- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Документированные заметки о неспособности «Аль-Азхара» уверить мусульман в неисламском характере действий «Исламского государства» в части использования им шариатских наказаний. Часть 8

«Аль-Азхар» как собрание, по замыслу властей предержащих, прогосударственных улемов – знатоков религии выступает с фетвами и заявлениями против «Исламского государства», сосредотачиваясь на несоответствии исламу того, что делают в «Исламском государстве». Понятна задача, которую реализуют азхариты, — «отсечь» мусульман Египта (и суннитской части исламского мира) от влияния на них «Исламского государства», того влияния, которое осуществляется как «словом» (пропагандой и агитацией), так и «делом» (теми же шариатскими казнями). И через дискредитацию «Исламского государства» в глазах мусульман как неисламского и враждебного мусульманам, противостоять экспансии «Исламского государства» в Египте, которая осуществляется, как минимум, по трём направлениям – на Синае, где уже провозглашён «Вилает Синая» как эксклав «Исламского государства»; на ливийско-египетской границе, где в Египет рвутся боевики «Исламского государства», пока действующие на ливийской территории, которая может быть использована как плацдарм для наступления на Египет; «возвратная волна» боевиков-египтян, которые сейчас воюют на территориях «Исламского государства» в Сирии и Ираке.

Но шансы «Аль-Азхара» победить в этой борьбе невелики. Дело в том, что суннитский ислам — это религия Текста. Любое действие, любое деяние в суннитском исламе должно быть обосновано, оправдано, разрешено и рекомендовано (либо опровергнуто и запрещено) текстуальными ссылками на Коран, Сунну, тексты сообщений о действиях и высказываниях Сподвижников Пророка, текстуально цитируемые мнения авторитетных мусульманских учёных прошлого, – такова структуры фетвы, которая представляет собой ответ на тот или иной вопрос. И по этой части у «Исламского государства», официальной идеологией (и правом) которого является салафитский ислам (апеллирующий к установлениям общины мусульман в период жизни Пророка Мухаммеда и его Сподвижников), наличествуют буквально неограниченные возможности как действий, так и пропаганды и агитации в том духе, что оно, это государство, реализует текстуально сформулированные Кораном и Сунной заветы, в частности и особенно – в таких «зрительных» и «резонансных» акциях, как шариатские наказания. Что же касается «Аль-Азхара», то у него возможности противостоять «Исламскому государству» на этой, текстуальной площадке просто-напросто нет. (Мы здесь не возьмёмся рассматривать такой аспект проблемы, как отсутствие у части азхаритов желания и намерения противостоять «Исламскому государству»: в «Аль-Азхаре» есть немало салафитов, которые относятся с одобрением к «Исламскому государству» и его активности.)

И «Аль-Азхар», во многом вынужденно, не имея возможности опереться на Текст, прибегает в реализации задачи, определённой ему государством – бороться против «Исламского государства» — к антиИГовской риторике. В упомянутой выше контр-фетве о казни через сожжение иорданского лётчика говорится, что совершившие это преступление «террористы нанесли удар по содержанию и целям исламского учения, призывающего к милосердию (араб. рахма)», что они «разошлись со здравой человеческой природой (араб. фитра)» и т.п. В марте 2015 года «Аль-Азхар» выступил против ИГ, заявив, что они «экстремисты, которые ничего не ведают из поучений (араб. таʻалим) их религии [ислама]», что они «выдвигают лозунги, которые не имеют ничего общего с религией [ислама]». В марте 2015 года ректор университета «Аль-Азхар» (и не он один) утверждал, что ИГ «искажает образ ислама». Ситуация с «борьбой» «Аль-Азхара» против «Исламского государства» адекватно описывается русской поговоркой: «Ты ему про Фому, а он тебе про Ерёму». С уверенностью утверждаем, что подобная риторика имеет слабое воздействие на египетских и не-египетских мусульман. Наоборот, некоторое количество мусульман из разных концов света, глядя на то, как на территориях ИГ совершаются шариатские наказания, стремится «совершить хиджру» — попасть на землю «Исламского государства», где, по их мнению, правильно претворяются в жизнь установления шариата.

Более того, как мы показали ранее, «Аль-Азхар» отказывается квалифицировать «Исламское государство» как неисламское (см.: А.А.Игнатенко. Шейхи «Аль-Азхара» признали «Исламское государство» исламским, или Как «Аль-Азхар» запрещает вооружённую борьбу против «Исламского государства» // ИБВ, 15 декабря 2014 — http://www.iimes.ru/?p=22964 [1]; А.А.Игнатенко. Шейхи «Аль-Азхара» признали «Исламское государство» исламским, или Как «Аль-Азхар» запрещает вооружённую борьбу против «Исламского государства». Шариатский аспект проблемы // ИБВ, 17 декабря 2014 — http://www.iimes.ru/?p=22981 [2]).

Египетские власти нашли изящный выход из этого тупика. В конце февраля 2015 года в Каире была под патронажем президента Абдель Фаттаха ас-Сиси Министерство по делам вакфов и Высший совет исламских дел (без «Аль-Азхара»!) провели очередную международную конференцию (организаторы специально подчёркивали, что на неё не пригласили Катар, Турцию и Иран) под названием «Величие ислама и ошибки некоторых мусульман: на пути к исправлению», посвящённую борьбе против экстремизма, —

image001 [3]

Конференция рекомендовала создать на государственном уровне «Высший совет по унификации религиозного дискурса в противодействии экстремизму» (араб. Хайʾа улья ли-таухид аль-хитаб ад-дини фи-муваджаха ат-татарруф). Мы бы выделили эту формулу: «ошибки некоторых мусульман». Экстремисты по этой формуле не отлучаются от ислама, их действия рассматриваются как ошибочные, но в рамках ислама, а не вне его. Кажется, это продуктивная формула, которая может позволить эффективно противостоять экстремизму, в том числе – экстремизму «Исламского государства».