На роль одного из героев предстоящих президентских выборов, буквально на наших глазах, начинает претендовать кандидат в президенты, председатель вновь созданной партии Memleket (название можно перевести и как «Родина», но, чтобы не путать с партией Догу Перинчека будем придерживаться варианта «Отечество» — И.С.) Мухаррем Индже.
У него, как показывают опросы общественного мнения, есть возможность собрать около 10% голосов на предстоящих выборах. Причем, голосов как с провластной, так и с оппозиционной стороны. В этом смысле, он может войти в турецкую политику в качестве третьей силы.
Эти 10% в большей степени, как ожидается придут со стороны бывших избирателей Народно-республиканской партии Турции.
Это и понятно, с учетом того, что Мухаррем Индже – выходец из НРП, которого не устроило положение дел в партии. В эти дни он жестко критикует главную оппозиционную партию Турции и лично её председателя Кемаля Кылычдароглу за то, что тот щедрой рукой раздает посты вице-президентов представителям других партий, в том числе, из числа тех, кто вчера «проклинал НРП». То есть, в первую очередь, из числа выходцев из правящей Партии справедливости и развития.
Забирая голоса у НРП Мухаррем Индже, в зависимости от своих рейтингов и от положения других партий, может внести лепту либо в победу Р.Т.Эрдогана в первом туре, либо в перевод выборов во второй тур. Подчеркнем, забирая голоса у Кемаля Кылыдчароглу, разумеется, он работает против победы того в первом туре.
Говоря о президентских выборах в Турции и о возможном втором туре, где неизбежно встретятся Р.Т.Эрдоган и К. Кылычдароглу (прочие варианты из серии Эрдоган – Индже являются вероятностно ничтожными), разумеется, вызовет вопрос их исход.
Тут, конечно, сразу стоит задать простой вопрос: «Что может Мухаррему Индже предложить оппозиция в обмен на его поддержку, кроме поста 8 (восьмого!) вице-президента?» — Вопрос, безусловно, риторический. А вот действующая в Турции власть может предложить пост первого и единственного вице-президента. И даже если речь пойдет о втором вице-президенте, то все равно их число при правительстве Р.Т.Эрдогана и близко не будет тем, что будет при оппозиции.
В этом смысле, Кемаль Кыдычдароглу, добиваясь поддержки со стороны членом «6-стороннего стола» при выдвижении на пост объединенного кандидата, поставил на карту всё и даже управляемость будущей властной конструкции. А если речь идет об управляемости, то, одновременно, речь идет и о том, чтобы вопросом того «а стоит ли отдавать власть в Турции такой шаткой конструкции, какую собой являет нынешняя оппозиция?» задавался и турецкий избиратель.
Тут, конечно же, надо учитывать то, что, забирая на этом этапе голоса неудовлетворенных (бывших) провластных и оппозиционных сторонников, Мухаррем Индже не является их распорядителем. В том смысле, что во втором туре, где, если он состоится, предположительно, встретятся Р.Т.Эрдоган и К.Кылычдароглу, он может, конечно, призвать своих сторонников голосовать за каждого из них, но с каким результатом?
Допустим, после призыва Мухаррема Индже голосовать за К.Кылычдароглу, неудовлетворенные кемалисты могут вернуть свои голоса председателю НРП (как и неудовлетворенные провластные избиратели могут вернуть свои голоса Р.Т.Эрдогану) и это не будет смотреться чем-то неестественным. Конверсия призыва М.Индже в голоса может оказаться достаточно высокой.
Однако, вопрос заключается в том, что это будет с его личной политической точки зрения бессмысленным шагом. Быть шестым или даже, при определенных обстоятельствах, восьмым вице-президентом – это бессмысленно.
Зато, в случае, его призыва голосовать за кандидата в президенты Р.Т.Эрдогана, вопрос вызовет как обеспечить ту самую конверсию. Заимствованные голоса националистов-исламистов вернутся турецкому президенту, а вот голоса вчерашних кемалистов – это вопрос, который предстоит решить Р.Т.Эрдогану – М.Индже, причем, в кратчайший промежуток времени. Напомним, что между первым и вторым туром голосования в Турции будет всего лишь 2 недели (14 и 28 мая).
Опять же, на этом этапе для Мухаррема Индже нецелесообразно говорить о той стратегии, которой он будет придерживаться в случае второго тура с участием Р.Т.Эрдогана и К.Кылычдароглу, что может оттолкнуть от него избирателей. Однако, активную стратегию в случае предпочтения Эрдогану стоит иметь.
Под «активной стратегией» следует понимать не только призыв в поддержку, но и четкое обозначение своим избирателям, что они, как представители партии «Отечество», будут иметь при власти Р.Т Эрдогана в период с 2023 по 2028 годы. Это может быть как пост вице-президента, так и посты в правительстве страны. То есть, М.Индже должен дать веские основания своим избирателям поддержать Р.Т.Эрдогана, даже идеологически ему неблизким. Тот факт, что они получат часть «властных полномочий», в принципе, может послужить этой цели.
Вообще, рекомендуется посмотреть весьма характерное видео с похорон известного политика, в прошлом председателя главной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Дениза Байкала 14 февраля 2023 года (ссылка на видео: https://t.me/turkey_is/3361).
На этом видео как один действующий президент и кандидат в президенты Реджеп Тайип Эрдоган напрямую подходит к другому кандидату в президенты Мухаррему Индже, жмет ему руку и встает с ним рядом. Это к вопросу о том, что между турецкой властью и Мухарремом Индже, как минимум, нет отторжения. Такой жест президента Р.Т.Эрдогана – отнюдь не случаен и сразу приоткрывает суть нынешних раскладов в треугольнике Р.Т.Эрдоган – К.Кылычдароглу – М.Индже.
А это — уже та почва, от которой можно отталкиваться, налаживать диалог и даже находить взаимоприемлемую формулу сотрудничества между Эрдоганом и Индже.
Последний получает редкий шанс вернуться из вчерашнего забытья, куда он попал на почве конфликта с К.Кылычдароглу, после президентских выборов 2018 года. Тогда ожидалось, что Мухаррем Индже, выступив один раз таким успешным образом (30,6% оценивалось как успех), станет восходящей звездой НРП. Однако, получилось так, что сразу после выборов он уехал на дачу из столицы жарить шашлыки, причем, в буквальном смысле этих слов. Думается, что он не забыл той обструкции, которой подвергся после выборов 2018, которые для него не стали стартом бурной карьеры политика от НРП.
Однако, мы поговорили о президентских выборах, не коснувшись выборов парламентских. Может ли оказать реальную помощь партия Мухаррема Индже правящему Народному альянсу? Может ли она стать для Народного альянса внешним коалиционным партнером также как Партия демократии народов стала внешним партнёром оппозиционного Национального альянса?
На самом деле, электоральные перспективы партии «Отечество» непонятны. К примеру, согласно данным исследовательской компании AR G за апрель 2023 года, партия «Отечество» набирает всего лишь 2,1% голосов избирателей. Это – ниже 7% избирательного барьера и не позволяет ей рассчитывать на прохождение кандидатов по партийным спискам. Единственные, кто могут пройти – это самовыдвиженцы.
Следующий момент, на который следует обратить внимание, — это программа партии «Отечество». На самом деле, мы детально разбирались с программой объединенной оппозиции от 30.01.23. Мы вполне неплохо представляем себе программу Правящей партии справедливости и развития. Хотя и надо посмотреть свежепрезентованный президентом Р.Т.Эрдоганом вариант документа.
Однако, партия «Отечество» — это новый игрок, а, следовательно, имеет смысл обратиться к её программным документам. Разумеется, не в полном виде, а в том объеме, который нас интересует для целей нашей публикации. Требуется понять, как минимум следующее:
— Общее позиционирование партии в Турции.
— Её обязательства в сфере экономики.
— Внешнеполитическую платформу партии и отношения её с основными игроками, включая США, ЕС, Россию и Китай, как минимум.
При этом, некоторые важные слова уже были сказаны Мухарремом Индже в его интервью, которое он дал российским СМИ (ссылка на интервью: https://ria.ru/20230412/indzhe-1864698572.html).
Вот, что сообщает о себе партия «Отечество», в частности, во вводной части своей Программы. Цитируем:
«Своими корнями мы уходим в антиимпериалистическое, публицистическое, популистское, революционное и светское мировоззрение нашей Республики. Наше тело сформировано общечеловеческими ценностями современного, демократического и научного мира. Цветы на наших ветвях охватывают жизнь гуманистической и древней мудростью любви Анатолии».
От этого поэтического описания (что соответствует турецкой политической культуре) переходим сразу к разделу, который касается внешнеполитических предпочтений и целей партии «Отечество».
Цитируем этот раздел:
«Вопреки распространенному мнению, функция внешней политики не ограничивается направлением и осуществлением внешних отношений государств и стран. Внешняя политика, с точки зрения ее направления и практики, является всеобъемлющей политической дисциплиной и наукой, которая непосредственно влияет на безопасность, национальную оборону, экономику, социальную структуру, короче говоря, на выживание государств.
Государство Турецкая Республика придерживается миролюбивой внешней политики, которая отдает приоритет урегулированию споров путем диалога с момента своего основания в 1923 году. При этом она прилагала усилия для развития двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами региона и приняла светский подход к своим собеседникам без дискриминации по религии и вероисповеданию. Мы вновь будем проводить эту реалистичную внешнюю политику Турецкой Республики, и мы сделаем компетентную политику разума, которая представляет национальные интересы, превалирующей во внешней политике.
Нашим приоритетом является защита нашей территориальной целостности, национального суверенитета, национальной безопасности и международных интересов в рамках принципа полной независимости без каких-либо уступок.
Мы будем проводить внешнюю политику, уважающую международные конвенции и универсальные принципы. Мы будем строить двусторонние отношения Турции на принципах, взаимном балансе, взаимных интересах и конструктивном общении, восстанавливать и укреплять нарушенные отношения и восстанавливать доверие.
Мы будем поддерживать наши отношения со всеми международными соглашениями, которые мы подписали, и со всеми международными организациями, членом или кандидатом в члены которых мы являемся, на основе взаимности, с учетом наших национальных интересов.
Бремя рисков и угроз, связанных с географическим положением Турции, гражданская война, проблемы беженцев, миграции и терроризма непосредственно рядом с нашими границами имеют большое значение для нашей национальной безопасности. В этом контексте мы будем проводить эффективную дипломатию, которая установит региональное и международное сотрудничество, укрепляя нашу военную безопасность.
В соответствии с принципом «Мир дома, мир во всем мире», мы будем защищать мир во всем мире и в нашем регионе, жить в мире с нашими соседями, развивать экономические, культурные и социальные отношения, которые лягут в основу мира. Мы будем развивать региональное сотрудничество, региональную экономическую интеграцию и многостороннее международное сотрудничество на основе содействия международной торговле, развитию и переходу нашей страны к обществу всеобщего благосостояния.
Ближний Восток распространился на широкий регион, состоящий из народов разного вероисповедания, социального и этнического состава и начиная с Персидского залива, включая Ирак, Сирию, Ливан и особенно Палестину, что можно считать ключом к прочному миру в регионе. Мы будем проводить рациональную и взвешенную внешнюю политику и работать над установлением стабильности в этом регионе.
Встреча и интеграция Анатолии с морем в геополитическом, политическом, экономическом и культурном измерениях. Символическое название мореплавания с государством и его народом — «Синяя Родина». Доктрина «Синяя Родина» является определением национальных интересов Турции на море и является беспристрастной. Будем рассматривать этот вопрос как вопрос выживания.
Мы будем держать каналы консультаций и консультаций открытыми для всех сторон, неправительственных организаций, университетов, исследовательских центров и всех других заинтересованных сторон в процессах реализации и определения подхода «национальной внешней политики».
Мы будем следить за развитием событий в каждом регионе мира, который превратился в глобальную деревню. Мы будем развивать геостратегические и геополитические подходы от Латинской Америки до Австралии, от Африки до Дальней Азии.
Мы выступим против обвинений нашей страны в несправедливых предрассудках с утверждением о так называемом Геноциде армян.
Мы будем развивать сотрудничество, продолжая нашу традиционную политику с Ираном, Ираком, Египтом, Израилем, Иорданией, странами Персидского залива и другими региональными акторами для решения региональных проблем. Мы будем вести диалог с Сирией напрямую. Мы будем поддерживать инициативы, которые обеспечат мир и стабильность в регионе в рамках территориальной целостности Сирии. За это время мы реализуем решение вместе с международным сообществом, при котором в Сирии будут удовлетворены основные потребности жителей региона, такие как вода, еда, жилье, безопасность, образование и здравоохранение.
Мы обеспечим, чтобы около пяти миллионов сирийских беженцев, которые создают социальные, культурные, политические и экономические проблемы в Турции, добровольно и безопасно вернулись в свои дома.
Европейский союз: Мы стремимся к полному, равноправному и почетному членству в ЕС. Мы начали переговоры о полноправном членстве Турции, и мы не прервем отношения с Европейским союзом, который, несмотря на это, не отказался от практики двойных стандартов, а продолжим наш путь с политикой, основанной на принципе взаимности.
Мы позаботимся о том, чтобы обещания Европейского союза, особенно об освобождении от виз, данные Турции, но не сдержанные, были выполнены.
Турецкий народ заслуживает первоклассной демократии. Мы будем проводить реформы, касающиеся свобод и верховенства права, не потому, что этого требует Европейский Союз, а потому, что этого заслуживают наша страна и народ.
С этой целью мы выиграем от процесса (вступления в … — И.С.) Европейского союза и установим более либеральный и справедливый порядок.
Таможенный союз: Мы сделаем одним из приоритетных требований Турции, чтобы Таможенный союз был обновлен и охватывал области сельского хозяйства, услуг, промышленности и государственных закупок.
Мы не позволим Турции стать жертвой соглашений о свободной торговле, которые Европейский Союз подпишет с третьими странами.
Соединенные Штаты Америки: В интересах обоих государств улучшить отношения с Соединенными Штатами, которые начались после Второй мировой войны и укрепили союзнические связи в последующий период.
Мы будем подходить к политике США в нашем регионе в рамках принципа взаимности, защищающего нашу независимость, национальные интересы и территориальную целостность.
Россия: Мы найдем общие точки отсчета с Россией в решении сирийского и ливийского кризисов, в защите наших прав в Восточном Средиземноморье, и мы будем вырабатывать политику, которая не позволит Турции оказаться в изоляции. На данный момент продолжение наших существующих союзов с Россией важно с точки зрения баланса и взаимной выгоды.
Китай: Мы позаботимся о развитии хороших отношений с Китаем, который стал двигателем мировой экономики. В наших отношениях с Китаем мы сохраним нашу реакцию на политику репрессий против уйгурских тюрок.
Кипр: Мы объясним, что предложения двух общин, которые уже не могут собраться вместе на Кипре, будут приводить к новым конфликтам и создавать процессы неопределенности, что не решит проблему. Мы примем решение о создании двух государств на Кипре».