Об отношениях НАТО с государствами региона Ближнего Востока и Северной Африки

Лидеры 31 государства-члена НАТО встретятся в Вильнюсе, Литва, на этой неделе на саммите альянса. Как указывают некоторые британские источники, саммит проходит в важное время с точки зрения трансатлантической безопасности. Кризис на  Украине продолжается уже второй год, и недавно началось контрнаступление ВСУ. Решения, принятые на саммите, могут оказать долгосрочное влияние на общую стабильность в трансатлантическом регионе и за его пределами. Без сомнения, в центре внимания саммита будет Украина. В этом контексте ожидается обсуждение двух важных вопросов: будущее членство в НАТО и продолжение военной поддержки Украины. Пятнадцать лет назад, на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году, Украине было обещано возможное членство в Североатлантическом альянсе. За прошедшие годы был достигнут незначительный прогресс — в основном из-за нежелания некоторых стран, таких как Германия и Франция. Оглядываясь назад, можно сказать, что оставление Украины в этой геополитической неопределенности, вероятно, было одним из факторов, побудивших Россию к началу военной операции.  Никто не должен ожидать, что на саммите Украине будет направлено приглашение вступить в НАТО. Было бы невозможно найти консенсус среди всех 31 члена, чтобы пригласить какую-либо страну вступить в альянс, пока она ведет войну. Вместо этого надо ожидать, что НАТО разработает некую «дорожную карту», которая приведет Украину к возможному членству. Киев хочет вступить в НАТО немедленно, поэтому еще неизвестно, сможет ли Североатлантический альянс предоставить дорожную карту к членству, которая соответствует его достаточно высоким ожиданиям. После присоединении Крыма к России в 2014 году НАТО установило для своих членов новый крайний срок выполнения обязательств — 2024 год. Хотя расходы НАТО на оборону увеличивались год от года с 2014 года, общая ситуация остается тяжелой. В прошлом году только семь стран-членов выполнили контрольный показатель расходов на оборону в 2 процента. В то время как еще несколько стран-членов могут достичь контрольного показателя до саммита НАТО в Вашингтоне в следующем году, подавляющее большинство этого не сделает. Это будет иметь долгосрочные последствия для общего состояния Североатлантического союза.

В связи с этим западные эксперты не ожидают на саммите  в Вильнюсе активизации повестки  региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). При этом указывается, что эта позиция  недальновидна со стороны НАТО. Идет ли речь о региональном терроризме, исходящем от экстремистских группировок, или об угрозе распространения ядерного оружия в Иране, члены НАТО разделяют многие из тех же проблем безопасности, что и страны региона БВСА. Более того, многие страны этого региона продемонстрировали готовность сотрудничать с НАТО и даже предоставляли войска для миссий под руководством НАТО в прошлом. Североатлантическому альянсу следует изыскивать способы развития этих отношений. На данный момент в этом году произошли некоторые позитивные изменения в отношении взаимодействия НАТО и БВСА. Буквально на прошлой неделе высокопоставленная делегация из Мавритании посетила штаб-квартиру НАТО в Брюсселе для переговоров о развитии ситуации в области безопасности в Сахеле. В прошлом месяце высокопоставленная делегация НАТО посетила Бахрейн, чтобы обсудить укрепление военного сотрудничества. Между тем, другие мероприятия высокого уровня с регионом БВСА в этом году включают Египет, Тунис и Иорданию. В то время как Североатлантический альянс должен оставаться в центре внимания угроз в Восточной Европе, есть несколько простых вещей, которые НАТО может сделать для усиления своего участия в регионе БВСА. Эти шаги могли бы включать назначение специального представителя НАТО по БВСА и активное продвижение расширения членского состава Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы сотрудничества. Первый, начатый в 1994 году, формирует основу отношений НАТО со своими средиземноморскими партнерами: Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом. Стамбульская инициатива сотрудничества, запущенная в 2004 году, является основой отношений НАТО со странами Персидского залива. Хотя все шесть государств-членов ССАГПЗ были приглашены присоединиться, только Бахрейн, Кувейт, Катар и ОАЭ сделали это. На саммите в Вашингтоне в следующем году, который будет отмечать 75-ю годовщину основания НАТО, планирует подчеркнуть успехи Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы по сотрудничеству, и встреча обоих должна состояться на уровне глав правительств. Операция  России в Украину в прошлом году изменила ландшафт безопасности в Европе таким образом, какого не было со времен Второй мировой войны. В этом контексте НАТО должно одновременно укреплять безопасность Европы и оставаться в курсе будущих угроз за пределами региона. При правильном руководстве внутри НАТО предстоящий саммит может открыть новую эру региональной стабильности и безопасности не только для Европы, но и для Ближнего Востока и Северной Африки.  Но это в теории, а на практике общественный настрой в странах арабского мира не совсем соответствует этим планам. Недавний опрос арабского общественного мнения показывает, что доверие к США серьезно понизилось. Несоответствие между политикой США и провозглашаемыми ценностями существовало всегда, однако за последние 22 года это стало более очевидным и актуальным, а также стало большей помехой в результате войны с террором, роста исламофобии, войны в Ираке, нежелания США открыто противостоять Израилю и совсем недавно войны на Украине. Кроме того, в прошлом Китай казался менее значительным в соперничестве за влияние на Ближнем Востоке.  Проблема доверия к Соединенным Штатам усугубляется тем, что бывший посол Индонезии в Вашингтоне Дино Патти Джалал и Майкл Шелдрик, соучредитель Global Witness, считают, что на Глобальном Юге растет недовольство Западом: «Считается, что Запад увековечивает двойные стандарты по вопросам, начиная от действий в области климата и ответственности до торговли и подотчетности за нарушения прав человека… Они призывали к глобальной солидарности во время пандемии, вместо этого часто придерживаясь национализма в отношении вакцин. Западные страны проповедуют свободную торговлю, но все чаще прибегают к протекционизму. В то время как жители Запада могут воспринимать публичную критику как обычную дипломатическую практику, многие (на Глобальном Юге) воспринимают ее как ложную праведность, лишенную подлинного партнерства. Восприятие западного лицемерия на Глобальном Юге, усугубляемое горькими воспоминаниями о прошлых вмешательствах, сделало наш разделенный мир еще более поляризованным и подтолкнуло старых друзей и партнеров обратиться к новым источникам финансирования развития, которые требуют меньшего багажа и меньших обязательств, по крайней мере в теории». На этом фоне последний по времени опрос арабской молодежи, проведенный агентством по связям с общественностью Asda’a BCW, указывает на проблему доверия, которую администрации Дж.Байдена необходимо решить, чтобы сократить разрыв. 72% респондентов опроса назвали Соединенные Штаты своим союзником. Несмотря на это, США заняли седьмое место в качестве союзника после Турции, Китая, Великобритании, Германии, Франции и Индии. Это не означает, что США утратили влияние в регионе. 33% назвали США самой влиятельной державой в арабском мире, за ними на втором месте 11% указали на Объединенные Арабские Эмираты. Это также означает, что только часть молодежи хочет, чтобы США сохранили свое влияние. 61% респондентов заявили, что поддержали бы уход США, даже если более 60% считают, что в ближайшие пять лет США станут более важным союзником, чем Россия или Китай. Аналогичным образом, США занимают второе место с 19%, уступая ОАЭ с 24% как стране, в которой предпочитает жить арабская молодежь. То же самое верно и в отношении того, какой стране молодежь хотела бы подражать в своей стране. Другими словами, часто необъяснимые противоречия в политике негативно влияют на восприятие  Соединенных Штатов в регионе БВСА, но они сохраняют достаточные основания для преодоления разрыва, если официальные лица признают, что доверие стало гораздо более важным в мире конкурирующих держав. Западные лидеры начали признавать, что мяч в этом вопросе не на их стороне. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале, что он «шокирован тем, насколько сильно мы теряем доверие к Глобальному Югу». Жозеп Боррель, глава внешнеполитического ведомства Европейского союза, повторил слова Макрона на том же мероприятии: «Мы не можем думать о европейской безопасности, не глядя на глобальную сцену и не взаимодействуя с другими партнерами. Я вижу, насколько силен российский нарратив, его обвинения в двойных стандартах. Мы должны отказаться от этого повествования, сотрудничать с другими странами, признать, что структура ООН должна быть адаптирована».

56.19MB | MySQL:116 | 0,956sec