Турецкие оценки саммита НАТО в Вильнюсе 11-12 июля. Часть 1

Саммит НАТО в Вильнюсе открылся 11-12 июля на фоне продолжающейся СВО России на Украине. Разумеется, СВО и демонстрация «растущего единства» Североатлантического альянса являются лейтмотивами мероприятия.

Напомним, что основным результатом предыдущего саммита стало два, так называемых, Мадридских протокола, которые подписаны между Турцией и Финляндией и между Турцией и Швецией. Третьей подписью, в качестве своего рода «гарантора», там шла подпись генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, срок полномочий которого продлен до 2024 года.

По прошествии года, надо сказать следующее: Финляндия стала членом Североатлантического альянса, после того, как турецкое руководство ратифицировала решение в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции.

Мы, ранее, на страницах ИБВ, это решение разбирали. В том числе, с точки зрения тех материалов для голосования, которые были подготовлены для депутатов Меджлиса со стороны профильного Комитета по международным делам. Сразу укажем, что заключение по Финляндии было, отнюдь, не бесспорным. Что было отмечено в прениях депутатов при голосовании. Однако, политическое решение «принимать» возобладало над разумными вопросами, к примеру, по поводу практической выдачи деятелей РПК Турции по тем спискам, которые страна передала Финляндии.

По Швеции ситуация складывается несколько иным образом: сожжение Корана в Стокгольме, в мусульманский праздник Курбан-Байрам, претендовало для Турции на то, чтобы стать «стоп-фактором». Более того, со стороны США в адрес Турции также не было тех шагов, которые турки считали себя вправе ожидать от американцев. Речь, разумеется, шла, хотя бы, о поставке туркам истребителей F-16. Отдельных слов заслуживает и то, что США не оказали значимой, ожидаемой от них помощи Турции в вопросе ликвидации последствий землетрясения 6 февраля.

На этом фоне сложных переговоров с Западом, Турции нужен был «громоотвод» от себя на саммите в Вильнюсе, и она его нашла – приемом президента Украины В.Зеленского в Стамбуле, а также передачей ему деятелей запрещенной в РФ террористической организации «Азов». Это, вкупе с заявлениями российской стороны, о том, что были нарушены российско-турецкие договоренности, дает возможность Турции позиционировать себя в Вильнюсе как страну, которая «бескомпромиссна» в отношении России и поддержки Украины и её территориальной целостности.

Более того, президент Р.Т.Эрдоган выступил с целым рядом резонансных заявлений, включая и то, что Турция готова дать добро Швеции в НАТО, если ЕС даст добро на членство Турции. Можно сказать, что это – достаточно любопытное заявление, которое сразу заслуживает того, чтобы быть прокомментированным.

Заметим, как президент Реджеп Тайип Эрдоган проводит политику балансирования не только за пределами Турции, но и внутри неё.

Неудовольствие религиозно настроенного электората тем, что Турция пропустила в НАТО шведских «шайтанов», которые поставили сожжение Корана на поток, турецкое руководство пытается скомпенсировать чувством надежды у прозападного электората открывшимися перспективами в направлении ЕС, которые, строго говоря, давно являются миражом. То есть, нет ситуации, при которой Эрдоган принимает непопулярное решение для всего электората – речь идет о том, что другой половиной непопулярные решения балансируются.

Тем не менее, обратимся, для начала, к тем заявлениям / анализам, которые прозвучали от турецких политологов накануне Саммита НАТО в Вильнюсе. Начнем с материала, опубликованного Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), который озаглавлен как «Повестка и значимость Саммита НАТО – 2023». Автором материала стал эксперт Фонда Хаджи Мехмет Бойраз.

Во введении к материалу, он, в частности, отмечает:

«Каждый саммит Организации Североатлантического договора, сокращенно известной как НАТО, важен из-за своей сильной корпоративной идентичности и насыщенной повестки дня. Саммит этого года имеет особое значение в двух отношениях.

Во-первых, Финляндия, чья заявка на членство была принята с одобрения Турции в апреле 2023 года, впервые примет участие в саммите НАТО в качестве члена. Как известно, с момента своего создания в 1949 году НАТО расширялась восемь раз. Последнее из них произошло в 2020 году, когда Северная Македония стала членом организации. Поскольку Финляндия присоединится к двухдневному саммиту, который состоится 11-12 июля 2023 года, в качестве нового члена, НАТО будет расширена в девятый раз за счет своего 31-го члена.

В связи с этим важность саммиту придают возможные шаги по спорному вопросу о членстве Швеции, которая подала заявку в НАТО на членство вместе с Финляндией, но чья заявка до сих пор не одобрена Турцией и Венгрией.

Точно так же ожидания Украины, которая воюет с Россией, вернуть свои оккупированные земли в отношении членства в НАТО, являются еще одним событием, которое делает саммит важным.

Тот факт, что Литва впервые примет саммит лидеров НАТО, придает саммиту этого года символическое значение. Потому что Литва входит в число стран, которые чувствуют угрозу своей национальной безопасности после войны, развязанной Россией против Украины.

По этой причине саммит этого года в Вильнюсе, который находится примерно в 300 километрах от границы с Россией, имеет символическое значение как для Литвы, так и для стран Балтии и Восточной Европы, у которых схожие проблемы. Кроме того, саммит НАТО, который состоится 11-12 июля, является самым масштабным политическим мероприятием, организованным Литвой на сегодняшний день».

Перейдем непосредственно к сутевой части материала, которая начинается с раздела, посвященного продлению срока действий полномочий генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга.

Цитируем:

«Прежде чем перейти к вопросам, которые будут обсуждаться на очередном саммите глав государств и правительств НАТО, который состоится в Вильнюсе, столице Литвы, с 11 по 12 июля 2023 г., следует отметить, что мандат Йенса Столтенберга, исполняющего обязанности в качестве Генерального секретаря НАТО с 2014 года продлевается в четвертый раз.

Срок полномочий действующего генерального секретаря продлевается на один год во избежание административной неудачи, если не удается найти идеального кандидата для замены генеральных секретарей НАТО, которые обычно служат четыре года, или если организация сталкивается с серьезным кризисом.

Столтенберг, нынешний генеральный секретарь, в последний раз продлевался в прошлом году. Ожидалось, что через год Столтенберг оставит пост новому генсеку после саммита в Вильнюсе.

Однако, согласно заявлению, сделанному 4 июля 2023 года, в результате соглашения, достигнутого 31 государством-членом (включая Финляндию), мандат Столтенберга был продлен до 1 октября 2024 года.

Таким образом, Столтенберг уже вошел в историю как наиболее долго проработавший генеральный секретарь среди всех, после Йозефа Лунса, занимавшего пост генсека НАТО в течение 13 лет с 1971 по 1984 год. Есть две основные причины для повторного продления мандата Столтенберга.

Во-первых, Североатлантический совет с учетом российско-украинской войны счел целесообразным продлить мандат Столтенберга, чтобы не испытывать административной слабости в этом хрупком процессе.

Во-вторых, страны-члены НАТО не смогли договориться о новом генсеке, который мог бы сменить Столтенберга.

Как известно, генеральный секретарь НАТО определяется в результате переговоров между странами-членами. Соединенные Штаты, которые возглавили создание организации, играют доминирующую роль в этих переговорах, и администрация Вашингтона обычно отдавала предпочтение европейскому политику, занимавшему пост премьер-министра или, по крайней мере, министра в качестве генерального секретаря, в соответствии с практикой на сегодняшний день.

Перед саммитом лидеров в Вильнюсе, хотя в повестке дня стояли имена таких политиков, как премьер-министр Дании Метте Фредериксен в качестве нового генерального секретаря, премьер-министр Испании Педро Санчес и министр обороны Великобритании Бен Уоллес, администрация Джо Байдена не смотрела на любой из них положительно. По этой причине мандат Столтенберга был неизбежно продлен, чтобы организация не осталась без генерального секретаря».

Переходим к той повестке дня, с которой страны-участницы, в частности, Турция, подошли к Саммиту НАТО:

«Два вопроса имеют первостепенное значение на саммите, который продлится два дня.

Прежде всего, это — членство Швеции в НАТО. Для Швеции, подавшей заявку в НАТО одновременно с Финляндией, процесс полностью заблокирован. Есть две основные причины блокировки.

Первая касается невыполнения Швецией своих обязательств по Мадридскому соглашению. Напомним, Швеция подписала условие совместной борьбы с терроризмом, которому Турция придает большое значение, в этом соглашении, достигнутом в июне прошлого года.

В последующий период новое правительство, созданное в Швеции под председательством Ульфа Кристерссона, в отличие от предыдущего правительства, сняло ограничения на экспорт оружия в Турцию с учетом чувствительности Анкары, расширило сферу действия антитеррористического закона и ввело новые уголовные санкции для тех, кто поддерживает терроризм.

Однако, ничего из этого не содержит реалистичных договоренностей, которых ожидает Турция. На самом деле сторонники террористической организации, подчиняющиеся РПК и FETO, по-прежнему могут легко действовать и получать финансовый доход по всей Швеции.

По этой причине, как заявил министр иностранных дел Хакан Фидан, пока террористические организации продолжают свои демонстрации на улицах Швеции, законодательные изменения не имеют смысла для Турции.

Премьер-министр Швеции Кристерссон сказал после встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом 7 марта:

«Раньше мы недостаточно серьезно относились к финансовой деятельности террористических организаций в Швеции. Теперь мы относимся к этому серьезно. Мы знаем, что люди, которые собирают деньги для РПК, используют различные преступные методы и финансируют с их помощью терроризм».

Его слова показывают, что шагов, предпринятых правительством в борьбе с терроризмом, недостаточно.

Более того, в течение года правительство Швеции продемонстрировало двойственное отношение, не предприняв никаких санкций против антиисламских и антитурецких акций в стране, не предотвратив марши террористической организации РПК по стране, не вернув членов ФЕТО и РПК, которых требует Турция.

Анкара, которая внимательно следит за этими событиями, не одобряет членство Швеции в НАТО на том основании, что она не выполняет необходимые обязательства по Мадридскому соглашению.

Здесь следует подчеркнуть как важный момент, что Турция никогда не выступала против расширения НАТО. Наоборот, она облегчила процесс вступления всех стран-кандидатов, не подпадающих под защиту альянса.

Сегодня Турция сохраняет аналогичную позицию в отношении Швеции и даже Украины. Другими словами, Турция не стремится превратить ситуацию в Швеции в возможность.

Тем не менее, как естественное следствие принципа общей обороны, лежащего в основе альянса НАТО, Турция ожидает, что Швеция будет строго выполнять свои обещания в отношении борьбы с терроризмом и реализовывать свою позитивную риторику в конкретных условиях, как это четко согласовано в Мадридском соглашении.

Таким образом, вопреки риторике о том, что «мы внесли свой вклад в членство», Швеция еще не добилась серьезного прогресса на пути к членству в НАТО, поскольку она еще не реализовала политику, которую от неё ожидают в борьбе с терроризмом, который тесно связан с национальной безопасностью Турции.

Еще одна причина, по которой блокируется процесс вступления Швеции в НАТО, связана с политикой Венгрии.

Будапешт, который, как и Турция, одобряет членство Финляндии в НАТО, не одобряет членство Швеции.

Стокгольм уже некоторое время критикует правительство Виктора Орбана по таким вопросам, как демократия, права человека и верховенство закона; это привело к политической напряженности между двумя странами.

Правительство Будапешта, которое не принимает такой подход, просит Швецию отказаться от своей негативной риторики в отношении Венгрии и отказаться от покровительственного подхода.

В этом контексте венгерский парламент принял последнее решение об отсрочке 28 июня и отложил голосование о членстве Швеции в НАТО на осень с мнение Турции относительно членства Швеции в НАТО и заявили, что не будут откладывать процесс ратификации в случае изменения отношения Турции к членству Швеции. Словом, для того, чтобы Швеция стала 32-м членом НАТО, нет другого пути, кроме как удовлетворить законные требования Анкары и Будапешта».

Итак, сразу заметим, что в позиции Анкары по членству Швеции в НАТО уже вечером 10 июля, за 1 день до открытия Саммита, произошла разительная перемена, которая идет вразрез с рассуждениями турецкого аналитика.

В частности, как сообщили турецкие СМИ, президент Реджеп Тайип Эрдоган согласился поддержать заявку Швеции на членство в НАТО и «вскоре» направит ее в турецкий парламент. Об это заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг после трехсторонней встречи с лидерами Турции и Швеции в Вильнюсе, за день до начала «исторического» Саммита.

В частности, генеральный секретарь Йенс Столтенберг сообщил журналистам, что президент Реджеп Тайип Эрдоган согласился направить протокол о вступлении Швеции в НАТО в турецкий парламент «как можно скорее», впрочем, без указания даты.

Цитируем: «Я рад сообщить, что президент (Реджеп Тайип) Эрдоган согласился как можно скорее направить Протокол о присоединении Швеции в Великое национальное собрание и тесно сотрудничать с ним для обеспечения ратификации», — сказал Столтенберг.

«Швеция согласилась сегодня, как член ЕС, также активно поддерживать усилия по активизации процесса вступления Турции в ЕС, а также помочь в модернизации Таможенного союза между ЕС и Турцией и либерализации визового режима», — сказал он.

Трехсторонняя комиссия согласилась работать над отменой санкций и устранением препятствий в оборонной торговле и инвестициях между союзниками.

Наряду с этим, официальный Стокгольм заверил Турцию в том, что не будет поддерживать террористические организации РПК / СНС, а также так называемую «террористическую организацию Фетхуллаха Гюлена» (FETÖ) после своего членства в НАТО и что между Анкарой и Стокгольмом будет создан новый двусторонний механизм безопасности.

По словам генерального секретаря Йенса Столтенберга, НАТО также впервые в истории блока назначит специального координатора по борьбе с терроризмом.

Наряду с этим Йенс Столтенберг отметил, что Венгрия ясно дала понять, что она не будет последней, кто ратифицирует заявку Стокгольма в НАТО, и также вскоре одобрит ее.

Итак, отметим, кардинальную смену Турцией своей риторики уже за 1 день до начала саммита НАТО. При этом достаточно чётко прослеживается повторение ситуации на саммите НАТО в Мадриде прошлого года – когда до последнего момента Турция озвучивала достаточно жесткую позицию, а потом, буквально за 1 сутки до начала мероприятия, произошла кардинальная смена подхода и были подписаны так называемые «Мадридские протоколы» Турции со Швецией и Финляндией, при участии НАТО в качестве третьей стороны протоколов.

55.94MB | MySQL:116 | 0,695sec