Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Иран: декабрь 2009 г. Военно-политическая ситуация

В.И.Сажин

В декабре в Иране продолжалось противостояние властей и оппозиции. Несмотря на репрессии, лидеры оппозиции Ирана заявили о намерениях продолжать борьбу против правящей элиты. Как подчеркивали ранее экс-премьер Мир Хосейн Мусави и бывший президент страны Мохаммад Хатами, они останутся приверженцами демократических перемен, несмотря на то, что в ходе пост-выборного насилия погибли десятки их сторонников.

Г-н Мусави призывал своих сторонников выйти на митинги, несмотря на то, что это может спровоцировать столкновение с войсками. Так и произошло еще 4 ноября, когда официальный Иран отмечал «Национальный день борьбы с высокомерием и угнетением в мире», посвященный 30-ой годовщине захвата посольства США в Тегеране. Так произошло и 7 декабря в День студента.  21 декабря в день похорон опального и оппозиционного режиму Ахмадинежада великого аятоллы Хосейна Али Монтазери десятки тысяч демонстрантов по всей стране вышли с лозунгами «Диктатор! Дело Монтазери будет продолжено» и «Монтазери не умер, умерло правительство».

27 декабря в день Ашура, когда шииты поминают убитого в 680 году в Кербеле имама Хусейна, сотни людей вышли на улицы Тегерана с антиправительственными лозунгами. Столкнувшись с действиями полиции, которая пытались разогнать участников акций, оппозиционеры начали нападать на сотрудников силовых структур и громить город. Вновь не обошлось без жертв. Жертвами беспорядков в Тегеране стали по разным данным от 10 до 15 человек, около 300 арестованы. В числе погибших - 35-летний племянник одного из лидеров оппозиции Мира Хосейна Мусави - Сейед Али Мусави. Протесты оппозиции шли несколько суток. Новый всплеск протестного движения был связан с похоронами Али Мусави.

Как известно, консолидация и активизация деятельности оппозиции в Иране началась летом в связи с президентскими выборами. Страна раскололась на сторонников и противников президента Ахмадинежада и его команды. Тогда после выборов перед президентом Ахмадинежадом встала проблема: как обеспечить гражданский мир в стране и улучшить образ Ирана в мире? В принципе у него был небольшой выбор – два пути: или несколько либерализировать повседневную жизнь народа и одновременно смягчить свою жесткую, конфронтационную внешнюю политику. Или еще сильнее «закрутить гайки» внутри страны, расправиться с оппозицией и продолжить пугать мир жесткой риторикой и ракетно-ядерной программой.

Президент и его окружение выбрали второй путь. По данным иранских СМИ, пятеро оппозиционеров, выступивших еще летом, были приговорены к смертной казни и 81 человек получили тюремные сроки от шести до 15 лет. Под стражей в Иране остаются более 100 политических диссидентов, которые отказались признавать победу Махмуда Ахмадинежада на выборах. По данным иранских правозащитников, они подвергаются пыткам и насилию в тюрьмах, их показания выбивают силой.

Все громче звучали требования применить смертную казнь к руководителям оппозиционного движения. Аятолла Аббас Ваез Табаси, который занимает должность представителя духовного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи в северо-восточной иранской провинции Хорасан, заявил, что лидеры оппозиции являются врагами Бога и согласно законам шариата заслуживают наказания в виде казни.

Меджлис ИРИ также дал свою оценку событиям в стране в конце декабря. Спикер парламента Али Лариджани подчеркнул, что демонстранты оскорбили память имама Хусейна, выбрав для своих акций священный день траурной церемонии Ашура. В связи с чем, парламентарии призывают правоохранительные органы и судебную систему строго наказать зачинщиков беспорядков.

В результате, по крайней мере, семь известных оппозиционных деятелей Ирана, включая бывшего министра иностранных дел Ибрагима Язди, были арестованы службой безопасности страны.

Применяются и другие менее жесткие, но не менее изуверские меры. Высший совет по культурной революции ИРИ принял решение уволить с поста главы института искусств опального Мир Хосейна Мусави.

В Иране задержана Нушин Эбади - сестра известной правозащитницы и адвоката, лауреата Нобелевской премии Ширин Эбади, вынужденной проживать за границей. Правда, в декабре иранские власти вернули ей медаль и диплом лауреата Нобелевской премии, в конце ноября изъятые спецслужбами ИРИ из ее банковской ячейки.

В декабре продолжались гонения на СМИ, в том числе и запрет иностранным журналистам освещать любые проявления оппозиционной деятельности в стране. К уже разгромленным за несколько лет 200 печатным органам прибавилось еще с десяток закрытых в последние недели газет. Введена цензура в Интернете, который также как и мобильная связь, парализованы.

В настоящее время для интернет-пользователей в Иране недоступны более 5 млн сайтов. Власти ИРИ обязывают провайдеров ставить фильтры, которые не позволяют войти на страницы «аморального и антиобщественного содержания». При этом недоступны не только порнографические и эротические сайты, но и ряд зарубежных источников политической информации.

Справка. Международная журналистская организация «Репортеры без границ» (Reporters without Borders) признала Иран и ряд других стран «врагами Интернета». В список включены также Мьянма, Китай, Куба, Египет, Иран, КНДР, Сирия, Тунис, Саудовская Аравия, Вьетнам, Туркмения и Узбекистан. В докладе говорится, что все эти страны отметились не только в плане цензуры новостей в Интернете, но и в плане систематического преследования пользователей Интернета, доставляющих неудобства властям — таких людей называют кибер-диссидентами.

Методы оппозиционной борьбы коснулись и бумажных денег. Банкноты стали использоваться противниками режима в качестве листовок. На них появлялись антиправительственные лозунги, надписи в поддержку оппозиционных лидеров во главе с Мир Хосейном Мусави, рисовались карикатуры. Правительство Ирана запретило хождение банкнот с посторонними пометками. Государственный банк Ирана опубликовал официальное сообщение о том, что с 8 января банкноты, на которых имеются посторонние надписи, штампы или какие-либо другие пометки, будут считаться не действительными.

Все это, как мы видим, не приводит к ожидаемым результатам. Кажется, даже наоборот – лишь ожесточило оппозицию. Митинги, демонстрации протеста проходили и проходят как по расписанию курьерского поезда. Только куда идет этот поезд?

Иранский социолог, выступающий в Интернете под псевдонимом Ахмад Алехосейн, пишет: «Участники протеста уже не так сильно обеспокоены подтасовками на выборах или тем, что правительство Ахмадинежада нелегитимно. Они больше не думают, что при более честной избирательной политике реформы были бы возможны. Корень проблемы они видят в структуре власти, в самой противоречивой конституции, влиятельных антидемократических институтах и распространении военно-финансовой мафии, которая усилилась за счет так называемой приватизации государственного имущества. Однако у иранского демократического движения есть ряд существенных недостатков. В их числе - непоследовательность в действиях и отсутствие эффективного руководства… . С другой стороны, у режима, тоже мало вариантов. Пожалуй, наиболее разумное и единственно возможное решение состоит в том, чтобы последовать примеру Чавеса и работать с политическим кризисом и разногласиями, то есть провести референдум. Это не значит, что референдум должен заключаться либо в полном отторжении, либо в полном приятии режима. Людям можно предложить выбор между новыми президентскими выборами и реформой государства путем включением в него реформистских деятелей и их программ. Таким образом режим сможет превратить разногласия в сотрудничество, примирить оппонентов, предотвратить нарастание радикальных настроений и частично восстановить свою общественную автономию. Но это едва ли произойдет, если только близкие к руководству прагматики и умеренные консерваторы не займут более активную позицию».

Ахмад Алехосейн так охарактеризовал нынешнюю ситуацию в стране: «Сегодня, спустя почти шесть месяцев после выборов, и оппозиционное движение, и режим оказались на распутье... Конфликт, последовавший за выборами, породил хаотическую и запутанную ситуацию, в которой измена, разобщенность и неповиновение становятся нормой… Система потеряла равновесие и устойчивость». (Ahmad Alehossein, «Is Iran heading towards another revolution?» - http://rahetohid.wordpress.com/)

Возникает вопрос, почему режим не применяет более жесткие, тотально репрессивные, карательные меры, чтобы вернуть созданной им системе равновесие и устойчивость? И этому, как утверждают иранские диссиденты, есть объяснение.

Профессор права Лейденского университета Асфихин Эллиян, сбежавший в 1989 году из Ирана и попросивший политического убежища в Голландии, опубликовал статью в голландском журнале Elsevier. Он утверждает, что военнослужащие иранской армии выступили с открытым письмом к руководителям страны, в котором угрожают верхушке исламского режима мятежом, в случае если репрессии будут обращены против народа.

Письмо датировано 10 декабря. В нем говорится: «Мы воевали вместе с нашими братьями из Корпуса стражей исламской революции, защищая народ, страну и честь нации от иракской агрессии. Немыслимо, чтобы военнослужащие КСИР обратили оружие против собственного народа».

Письмо заканчивается предупреждением: «Армия является защитником нации, и мы никогда не пойдем на подавление собственного народа в угоду интересов политиканов. Мы должны оставаться верны нашим обязательствам о невмешательстве в политику. И мы не будем стоять в стороне, если наши сограждане станут жертвами тирании. Поэтому мы предупреждаем тех военнослужащих КСИР, что предали память наших шахидов, погибших в войне с Ираком, и кто решил атаковать наших граждан, их жизни, собственность и свободы, что им придется столкнуться с нашим жестким отпором».

Письмо было опубликовано на нескольких иранских оппозиционных сайтах: Iran Press News , Amir Kabir и Gooya.

Письмо подписано летчиками и наземным персоналом авиационной дивизии, дислоцированной в Хаванарузе; военнослужащими 31-й артиллерийской дивизии, дислоцированной в Исфахане; преподавателями и курсантами академии ВВС Шахид Сатари; офицерами штаба логистики и снабжения регулярной армии; профессорами и преподавателями Военного университета Имама Али; офицерами и персоналом Генерального штаба иранской армии.

Источники в Иране утверждают, что попытка сторонников аятоллы Хаменеи и президента Ахмадинежада арестовать оппозиционных офицеров приведет к немедленному бунту в казармах. (MIGnews, 13.12.2009).

Руководство Ирана упорно продолжает настаивать на внешних источниках осложнения внутриполитической обстановки в стране. Министр информации (разведки и контрразведки Ирана) Зейдар Мослехи заявил в декабре, что в ИРИ выявлены десятки зарубежных организаций, которые пытаются ввести страну в хаос. «В ходе значительных усилий министерства, были выявлены 80 зарубежных институтов, фондов и организаций, которые принимают активное участие в этом процессе», - подчеркнул г-н Мослехи.

Как отметил главный разведчик – контрразведчик Ирана, лидеры организаций пытаются тайно распространять идею о том, что выборы президента минувшим летом были сфальсифицированы, чем пытаются спровоцировать акты гражданского неповиновения. «На эти организации из бюджета США выделено 1,7 миллиарда долларов», - заявил г-н Мослехи.

Следует отметить, что тема влияния и роли иностранных государств и иностранцев в событиях последних месяцев была в декабре одной из главных в иранских СМИ и в целом в иранской пропаганде. Пожалуй, можно допустить, что противники нынешнего иранского режима за рубежом поддерживали оппозиционеров в Иране политически, идеологически и морально. Возможно, были даже какие-то финансовые вливания. Хотя движение, которое возглавляют Мусави, Кярруби, Хатами, Рафсанджани,– не последние бедняки в Иране – вполне способно действовать в режиме «ходкейфайи» - то есть в режиме самообеспечения. Но главное то, что любое оппозиционное движение в любой стране обречено, если не пользуется поддержкой значительной части населения. А в случае с ИРИ – это в диапазоне  30 - 40 %.

В свою очередь, власти, допустившие в стране ситуацию социального взрыва, действуют точно в рамках принятых для подобных случаев норм – обвиняют во всех своих ошибках, просчетах и неудачах зарубежную закулису, иностранных врагов и их агентуру внутри страны (то есть оппозиционеров – «предателей исламской родины»).

В целом допустимо констатировать, что в декабре внутриполитическая обстановка в Иране была сложная, характеризовалась двумя тенденциями: ростом протестного движения и ужесточением репрессий со стороны властей, но при этом она не была критической для режима. Декабрь создал в ИРИ основу для дальнейшего и не вполне предсказуемого развития именно этих двух тенденций.

В последнем месяце 2009 года пришла любопытная информация о том, что Захра Рахнавард – супруга лидера иранской оппозиции Мир Хосейна Мусави - заняла третье место в списке ста ведущих мыслителей мира по версии известного журнала Foreign Policy.

Первое место в списке занял председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, имя которого было отмечено за заслуги по «предотвращению краха американской экономики». Второе - президент Барак Обама «за переосмысление роли Америки на мировой арене».

Американский журнал назвал Захру Рахнавард «мозгом Зеленой революции в Иране» и предвыборной кампании ее мужа. Обладательница диплома доктора политологии 64-летняя женщина была советником Мохаммеда Хатами, который занимал президентский пост с 1997 по 2005 годы.

Г-жа Рахнавард является известным исследователем Корана и автором многочисленных книг по искусству и политике. Борец за права женщин, она долгое время выступает за расширение экономических прав и возможностей женщин в Иране.

2. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

После принятия 27 ноября 2009 года абсолютным большинством голосов, в том числе и Россией, резолюции Совета директоров МАГАТЭ, осуждающей ядерную политику руководства Ирана, в этой стране началась яростная антироссийская кампания. Тегеран обиделся на Москву за ее поддержку  резолюции МАГАТЭ. Масла в огонь подлил и президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад, заявивший в интервью иранскому телевидению, что Россия сделала ошибку, проголосовав за резолюцию  МАГАТЭ.

Однако Россия всегда проводила и сейчас проводит в отношении иранской ядерной проблемы взвешенную политику, базирующуюся на двух основных принципах: первое – Иран не должен иметь возможности создать ядерное оружие и обладать им; второе – Иран имеет все права осуществлять мирную ядерную программу. Что касается второго, - то Россия на практике помогает ИРИ делать это – скоро вступит в строй Бушерская АЭС. Москва готова и дальше развивать с Тегераном сотрудничество в сфере мирного атома. А вот по первому пункту у России, так же как и у большинства в мировом сообществе, много вопросов, на которые иранское руководство или не дает ответы или эти ответы больше похожи на вызов всему миру. Особенно это касается реакции Тегерана на справедливую и  довольно мягкую резолюцию МАГАТЭ.

В этой ситуации, которая все больше накалялась в декабре неадекватной реакцией Тегерана, России следует обижаться на Иран, а не наоборот. Именно Москва на протяжении долгих лет «ядерной истории ИРИ» поддерживала Тегеран, защищала его от вполне возможных самых жестких акций со стороны Запада, являясь, по сути, адвокатом Ирана. И вот – благодарность за поддержку – антироссийская кампания в стране. Более того, иранское  руководство поставило Москву, прямо скажем, в неловкое положение. Продолжать и дальше задабривать западных оппонентов Тегерана из-за его авантюристической политики у Москвы остается все меньше аргументов. Ведь, политико-дипломатический диалог с Ираном, на котором постоянно настаивает Россия, не приносил ощутимых результатов в течение всего 2009 года. Это чревато самыми серьезными не только для Ирана, но всего региона последствиями.

Однако явно вдохновленный своими результативными наступательными действиями и поощряемый политикой умиротворения, ведущейся уже несколько лет оппонентами ИРИ, президент Ахмадинежад сделал еще один «сильный ход». Он дал распоряжение оценить ущерб, который был нанесен его стране пребыванием воинских контингентов стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, а также потребовать от международных институтов компенсировать урон «для восстановления прав иранского народа».

В указующем документе, обосновывая свое решение, иранский президент пишет, что Вторая мировая война была развязана с целью нового раздела мира и установления дискриминационных порядков для принятия односторонних решений в отношении Ирана.

Логические построения президента ИРИ просто поразительны. По Ахмадинежаду выходит, что державы антигитлеровской коалиции, прежде всего, Советский Союз, Великобритания и США, а также десятки других государств и народов, подвергшихся нападению со стороны нацистской Германии, воевали с ней лишь для установления дискриминационных порядков против Ирана.

В письмах и заявлениях президента Ахмадинежада ни слова о том, что вынужденный ввод советских и британских войск в августе 1941 года спас Иран от немецко-фашистского порабощения, от превращения в сателлита нацистской Германии, от вытекающего из этого факта неминуемого разгрома пронацистского Ирана силами союзников, что привело бы к неисчислимым жертвам и разрушениям на иранской территории, к превращению Ирана в проигравшее войну государство. Ввод союзных войск и последующий за ним разрыв дипломатических отношений с Германией поставили Иран в ряды антифашистской коалиции и обеспечили ему как суверенитет и независимость, так и достойное место в послевоенном мире. Союзный договор между СССР, Великобританией и Ираном от 29 января 1942 г. и Декларация трех держав об Иране от 1 декабря 1943 г. торжественно подтвердили равноправные суверенные отношения государств с Ираном и участие его совместно с другими миролюбивыми нациями в установлении международного мира, безопасности и прогресса после войны.

Не сказал и не написал Ахмадинежад ни слова о том, что ввод советских войск был осуществлен абсолютно законно, на основе статей 5 и 6 Договора между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г .

Справка. Из договора между РСФСР и Персией. 26 февраля 1921 г.

Статья V

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны обязываются:

1) не допускать на своей территории образования или пребывания организаций или групп... или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Персии и России, а также против союзных с последней государств, равным образом допускать на своей территории вербовку или мобилизацию личного состава в ряды армии или вооруженных сил таковых организаций;

2) воспретить тем государствам или организациям... которые ставят своей борьбу с другой Высокой Договаривающейся Стороной, ввозить на территорию каждой из Высоких Договаривающихся Сторон или провозить через все, что может быть использовано против другой Высокой Договаривающейся Стороны;

3) не допускать всеми доступными им способами пребывания на их территории войск или вооруженных сил какого-либо третьего государства, пребывание которых создавало бы угрозу границам, интересам или безопасности другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Статья VI

Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Советской федеративной Социалистической Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское Правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии <...>

Ничего не было сказано президентом Ахмадинежадом и о главном. Еще в 1954 году 2 декабря в Тегеране было подписано советско-иранское соглашение «Об урегулировании пограничных и финансовых вопросов», на основе которого были урегулированы в том числе и взаимные финансовые претензии, связанные с периодом Второй мировой войны. Обмен ратификационными грамотами по этому Соглашению состоялся в Москве 20 мая 1955 года.

Какие еще претензии может предъявлять президент Ахмадинежад к стране спасший мир от фашистской угрозы и выполнившей все свои обязательства перед Ираном?

Конечно, г-н Ахмадинежад, как специалист по строительству дорог, не обязан знать тонкости мировой истории. Но как президент, он обязан разбираться хотя бы в истории своей страны.

Возникает вопрос зачем Ахмадинежаду именно сейчас потребовалось фальсифицировать историю Второй мировой войны? Ведь, г-н Ахмадинежад прекрасно понимает, что никто и никогда никаких компенсаций выплачивать не будет. Тогда зачем вся эта кампания?

Пожалуй, цель у нее одна - поднять вселенский шум и скандал, чтобы с их помощью увести мировое общественное мнение от обсуждения реальных, злободневных, важнейших проблем современного Ирана, которые не хочет решать руководство ИРИ и которые чрезвычайно портят ее международный имидж. То есть, президент Ахмадинежад в попытках дезориентировать международное сообщество, своей компенсационной кампанией запустил ложную цель для жарких дискуссий и обсуждений, чтобы направить удар критики на исторические (и поэтому безопасные для нынешнего режима) проблемы  многолетней давности.

Причин «исторической активности» Ахмадинежада несколько. Первая: своеобразный ответ на обоснованные обвинения со стороны международного сообщества в несоблюдении прав человека в ИРИ (Какие же вы обвинители, вы же оккупанты!, - как бы говорит Ахмадинежад).

Второе. Конечно, ядерная проблема. Загнав своей неконструктивной ядерной политикой свою страну в ситуацию, которая чревата, с одной стороны, новыми более жесткими санкциями, с другой – изоляцией, руководство ИРИ пытается хоть в истории найти виновников всего и всякого и переложить на них ответственность. Одновременно перевести стрелки на обсуждение не актуальнейшей иранской ядерной проблемы, а на дискуссии по почти 70-летним историческим событиям.

И третье. В Иране, как уже было отмечено выше, ширится протестное движение. Президент Ахмадинежад в попытках объединить народ вокруг себя выискивает врагов не только в сегодняшнем дне, но и в истории. Другими словами через требования компенсации компенсирует дефицит доверия к себе в стране и мире.

Таким образом, в российско-иранских отношениях складывается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны обозначается расширение и углубление связей. Так, на исходе года Москва и Тегеран подписали ряд документов: протокол, определяющий основные направления взаимодействия двух стран; соглашение о сотрудничестве между министерством нефти ИРИ и министерством энергетики РФ; два соглашения о сотрудничестве в области связи; соглашение о продвижении российской вертолетной техники в ИРИ. Кроме того, «Газпром» вскоре начинает работу в проекте газопровода Иран-Пакистан-Индия. Только что «Газпром» заключил с будущими партнерами меморандумы о намерениях по участию в его строительстве. С другой - сотрудничество Москвы с Тегераном вызывает недовольство оппозиционных режиму Ахмадинежада кругов.

То есть возникает, как ни парадоксально звучит, такая ситуация, когда ни иранские власти не удовлетворены политикой России, ни набирающая силу иранская оппозиция, правда, по диаметрально разным причинам. Так, власти -  по причине взвешенной и не до конца проиранской позиции РФ в отношении ядерной проблемы ИРИ и не желания вступать с Тегераном в союзнические отношения подобно Северной Корее, Сирии, Венесуэле, Боливии, ХАМАСу и «Хизбалле». Оппозиция – по причине поддержки Москвой, по ее мнению,  правительства Ахмадинежада в политической, военной и экономической сфере, что укрепляет, как считают противники режима, антинародный, репрессивный, тоталитарный режим.

Таким образом, декабрь показал, что на иранском политическом поле у России становится все меньше не только друзей, но и сторонников.

Безусловно, в конце года во внешнеполитической деятельности иранского руководства приоритетами были не только отношения с Россией. Осложнились ирано-иракские отношения. 18 декабря государственная иранская корпорация South Oil Co., при поддержке иранских солдат захватила буровую №4 на месторождении эль-Факка. Иракское правительство выступило с официальным протестом. Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари заявил: «У нас много проблем с иранцами, некоторые из них начались еще в 2003 году, некоторые - сразу после окончания ирано-иракской войны. У нас есть споры, касающиеся границ, источников воды, минных полей. Иранское дело - самое обширное в МИДе». После протестов иракской стороны иранцы через несколько дней оставили буровую. Однако проблема спорных территорий и границ осталась неурегулированной после окончания ирано-иракской войны. И в Тегеране и в Багдаде считают, что лучшим способом решить эти споры являются переговоры, возможно, в рамках специальной комиссии.

В декабре наблюдалась активность иранской дипломатии и в отношении других арабских стран. Председатель меджлиса ИРИ Али Лариджани побывал в Каире на конференции Исламского межпарламентского союза, а также провел переговоры с высокопоставленными египетскими чиновниками.

Справка. После исламской революции в 1979 году Иран, протестуя против подписания Египтом мирного договора с Израилем, прервал отношения с Египтом, до сих пор всесторонние дипломатические отношения между ними не восстановлены.

Вернувшись в Тегеран, г-н Лариджани сообщил, что Иран собирается улучшать отношения с Египтом, в частности, развивая сотрудничество в академической и экономической сфере. Ранее Али Лариджани говорил, что Израиль мешает установлению добрых отношений Тегерана с Каиром. Там же в столице Египта г-н Лариджани сделал заявление, что Иран продолжит поддержку ХАМАС и движения «Хизбалла», «поскольку они противоборствуют Израилю».

В русле углубления связей Ирана с ХАМАС проходил визит главы политического бюро этой организации Х.Машаля в ИРИ. В Тегеране он встретился с Верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи и президентом Махмудом Ахмадинежадом. Аятолла Хаменеи подтвердив, что правительство Ирана не изменит своим принципам и выраженной официальной точки зрения в отношении Палестины, сказал: «Оказание поддержки Ираном Палестине является его духовной обязанностью». В ответ  Машаль сказал, что «палестинцы никогда не преклонятся перед Израилем и продолжат борьбу до победного конца».

В свою очередь, министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в ходе своего декабрьского визита в Ливан провел встречу с генеральным секретарем движения «Хизбалла» шейхом Хасаном Насруллой и еще раз выразил поддержку его антиизраильской борьбе.

В начале декабря секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Саид Джалили посетил Дамаск, где провел переговоры с президентом Сирии Башаром Асадом. Стороны обсудили, главным образом, ядерную проблему Ирана, ситуацию на Ближнем Востоке и двусторонние отношения. Прошедшая встреча с арабским союзником достаточно важна для Ирана, в свете наметившейся тенденции на конфронтацию арабских стран с ИРИ. В последнее время это особенно становится очевидным в связи с разными подходами Ирана и арабских государств (прежде всего Саудовской Аравии) к ситуации в Йемене. Известно, что иранские власти оказывают помощь и поддержку шиитским повстанцам. Целям усиления своего влияния в регионе можно рассматривать и переговоры министра иностранных дел ИРИ Манучехра Моттаки с президентом, премьер-министром, спикером парламента и министром иностранных дел Ливана, а также с руководителями Судана.

Важными для Ирана были переговоры с премьер-министром курдской администрации Северного Ирака Бархамом Ахмадом Салехом, который совершил в декабре  визит в Тегеран по официальному приглашению руководства ИРИ. Г-н Салех провел обмен мнениями по поводу существующего положения в Ираке и в регионе с президентом Махмудом Ахмадинежадом, спикером меджлиса Али Лариджани, секретарем Высшего совета национальной безопасности Саидом Джалили, главой МИД Манучехром Моттаки и видным политическим деятелем Ирана Али Акбаром Хашими Рафсанджани. В частности на встрече с г-ном Салехом президент Ахмадинежад подчеркнул важность сотрудничества стран региона для развития народов региона и обеспечения их постоянной безопасности. По словам Ахмадинежада, «враги всегда желали создать нестабильность в регион, и своим единством народы региона могут нарушить их планы».

Но главное, что присутствует в «арабской политике» Тегерана – это стремление не допустить вполне вероятного альянса некоторых арабских государств (в первую очередь, Саудовской Аравии, других стран Персидского залива, Египта, Иордании) с Израилем на антииранской базе.

Недаром на всех встречах иранских представителей с арабскими коллегами звучал один мотив о необходимости координации действий в противостоянии «сионистскому режиму» и постоянно повторялась одна мысль «несмотря на разногласия между исламскими странами, следует помнить, что общим основным врагом является Израиль».

Ненавязчиво, с уклоном в антиамериканизм подобный подход акцентировался и в диалогах Тегерана со странами Латинской Америки. Президент ИРИ неоднократно подчеркивал, что иранское проникновение в Латинскую Америку влечет тяжелые последствия для США. А на встрече с главой МИД Бразилии Джелсо Аморимом в Исфахане г-н Ахмадинежад, оценив отношения Ирана с Бразилией, заметил, что это стратегические связи. Подобные связи ИРИ имеет в Латинской Америке также с Венесуэлой и Боливией.

Зоной интересов Ирана является не только Латинская Америка, но и Азия. Выступая в декабре по иранскому телевидению, президент Ахмадинежад, кроме всего прочего, отметил, что изменение отношений Ирана с Японией и Китаем повлечет за собой быстрые перемены и рост влияния азиатского региона. Сближению Тегерана и Токио был посвящен визит секретаря ВСНБ Ирана Саида Джалили в Японию. Следует отметить, что новое правительство этой страны выражает стремление к развитию отношений с Ираном. Так, министр иностранных дел Японии Окада Кацуя сказал, что ИРИ стала региональной сверхдержавой, и в силу своей внешнеполитической позиции имеет для Японии очень большое значение. Правящая в Японии Демократическая партия намерена также расширить свое сотрудничество с Ираном и в Афганистане.

Однако Тегеран (в отличие от Токио) раскритиковал новую стратегию президента США Барака Обамы в Афганистане. 3 декабря министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки заявил: «Мы считаем, что увеличение численности иностранных войск в Афганистане не приведет к урегулированию кризиса». По мнению ИРИ, это не решение афганской проблемы. Выступая  в индийской столице, глава иранского внешнеполитического ведомства, в частности, сказал, что проблему установления мира в Афганистане могут и должны решать только страны Азии без участия США.

В целом в декабре продолжалось политико-идеологическое и пропагандистское противостояние ИРИ и США. Так, председатель меджлиса Ирана Али Лариджани в декабре подверг критике Соединенные Штаты Америки за их «неудачно выбранную» стратегию в отношении Тегерана. «Похоже, что у американцев есть внутренние проблемы, связанные с их стратегией в отношении Ирана. Они не смогли выработать единую и разумную стратегию по этому вопросу», - сказал Лариджани в Каире, куда он приехал для участия в заседании Парламентского союза государств-членов Организации Исламская конференция. Лариджани сказал, что американские власти направили администрации Ирана письмо, призвав к прямым переговорам. Но, добавил он, Вашингтон в то же время предпринимает меры, направленные против Ирана и идущие вразрез с предложением о переговорах. В этой связи г-н Лариджани также отметил, что заявление высокопоставленного военного представителя Пентагона (председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирала Майка Маллена), который сказал, что Вашингтон должен быть готов к проведению военной операции против Ирана, свидетельствует о том, что в американской политике по отношению к Ирану перемен нет. В целом в декабре на различных уровнях руководства ИРИ продолжалась мощная антиамериканская пропаганда.

Однако все же главный пропагандистский удар в декабре был нанесен по Великобритании, обвиненной иранским руководством к подстрекательству к антиправительственным выступлениям и вмешательству во внутренние дела ИРИ. Дипломатические отношения Тегерана с Лондоном в декабре висели на волоске.

От Тегерана досталось и Швейцарии. Иранское руководство резко отреагировало на результаты референдума, который по итогам запретил строительство минаретов в стране.

Таким образом, можно констатировать, что в декабре внешняя политика ИРИ была наступательной, многовекторной и по многим направлениям добилась серьезных успехов.

     3. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА

К концу года из-за неконструктивной политики Тегерана по решению  ядерной проблемы ситуация вокруг Ирана осложнилась. В США заявляют, что нынешний декабрь может стать последним сроком для Ирана перед введением новых санкций со стороны международного сообщества. Это произойдет, если Иран не примет условия постоянных членов Совета Безопасности ООН - России, США, Великобритании, Франции, Китая - и Германии - «шестерки», ведущей уже несколько лет изнурительные переговоры с Тегераном по поиску путей выхода из иранского ядерного тупика, куда загнал переговорщиков Тегеран.

Первым пунктом повестки дня в декабре был вопрос о предоставлении ядерного топлива для Тегеранского научно-исследовательского реактора.

Справка. Реактор лаборатории «Тегеран» был построен 40 лет назад США, и его основной функцией является исследовательские работы и производство лекарственных препаратов. В последний раз Иран обеспечил этот реактор топливом, купив в 1993 году у Аргентины 30 кг 19,75-процентного урана.

22 декабря иранская сторона отклонила предложения «шестерки» и МАГАТЭ по дообогащению иранского ядерного топлива за пределами страны. Озабоченные ответом из Тегерана, главы МИД стран «шестерки» провели телефонные конференции по этому вопросу.

В свою очередь Иран предложил поэтапный обмен своего низкообогащенного урана на ядерное топливо для тегеранского реактора, причем только на территории ИРИ. Более того, Тегеран дал «шестерке» переговорщиков срок до начала февраля 2010 года ответить на эти предложения. Как заявил глава МИД ИРИ г-н Моттаки, «это мы дали США отсрочку, назначили противоположной стороне время, и они информированы об этом». По словам Моттаки, в случае принятия противоположной стороной  решения об обеспечении топливом тегеранского реактора, Иран будет приветствовать это.

Однако, как пригрозил президент  Ахмадинежад, если иранские предложения приняты не будут, Иран сам будет производить обогащенный до 20% уран. Иранский президент заявил при этом, что Иран никогда не подчинится угрозам и оккупационной политике США, и продолжит процесс обогащения урана, так как страна располагает всеми необходимыми для этого возможностями.

Напомним, что в соответствии с резолюцией 1737 СБ ООН, Иран должен приостановить всю деятельность, связанную с обогащением. Это требование подтверждается как в последующих резолюциях СБ ООН, так и в принятой резолюции Совета управляющих МАГАТЭ.

Другим волнующим международное сообщество вопросом стал план иранского руководства создать еще 10-20 заводов по обогащению урана. Однако не совсем ясно, где будет брать Иран урановую руду для обогащения на двух десятках обогатительных заводах? Ведь, согласно информации о возможностях иранских уранодобывающих предприятий, содержащейся в докладах гендиректора МАГАТЭ за прошлые годы, разведанные запасы урана в Иране невелики. Объемы добычи урана в Иране составляют около 20 тонн в год, что недостаточно для обеспечения деятельности одного большого реактора. Для сравнения: Казахстан находится в тройке ведущих мировых производителей урана, добыв за 2008 год более 8,5 тысяч тонн.

По всей вероятности, именно из-за информации о дефиците урановой руды в Иране при все возрастающих амбициях по обогащению, появились слухи о тайном ирано-казахстанском соглашении о поставках в ИРИ казахстанского уранового концентрата. Эти слухи были опровергнуты казахстанской стороной. Официальный представитель казахстанского МИД Ержан Ашикбаев заявил: «Казахстан, безусловно, соблюдает все требования МАГАТЭ, и, таким образом, ни о какой продаже (урана) вне режима МАГАТЭ не может быть и речи».

Несмотря на требования Совета управляющих МАГАТЭ о немедленном отказе от эксплуатации второго завода по обогащению урана, в декабре иранской стороной было заявлено, что Тегеран не прекратит строительство своего ядерного объекта по обогащению урана «Фордоу» - первого предприятия из планируемой серии. Глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи заявил: «Резолюция Совета управляющих МАГАТЭ в отношении Ирана неэффективна». Более того, г-н Салехи добавил, что в  настоящий момент Иран производит новое поколение центрифуг IR4 и IR3. «Мы надеемся, что до конца следующего года, что мы решим существующие проблемы в производстве и сможем запустить новое поколение центрифуг», - сказал Салехи. Он сказал, что на ядерных объектах Ирана функционируют больше шести тысяч центрифуг.

Справка. По данным МАГАТЭ, из задействованных в ноябре 2009 года в процессе обогащения урана в Натанзе 3936 центрифуг только 13 из них были типов IR2, IR3, IR4. Остальные - устаревшие агрегаты – Р-1.Кроме того, в Натанзе  установлены еще 4756 центрифуг, которые по различным причинам не функционируют.

Раздраженные принятой резолюцией Совета управляющих МАГАТЭ по ИРИ, иранские власти объявили, что не намерены информировать Агентство  о своей ядерной программе больше, чем это необходимо в рамках международного соглашения о нераспространении ядерного оружия. Как сообщают иранские СМИ со ссылкой на представителей официальных властей, ограниченное сотрудничество с МАГАТЭ будет распространяться только на проекты по строительству десяти новых заводов по обогащению урана. При этом иранские власти намерены информировать МАГАТЭ только о готовности таких объектов, а не о планировании их строительства, как того требует Агентство.

Справка. – В соответствии с применяемым Ираном первоначальным вариантом документа, устанавливающего порядок уведомления МАГАТЭ государствами о новых ядерных объектах, он обязан информировать агентство за 180 дней до начала их работы с ядерным материалом. Новый, более поздний вариант этого же документа, требует информировать МАГАТЭ  сразу после принятия решения о создании ядерного объекта, еще до начала строительных работ.

Таким образом, в декабре Иран продолжил свою конфронтационную политику в сфере разрешения ядерной проблемы. Это в значительной степени ужесточило позицию западных государств и озадачило Россию и Китай.

Американские парламентарии из Палаты представителей Конгресса США одобрили законопроект, ужесточающий односторонние санкции против Ирана. Цель документа - усилить давление на Тегеран и заставить его выполнить требования международного сообщества. Санкции вступят в силу после одобрения Сенатом.

Позиция России, характеризуемая осторожностью и взвешенностью, возможно, постепенно под влиянием непродуктивной политики ИРИ (в том числе и в отношении РФ) претерпевает некоторые изменения. Призывы российских политиков и дипломатов к Ирану, побуждение его лидеров к реализму и конструктивному подходу в разрешении «иранской ядерной проблемы» не находят понимания в Тегеране.

Можно предполагать, что в случае продолжения откровенной конфронтационной политики Тегерана, Кремль не исключает возможности присоединения к санкциям в отношении Ирана, если Тегеран не сможет достичь соглашения с МАГАТЭ и снять озабоченности мирового сообщество относительно свое ядерной программы. Нет сомнений, что своей «ядерной политикой» Иран в последнее время все больше разочаровывает Россию и ставит ее в очень сложное положение в стремлении найти выход из создавшейся ситуации без различных силовых решений.

4. САНКЦИИ ПРОТИВ ИРАНА

Декабрьское поведение Ирана в ядерной сфере заставило Вашингтон поспешить с организацией и подготовкой новой серии санкций против ИРИ. К концу прошедшего года США обратились к своим международным партнерам в попытке найти поддержку в этом вопросе. Американцы планировали, заручившись пониманием России и Китая, в январе добиться рассмотрения новых санкций, направленных против ИРИ. Для убеждения своих партнеров в необходимости санкционных мер официальные лица из Вашингтона на всех международных встречах с членами «шестерки» поднимали проблему антииранских санкций и доказывали их своевременность.

Начальник национального штаба Совета национальной безопасности США Дэнис Макдоноу отметил, что администрация президента США Барака Обамы заново пересмотрит свои взгляды на действия Тегерана в новом году. Он уточнил, что Вашингтон будет отслеживать мнения своих сторонников и противников относительно «следующих шагов в этом направлении».

Советник президента США по национальной безопасности генерал Джеймс Джонс в этой связи отметил: «окно для Ирана закрывается». Генерал заявил: «Я думаю, что нужно переходить к дальнейшим шагам, мы проводили консультации с множеством стран, существует единство по данному вопросу, и это важный этап, который не будет легко пройден». По его словам, у иранцев было время, чтобы решить, какими они покажут себя миру. «Они хотят иметь более конструктивные, мирные взаимоотношения или это будет путь соперничества и конфронтации», - отметил Джонс.

Его заявление по Ирану прозвучало на следующий день после того, как Великобритания, Франция и Германия также не исключили введения дополнительных санкций в отношении ИРИ. «В случае отказа /Тегерана/ от диалога и транспарентности... мы должны предпринять все необходимые меры, что означает движение к новой резолюции /СБ ООН/, включающей в себя санкции», - сказал постпред Франции при ООН Жерар Аро. «Больше нет причин ждать», - добавил он. Аналогичную точку зрения высказал постоянный представитель Великобритании при ООН Марк Лайалл Грант. Он заявил, что Совбез ООН может ввести новые санкции против Ирана уже к концу февраля 2010 года, если Тегеран не примет предложение «шестерки» по его ядерной программе.

Администрация президента США Барака Обамы намерена сделать все возможное, чтобы существенно расширить международные санкции в отношении Ирана в рамках будущих резолюций Совбеза ООН. Имеющийся у США план предусматривает введение жестких мер в отношении некоторых иранских фирм. Это касается в особенности телекоммуникационных компаний, а также финансов и энергетики.

Кроме того, Вашингтон уже предпринимает меры по введению новой порции единоличных санкций против ИРИ. Как уже было отмечено, 16 декабря Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, ужесточающий односторонние санкции против Ирана. Документ наделяет президента США полномочиями, которые дают ему право вводить санкции против компаний и физических лиц, которые инвестируют в энергетический сектор Ирана более 20 млн долларов или экспортируют в эту страну бензин, а также другие продукты нефтепереработки.

Эта мера, предполагает запрет на ведение бизнеса в Соединенных Штатах всем иностранным компаниям, поставляющим нефтепродукты в Иран. Она расширяет действие принятого еще в 1996 году закона, согласно которому будет наказана любая фирма, инвестирующая в энергетический сектор Ирана более 20 млн долларов. Сейчас на такие фирмы распространяются запреты на межбанковскую деятельность, на кредиты в более 10 млн долларов у американских банков, на получение инвестиций от американских компаний и на покупку долговых обязательств американского правительства. У «нарушителей» также аннулируются лицензии на экспорт оборудования в США.

Примечательный факт. В декабре швейцарская банковская группа Credit Suisse согласилась выплатить американским властям штраф в размере 536 миллионов долларов за нарушение санкций США против Ирана. Руководство Credit Suisse признало факт сокрытия информации об иранских клиентах банка, что помогало им избегать возможных санкций со стороны американских властей.

По данным следствия было установлено, что период с 2002 года по 2005 год число сделок швейцарского банка с иранскими партнерами возросло в 4 раза - с 50 до 200 тысяч. По мнению ряда европейских аналитиков сделки, проведенные по швейцарской банковской системе практически непрозрачны, и поэтому, деньги, переводимые при их посредстве, могут идти на любые цели, вплоть до закупок оружия.

В документе, составленном по результатам расследования, отмечается, что значительное увеличение числа иранских клиентов произошло после того, как британская банковская группа Lloyds, свернула проведение операций такого рода под давлением Белого дома в 2003 году. То есть санкции так или иначе, но действуют.

Однако, по другим источникам (Reuters), официальные лица США, помощники конгрессменов и дипломаты заявляют, что администрация становится все более прохладной по отношению к возможному применению широких санкций в отношении нефтяного и финансового секторов иранской экономики. Такие шаги могут привести к нежелательным последствиям, вроде подрыва общественной поддержки протестных движений. «Экономические санкции против Ирана только подольют масла в огонь в стране по поводу Запада», - заявил агентству Reuters один из американских дипломатов. Акцент в предполагаемых санкциях планируется сделать на адресные санкции против лидеров Ирана, включающие расширение ограничений на поездки и другие мер, направленные против частных лиц и учреждений, имеющих тесные связи с руководством ИРИ и Корпусом стражей исламской революции (КСИР).

Некоторые европейские политики, признавая, что время для иранского ответа на предложения «шестерки» почти истекло, все же призывают европейские страны проявить осторожность и тщательно взвесить вопрос о применении санкций против Тегерана. Так, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил 10 декабря, выступая на заседании Европейского парламента, что возможное соглашение с ИРИ еще не сорвалось окончательно. При этом министр подчеркнул, что о санкциях легко говорить, но следует хорошо подумать прежде, чем применять, чтобы «не выстрелить себе в ногу». По его словам, если санкции окажутся безрезультатными, то урегулирование кризиса вокруг ядерной программы Тегерана зайдет в тупик.

Глава МИД Швеции предложил обсудить, будут ли санкции эффективными, можно ли их применить, и какое воздействие окажут санкции на решение проблемы.

Еще более жестко отзывается о возможных новых санкциях Саймон Дженкинс из британской The Guardian (01.12.2009). Он пишет, что иранское правительство, возможно, хотело бы расширить свою ядерную мощь. Однако Дженкинс отмечает, что Договор о нераспространении ядерного оружия не разоружил Индию, Пакистан и Израиль, и многие иранцы не понимают, чем они хуже. И тогда, пишет Саймон Дженкинс, - Запад лениво тянется за своей любимой плеткой - ужесточением экономических санкций. Два десятилетия санкций не поставили Саддама Хусейна на колени. Они разрушили иракский средний класс, обратили оппозицию в бегство и укрепили осадную экономику. То же самое случилось и с «Талибаном» в Афганистане. Идея о том, что санкции заставят Иран отказаться от своих ядерных проектов в Натанзе, смехотворна. «Санкции - это дипломатия идиотов», - утверждает Саймон Дженкинс. Эти люди не могут признать, что иногда лучше ничего не делать, чем делать то, что может лишь ухудшить ситуацию. «Лишь Москва и Пекин выступают против, утверждая, что от санкций больше вреда, чем пользы», - подчеркивает он.

В России также обсуждают плюсы и минусы возможного введения против ИРИ новых финансово-экономических санкций. Так, по мнению политолога Дмитрия Евстафьева, даже односторонние американские санкции против какой-либо страны являются достаточно действенными. «Американцы имеют возможность надавить практически на любое государство, поскольку они контролируют финансовые потоки и все их боятся», - говорит эксперт. В случае Ирана, по словам эксперта, США хотят с помощью санкций подтолкнуть часть иранской элиты, ориентированной на противника Ахмадинежада - Мусави, к активным действиям против существующего в стране режима. Дело в том, что именно эта часть элиты в последнее время достаточно активно выходила на мировые рынки, указывает г-н Евстафьев. В то же время политолог отмечает, что санкции действенны лишь в кратко- и среднесрочной перспективе. «В долгосрочном периоде любое государство, являющееся объектом санкций, адаптируется к ним и находит альтернативные пути деятельности, например, через посредников», - говорит Дмитрий Евстафьев. Таким образом, если санкции достаточно быстро не приводят к достижению значимого политического результата, то впоследствии их эффект вовсе сходит на нет.

В свою очередь, руководитель Центра военно-политического прогнозирования Анатолий Цыганок полагает, что вряд ли какие-либо санкции смогут в действительности повлиять на политику Ирана. Аналогичного мнения придерживается и Евгений Минченко, гендиректор Международного института политической экспертизы. «Какие бы санкции по отношению к Ирану не применялись, иранцы все равно будут целенаправленно продолжать свою ядерную программу, - говорит эксперт. - Иран считает, что это единственная для него гарантия выживания в сложном окружении».

Факт строительства в Иране второго объекта по обогащению урана в районе города Кум, по словам г-на Минченко, вызывает у мирового сообщества сомнения в мирной направленности ядерной программы республики. Кроме того, в Пентагоне обеспокоены недавними испытаниями в Иране новой ракеты средней дальности «Седжиль-2», способной поражать цели на территории Израиля, а также других стран на Ближнем Востоке. Анатолий Цыганок не исключает, что, в конце концов, иранский конфликт может перейти в военную плоскость. Только вот такой поворот событий, по крайней мере, для США , стал бы опрометчивым шагом, по крайней мере до тех пор, пока они не выведут войска из Ирака и Афганистана, заключает эксперт. (ФИНАМ.ру, 17.12.2009; http://www.finam.ru/analysis/forecasts00FC6/default.asp)

22 декабря поступила информация, что администрация США отменила часть санкций в отношении Ирана с тем, чтобы дать гражданам этой страны возможность обходить цензуру властей. Соответствующее распоряжение, приостанавливающее действие отдельных карательных мер, было отдано президентом Бараком Обамой. Это коснулось таких компаний как Microsoft и Google, которые снабжали иранцев необходимыми средствами связи для преодоления цензурных барьеров, прежде всего в Интернете. Отмена некоторых санкций позволит иранцам бесплатно «скачивать» определенное программное обеспечение, которое считается продуктом двойного назначения и которое является важным для обмена личными посланиями и информацией через Интернет. По замыслу американцев, это даст возможность иранцам пользоваться такими популярными в мире социальными сетями как Facebook и Twitter, поможет им распространять информацию, обходя цензуру властей. В этом случае, - считают в Вашингтоне, - санкции мешают развитию ситуации в стране в правильном направлении.

Дискуссии вокруг санкций вызывали в декабре (как и всегда ранее) резкую реакцию руководства ИРИ.

Президент  ИРИ Ахмадинежад заявил в декабре, что международные санкции против его страны не принесут никаких результатов. «Они /западные страны/ нуждаются в нас больше, чем мы в них, - сказал президент Ирана. - Это психологическая война – изолировать Иран невозможно», - уверен Ахмадинежад.

Духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи поддержал своего подчиненного. Он заявил, что Западу не удастся изолировать Иран, используя вопрос об иранской ядерной программе. Аятолла Хаменеи подвергнув критике США и Великобританию, подчеркнул, что «западные лидеры, некоторые из которых находятся под влиянием сионистов, попросту лгут» по поводу иранской ядерной программы. Верховный лидер считает США и Великобританию главными врагами Тегерана. «Американцы стоят во главе списка врагов, а британцы - самые ужасные из них», - сказал Хаменеи в эфире государственного иранского телевидения. «Американцы, сионисты и другие деспотичные власти пытались изолировать Иран на протяжении последних 30 лет, но им не удалось. И с Божьей помощью им не удастся и в будущем», - подчеркнул аятолла Хаменеи.

Не боится возможных санкций и иранский бизнес. Один из руководителей иранского нефтяного сектора, вице-президент по инвестиционным вопросам государственной компании National Iranian Oil Company (NIOC) ходжатолла Ганимифард выразил уверенность в том, что намерение американских конгрессменов принять закон о санкциях против компаний, поставляющих топливо в Иран, не вызовет никаких проблем в стране, потому что с Тегераном сотрудничают многие поставщики.

Некоторые западные компании, такие как British Petroleum и индийская нефтеперерабатывающая компания Reliance уже стали более осторожными в деловых отношениях с Ираном. Тем не менее, Иран сохранил значительный объем поставок топлива из-за рубежа за счет сотрудничества с европейскими трейдерами Trafigura и Vitol, кувейтской International Petroleum Group и малазийской Petronas.

Некоторые эксперты по энергетике говорят, что введение топливных санкций в отношении Ирана может лишь повысить стоимость поставок. Однако импорт бензина в Иран при этом не прекратится. (www.k2kapital.com; 16.12.2009)

Справка. Иран считается пятым крупнейшим мировым экспортером нефти, однако при этом в стране нет достаточного количества перерабатывающих мощностей для удовлетворения собственных потребностей в топливе. Поэтому Иран вынужден импортировать до 40% от общего внутреннего рынка бензина.

Но, несмотря на неэффективность, по мнению иранских властей, антииранских санкций, Иран отреагирует на их введение.

Пресс-секретарь комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Ирана Казим Джалили заявил, что, если СБ ООН примет против Ирана новую резолюцию, официальный Тегеран снизит уровень сотрудничества с МАГАТЭ. «В случае, когда решения принимаются не на основе докладов МАГАТЭ и взгляд «больших стран» на ядерные проблемы Ирана является не правовым, а политизированным, в такой ситуации у Ирана нет причин продолжать следовать всем правилам. И после запретов в отношении каких-либо прав в связи со своей ядерной программой, Иран сократит сотрудничество с МАГАТЭ», - заявил Джалили.

Последний месяц 2009 года стал месяцем дискуссий и обсуждений возможных действий всех участвующих в диалоге «Международное сообщество – Иран», в том числе и по финансово-экономическим санкциям против Тегерана.

5. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В текущем иранском 1388 году (20.03.2009 – 21.03.2010) наблюдается значительный (13 %) рост оборонного бюджета по сравнению с прошлым 1387 годом. В этом году оборонный бюджет Ирана составил около 15 млрд долл. США.

Сравнительная таблица финансирования силовых ведомств Ирана в 1385,1386,1387 и 1388 годах

Силовые ведомства

Расходы по годам (в тыс. долларов США)

1385

(2006-2007)

1386

(2007-2008)

1387

(2008-2009)

1388

(2009-2010)

Министерство информации (разведки и контрразведки)

336531

402134

468000

520489

Министерство внутренних дел

315635

391766

263000

444427

Силы охраны правопорядка

1401732

1520860

1750000

2072486

Министерство обороны и поддержки вооруженных сил

2924144

3338392

3930000

4628532

Армия

1413003

1499056

1780000

1962152

КСИР

2258604

2816025

4900000

5159323

ГШ ВС ИРИ

31562

37472

53000

72101

ВСЕГО

8681211

10005705

12360784

14859510

(С.М. Задонский, «Характеристика бюджета военной организации Исламской Республики Иран»; http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/27-11-09a.htm)

В конце 2009 года иранская дипломатия предпринимала массу усилий по обеспечению гарантий безопасности ИРИ путем углубления связей в области обороны.

В середине декабря Иран и Сирия подписали договор об иранско-сирийском сотрудничестве по вопросам, касающимся обороны двух стран. Согласно этому документу, страны будут делиться друг с другом военным опытом и проводить систематические консультации по вопросам обороны. Министр обороны Ирана Ахмед Вахиди и его сирийский коллега Али Мохаммед Хабиб подчеркнули необходимость укрепления своих военных связей.

В эти же дни глава МИД Ирана Манучехр Моттаки призвал Ирак принять участие в мероприятиях по обеспечению региональной безопасности. Иранский министр заявил, что Иран, наряду с Ираком и другими государствами Персидского залива, может обеспечить региональную безопасность. Однако г-н Моттаки добавил, что некоторые страны, которые поощряют терроризм и тем самым подрывают безопасность и стабильность в Ираке, фактически помогают врагу. Под «некоторыми странами», по всей вероятности, министр имел в виду своих арабских соседей, в первую очередь Саудовскую Аравию.

В конце ушедшего года в Баку министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафир Абыев и посол Ирана в Азербайджане Мухаммед Багир Бехрами обсудили перспективы военного сотрудничества между двумя государствами.

Примечательно, что в начале декабря в рамках заседания Совета министров иностранных дел стран-участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), глава израильского МИД Авигдор Либерман на встрече с главой МИД Азербайджана, представив коллеге израильскую позицию и некоторые планы по иранской проблематике, а также уточнив позицию Баку в случае применения силы против ИРИ, попросил поддержи Азербайджана в случае возникновения вооруженного конфликта с Ираном.

В свою очередь поддержку Ирану выразил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган . Он заявил, что не допустит использования турецкого воздушного пространства израильскими военными самолетами в случае нападения на Иран. Г-н Эрдоган сказал, что ответ Анкары на попытку израильских ВВС воспользоваться воздушным пространством Турции будет подобен «землетрясению». «Если израильские самолеты нарушат турецкий суверенитет, мы отреагируем всей имеющейся у нас мощью», - заявил Эрдоган.

Но и без турецкого премьер-министра перспективы победы Израиля в гипотетической войне с Ираном весьма туманны. Институт национальной безопасности в Тель-Авиве в ноябре спроектировал и разыграл секретный сценарий возможных военных действий против ядерных объектов Ирана и реакции на них со стороны международного сообщества. Высококвалифицированные израильские специалисты и эксперты пришли к неутешительному итогу: «в случае войны Иран однозначно одержал бы победу».

Израильские аналитики считают, что Израиль упустил возможность уничтожить иранский ядерный проект «еще в самом его зародыше», несколько лет назад, когда цена ликвидации могла бы быть значительно менее высокой и опасной, чем сейчас.

В данный момент, несмотря на обоюдные ирано-израильские угрозы и активную подготовку к войне, политологи в разных странах мира считают, что вероятность израильской военной операции против Ирана - невысока.

Но, если это произойдет, то, как заявляет лидер движения Халед Машаль, палестинское движение ХАМАС объединится с Ираном. При этом все исламистские группировки сформируют с Ираном единый фронт против Израиля.

Для подготовки к возможным экстремальным развитиям ситуации по линии Иран – Израиль Тегеран предпринимает активные меры по укреплению своего потенциала и не только чисто военного, но и морально-психологического.

Важным пропагандистским шагом стало заявление о новом спутнике. По сообщениям иранских СМИ, Иран разработал космический спутник нового поколения. Он получил название «Толу» («Восход»). Об этом сообщил в министр обороны ИРИ Ахмад Вахиди. По его словам, новый космический аппарат будет представлен широкой общественности во время празднования 31-й годовщины исламской революции в Иране (в феврале 2010 года).

Напомним, что в феврале 2009 года в ходе юбилейных торжеств по случаю 30-летия исламской революции Иран осуществил успешный запуск в космос первого спутника собственного производства. Ракета-носитель «Сафир» («Посланник») вывела на орбиту спутник «Омид» («Надежда»).

7 декабря пришло сообщение, что Иран вынужден отложить испытательный пуск новой баллистической ракеты средней дальности из-за задержки в поставке электронных компонентов из КНДР. По этой причине между двумя странами возникли разногласия. Пхеньян утверждал, что новое электронное оборудование было в контейнерах, которые в июле арестовали Объединенные Арабские Эмираты на австралийском судне. В Тегеране выразили подозрения, что это не соответствует действительности и посчитали, что Пхеньян хочет сначала сам осуществить тестовый пуск. В то же время в Тегеране не исключили возможность, что Северная Корея просто продала в свое время Ирану ракеты, которые нельзя использовать. Эксперты считают, что после введения санкций Совбеза ООН Пхеньян столкнулся со сложностями в производстве комплектующих для ракет. В то же время они уверены, что есть признаки того, что заставляя Иран отложить пуск, КНДР пыталась закрепить над ним свое превосходство в области разработки ракетных технологий.

Упомянутый груз с электронным оборудованием должен был быть экспортирован в Иран в соответствии с соглашением, подписанным между странами в конце 2008 года. По данным неназванного западного дипломата, речь шла о запчастях к ракете класса «земля-земля» с дальностью полета от 2,5 до 3,5 тысяч километров - в зависимости от веса боевой части.

Как известно, в 2005 году КНДР предоставил Ирану в разобранном виде 19 ракет, которые западные спецслужбы называют «BM-25» или «Мусудан». Она представляет собой модернизированную ракету советского производства ССН-6, которая использовалась на подводных лодках.

Однако не прошло и десяти дней с момента инцидента, как мировые информационные агентства сообщили, что Иран провел испытания твердотопливной двухступенчатой ракеты средней дальности «Саджиль-2». Запуск, который был произведен 16 декабря, транслировало государственное телевидение страны. Радиус действия баллистической ракеты класса «земля-земля» составляет около двух тысяч километров. Таким образом, она может достичь территории Израиля и юго-востока Европы.

В отличие от жидкотопливных предшественниц, ракета «Саджиль-2» оснащена двигателем, работающим на твердом топливе. Благодаря этому устройство превосходит предшественников в точности наведения и дальности действия. Развитие ракетной программы вызывает серьезные опасения у мирового сообщества. Как заявил премьер-министр Великобритании Гордон Браун, прокомментировавший запуск «Саджиль-2», Иран столкнется с ужесточением международных санкций.

Однако заместитель главнокомандующего Корпусом стражей исламской революции Ирана Хасан Салами заявил: «Предназначение ракетной мощи Ирана заключается лишь в обороне страны». При этом он добавил, что Иран довел количество ракет до необходимого. Все это делается для усиления защиты страны от внешних угроз.

Замглавкома КСИР отметил, что ракетная система Ирана создана полностью за счет внутренних ресурсов.

Справка. В настоящее время Иран располагает ракетами малой дальности «Тондар», «Фатех-110», «Зальзаль», ракетами средней дальности «Шахаб-1» и «Шахаб-2», а также самыми мощными на сегодняшний день иранскими баллистическими ракетами «Шахаб-3» и «Саджиль». Радиус действия последних превышает 2 тыс. км, и в зоне их досягаемости находятся американские военные базы в регионе, а также вся территория Израиля.

В декабре продолжала оставаться актуальной тема поставок Россией Ирану ЗРК С-300. Информация поступала противоречивая. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил в этой связи, что подходы России по ядерной проблеме Ирана и возможности поставок Тегерану ракетных комплексов С-300 не изменились. Заместитель министра иностранных дел Алексей Бородавкин подчеркнул, что Россия не видит принципиальных оснований для того, чтобы отменять контракт по поставке вооружения Ирану. «Поставки этого вида вооружения не подпадают ни под какие регламенты и ограничения в рамках международно-правовых инструментов, которые приняты в ООН и на двусторонней основе, которые регулируют торговлю оружием. Поэтому мы принципиальных оснований для того, чтобы менять соответствующий контракт, не видим», - пояснил дипломат. По его словам, вопрос сейчас находится на рассмотрении и в ближайшем будущем будет решен.

У наблюдателей не вызывает сомнений тот факт, что С-300 – это козырная карта в руках Москвы в большой игре вокруг ныне центральной мировой проблемы – ядерной проблемы Ирана.

Справка. Универсальная зенитная ракетная система С-300 (SA-10, Grumble) дальнего действия, обеспечивает поражение всех типов современных летательных аппаратов, в т.ч. самолетов, БЛА, баллистических и крылатых ракет.

После первой войны (1991 г.) в Персидском заливе было проведено несколько стрельб ЗРК С-300ПМУ по мишеням-аналогам баллистических ракет типа «Ланс». Все цели были поражены. В 1993 г., при проведении показательных стрельб на международной выставке современных вооружений в Абу-Даби, системой С-ЗООПМУ1 была сбита учебная цель. Успешными были показательные стрельбы С-300ПМУ1 в августе 1995 г. на полигоне Капустин Яр для представителей военных делегаций. При этом мишени Ла-17М, баллистическая ракета 8К14 (5С1Ю), стартовавшая с дальности 70 км от ЗРК, и ракета-мишень «Кабан» на базе метеоракеты МР-10, имитирующая малоразмерную БР были уничтожены со 100% результативностью. Стрельбы по наземным целям подтвердили, что каждая ракета, оснащенная БЧ с 36000 «готовых» осколков может поражать незащищенную живую силу и небронированные цели противника на площади более 120000 кв. м.

В настоящее время различные модификации ЗРС С-300, кроме Российской армии, имеются на Украине, в Республике Беларусь, Казахстане, Словакии, Болгарии, Греции (на о. Крит), Китае, планируется поставка во Вьетнам. Для детального изучения этой системы ее отдельные компоненты в 90 гг. были приобретены США.

Главные противники Ирана также не прекращают наращивать военно-технический потенциал. К середине 2010 года Пентагон получит 15-тонную бомбу для бомбардировщика-невидимки Б-2. Эта супер-бомба  предназначена для разрушения подземных бункеров под толщей 5–ти метрового железобетона. Это будет самая большая неядерная бомба в арсенале США, вес ее боевой части составляет 2,5 тонн. Бомба в 10 раз мощнее той, которую она должна заменить. Представители Пентагона признают, что новая бомба предназначена для уничтожения таких укрепленных объектов как те, которые Иран использует для своих ядерных программ, но они отрицают, что бомба предназначена для разрушения конкретной цели. Глава Пентагона Роберт Гейтс и командующий ОКНШ адмирал Муллен неоднократно подчеркивали, что не хотели бы прибегать к военной опции для разрешения иранского кризиса.

Не дремлет и Израиль. По данным различных СМИ, израильские «беспилотные» катера Protector производства концерна «Рафаэль» действуют в Персидском заливе, наблюдая за побережьем Ирана. Катера оснащены самыми современными системами наблюдения и прослушивания, а также несут на себе пулеметное вооружение. Следует отметить, что катера не могут своим ходом добраться до Персидского залива от израильских территориальных вод. Чтобы действовать в иранских водах, Protector нужна база в виде надводного корабля или подводной лодки, или же наземная база в одной из стран региона. Правда, по тем же данным, на данный момент Protector  существует в единственном экземпляре. Он прошел полевые испытания, принимал участие в патрулировании побережья сектора Газы и в ближайшее время должен быть принят на вооружение ЦАХАЛа.

Как бы в ответ на израильский ход в Персидском заливе, командующий ВМС ИРИ адмирал Хабиболла Сайари заявил в середине декабря, что на днях ВМС ИРИ получили ожидаемые давно подводные лодки типа «Аль-Гадир». Они оснащены специальным вооружением. Помимо этого, для осуществления необходимых операций на этих лодках находятся военные группы специального назначения. По словам адмирала Сайари, на вооружении иранских ВМС в настоящее время находятся подводные лодки «Аль-Гадир», «Нух», «Йунис» и «Тариг» иранского  производства.

Политика «ходкейфайи», то есть самообеспечения, весьма важна, особенно в сфере производства вооружения и боевой техники. Об этом постоянно говорят иранские политики и военные. Но, видимо, не всегда она приносит должные результаты.

В начале декабря пришло сообщение, что американским спецслужбам удалось предотвратить несколько попыток контрабанды современного оружия в Иран. Причем, представители этих спецслужб заявляли, что с каждым разом это становится все труднее.

Основной поставщик в ИРИ оружия – Северная Корея, которая экспортирует в эту страну горы свого оружия и боеприпасов. Причем, и Ирану, и КНДР в соответствии с резолюциями ООН запрещен экспорт любых видов вооружений. Для того, чтобы обойти запрет, северокорейцы посылают оружие иранцам по хитрым маршрутам, используя десятки подставных компаний. Бывший инспектор ООН, специалист по иранской ядерной программе Дэвид Олбрайт объяснил, что Иран и КНДР вынуждены развить систему подпольных поставок оружия: «Эти сети растут, как Интернет. Чем больше они становятся, тем труднее их разрушить».

Как пример, приводится конфискация в Дубаи в июле 2009 года груза корабля ANL Australia, плывшего под багамским флагом. На борту находились десять контейнеров с 2030 детонаторами для 122-мм ракет «Град» северокорейского и китайского производства и твердое топливо для ракет. Именно такими ракетами «Хизбалла» и ХАМАС обстреливают Израиль.

Груз вышел в запечатанных контейнерах с надписями «буровое оборудование» из северокорейского порта Нампу в мае 2009 года. Груз прибыл в китайский порт Дальян, где был перегружен на китайское судно, доставившее его в Шанхай. Здесь он был перегружен на борт ANL Australia. Отсюда северокорейское оружие было отправлено в Дубаи. Груз был обнаружен властями ОАЭ в порту Хор Факкан перед отправкой в Иран. Власти конфисковали оружие, но не стали поднимать шум.

Но Иран приобретает вооружение не только в КНДР. В декабре стало известно, что в самих Соединенных Штатах были проданы в Иран три американских военно-транспортных вертолета Bell-412, несмотря на санкции США. Две машины были отправлены в Иран, а одна была задержана американскими властями, и уже 14 месяцев находится в аэропорту Арлингтона, штат Техас. Сумма сделки составила около 22 миллионов долларов - 7 с небольшим миллионов за каждый вертолет.

То, что федеральные агенты перехватили вертолет, предназначенный для отправки в Иран, является «уникальным обстоятельством», -  сказал Джордж Ричардсон, специальный агент Управления по вопросам промышленности и безопасности при Министерстве торговли США в Далласе.

В декабре в США ЦРУ обнародовало видеозапись попытки приобретения иранским бизнесменом компонентов для ПРО и боевых самолетов в Грузии. Амир Ардебили пытался закупить для правительства Ирана запчасти для авиационных систем истребителей F-4 и транспортных самолетов Геркулес С-130, а также около тысячи различных деталей и оборудования, в том числе и специальный радар. В ходе слушаний выяснилось, что боссы Ардебили отдали распоряжение купить возможно большее количество товаров и технологий военного назначения.

В материалах обвинительного заключения говорится: «В 2007 году, во время встречи с тайным агентом ФБР Ардебили заявил, что «правительство Ирана хочет закупить наибольшее возможное количество военных материалов поскольку полагает, что дело идет к войне с США». Деньги, по его словам также должны поступить от Тегерана. Через некоторое время после этой встречи Ардебили был задержан. Иран утверждает, что его задержание было произведено «незаконно» на территории Грузии, власти которой передали торговца американцам. Позднее он был осужден в США и приговорен к пяти годам тюремного заключения.

Таким образом, в декабре Иран продолжал наращивание своей военной мощи. Тегеран провел несколько испытаний новых систем вооружений, в том числе и ракетных. Как заявил министр обороны ИРИ  Вахиди, в самое ближайшее время Иран проведет испытания сразу нескольких новых видов ракетного оружия. По его словам, несколько проектов находятся на завершающей стадии, проходят последние этапы тестирования. При этом министр не сообщил каких-либо характеристик новых иранских ракет. Он проинформировал, что также на завершающей стадии находится сооружение нового боевого корабля, который вскоре поступит на вооружение ВМС Ирана.

Следует отметить, что новое вооружение и боевая техника Ирана, в большей своей части произведенные в единичных экземплярах, несут в себе, прежде всего, пропагандистско-пиаровский смысл. Причем как для внутреннего,  так и внешнего использования. Хотя большинство экспертов и аналитиков справедливо отмечают значительный и стремительный прогресс Ирана в разработке современных видов вооружений, прежде всего ракетного, но для радикального изменения баланса сил в регионе в свою пользу Тегерану потребуется еще время. Конечно, даже модернизированная мощная ракета, такая как «Седжиль-2», не меняет в корне баланс военных сил в регионе, но побуждает противников Ирана, - а это, прежде всего, США и Израиль, - к ответным действиям по наращиванию военной мощи в регионе. Где предел этой региональной гонке вооружений? И не только вооружений, но и других подготовительных к войне мероприятий – военных учений, маневров и испытаний вооружений и боевой техники.

Опыт показывает, что после широкомасштабных военных учений Ирана, проводятся такие же масштабные учения Израилем, США или ими вместе. Возможно и наоборот – Иран, болезненно отреагировав на маневры своих противников, в срочном порядке демонстрирует свою боевую мощь.

Возникает законный вопрос, где предел, где та «красная черта», после которых военный потенциал соперничающих сторон превратится в боевую мощь, количество которой перейдет в новое качество – в войну? Причем, этот опаснейший переход облегчает идеологическая и пропагандистская война, которую уже давно ведут противоборствующие стороны.

Поразительно, но они, наращивая мускулы, в целом, боятся и не хотят войны. Об этом свидетельствуют политики и политологи как в США, в Израиле, Европе, так и в самом Иране.

Но вся опасность подобных игр заключается, прежде всего в том, что на определенном этапе эскалации взаимной вражды, недоверия и, больше того, реального военного потенциала, ситуация выходит из-под контроля игроков. В этом кроется ловушка. История уже знает случаи, когда военная опция - несмотря на высокую степень риска и отсутствие гарантий на успех - была взята на вооружение только потому, что военные ведомства затратили время и деньги на ее подготовку и убедили политические круги в ее эффективности. Даже если на самом деле можно было обойтись без нее. И это в истории уже было.

Вспомним Первую мировую войну, начавшуюся в 1914 году. Тогда почти 100 лет назад основные мировые державы, как и сегодня, не хотели этой войны. Но противостояние коалиций, порожденное множеством причин, привело к роковой черте, когда остановить войну было уже невозможно. Как метко сказал тогдашний президент США Вудро Вильсон, «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу».

Поэтому военно-политические игры в Иране и вокруг него опасны своей сутью, чреватой войной, в которой не будет победителей, а только проигравшие. А ракета ««Седжиль»? Что ж. Это очередная маленькая, но опасная щепотка пороха, способного взорвать мир в регионе.

Начало