- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нефтяном секторе Ирана. Часть 3

В Части 1 [1] рассмотрены самые важные положения новой модели нефтяного договора, принятого иранскими властями с целью привлечения зарубежных инвесторов и подрядчиков, а также сотрудничество Ирана с крупными иностранными компаниями, включая «Лукойл» (Россия), British Petroleum (Великобритания), OMV (Австрия), Total (Франция), Royal Dutch Shell (Великобритания, Нидерланды), Repsol (Испания).

В Части 2 [2] дана оценка напряженным финансовым отношениям между Исламской Республикой и США, состоянию иранского танкерного флота для перевозки нефти, сотрудничеству Ирана с Польшей в сфере поставки «черного золота», среднесрочным перспективам иранского нефтедобывающего сектора, а также приведена таблица перспективных иранских нефтяных проектов до 2020 года.

В заключительной части статьи автор подробно анализирует нефтяное партнерство Ирана с азиатскими государствами, такими как Китай и Республика Корея, достижения Исламской Республики на рынке нефтепродуктов и нефтехимии, а также предлагает свои выводы.

Одним из важных покупателей иранского топлива сегодня является Китай.

Согласно статистике таможенной службы Китая, в мае с.г. импорт нефти из Ирана (по сравнению с данными за аналогичный период прошлого года) подскочил на 19,5%.

Причем Иран вышел на объем поставок в районе 619,3 тыс. баррелей в сутки.

Для сравнения: Россия за тот же период поставила в Китай 1,24 млн баррелей с сутки нефти.

Стоит особо отметить, что с начала этого года Тегеран и Пекин пошли на сближение своих позиций в области партнерских программ.

Так, стороны договорились возвести совместный нефтеналивной терминал в восточной части Залива на острове Кешм.

По завершении работ Кешм, крупнейший остров Залива, превратится в крупный центр по перевалке и хранению нефти. Он сможет принимать достаточно крупные танкеры и хранить до 30 млн баррелей нефти.

По окончании первого этапа строительства мощность терминала составит 10 млн баррелей нефти.

Как ожидается, после выхода терминала на полную мощность он будет приносить владельцем до 300 млн долларов в год.

В течение всего 2016 года Китай намерен импортировать не менее 7 млн баррелей нефти в сутки, чтобы, пользуясь низкими ценами на сырье, до предела заполнить имеющиеся у страны хранилища.

Правда, Китай скупает нефть не только с целью увеличения стратегических запасов. Росту импорта способствует и спрос со стороны независимых нефтеперерабатывающих компаний, стремящихся извлечь максимум выгоды из падения стоимости сырья в условиях неизменных цен на бензин.

Однако китайские хранилища отнюдь не бездонны, и в настоящее время они близки к заполнению. В краткосрочной перспективе это приведет к снижению импорта нефти.

Несмотря на это КНР в авральном порядке заканчивает строительство дополнительных мощностей хранения, что позволит снова нарастить закупки «черного золота» уже во втором полугодии.

Согласно статистике, в первом квартале с.г. Китай повысил нефтяной импорт на 13%, что составляет 7,34 млн баррелей в сутки.

При этом к концу 2015 года было завершено заполнение первой очереди хранилищ стратегического запаса емкостью 12,5 млн т.

В целом Китай смог запасти около 191 млн баррелей нефти в 8 хранилищах стратегического запаса и коммерческих резервуарах.

Как ожидалось, вторая очередь хранилищ на 168 млн баррелей должна была вступить в строй еще в 2015 году, но сделать это не удалось.

Теперь китайское правительство надеется закончить строительство хранилищ в 2016 году, чтобы успеть заполнить их до повышения цен на нефть. Однако есть чисто конструктивная проблема, которая ставит под вопрос сроки сдачи объектов в эксплуатацию.

Дело в том, что новые емкости будут подземными. По мнению китайских властей, это существенно удешевляет процесс строительства, так как хранилища не займут драгоценную территорию в густонаселенных районах.

Кроме того, упростится обеспечение их безопасности. Однако скорость строительства подземных резервуаров намного ниже, чем наземных.

По заявлению исполняющий обязанности заместителя министра нефти Ирана М.Хашемани, китайская неправительственная организация China Petroleum & Chemical Industry Federation (CPCIF) собирается инвестировать в нефтяной сектор Ирана.

Помимо Китая, Иран активно налаживает отношения с Республикой Корея. Недавно прошли переговоры иранского министра нефти Б.Зангане с министром государственных территорий, инфраструктуры и транспорта Республики Корея К.Ином.

Иран сейчас экспортирует в Южную Корею 400 тыс. баррелей в сутки нефти и газового конденсата, тогда как до снятия санкций поставлял лишь по 100 тыс. баррелей в сутки. Причем среднесуточного показателя в 283 тыс. баррелей Ирану удалось достичь уже к началу апреля с.г.

Кстати, состоявшаяся накануне встреча двух министров предваряла прибытие в Тегеран президента Республики Кореи Пак Кын Хе с государственным визитом.

Сейчас Иран обеспечивает 10% потребности Южной Кореи в нефти.

В настоящий момент Исламская Республика ведет переговоры с южнокорейским судостроительным заводом о приобретении дополнительных буровых платформ.

Iranian Offshore Oil Company (IOOC) намерена докупить 5 буровых платформ. Предположительно, подрядчиком выступит южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co, Ltd (DSME).

По информации достоверных источников, каждая платформа оценивается примерно в 205 млн долларов.

Для справки: DSME известна как одна из инновационных судостроительных верфей, которая производит качественную продукцию, опираясь на опыт собственных разработок, благодаря которому DSME строит высокотехнологичные буровые суда и платформы.

Напомним, что совсем недавно астраханский судостроительный завод «Красные баррикады» заключил договор на строительство в России 5 буровых платформ для Ирана. Контракт подписан на сумму в 1 млрд долларов с предоплатой в 200 млн долларов.

Меморандум о намерениях, предусматривающий заключение данного контракта, был подписан еще в декабре прошлого года на выставке «Промышленный диалог Россия–Иран», прошедшей в Тегеране.

Помимо этого, предприятие рассматривает возможность строительства нефтеналивных судов для National Iranian Tanker Company, входящей в тройку крупнейших танкерных перевозчиков мира. Суда нужны компании для транспортировки «черного золота» по Каспию, из Казахстана в Баку, а также на север Ирана.

Любопытно, что заключение данного контракта стало настоящим спасением для предприятия, испытывающего огромные финансовые трудности.

Например, из-за отсутствия средств астраханскому заводу пришлось расторгнуть договор с «Лукойлом» на постройку морской платформы жилого модуля (ПЖМ).

Эту платформу «Лукойл» собиралась установить на месторождении имени Филановского, добыча на котором должна была начаться в августе-сентябре текущего года. Сейчас ПЖМ пытается достроить «Каспийская гидротехническая компания», используя верфь «Красных баррикад».

Видимо, Исламская Республика активно готовится осваивать большие нефтяные мощности, чтобы в ближайшей перспективе окончательно вернуть себе прежние позиции нефтедобычи, которые были у страны до введения международных санкций.

Говоря о принципах, на которых строится нынешняя экспортная

стратегия Ирана, стоит отметить, что Тегеран старается заключать контракты с конечным потребителем нефти, то есть непосредственно с нефтеперерабатывающим компаниями, а не с брокерами или дистрибьюторами.

Кроме того, Иран продолжает увеличивать долю евро в своих расчетах за экспорт нефти. Например, теперь Тегеран будет получать в этой валюте выплаты за поставки «черного золота» в Индию, отказавшись от расчетов в рупиях.

 

Нефтепродукты и нефтехимия

По информации иранского Министерства нефти, в марте 2017 года Иран запустит первую очередь нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Persian Gulf Star.

В Тегеране рассчитывают, что благодаря этому страна избавится от необходимости импортировать бензин, а после запуска второй и третьей очередей предприятия превратится в экспортера автомобильного топлива.

НПЗ Persian Gulf Star расположится в портовом городе Бендер-Аббас на берегу Залива и станет крупнейшим в Иране.

Как ожидается, на первом этапе завод будет ежесуточно производить 12 млн л бензина экологического стандарта Евро-4, который ранее в стране не делали ввиду отсутствия собственных технологий и действия международных санкций.

Запуск второй и третьей производственных линий доведет мощность завода до максимальной – 36 млн л бензина и 14 млн л дизельного топлива в сутки.

НПЗ будет перерабатывать порядка 360 тыс. баррелей конденсата в сутки, поставляемого с месторождения «Южный Парс».

Его вывод на полную мощность позволит Ирану направлять на экспорт 3–4 млн л автомобильного горючего в сутки.

По статистике, суммарное потребление бензина в Иране составляет около 65 млн л в сутки. В стране работают 9 НПЗ, Persian Gulf Star станет десятым.

Завод строят частные предприятия и государственная компания National Oil Refinery and Distribution Company (NIORDC). Persian Gulf Star на 49% принадлежит Oil, Gas and Petrochemical Investment Company, на 33% – Oil Industry Pension Fund, на 18% – National Oil Refinery and Distribution Company.

Стоит особо подчеркнуть, что сроки ввода проекта в строй неоднократно откладывались по причине недостаточного инвестирования.

Изначально запустить НПЗ Persian Gulf Star планировалось весной 2013 года. Некоторое время назад министр нефти Ирана Б.Зангане обещал, что первая очередь завода будет введена в строй к середине 2016 года.

Объем инвестиций в строительство НПЗ составил 3,2 млрд долларов. Недостающее финансирование оценивается в 2 млрд долларов.

В марте Б.Зангане заявил, что если требуемая сумма будет предоставлена вовремя, то завод заработает на полную мощность менее чем через полтора года.

По заявлению директора Национальной иранской нефтеперерабатывающей и распределительной компании NIORDC А.Каземи, к 2020 году Исламская Республика планирует увеличить переработку нефти на 70%. Для этого в стране будет построено еще несколько новых НПЗ.

Помимо этого, Иран запускает 18 нефтехимических проектов, которые будут финансироваться китайскими компаниями.

Стоит отметить, что уже открыты кредитные линии для проектов Sabalan, Lordegan, Bushehr и Masjed Soleiman. В их финансировании принимает участие иранский Фонд национального развития (National Development Fund), которые выделил на эти цели 1 млрд долларов.

Проекты Andimeshk, Sadaf, Ilam, Fasa, Jahrom, Darab, Miandoab, Golestan, Ardebil и Zanjan пока находятся в стадии подготовки.

В общей сложности Китай гарантировал предоставление финансирования шести проектам общей мощностью 10,2 млн т нефтехимической продукции в год.

При этом, как заявил директор по планированию иранской Национальной нефтехимической компании (National Petrochemical Company) Х.Рустами, планируется, что к 2021 году этот сектор выйдет на уровень годовой выработки в 129 млн т.

В 2015 году Иран произвел 44,5 млн т нефтехимической продукции. Это более чем на 10% выше, чем за тот же период 2014 года. Из этого объема было отправлено на экспорт 14,11 млн т продукции общей стоимостью 8,2 млрд долларов.

Правда, несмотря на 36,36%-ый рост нефтехимического экспорта, доходы повысились только на 0,01% по сравнению с тем же периодом 2014 года.

В целом инвестиционные возможности иранского нефтехимического сектора оцениваются в 30 млрд долларов. Исламская Республика приветствует интерес азиатских и европейских инвесторов с учетом скорой отмены санкций.

И зарубежные инвесторы нашлись.

Летом 2016 года Иран и Швейцария подписали соглашение о строительстве завода по производству синтетического каучука.

Иранская компания Sadaf Petrochemical Assaluyeh и швейцарская Welding Engineers заключили первый контракт в нефтегазовой сфере после снятия с Ирана международных санкций. В планах сторон значится строительство линии по производству синтетического каучука, который традиционно изготавливается из углеводородного сырья.

По словам главы корпорации Sadaf  Petrochemical Assaluyeh А.Джазаери, каучук является стратегически важным продуктом и будет выпускаться не только для внутреннего рынка Ирана, но также и для поставок на внешние рынки, в том числе на европейский и китайский, где отмечается повышенный спрос на этот вид товара.

Ожидается, что завод по производству синтетического каучука выйдет на годовую мощность в 136 тыс. т. В частности, в Иране собираются применять каучук на внутреннем рынке для изготовления шин и пластмассовых изделий.

Производственную линию построят по лицензии итальянских компаний Versalis и Maire Tecnimont, причем передовые технологии, которые будут применяться, позволят говорить о том, что это производство станет одним из самых экологически чистых производств в мире.

Развивая нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс на собственной территории, Иран одновременно нацелен инвестировать в нефтепереработку и нефтехимию иностранных государств.

Так, весной этого года Иран и Южно-Африканская Республика (ЮАР) договорились строить совместные нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы на территории Южной Африки.

НПЗ и нефтехимические комбинаты в ЮАР будут перерабатывать иранскую нефть. Тем самым африканское государство стремится снизить свою зависимость от иностранных компаний в нефтеперерабатывающей отрасли.

Напомним, что у Ирана и ЮАР уже есть опыт сотрудничества в данной области. До санкций южноафриканская нефтехимическая группа Sasol владела на паритетных началах с иранской Pars Petrochemical компанией Arya Sasol Polymer.

Совместное предприятие производило этилен и полиэтилен, а также довольно успешно инвестировало в иранскую нефтехимическую отрасль. Однако после введения западных санкций в отношении Тегерана инвестиции прекратились.

Говоря о развитии иранского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса, необходимо обратить внимание на важный фактор.

В период волатильности нефтяных котировок нефтяным компаниям сложно генерировать прибыль, как при стабильной ценовой конъюнктуре, однако  даже в такой ситуации имеется ряд новых возможностей, которые позволяют не только увеличить эффективность производства, но и увеличить прибыль.

Безусловно, неопределенность, связанная с динамикой цен на нефть и низкой прибылью нефтепереработки, вызвала дополнительные риски и маржа неизбежно снижается.

Тем не менее именно это время, когда большинство производителей выжидает, интеграция нефтепереработки и нефтехимии позволяет компании занять лидирующие позиции, создавая добавленную стоимость.

Несмотря на то, что одни нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы приняли решение отложить часть инвестиций до лучших времен, другие компании увидели решение проблемы в диверсификации в направлении производства продуктов с более высокой долей прибыли.

Интеграция нефтепереработки с производством нефтехимических продуктов позволяет создать добавленную стоимость, а значит, улучшить финансовые показатели компании. В условиях текущей конъюнктуры рынка такая необходимость ощущается весьма остро.

Важными составляющими здесь являются постановка сроков и выбор технологии, которые сначала позволят наладить оптимальный рабочий процесс, а в дальнейшем помогут реагировать на динамику рынка.

Это полезно учитывать не только Ирану, но и России, в котором, по заявлению заместителя министра энергетики К.В.Молодцова, в текущем году нефтепереработка снизится с 287 млн т (показатель 2015 года) до 280 млн т.

В 2017 году из-за «налогового маневра» в нефтяной отрасли нефтепереработка в России, как прогнозируется, потеряет 30% своих доходов.

Стоит подчеркнуть, что об этом же предупреждали российское правительство нефтяные компании. Они не раз заявляли, что в результате «налогового маневра» недополучают прибыль в секторе нефтепереработки. В ответ первый заместитель министра энергетики России А.Л.Текслер заявил, что введение маневра позволило сдержать более активный рост цен на бензин.

***

Проведенный анализ позволяет сделать ряд важных выводов.

Первое. Иранские власти поступили весьма разумно, приняв новую модель нефтяного договора. Теперь иностранные подрядчики активнее будут возвращаться на иранский рынок (после отмены западных санкций), поскольку уровень правовых рисков стал кратно ниже.

Второе. Ведущие европейские нефтяные компании начали не только выплачивать Исламской Республике финансовые задолженности за поставленную до введения санкций против Ирана нефть, но и сотрудничать по новым сделкам.

Третье. Ирану удалось решить некоторые, из ранее возникших проблем с морскими поставками «черного золота», но полностью все имеющиеся сложности урегулировать не удалось, что затрудняет нефтяной экспорт Ирана на внешние рынки.

Четвертое. Несмотря на быстрый прирост нефтедобычи с начала текущего года, Ирану вряд ли удастся в течение ближайших 5 лет достичь тех показателей производства сырья, которых ожидает руководство страны.

Даже новая модель нефтяного договора не в силах побудить зарубежных инвесторов вложить в развитие иранской нефтедобычи ту сумму, которая требуется для достижения весьма высокого целевого уровня производства сырья.

Пятое. Из-за весомых позиций России и ряда других поставщиков на европейском рынке, иранцам трудно серьезно нарастить там свое присутствие, доведя экспортные поставки сырья до конкурентных объемов.

Шестое. Азиатские страны являются основными покупателями иранской нефти. Некоторые из них, включая Китай, Республику Корею, Индию, вкладывают солидные финансовые ресурсы в развитие совместных с Ираном проектов в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем секторе.

Седьмое. Вкладываясь в собственную нефтепереработку и нефтехимию, Исламская Республика параллельно развивает этот сектор в Южной Африке, взаимодействуя с ЮАР, на территории которой планируется переработка иранского «черного золота».