- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Документированная реплика о неспособности «Аль-Азхара» уверить мусульман в неисламском характере действий «Исламского государства» по уничтожению объектов мирового культурного наследия. Часть 1

В декабре 2014 года мы продемонстрировали то, как шейхи «Аль-Азхара» воспротивились тому, чтобы признать «Исламское государство» (ИГ) неисламским, тем самым признавая его исламским – с соответствующими практическими импликациями (см.: http://www.iimes.ru/?p=22964 [1]; http://www.iimes.ru/?p=22981 [2]).

В марте 2015 года эта тема повернулась новой гранью. Активисты «Исламского государства» разбили скульптуры (или, как полагают некоторые искусствоведы-историки, их гипсовые копии), хранившиеся в Мосульском музее (Ирак), выложив на учётных записях ИГ в социальных сетях своего рода «фотоотчёт» об акции по уничтожению «идолов» (араб. аснам, ед.ч. санам) —

image001 [3]

С осуждением этой и подобных акций (погром в Мосуле отнюдь не единичен) выступила ЮНЕСКО, которая призвала к экстренному заседанию Совета безопасности ООН для сохранения культурного наследия в Ираке.

6 марта 2015 года с соответствующим заявлением выступил «Аль-Азхар», главный исламский (суннитский) религиозный (шариатский) авторитет в мире (ниже приведён скриншот страницы сайта саудовского телеканала «Аль-Арабия»), —

image002 [4]

Саудовский телеканал «Аль-Арабия» дал сообщение об этом заявлении с неприкрытой издёвкой: он обрамил текст и фото шейха «Аль-Азхара» Ахмада ат-Тайиба изображениями «идола» — Сфинкса (справа) и «возвышающихся [над поверхностью земли] могил» — пирамид (слева), явно намекая на то, что «Аль-Азхару» стоило бы, следуя букве и духу ислама, заняться «идолами» на территории Египта, а не выступать с заявлениями по поводу того, что происходит на территориях Сирии и Ирака, подконтрольных «Исламскому государству», —

image003 [5]

Это заявление «Аль-Азхара» (обратим внимание: заявление, а не фетва, которую было бы невозможно составить, – по причинам, которые мы рассмотрим ниже) — абсолютно нерелигиозный текст. В нём нет ни одной отсылки к исламу, Корану или Сунне, с позиций которых можно было бы осудить и запретить для мусульман подобные действия. Вместо этого в заявлении употребляются такие выражения, как «наследие [человеческой] цивилизации», «неприкосновенные исторические и человеческие ценности», «величайшее преступление против всего мира», «военное преступление» и т.п. В этом своём нерелигиозном характере данное заявление никак не может повлиять на мусульман, которые, как предполагается, являются его адресатом. Для того, чтобы его восприняли мусульмане, потребовались бы ссылки на коранические аяты, высказывания Пророка Мухаммада — хадисы, мнения авторитетных исламских законоведов прошлого и т.д., т.е. фетва, составленная по всем правилам, – тем более, что в «Аль-Азхаре» полным-полно исламских учёных, которые могли бы подобную фетву сочинить.

Наверное, улемов «Аль-Азхара» останавливает то, что в исламском наследии есть однозначная рекомендация, восходящая к Пророку, — уничтожать изваяния (идолов): «Не оставляй изваяния, не уничтожив их, или возвышающуюся могилу, не сравняв её с землёй» — так говорится в достоверном хадисе (его приводит Муслим), переданном сподвижником Пророка, четвёртым Праведным Халифом Али Ибн-Аби-Талибом. И в этом духе построены все соответствующие фетвы. —

image004 [6]