- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турецкие оценки саммита НАТО в Вильнюсе 11-12 июля. Часть 2

Саммит НАТО в Вильнюсе открылся 11-12 июля на фоне продолжающейся СВО России на Украине. Разумеется, СВО и демонстрация «растущего единства» Североатлантического являются лейтмотивами мероприятия.

Уже 10 июля ознаменовалось громким событием, хотя, вряд ли, его можно назвать сенсационным.

Речь идет о заявлении президента Р.Т.Эрдогана о том, что Турция готова дать «зеленый свет» Швеции на пути в члены НАТО. Нельзя это считать сенсацией ровно по одной причине: изначально было понятно, что Турция не будет «годами» и даже «месяцами» блокировать ни финскую, ни шведскую заявки. Вопрос был только и исключительно в цене сделки Турция – Запад и в сроках.

Продолжаем анализировать ситуацию. Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=99656 [1].

Напомним, что мы остановились на том, что, в общем и целом, повторяется прошлогодний сюжет на cаммите НАТО в Мадриде – быстрый переход от громких заявлений о неприемлемости Финляндии и Швеции, с их нынешней политикой в НАТО, к шагам по их оперативному принятию в Альянс.

Впрочем, заметим, что никаких конкретных сроков по поводу вступления Швеции в НАТО, с точки зрения ратификации Турцией решения, нет. Есть лишь только индикация «в ближайшее время». Позже последовала информация и о том, что Турция не будет созывать внеочередное заседание Великого национального собрания (Меджлиса) Турции – слушания по шведскому «досье» пройдут в штатном режиме, то есть в октябре месяце этого года.

Вот какое мнение выразил на тему произошедшего представитель одного из ведущих мозговых центров, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), главный редактор журнала Insight Turkey Мухиттин Атаман.

Им была написана статья под заголовком: «Вильнюсский саммит: поворотный момент в отношениях Турции и Запада?».

Цитируем:

«Турция и ее западные союзники по альянсу НАТО переживают напряженный период из-за последствий российско-украинской войны, разразившейся в феврале 2022 года. После вторжения России в Украину близкие к России европейские страны осознали угрозу со стороны Москвы. Поэтому со стороны этих стран и их союзников на Западе были предприняты широкомасштабные меры. В этом контексте на первый план вышли альянс НАТО и политика его расширения.

Две страны Северной Европы, а именно Финляндия и Швеция, объявили о своем членстве в альянсе. Процесс членства этих двух стран был довольно проблематичным, главным образом из-за различных точек зрения государств-членов. Самый важный вызов исходит от Турции, которая утверждает, что две страны-кандидата не чувствительны к национальной безопасности Турции. Соответственно, Анкара поставила перед этими двумя странами некоторые условия.

В ответ на действия Турции большинство западных стран выразили свою озабоченность по поводу Турции и начали прямо и/или косвенно угрожать Турции за блокирование этих двух стран. Крупные западные страны начали ставить условия в своих двусторонних отношениях с Турцией. Например, Соединенные Штаты увязали покупку самолетов F-16 с заявкой Швеции на членство. Однако, Турция продемонстрировала свою решимость защищать свои национальные интересы и попросила два государства-кандидата не поддерживать деятельность антитурецких террористических организаций, таких как террористическая организация Фетхуллаха Гюлена (FETÖ) и РПК.

Турция, Швеция и Финляндия подписали трехстороннее соглашение на саммите НАТО в Мадриде. Турция обратилась к этим двум странам с просьбой предпринять конкретные шаги для запрещения деятельности террористических организаций. Позже Турция рассмотрела шаги, предпринятые Финляндией, и сняла свое вето. Финляндия стала 31-м членом НАТО 23 апреля и прекратила свою официальную политику нейтралитета.

Поскольку антитурецкая политика Швеции не изменилась, Турция не сняла своего вето для Швеции, которая продолжала разрешать антитурецкие действия в пределах своих границ. Хотя шведское правительство изменило некоторые статьи Конституции в борьбе с международным терроризмом, оно не реализовало эти конституционные изменения эффективно. Некоторые группы сторонников РПК организовали несколько демонстраций в Стокгольме, во время которых они оскорбляли президента Турции.

Идя еще дальше, шведское правительство разрешило некоторым расистским и антиисламским лицам и группам оскорблять священные символы ислама. Оскорблению подвергся не только турецкий народ, но и все мусульманские народы мира.

Благодаря политике, определяемой Турцией, было проведено множество двусторонних и многосторонних встреч для решения проблемы между Турцией и Швецией. Особенно решающее значение имело посредничество генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Последняя из этих встреч состоялась за день до саммита НАТО в Вильнюсе. Президент Реджеп Тайип Эрдоган, Столтенберг и премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон встретились в Вильнюсе, чтобы обсудить последние события, касающиеся заявки Швеции.

Согласно разъяснениям официальных лиц со всех трех сторон, Турция, наконец, согласилась как можно скорее направить протокол о вступлении Швеции в НАТО в турецкий Парламент и тесно сотрудничать с Меджлисом (Парламентом – прим.) для обеспечения ратификации. Взамен шведское правительство согласилось реанимировать отношения Турции и ЕС. В этом контексте Швеция пообещала поддержать усилия по возрождению процесса вступления Турции в ЕС и помочь модернизировать Таможенный союз ЕС-Турция и либерализацию визового режима между двумя сторонами.

Учитывая первую реакцию на соглашение, достигнутое между Турцией и Швецией, саммит в Вильнюсе может стать поворотным моментом в отношениях между Турцией и Западом, которые были конфликтными на протяжении последнего десятилетия. И западные страны, и Турция увязали процесс вступления Швеции с другими вопросами и подошли к проблеме с широкой точки зрения. Этот вопрос превратился в общую тему между Турцией и западными странами.

С одной стороны, ожидается улучшение отношений между Турцией и ЕС, как и обещала Швеция. После встречи с президентом Эрдоганом через несколько часов после турецко-шведской встречи президент Европейского совета Шарль Мишель отметил, что обе стороны решили активизировать свои отношения.

Другими словами, Турция успешно контекстуализировала проблему в рамках ЕС и получила важные сигналы со стороны ЕС. Кроме того, было решено, что Швеция попытается отменить любые торговые или инвестиционные санкции, введенные странами ЕС против Турции. Наконец, Швеция пообещала, что не будет поддерживать террористические группировки PПK и ФЕТО.

С другой стороны, всего за несколько часов до того, как Турция поддержала вступление Швеции в НАТО, официальные лица США заявили, что они поддерживают предоставление Турции самолетов F-16. Кроме того, официальный представитель США заявил, что его правительство будет продолжать поддерживать процесс вступления Турции в ЕС.

Пока неясно, когда Швеция станет 32-м членом Североатлантического альянса, но лед между Турцией и Западом в значительной степени растаял. Импульс двусторонних отношений находится в положительном направлении. Тем не менее, в соответствии с логикой стратегии «око за око», мы подождем и посмотрим, в каком направлении будут развиваться двусторонние отношения. Учитывая усиливающееся глобальное соперничество и возрастающую роль незападных мировых держав для западных стран, а также экономическую уязвимость Турции, эти обстоятельства заставят обе стороны улучшить свои отношения перед лицом стоящих перед ними проблем.

Поскольку возродить старые турецко-западные отношения практически невозможно из-за изменившегося глобального баланса сил и изменений во внутренней политике двух сторон, в турецко-западных отношениях будет предпринята попытка установить новый баланс. Представляется, что обеим сторонам необходимо произвести новые расчеты и сделки, чтобы укрепить свои новые позиции в международной политике».

Подводим черту: видим достаточно большой скепсис в отношении «возрождения турецко-западных отношений» в прежнем формате. Речь на взгляд турецкого автора идет о том, что обе стороны выразили заинтересованность в активизации контактов. А Турция стремится к установлению нового баланса сил. Иными словами, Турция продолжает настаивать на том, что саммит НАТО в Вильнюсе не должен читаться как то, что Турция согласилась на то, чтобы следовать в фарватере Запада в подчиненном положении и не получая для себя ничего взамен.

Это, безусловно, не отвечает пониманию Турцией как расстановки сил в мире, так и своего современного положения в нем. Показательно, но факт, что Турция ведет достаточно активную внешнюю политику, зачастую на обострение, и при этом остается достаточно уязвимой в финансовом положении и зависимой от притока горячих денег из-за рубежа и прямых иностранных инвестиций.

Одним из ключевых событий саммита НАТО в Вильнюсе стала встреча между президентами Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Обратимся к тем заявлениям, которые этой встрече сопутствовали.

Приведем, для начала, текст пресс-релиза Белого дома после встречи между президентами Байденом и Эрдоганом (выделения жирным шрифтом ниже – авторские).

«Президент Джо Байден встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите НАТО в Вильнюсе, Литва.

Президент Байден поздравил президента Эрдогана с достигнутой им договоренностью с премьер-министром Швеции Кристерссоном и генеральным секретарем НАТО Столтенбергом об отправке шведского протокола о присоединении к НАТО в Парламент для ратификации.

Президенты обсудили усилия по укреплению двустороннего сотрудничества, приветствуя последний раунд обсуждений в рамках стратегического механизма и обменявшись мнениями по оборонным и экономическим приоритетам. Они также обсудили региональные вопросы, представляющие взаимный интерес, в том числе их неизменную поддержку Украины и важность сохранения стабильности в Эгейском море».

Турецкий пресс-релиз по тому же поводу, опубликованный на сайте администрации президента Турции:

«В начале встречи президент Эрдоган поблагодарил президента США Байдена за поздравительное послание, которое он направил, позвонив ему в связи с его переизбранием, и сказал: «Я считаю, что сейчас настало время для консультаций на уровне глав государств в рамках стратегического механизма. Сегодня я рассматриваю эту встречу на полях НАТО как первый шаг к этому. Наши предыдущие встречи были чем-то вроде разминки, а сейчас мы начинаем новый процесс. Конечно, этот новый процесс для меня – пятилетний процесс, теперь у вас наступила подготовка к выборам. Заранее желаю вам успехов в подготовке к этим выборам».

Президент США Байден в своей короткой речи выразил удовлетворение заявлением Турции о том, что протокол о вступлении Швеции в НАТО будет представлен Великому Национальному Собранию Турции. Поблагодарив президента Эрдогана за его дипломатию и лидерство в отношении Швеции и назвав саммит НАТО «историческим», президент США Байден подтвердил свою приверженность укреплению защиты Альянса.

После того, как президент Эрдоган пожелал успеха на президентских выборах 2024 года в США, президент США Байден поблагодарил его и сказал: «Я с нетерпением жду встречи с вами в следующие пять лет»».

Исходя из изложенного выше, а также, в целом, исходя из характера саммита НАТО в Вильнюсе, как первого масштабного международного мероприятия после переизбрания турецкого президента, можно отметить усилия Реджепа Тайипа Эрдогана по перезагрузке отношений с Западом, прежде всего, США.

Разительна дистанция от обращений в сторону США на этапе турецкий выборов «уберите свои грязные руки» (что прозвучало от министра внутренних дел Сулеймана Сойлу – И.С.) до предложения перезапустить стратегический механизм на высшем уровне.

Впрочем, ничего нового в этом нет: такие же попытки «перезапуститься» делала Турция и лично Р.Т.Эрдоган при Обаме, Трампе, теперь — при Байдене. — Результат был один и тот же: «холодный душ» и понимание, в очередной раз, того, что формат отношений с США может быть только один — подчиненный. Это — константа, которая не меняется, вне зависимости от того, кто первое лицо в США. Поскольку это — американская «системная настройка».

Куда как более интересно, как Турция будет пробовать выправить «азовский перегиб» на фоне поползших слухов о том, что личная встреча между президентами Путиным и Эрдоганом, о проведении которой говорили «в ближайшее время» (помощник президента Ушаков) и в августе (сам президент Эрдоган), может быть перенесена, читай, выведена из двусторонней повестки дня на данном этапе.

После того, как Турция продемонстрировала серию жестов в адрес Запада и, по списку, в адрес США, НАТО, ЕС, Швеции, Украины и проч., после саммита НАТО в Вильнюсе, исходя из логики действий турецкой внешней политики, настает время сбалансировать их северным вектором. Чем, как следует ожидать, турецкое начальство, в ближайшие дни, и займется.

Цель – обеспечить, невзирая на «азовское охлаждение», проведение личной встречи, как и было озвучено турками ранее, в августе месяце между президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом и добиться на этой встрече прогресса по существенным для Турции направлениям с Россией — от зерновой сделки и газового хаба до доставки гуманитарной помощи в Идлиб, говоря шире, в Сирию.

При этом, в свете саммита в Вильнюсе, следует ожидать риторики турецкого руководства, что Турция придерживается равноудаленной позиции в конфликте между Россией и Украиной, но находится под постоянным давлением Запада и надеется на российское «понимание».

Отдельные российские представители уже, в последние дни, подтвердили свою «эмпатичность» и готовность воспринимать этот тезис. Соответственно, следует попыток Турции на уровне неофициальной дипломатии укоренять этот тезис и далее.

Что же касается «азовцев», то, в кулуарных разговорах, следует ожидать того, что Турция будет ссылаться на то, что сделка, на их взгляд, была «пакетной» — то есть, Россия тоже что-то «не выполнила», то есть перевести «стрелки» на российскую сторону, создавая чувство «вины» с попыткой «заброса мяча» на российскую сторону. Это, заметим, одна из излюбленных переговорных тактик Турции, которой та пользуется в том случае, если договоренности – недостаточно формализованы в виде текстов соглашений и протоколов.

Идеальным, конечно же, было бы для турецкой стороны «продать» идею о том, что выдача «азовцев» Украине — даже лучше с учетом того, что сделка была непопулярна в России. А сейчас, с помощью Турции, у российской стороны появится возможность «окончательно догнать азовцев» и восстановить справедливости. То есть, Турция сработала объективно не против России, а очень даже за и на исправление имиджа российской власти.

Ну или самый слабый вариант: произошло «недоразумение», сбой в системе, сбой в коммуникации, который не имеет критического значения для российско-турецких отношений.

Вся политика Турции строится на балансировании между Западом и Россией, пусть и нередко на грани, но, все же, балансировании. Поэтому терять российский «противовес» в отношениях с Западом — это слом всей политики, в котором Турция не заинтересована, получая очевидные выгоды от своего нынешнего балансирующего положения. Поэтому не следует ожидать того, что Турция продолжит свои антироссийские демарши и дальше. Следующий этап – это возвращение баланса в турецкие весы «Запад – Россия».