12-13 июня с. г. президент Реджеп Тайип Эрдоган совершил свой первый зарубежный визит. По традиции он состоялся в Турецкую Республику Северного Кипра и в Азербайджан. О результатах государственного визита Эрдогана в Азербайджан мы писали в материале на сайте ИБВ (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=98719 [1]). За этим визитом последовало объявление российской и турецкой стороны о том, что готовится визит президента РФ в Турцию В.В.Путина по приглашению турецкой стороны. Ключевым событием июля месяца должен стать саммит НАТО в Вильнюсе, где предстоит решиться вопросу о членстве Швеции в НАТО – произойдет ли оно на этом этапе или процесс переговоров в формате НАТО-Швеция-Турция будет продолжен.
Все изложенное выше является логическим продолжением внешней политики Турции, которая проводилась президентом Р.Т.Эрдоганом на протяжении двух десятков лет в поисках «стратегической автономии». Разумеется, речь не может идти ни о чем ином, кроме как о стратегической автономии Турции именно от западных стран.
Очередная каденция президента Р.Т.Эрдогана, которая должна продлиться до 2028 года, как указывает само турецкое руководство, так и турецкие политологи, должна стать временем прорыва Турции, в том числе, на международной арене. Как заявил известный турецкий политолог, генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран, Турцию будет «больше слышно» уже в обозримой перспективе.
С этой оценкой сложно спорить – по крайней мере, в той части, что Турция и лично президент Р.Т.Эрдоган предпримут для этого все возможные шаги. Реджеп Тайип Эрдоган одержал крайне сложную победу на выборах и одержал он её, не будем заблуждаться, находясь под серьезным давлением и, во многом, в тяжелом противостоянии с Западом. Кроме того, не стоит забывать и то, что каденция 2023 – 2028 – последняя в политической карьере Р.Т.Эрдогана и ему, как визионеру, отпущено 5 лет для завершения задуманного им и обеспечения себе транзита власти.
Это предполагает очень высокую плотность действий со стороны турецкого лидера и турецкой дипломатии и готовность к резким шагам, если того потребует ситуация. Отсюда, по всей видимости, и самое яркое назначение в турецкое правительство (наряду, конечно же, с министром казначейства и финансов Мехметом Шимшеком и главой ЦБ Турции Хафизе Гайе Эркан), когда на пост министра иностранных дел был назначен многолетний глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан, придя не смену куда как более «гражданскому» Мевлюту Чавушоглу.
Кроме того, такое назначение можно воспринимать и как сигнал в адрес турецкого дипломатического корпуса, который даже сам Р.Т.Эрдоган в прошлом, не слишком нелицеприятно, называл «моншерами». Последнее означает дипломатов не только «снобов», но и «западников», «пресмыкающихся перед западом». Не секрет, что турецкий дипломатический корпус, пусть и не являясь откровенной «вольницей», в общем и целом является средоточием именно прозападных взглядов. В этом смысле, новый руководитель турецкого МИДа также направляет сигнал дипломатам о том, что надо «правильно считывать» складывающуюся ситуацию.
Обратимся, в этом смысле, к тому материалу, который был написан Бурханеттином Дураном и опубликован под заголовком «Новая внешняя политика Турции в пост-выборную эру». Материал был опубликован в изданиях Sabah, Daily Sabah и на сайте SETAV.
Цитируем:
«Многие задавались вопросом, как будет выглядеть внешняя политика президента Реджепа Тайипа Эрдогана в ближайшие пять лет. В интервью для прессы во время обратного рейса на этой неделе из Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) и Азербайджана он рассказал об этих планах. Там турецкий лидер особо подчеркнул, что перед Турцией не стоит дилемма между Западом и Востоком: «Мы так же близки к Востоку, как и к Западу». Эта фраза заключала в себе его намерение и дальше развивать многовекторные отношения и продолжать проводить политику баланса, основанную на национальных интересах.
Эрдоган также направил экспертам четкий сигнал, заявив, что Турция будет уделять приоритетное внимание политике безопасности на своем новом сроке: «Мы надеемся использовать диалог и дипломатию в первую очередь для того, чтобы взять на себя инициативу и сделать то, что необходимо для мира и стабильности в нашем районе и вокруг него». Мы постараемся достичь этой цели. Очевидно, что защита прав нашей нации, а также прав и общих интересов всего человечества будет одной из наших главных обязанностей». Такой подход можно рассматривать как отражение цели президента Турции по созданию «Оси Турции», как упоминалось в его предвыборном заявлении на 2023 год.
Анкара выступает против поляризующих блоков, торговых войн и новых холодных войн. Она, по-прежнему, привержена дипломатической активности, направленной на преодоление неопределенностей многополярного мира и содействие миру и сотрудничеству.
В свете вышеизложенных принципов новую политику Эрдогана можно резюмировать следующим образом:
— НАТО должно придавать большое значение контртеррористическим мерам. Швеции, где до сих пор свободно проводят демонстрации террористы РПК, недостаточно принять новый закон о борьбе с терроризмом. Турция не подпишет членство Швеции до тех пор, пока правоохранительные органы этой страны не начнут бороться с террористами. Другими словами, задача Швеции состоит в том, чтобы предпринять необходимые шаги, чтобы гарантировать, что она сможет присоединиться к НАТО на саммите в Вильнюсе.
— Двусторонние отношения Турции с Азербайджаном имеют беспрецедентное стратегическое значение, поскольку у двух стран общая судьба. Больший акцент на интеграцию с тюркским миром будет одним из приоритетов нового срока (президента Р.Т. Эрдогана – И.С.).
– Президент Эрдоган пригласил премьер-министра Армении Никола Пашиняна на церемонию инаугурации – еще один признак неизменной приверженности Анкары «нормализации». Несмотря на растущее давление со стороны его оппозиции, комментарии Пашиняна о «возможном признании территориальной целостности Азербайджана, включая Карабах» заслуживают признания.
– Эрдоган в частности заявил, что Иран, в отличие от Армении, блокирует открытие Зангезурского коридора. В этом комментарии Эрдоган предупредил Тегеран, который недоволен турецко-азербайджанской солидарностью и считает, что открытие коридора ослабит его позиции: «Нас и Азербайджан огорчает, что Иран занял такую позицию. По правде говоря, мы тоже должны быть недовольны. Если бы они поддержали этот (проект), Турция, Азербайджан и Иран были бы объединены наземным и железнодорожным транспортом. Возможно, будет открыта линия Пекин-Лондон». По сути, турецкий лидер призвал Тегеран перестать блокировать соответствующие усилия и развивать перспективу совместной победы.
— Упомянув о возможности встречи с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом на саммите в Вильнюсе, Эрдоган вывел свою идею нормализации отношений с Грецией на новый уровень. При этом он не удержался от добавления, что Турция по-прежнему недовольна тем, что Соединенные Штаты вооружают Грецию.
– Отметив, что администрация киприотов-греков более миролюбива, чем ее предшественники, президент Турции объявил, что он будет открыт для переговоров об условиях при признании суверенных прав ТРСК на равенство. Он также раскритиковал Европейский союз за признание администрации киприотов-греков, несмотря на нарушение плана Кофи Аннана.
– Примечательно, что Эрдоган нанес удар по Евросоюзу за то, что он заставил Турцию ждать пять десятилетий: «Мы подведем итоги всех этих дел. Мы должны проанализировать все это». Эти замечания предполагают, что страна будет активно настаивать на либерализации визового режима и обновлении Таможенного союза. Это также намекает на возможность того, что Эрдоган часто критикует позицию ЕС.
Подводя итог, Турция сохранит свою «стратегическую автономию» и удвоит свои усилия по содействию нормализации и укреплению отношений, основанных на «взаимных интересах»».
Отметим упоминание Азербайджана, укрепление Организации тюркских государств («тюркского мира») как приоритет, и выстраивание «Оси Турции». Мы уже не раз говорили, что ось Турции – это ТРСК – Турция – Азербайджан, вокруг которое и будет развиваться ОТГ.
Тема, которая также прозвучала в рассуждениях Бурханеттина Дурана – это примирение между Азербайджаном и Арменией, на фоне посещения Н.Пашиняном церемонии инаугурации президента Р.Т.Эрдогана.
Обратим внимание на то, какое «почетное» место получил во втором ряду премьер-министр Армении. Как человек равновеликий (формально – И.С.) по должности президенту Азербайджана и ведущий с ним переговоры, он получил соответствующий сигнал и от Турции, и от Азербайджана, что его роль – зависимая, а статус – ниже. Интересно, что на инаугурации не было отмечено высоких официальных лиц от того же Ирана, который, по утверждению турецкой стороны, блокирует развитие Зангезурского коридора. Нарастающее противостояние с Ираном за влияние на Южном Кавказе – это ещё одна данность нового периода правления Р.Т.Эрдогана. Тут на первый план выходят и ещё взаимоотношения между Россией и Турцией.
В этом смысле, обратим внимание на публикацию Ихсана Акташа в издании Daily Sabah под заголовком: «Политические балансы на Кавказе». Цитируем:
«Понимание политического баланса на Кавказе требует рассмотрения региона в широкой исторической перспективе.
После распада империй Кавказ много лет находился под властью России. Россия доминировала в географии, где проживали тюрки на Кавказе, начиная с царского периода и намного позже ее распада в советское время.
Потребовалось много времени, чтобы все государства попали в объятия контролируемого Россией Советского Союза либо из-за оккупации, либо из-за соглашения с Россией. Ко времени Сталина процесс «русификации» был завершен, контроль установлен, а люди, проживающие в тюркских государствах, изжили себя. Пока угнетенные общины продолжали жить в своих городах, изгнание в Сибирь было неизбежным для многих тюркских племен.
Но к 1990-м годам России было трудно сохранять свое присутствие в качестве закрытого коммунистического государства. Как раз в этот период в игру вступила горбачевская инициатива смены двух сроков (гласность и перестройка), и Россия, в некотором роде, превратилась в подконтрольную России группу стран – Содружество Независимых Государств (СНГ) давая свободу государствам, которые оно объединило.
Этим ходом Михаил Горбачев, возможно, спас Россию, которая через 20-30 лет станет мировой державой. Конечно, после распада Советского Союза у людей были очень тяжелые дни. С другой стороны, в то время как ничтожество и бедность сохранялись, средний класс или равенство доходов, введенное советским социализмом, начал ухудшаться с либеральными подходами в новый период. Российская Федерация переживает подобные социально-экономические потрясения почти два десятилетия.
По иронии судьбы, пока западное господство в мире молчаливо ослабевало, Китай стал новой державой. Новые балансы выявили конфликт между Китаем и Западом, возможно, отодвинув соперничество России и Запада на второй план. Силы Соединенных Штатов было недостаточно, чтобы в одиночку позаботиться обо всем мире. Постепенно глобальные сферы влияния превратились в региональные. Сохраняя отношения со странами СНГ и поддерживаемыми Россией странами, Китай также стал весьма напористым.
Одним из наиболее значительных недавних событий на Кавказе стало повышение уровня доверия между тюркскими государствами параллельно с усилением и успехами Турции. Недавно накопленная экономическая мощь и мощь Турции сыграли решающую роль в разгроме Армении Азербайджаном, наряду с поддержкой Турецкой Республики в карабахской войне.
Согласно уравнению, изложенному в азербайджано-армянском конфликте: Мир будет благоприятным как для будущего Азербайджана, так и для Армении и укрепит отношения Турции в регионе. Больше всего от такого мира выиграет Армения, а ее экономика будет развиваться и укрепляться.
Таким образом, Организация тюркских государств (ОТГ) постепенно набирала влияние. Скорее всего, в ближайшие годы мы будем наблюдать рост торговли природным газом, нефтью и технологическими продуктами вокруг ОТГ, возглавляемый Турцией.
Государства ведут дипломатию, тратят на оборону и строят инфраструктуру для улучшения экономики, а значит и благосостояния народа. Преобразование президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции является инфраструктурной революцией. На сегодняшний день, как и европейские государства, Турецкая Республика имеет хорошо развитую инфраструктуру, на которой можно построить все что угодно. Затем эта инфраструктура будет способствовать дальнейшему укреплению региональных отношений, торговли, дипломатии и солидарности в сфере безопасности.
«Век Турции», озвученный руководством Эрдогана, рассматривается с точки зрения всех тюрок. Это может быть третий тюркский ренессанс в истории, и события, кажется, развиваются в этом направлении».
Итак, выделим из всего вышеизложенного ключевые тезисы:
- Тюркские народы Кавказа и Центральной Азии вырвались из-под российской опеки.
- За последние годы между новыми тюркскими государствами образовался высокий уровень доверия.
- Одним из следствий этой ситуации является то, что Организация тюркских государств достаточно заметно набрала вес и влияние в мире.
- Ближайшие годы должны стать периодом более тесной интеграции между странами в рамках ОТГ, в том числе, взаимной торговли энергоносителями и сырьем. Проще говоря, речь идет о том, что ресурсно бедная Турция стремится обеспечить себе доступ к ресурсной базе в странах-участницах ОТГ.
- В свою очередь, Турции удалось создать инфраструктуру, которую автор посчитал аналогом европейской и на которой, по его словам, можно построить «все что угодно». Разумеется, речь идет не только и не столько о транспортно-логистической инфраструктуре, речь идет об ОТГ, на базе которой можно создать и аналог ЕС, и аналог НАТО, ОДКБ.
- На базе упомянутой выше инфраструктуре президентом Р.Т. Эрдоганом поставлена задача по реализации проекта «Век Турции», который обещает новый (третий по счету, как указал турецкий автор публикации – И.С.) «Тюркский ренессанс».
Интересно, что за скобки в реализации данного проекта, согласно публикации, выведена Российская Федерация со своими интеграционными проектами, которые, в т. ч. являются конкурирующими с проектами турецкими. Отчасти, это сделано по той причине, что автор, очевидно, не захотел вдаваться в эти подробности на фоне российско-турецких отношений на высшем уровне. Отчасти, как можно судить, ещё и потому, что российские проекты не рассматриваются в качестве серьезной конкуренции турецким. Особенно, с идейной точки зрения российские инициативы выглядят уступающим турецким.
Кроме того, Россия, на взгляд турецких обозревателей, крепко «застряла» на Украине и это будет сдерживающим для её интеграционных инициатив, что создаст для Турции определенное окно возможностей, которым надо успеть воспользоваться. На случай, если Россия выйдет из этого противостояния уже в обозримой перспективе, следует ожидать, что Турция ускорит реализацию своих начинаний по линии ОТГ. В этом смысле, нельзя не признать наличие за ОТГ определенной перспективы.