстве, и окажем необходимую государственную поддержку для того, чтобы малые и средние предприниматели, торговцы, фермеры и население продолжали свое существование и жизнь в условиях проблемных кредитов и долгов.

Мы будем поощрять возвращение в сельские районы, поддерживая сельское хозяйство, производство продуктов питания, кооперативы и развитие цепочек поставок.

Мы обеспечим участие и включение в экономическую политику через «Экономический и социальный совет» (ЭСС), где будут представлены профсоюзы, союзы государственных служащих, профессиональные организации, организации работодателей и неправительственные организации.

Мы позаботимся о том, чтобы проложить путь для национальной и международной торговли, поставляя продукты, подходящие для производственной структуры каждого региона, на национальные и международные рынки с самой низкой стоимостью, обменным курсом и ценовой стабильностью.

Мы позаботимся о том, чтобы наша политика развития на местном уровне определялась с участием с ЭСС.

Мы пересмотрим протекционистскую социальную политику, трудовое законодательство, закон о социальном обеспечении и социальные нормы таким образом, чтобы защитить безработных, бедных, пенсионеров, бездомных, женщин, инвалидов, беспризорных и все другие социально незащищенные группы.

Основным орудием производства является рабочая сила. Из-за слабости системы образования, определяющей качество рабочей силы, возникают трудности в повышении производительности труда и производстве добавленной стоимости. По этой причине, мы ускорим деятельность по профессиональному обучению в бюрократии, государственном и частном секторах.

Следующий подраздел имеет достаточно характерное название – «Экономика расточительности».

Цитируем:

«Для предотвращения расточительства в государственном секторе необходимо, чтобы бюрократия и статистическое законодательство были реструктурированы в руках квалифицированных специалистов с научной базой. С этой целью мы обеспечим, чтобы долгосрочные планы развития в отношении производства общественных товаров и услуг были представлены со статистикой, соответствующей таблицам «затраты-выпуск», и чтобы годовой бюджет, программа, реализация и показатели соответствовали плану, вместе с их пояснениями будут представлены для всеобщего обозрения.

Мы прозрачно определим политическую цену невыполнения планов и программ в виде бюрократических санкций.

Мы упростим и отрегулируем закон о государственных закупках для справедливости в распределении ресурсов. Мы расширим и активируем мандат Счетной палаты.

Чтобы предотвратить утечку мозгов, мы будем уделять максимальное внимание прозрачности и заслугам при приеме на работу, начиная с равенства возможностей в образовании, и обеспечим справедливость в оплате труда квалифицированного персонала.

Мы сократим простаивающую рабочую силу. В частности, мы увеличим участие женщин в рабочей силе.

Мы будем выставлять на продажу дворцы и роскошные автопарки в государственном секторе, а доход направлять в реальные социальные и образовательные фонды».

Следующая часть экономического раздела программы называется как «Реальный сектор».

Цитируем:

«В Турции, как и в других развитых и развивающихся странах, большая часть добавленной стоимости создается в сфере услуг. Доля этого сектора в добавленной стоимости за последние два десятилетия составляет около 60%. В то время как доля добавленной стоимости, созданной в сельскохозяйственном секторе, за последние два десятилетия сократилась вдвое, доля строительства удвоилась. Хотя доля продукции нестроительной отрасли в добавленной стоимости в последнее время увеличилась, она едва достигла уровня до 2000-х годов. Крупномасштабные инвестиции в технологии остались далеко позади потенциального развития, параллельно с рыночными условиями, которые далеки от конкурентоспособности, и растущей слабости в образовании.

Производственная деятельность в нашей стране подвержена кризисам и неустойчива. По этой причине, невозможно создать постоянную занятость, безработица постепенно увеличивается, а распределение доходов еще более ухудшается. Эта ситуация свидетельствует об ошибках политики реального сектора, особенно строительного сектора, который далек от конкуренции и развивается неэффективно. В век технологий и информации, в котором мы живем, сбережения и инвестиции легко перемещаются в области с предсказуемой выгодой. Для предсказуемости должна быть обеспечена стабильность, а для этого должны быть обеспечены надежные институты, долгосрочные отраслевые планы и их совместимость с краткосрочной политикой.

— Основные критерии, которые необходимо соблюдать в долгосрочных планах: в рамках нашей промышленной политики будет (создано – прим.) высокотехнологичное производство с высокой добавленной стоимостью, (обеспечено – прим.) снижение зависимости от дорогостоящих импортных ресурсов, (обеспечена – прим.) независимость в сельском хозяйстве и сбалансированный отраслевой рост.

— Мы удвоим доход на душу населения за десять лет, не нарушая макроэкономического баланса и путем справедливого распределения.

— Мы устойчиво снизим уровень безработицы ниже 10% благодаря политике устойчивого роста, которая должна планироваться с использованием производственных технологий, и политике квалифицированного образования, основанной на развитии талантов, которая учитывает демографическую структуру, поддерживает высокую занятость и особенно участие молодежи и женщин на рынке труда.

— С помощью стратегического, долгосрочного планирования производства и квалифицированных человеческих ресурсов, определяющего разумную производственную и технологическую политику, мы будем определять влияние Промышленности 5.0, цифровых технологий, приложений искусственного интеллекта и автоматизации на занятость.

— Мы сократим глубокое неравенство в доходах с помощью политики в области заработной платы и налогообложения. Мы сократим разницу между верхними и нижними 5-процентными доходами с 20 раз до менее чем 10 раз.

— Благодаря гарантии базового дохода мы предотвратим чувство социально-экономической изоляции неработающего населения. Доводя наших граждан до минимального уровня жизни, мы также обеспечим стабильность спроса на рынках товаров и услуг основного потребления. Мы позаботимся о том, чтобы обеспечение гарантированного базового дохода, которое мы разработаем с учетом баланса бюджетных расходов и социальных выплат, было прозрачным и реализовывалось без какой-либо политической выгоды.

— Мы обеспечим поощрение инвестиций в секторы, которые создадут устойчивую занятость, в рамках долгосрочных планов и в условиях честной конкуренции, и мы рассмотрим эффект масштаба для обеспечения эффективности.

-Мы создадим новые производственные и логистические базы, долины и города.

— Мы создадим легкодоступные региональные коммуникационные и координационные центры, где доступным языком разъясняются производственные и инвестиционные стимулы и направления.

— Мы будем придавать большое значение развитию транспортных и логистических цепочек, а также производству добавленной стоимости и брендов для развития внешней торговли.»

Следующий подраздел экономической части программы Партии «Отечество» посвящен промышленности.

Цитируем:

«- Мы обеспечим планирование и стимулирование производства на основе товаров и реализуем эту политику во всех секторах, чтобы сосредоточиться на производстве товаров с высокой добавленной стоимостью и на увеличении нашей доли на мировом рынке.

— Мы оценим возможности производства на внутреннем рынке через весь ассортимент импортных товаров нашей страны и внедрим систему мобилизации и стимулирования внутреннего производства, начиная с самого легкого в производстве продукта.

— Мы обеспечим, чтобы доля добавленной стоимости, создаваемой в нестроительном секторе, превышала 35% и была стабильной.

— В целях снижения энергетической зависимости мы увеличим наш потенциал по реализации возобновляемой энергии за счет внутреннего производства в нашей стране, которая очень богата солнечными, геотермальными, ветровыми и водными потоками. Мы будем уделять приоритетное внимание развитию передовых технологических секторов промышленности, таких как нанотехнологии, электронное оборудование и программное обеспечение, которые обеспечат производство панелей и турбин внутри страны с высокой скоростью на местном уровне.

— Мы будем поддерживать создание крупных компаний в стратегических секторах и создание мировых брендов через государственно-частное партнерство.

— Мы будем развивать надзорную и регулирующую роль государственного сектора, сохраняя его стратегическую позицию в таких секторах, как продукты питания, горнодобывающая промышленность, энергетика, здравоохранение, образование, связь, общественный транспорт, оборона, управление морскими портами и авиация.

Брендинг будет нашей основной целью в продуктах предприятий всех размеров. Мы увеличим соответствующие тренинги, ярмарки и международную поддержку регистрации (брендов). Мы будем поощрять компании в стратегических секторах и создании брендов.

— Мы будем поощрять партнерские отношения с глобальными высокотехнологичными компаниями, инвестиции в НИОКР и лаборатории для сотрудничества, включая закупки, инфраструктуру, выделение государственных земель, энергетику, поддержку экосистем и т.д.

— Мы будем оценивать и реализовывать политику приватизации в рамках устойчивого развития и долгосрочного планирования».