На роль одного из героев предстоящих президентских выборов, буквально на наших глазах, начинает претендовать кандидат в президенты, председатель вновь созданной партии Memleket (название можно перевести и как «Родина», но, чтобы не путать с партией Догу Перинчека будем придерживаться варианта «Отечество», принятого уже в российской прессе – И.С.) Мухаррем Индже.
У него, как показывают опросы общественного мнения, есть возможность собрать от 7% до даже 10% голосов на предстоящих выборах. Причем, голосов как с провластной, так и с оппозиционной стороны. В этом смысле, он может войти в турецкую политику в качестве третьей силы, регулирующей баланс между первыми двумя. Особенно, если речь идет о президентских выборах, по которым большинство аналитиков склоняются в пользу сценария со вторым туром голосования.
Продолжаем анализировать предвыборную программу Партии «Отечество». Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=96884.
Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы приступили к рассмотрению внешнеполитической повестки Партии «Отечество» и закончили на взгляде Партии на кипрский вопрос. Продолжаем цитирование документа:
«Греция:
Мы не поступимся нашими правами в Эгейском море из-за политики Греции, которой она ставит перед фактом (в том смысле, что Греция, как утверждается Турцией, в одностороннем порядке, провела линию своей исключительной экономической зоны, поразив, таким образом, турецкую сторону в её правах – прим.), и мы не примем ее навязывания и свершившегося факта в отношении территориальных вод, линии РПИ (район полетной информации – прим.), исключительной экономической зоны (ИЭЗ).
— Мы остановим открытие ста пятидесяти двух (152) островов, островков и скал d Восточном Средиземноморье и Эгейском море, известных как «EGAYDAAK», для заселения Грецией, в чье право собственности те не было переданы по договорам.
Мы инициируем необходимые действия для того, чтобы Греция оставила восемнадцать (18) островов со статусом EGAYDAAK, которые она захватила в нарушение международного права.
Ливия:
«Ливия является морским соседом Турции. Мы будем и впредь поддерживать законное правительство, признанное Организацией Объединенных Наций (ООН) в Ливии. Объем нашей торговли с Ливией очень велик. Мы продолжим гарантировать интересы и дебиторскую задолженность Турции в Ливии. Мы продолжим продавать продукцию оборонной промышленности в качестве коммерческой продукции.
Турецкий мир и родственные сообщества:
Развитие и укрепление отношений с нашими соотечественниками, проживающими в соседних странах, тюркских республиках и балканских странах, в экономическом, социальном, культурном и политическом аспектах является одной из первоочередных задач нашей внешней политики. Мы реализуем эту цель, игнорируя расовые, религиозные, языковые, сектантские, этнические и другие различия.
Мы создадим институциональные структуры, которые будут заниматься турецкими гражданами, родственниками и связанными с ними общинами, проживающими за пределами Турции, в соответствии с международным правом».
На этом внешнеполитические тезисы Партии «Отечество» завершаются.
Какие выводы просматриваются из изложенного ниже:
- Следует отметить, что программа Партии «Отечества» в части внешней политики не смотрится как «свежий взгляд» на внешнеполитический курс страны. Речь идет, подчеркнем, не о неизбежных отсылка к принципу Ататюрка «Мир на Родине, мир во всем мире».
- Целый ряд установок либо полностью повторяет, либо сильно похож на тезисы, допустим, турецкой власти. Это касается, допустим, той же «Синей Родины» или отношений с Грецией. Обращает на себя внимание утверждение о том, что Партия не собирается «идти на уступки».
- Партия «Отечество», заметным образом, похожа на партию власти, когда говорит о наличии у Турции геостратегических интересов во всех уголках мира. В отличии от той же оппозиции, которая, как следует из её программы, настроена на снижение турецкого внешнеполитического активизма, который дорого обходится стране.
- Заметим, что первыми в списке внешнеполитических приоритетов Партии «Отечество» упоминаются отнюдь не ЕС, и США, а страны региона Ближний Восток и Северная Африка.
- Европейский вектор присутствует в программах всех политических движений – и власти, и оппозиции, и Партии «Отечество», как третьей силы. Везде ставится вопрос о том, что Турция должна быт членом ЕС. При этом, разумно же, отмечается, что страна выигрывает даже от самого процесса (похоже, что движение, в этом смысле, также рассматривается как цель – И.С.).
- В качестве приоритета указывается улучшения отношений с США, однако, главный вопрос, который в этой связи возникает: Партия «Отечество» не предлагает конкретики по тем способам, которые предлагается для этого использовать. При том, что болезненные точки двусторонних отношений – хорошо известны.
- Отношения с Россией рассматриваются Партией «Отечество» и Мухарремом Индже в качестве вопроса баланса (для отношений с Западом), а также с точки зрения региональных балансов в Сирии и в Ливии. Речь также идет и о Восточном Средиземном море, в котором Россия также не сказала своего слова, если говорить о газовых месторождениях региона. В этом смысле, можно сделать вывод, что Партия «Отечества» настроена на продолжение политики турецкого руководства по наращиванию давления на Грецию и на Республику Кипр в рамках доктрины «Синей Родины».
- Упоминание Китая в программе Партии «Отечества» выглядит достаточно формальным – сотрудничество и тема уйгурских тюрок.
- При этом не ведется речь о нынешнем противостоянии между Западом и «Глобальным Югом».
- Классикой следует считать отсылки в Тюркскому миру и к намерениям развивать отношения с ним нынешнем формате.
Главный вывод: ни одного слова во внешнеполитической программе Партии «Отечество» не ведется про самый актуальный вопрос современности – российско-украинский конфликт, и через его призму, конфликт между Западом и так называемым «Глобальным Югом». Слово «Украина» не произносится ни одного раза. Нет слов про посредническую миссию Турции в конфликте (или про любую другую, или, как вариант, про отсутствие любой другой миссии) – ни про миротворчество в целом, ни про отдельные инициативы, включая так называемую «зерновую сделку».
Внешнеполитическая Программа Партии «Отечества» выглядит оттого непроработанной, неполной, лишенной конкретики (из серии – «у нас большая внешняя торговля с Ливией»), а местами откровенно вторичной по сравнению с действующим турецким руководством. И, заметим, что внешнеполитическая риторика Партии «Отечества» несколько ближе к партии власти, нежели к турецкой оппозиции.
И ещё раз подчеркнем: Россия рассматривается в этом разделе Мухарремом Индже не как партнёр по стратегическим, экономическим проектам (существующие проекты не упоминаются им), а именно как политический партнер по двум форматам и потенциальный балансир в Восточном Средиземном море.
Переходим к тому разделу, который, пожалуй, для турецких избирателей, в нынешней ситуации, имеет первостепенное значение. Речь идет разумеется об экономике и о тех обещаниях, которые содержатся в программе Партии «Отечество».
Переходим к экономическому разделу Программы Партии «Отечество». Первый подраздел озаглавлен как «Экономика и подъем». Цитируем:
«Турецкая экономика демонстрирует хрупкую структуру, созданную эрозией государственных институтов, ослаблением доверия к этим институтам и ослаблением человеческого и физического государственного капитала.
Глобальные факты и ожидания также увеличивают благосостояние и тревогу за будущее, создаваемые этой хрупкой экономической структурой.
Влияние пандемии на мировую экономику, потенциал быстрого развития цифровых технологий и искусственного интеллекта для радикального изменения экономических предпочтений, институтов и социальных ценностей, ситуация, при которой доля добавленной стоимости рабочей силы снижается, а разрыв в уровне благосостояния увеличивается, усложнение конкурентных условий – речь идет о болях, сопровождающих изменение геополитических балансов.
В этом контексте, не представляется возможным, чтобы турецкая экономика развивалась при нынешних политических предпочтениях, политических и институциональных структурах.
Цель роста является необходимым условием устойчивого развития, но этого недостаточно.
Развитие требует эффективных институциональных изменений, а также роста. Для устойчивого роста турецкой экономики необходимо правильно понимать глобальные экономические и социальные события, вовремя предвидеть и предотвращать кризисы, а также создавать квалифицированные управленческие кадры.
Решением, которое мы реализуем, является модель «плановой демократической экономики», в которой говорится, что государственный и частный секторы должны играть взаимодополняющие роли в экономической деятельности с видением устойчивого развития.
В рамках этой модели роль государственного сектора заключается в том, чтобы отдавать приоритет обороне, образованию и здравоохранению, а также поддерживать развитие частного сектора, а также производство основных общественных товаров и услуг, а также независимые механизмы контроля и надзора.
Рыночная экономика и предпринимательство в частном секторе являются важными элементами нашей политики развития.
Мы будем поощрять конкурентоспособность частного сектора на мировых рынках не за счет сокращения прав на рабочую силу, а за счет обеспечения качества, бренда и добавленной стоимости.
С этой целью мы разработаем прозрачные и регулируемые механизмы государственной поддержки развития частного предпринимательства, технологических проектов и инвестиций, особенно малого и среднего бизнеса. Мы будем придавать большое значение приоритетному использованию и развитию отечественных ресурсов в производстве.»
Прежде чем делать выводы, рассмотрим следующие подразделы программы Партии «Отечество». В частности, подраздел, который озаглавлен как «Устойчивое развитие».
Наше видение развития – это справедливый, демократический, основанный на участии, сбалансированный и устойчивый рост в свете принципа полной независимости.
Мы определяем устойчивое развитие как создание счастливого общества, которое процветает, обеспечивая гражданам равный доступ к возможностям и справедливое распределение ресурсов, не ограничивая возможности будущих поколений постоянно улучшать свои условия жизни.
В этом контексте мы будем рассматривать фермера, рабочего, государственного служащего, торговца, предпринимателя, малый и средний бизнес, студента, инвалида, пенсионера, короче говоря, все общество и природу вместе, а не конкретный сектор или социальную группу.
Мы разработаем институциональные механизмы, которые будут согласовывать нашу краткосрочную и среднесрочную политику с долгосрочными планами, а также осуществлять инклюзивную и циклическую экономическую политику.
Мы поднимем нашу нацию до уровня процветания, которого она заслуживает, увеличив производство и занятость и регулируя распределение доходов и богатства.
Мы создадим экономическую систему, основанную на триаде конституционных институтов, правил и процессов демократической, светской республики и поддерживаемую верховенством закона.
Мы реструктурируем макроэкономические институты, такие как ЦБ Турции, Совет по регулированию банковской деятельности, Турецкое агентство по статистике, которые регулируют и контролируют рынок, принимая во внимание социально-экономическую динамику и наши цели в области устойчивого развития, и мы завоюем доверие и престиж за счет повышения прозрачности и подотчетности.
Мы повысим прозрачность и подотчетность процессов сбора статистических данных и отчетности для измеримой экономики. Мы реструктурируем Турецкое агентство по статистике в рамках «Науки о больших данных» и вновь превратим сбор и анализ данных в сильную, независимую и надежную структуру.
Мы обеспечим равный доступ к качественному научному образованию для каждого члена нации, чтобы поддержать рост нашего социального капитала и нашего потенциала для создания высокой добавленной стоимости, которая повысит благосостояние.
Мы сосредоточимся на качественном улучшении государственных расходов на образование и здравоохранение, которые являются ключевыми элементами равного доступа к возможностям. Мы увеличим долю этих расходов в национальном доходе.
Мы рассмотрим все наши внешнеторговые отношения с Европейским Союзом в рамках наших долгосрочных планов развития и в этом контексте оценим цель полного, равноправного и почетного членства в Европейском Союзе.
Мы будем уделять внимание развитию наших отношений с региональными экономическими объединениями в рамках наших национальных интересов, в соответствии с нашим принципом полной независимости.
Мы перезапустим долгосрочное и среднесрочное планирование и будем на ежегодной основе сообщать темпы реализации целей с соответствующими пояснениями.
Мы снизим безработицу и инфляцию, а также увеличим темпы роста до более чем 5% в год на устойчивой основе.
Мы будем стремиться стать одной из 15 крупнейших экономик мира и одной из 40 стран с наибольшим доходом на душу населения.
Мы введём Турцию в категорию стран, привлекающих прямые инвестиции, и будем поощрять возможности прямых инвестиций для наших граждан за рубежом.
Мы внесем свой вклад в предотвращение нездоровой урбанизации и внутренней миграции за счет сокращения региональных диспропорций в доходах.
Мы проведем радикальные реформы в области образования, инвестиций в технологии, распределения ресурсов и прав интеллектуальной собственности, чтобы увеличить производство с высокой добавленной стоимостью.
Мы сосредоточимся на профессиональном обучении и отраслевом развитии на основе обучения и технологий.
Мы обеспечим условия честной конкуренции для развития частного сектора и малого и среднего бизнеса. Мы будем продвигать научное производство и отраслевое сотрудничество посредством государственной политики.
Мы предпримем необходимые структурные меры, чтобы инвестиции в основной капитал, не связанные со строительством, достигли 35 и более процентов ВНП, а также обеспечим честную конкуренцию и макроэкономическую стабильность.
Мы увеличим инвестиции в возобновляемые источники энергии, чтобы уменьшить зависимость от иностранной энергии.
Мы будем привлекать специалистов ключевых государственных институтов развития для поддержки возвращения кадров (в оригинале для поддержки возвращения «мозгов»).
Мы увеличим инвестиции, производство и, параллельно, налоговые поступления с помощью плановой политики, которая обеспечит макроэкономическую стабильность и уверенность.
Мы задействуем механизмы контроля и надзора, которые будут держать под контролем неформальную экономику».
Следующий подраздел экономической политики называется «Государственный сектор и финансы».
Цитируем:
«Основой реализации наших целей социально-экономической стабильности и устойчивого развития является рациональная, справедливая и предсказуемая налогово-бюджетная политика и необходимые для ее реализации институциональные механизмы, а также правовые нормы и практика, обеспечивающие эффективное функционирование рынков.
Регулярная налогово-бюджетная политика имеет фундаментальное значение с точки зрения обеспечения справедливого распределения и распределения ресурсов посредством налогов, стимулов и трансфертов, а также эффективности производства основных общественных товаров и услуг, таких как оборона, образование, здравоохранение, продовольственная безопасность.
В рамках быстро меняющихся глобальных производственных отношений с пандемией и Индустрией 5.0 мы активизируем ключевую роль государственного сектора в обеспечении социального благосостояния, соблюдая принципы финансовой прозрачности и подотчетности в центральных и местных органах власти».