О нефтяном секторе Ирана. Часть 2

В Части 1, говоря о принятии иранскими властями после затяжной волокиты новой модели нефтяного договора  для иностранных подрядчиков, автор проанализировал самые важные положения этого документа, а также подробно рассмотрел сотрудничество Исламской Республики с крупными зарубежными компаниями, включая российскую «Лукойл», британскую British Petroleum, австрийскую OMV, французскую Total, англо-голландскую Royal Dutch Shell, испанскую Repsol.

Однако не все партнеры Ирана следуют примеру Royal Dutch Shell и гасят долги перед Исламской Республикой, которой в кратчайшие сроки необходимо как можно больше финансовых ресурсов для реализации амбициозных планов по развитию и модернизации топливно-энергетического комплекса, особенно его нефтяного сектора.

 

Иран и США

Так, министр иностранных дел Ирана М.Зариф заявил, что Тегеран подготовил иск против Вашингтона в Международный суд ООН в Женеве из-за отказа Верховного суда США вернуть Центральному банку Ирана 2 млрд долларов из замороженных активов Исламской Республики.

Он добавил, что Тегеран не признает решения судов США в отношении Ирана. В частности, тот вердикт, которым признано, что Иран несет ответственность за теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.

Напомним, что Нью-йоркский суд вынес вердикт по гражданскому иску член семей погибших в терактах 11 сентября 2001 года. Компенсацию в сумме 10,5 млрд долларов всем пострадавшим должен выплатить Иран.

Согласно вынесенному постановлению, выплаты распределятся следующим образом. Семьи жертв трагедии должны получить 7,5 млрд долларов. Еще 3 млрд долларов причитаются страховым компаниям, которые выплачивали ущерб родственникам погибших и пострадавших в результате теракта.

Почему вдруг Иран?

Ответ прост: по решению суда Нью-Йорка эта страна признана ответственной за злодеяния 11 сентября. Просто потому, что Тегеран не смог доказать обратного.

Конечно, у суда нет прямых улик того, что иранцы помогали «Аль-Каиде» (запрещена в России) готовить теракты. Однако, что гораздо более важно для юстиции США, нет и свидетельств абсолютной чистоты Ирана.

В мае с.г. появилась информация, что Меджлис (парламент) Ирана одобрил проект закона, по которому страна может потребовать от США возмещения ущерба, причиненного санкциями, а также многочисленными случаями вмешательства Вашингтона в дела суверенного государства начиная с военного переворота 1953 года.

За принятие документа проголосовал 181 из 216 депутатов иранского однопалатного парламента.

В тексте законопроекта среди главных прегрешений США, за которые Иран может потребовать компенсацию, первым пунктом значится инспирированный ЦРУ и спецслужбами Великобритании военный переворот в стране, в ходе которого было свергнуто правительство премьер-министра М.Мосаддыка.

Этот политический деятель, возглавлявший кабинет министров с апреля 1951 года по август 1953 года был инициатором национализации всех нефтяных месторождений в стране. Еще до прихода к руководству правительством он принял участие в принятии закона о национализации.

Возглавив правительство, М.Мосаддык в конце концов настоял на разрыве дипломатических отношений с Великобританией, у которой были в стране нефтяные концессии. Это вызвало гнев в Лондоне и Вашингтоне, и в результате ЦРУ выделило 1 млн долларов на свержение правительства М.Мосаддыка, которое 19 августа 1953 года совершил генерал иранской армии Ф.Захеди.

Кстати, после Исламской революции 1979 года день национализации нефтяной промышленности Ирана (15 марта 1951 года) стал считаться в стране праздничным.

Кроме этого случая вмешательства во внутренние дела суверенного государства, в новом законопроекте прописаны такие «прегрешения» США, как поддержка режима Саддама Хусейна в период ирано-иракской войны 1980–1988 годов.

Согласно документу, теперь Иран может потребовать возмещения ущерба за гибель в боевых действиях 223 тыс. своих граждан.

 

Также законопроект допускает потребовать у Вашингтона более 2 млрд долларов за «необоснованные обвинения в причастности к взрывам в Ливане в 1983 году и Саудовской Аравии в 1996 году.

В первом случае речь о террористической атаке на казармы миротворцев в Бейруте 23 октября 1983 года, жертвами которой стали более 300 американских и французских бойцов.

Во втором – о теракте в Дахране, когда бомба была заложена под жилой комплекс контингента американских военных в Саудовской Аравии (погибли 17 летчиков ВВС США), а ответственность за взрыв взяла на себя тогда еще малоизвестная группировка «Аль-Каида» Усамы бен Ладена.

Члены Меджлиса одобрили документ, отметив, что участие США в иранском перевороте 1953 года и союзнические отношения с правящим режимом Саудовской Аравии – яркий пример поддержки Вашингтоном международного терроризма.

Принятый законопроект может быть ответом Тегерана на вердикт Нью-йоркского суда, вынесенный в марте с.г. по гражданскому иску член семей погибших в терактах 11 сентября 2001 года.

 

Танкерный флот Ирана и экспорт нефти

Новый контракт на поставку «черного золота» из Ирана после заключения соглашения с испанской компанией Cepsa, о котором шла речь в Части 1, удвоил объем нефтяного экспорта из Исламской Республики в Испанию.

В последние месяцы Иран стремительно увеличивал экспорт нефти морским путем. Эксперты терялись в догадках, за счет чего, ведь состояние танкерного флота Ирана не позволяло рассчитывать на столь быстрый прирост торговли, но, как удалось выяснить из достоверных источников, в распоряжении которых оказалась статистика отгрузки в иранских портах, экспортеры довольно эффективно использовали фрахт.

По данным портовой статистики, по крайней мере 26 иностранных танкеров суммарным объемом более 25 млн баррелей перевозили иранскую нефть. Загружаются эти суда на терминалах острова Харк и города Бендер-Махшехр на севере Залива.

Отметим, что еще в марте с.г. Иран испытывал трудности в поставках сырья из-за нехватки пригодных для ее транспортировки танкеров. Ведь часть из них к моменту отмены санкций использовалась в качестве плавучих хранилищ.

Более того, отягчали ситуацию трудности со страховкой танкеров, поскольку к началу весны 2016 года согласие на покрытие страховых рисков иранских перевозчиков дали только 9 из 13 участников Международной группы клубов взаимного страхования (P&I).

По информации сотрудника брокерской компании по фрахтованию судов Banchero Costa Л.Брудзоне, в первое время после снятия санкций только иранские суда загружались в стране, преимущественно из-за проблем с нахождением страховки/перестраховки.

 

Однако позже P&I зажгла перед экспортерами из Ирана «зеленый свет». Как следствие, стремительно выросло количество иранских и особенно зарубежных танкеров, которым предоставлено временное ограниченное страховое покрытие с целью возмещения убытков для мореплавателей.

В настоящее время более трети иранской нефти перевозят суда, принадлежащие иностранным компаниям.

В апреле с.г. поставки иранской нефти превысили 2 млн баррелей в сутки, вдвое превзойдя уровень 2015 года, когда Исламская Республика, находясь под санкциями, могла поставлять сырье лишь в некоторые страны Азии.

При этом продажи иранской нефти в Европу увеличились в апреле с.г. текущего года почти до 500 тыс. баррелей в сутки.

Ранее сообщалось, что с февраля с.г., когда Иран начал вновь поставлять нефть в Европу, туда отправлялось в среднем около 400 тыс. баррелей в сутки.

Не так давно был заключен контракт на расширение поставок на итальянский нефтеперерабатывающий завод Saras.

Договор предусматривает увеличение ежедневного объема до 65 тыс. баррелей нефти. Сейчас Saras получает из Ирана 30–35 тыс. баррелей в сутки.

Кроме того, ИННК ведет переговоры с Eni, и если они закончатся успешно, Иран будет поставлять итальянскому нефтегиганту 100 тыс. баррелей нефти в сутки.

Таким образом, по заявлению президент страны Х.Роухани, скоро иранский нефтяной экспорт вернется на досанкционный уровень. Глава государства объявил об этом на конференции с участием депутатов вновь избранного меджлиса.

В мае с.г. иранский президент также отметил, что поставки нефти из Ирана поднялись до среднего уровня 2,3 млн баррелей в сутки. По словам Х.Роухани, государство выполнило свое обещание удвоить объем поставок нефти за рубеж в скором времени после отмены международных санкций.

Напомним, что перед введением санкций поставки иранской нефти на внешний рынок составляли 2,5 млн баррелей в сутки. Затем Тегерану была установлена квота в 1 млн баррелей.

По информации иранского министра нефти Б.Зангане, через несколько месяцев после отмены санкций экспорт достиг уровня в 2,45 млн баррелей в сутки. Так ли это на самом деле?

Дело в том, что с двухдневным интервалом официальными лицами Исламской Республики были озвучены два различных показателя, касающихся производства нефти.

Сначала заместитель министра нефти Ирана Р.Джавади заявил, что очень скоро добыча поднимется до 3,8 млн баррелей в сутки, а через 1,5–2  месяца она достигнет целевого показателя в 4 млн баррелей в сутки.

Однако спустя пару дней директор по международным связям ИННК М.Гамсари объявил, что Иран уже достиг целевого уровня добычи и даже превысил его. Как утверждает М.Гамсари, со ссылкой на данные Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Иран уже добывает 4,2 млн баррелей в сутки.

Тем не менее поставки иранской нефти на европейский рынок набирают ход.

Не так давно Иран подписал договор на поставку нефти с греческой компанией Hellenic Petroleum.

Отметим, что о контракте иранцев с греками стало известно еще в марте с.г. Дело в том, что Hellenic Petroleum задолжала ИННК еще до введения санкций со стороны международного сообщества.

По данным министра нефти Ирана, Греции предстоит выплатить Ирану около 755 млн долларов.

 

Напомним, что в течение 2010–2012 годов Греция импортировала из Ирана сырье на сумму от 5 до 6 млрд долларов ежегодно. Однако вынуждена была прекратить закупки после введения международных санкций в отношении Исламской Республики, восполнив недостаток сырья импортом из России и Казахстана.

Очередной европейской страной, которая возобновила импорт иранской нефти, стала Польша. Иранская национальная нефтяная компания сообщила, что польская Grupa Lotos приобрела у нее сразу 2 млн баррелей сырья.

Нефть была загружена на танкер с терминала на острове Харк в Заливе. Гигантское нефтеналивное судно The Atlantas покинуло главный иранский нефтяной порт 27 июня с.г. и направился в Гданьск.

Появилась информация о том, что Иран заинтересовался возможностью транспортировать свою нефть по трубопроводу Одесса–Броды.

Ожидается, что соответствующий договор между Украиной и Ираном может быть заключен в ближайшей перспективе.

Для справки: нефтепровод Одесса–Броды был построен в 2001 году. Он связал черноморский порт «Южный» под Одессой с городом Броды в Львовской области, где труба вливается в проложенную еще в советское время нефтяную магистраль «Дружба».

Изначально по этому маршруту планировалось транспортировать каспийскую и казахстанскую нефть, принимаемую в украинском порту, на нефтеперерабатывающие предприятия Европы.

Однако до 2004 года нефтепровод простаивал из-за отсутствия сырья. Затем его пользовали российские компании в реверсивном режиме, а в 2010 году Белоруссия перегоняла по этой трубе сырье на свои НПЗ.

Сейчас нефтяная магистраль снова бездействует.

В Киеве заявили, что в текущем  году Украина планирует возобновить сотрудничество с Исламской Республикой в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах после 11-летнего перерыва, связанного с международными санкциями.

Примечательно, что весной экспорт нефти из Ирана значительно возрос, особенно в Европу. Главным образом это объясняется устранением нехватки нефтяных танкеров.

Справедливости ради стоит отметить, что иранский танкерный флот насчитывает от 55 до 60 судов различного водоизмещения. Однако около 20 танкеров нуждаются в модернизации.

Еще от 25 до 27 крупнотоннажных судов стоят на якоре в порту города Асалуйе и у острова Харк, поскольку используются в качестве хранилищ нефти, добытой в период действия санкций. Когда их удастся полностью освободить, неизвестно.

С фрахтом же танкеров других стран периодически возникают проблемы, поскольку мало кто готов везти иранскую нефть, фактически обслуживая тем самым конкурента.

Одним из основных конкурентов Ирана на нефтяном рынке является Саудовская Аравия.

Согласно свежей информации, нефтяная государственная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco определилась с ценовой политикой в июле: цены на нефть для Европы в целом снижены, а для США и Восточной Азии повышены.

Подробнее расклад выглядит так. Контракты с поставкой саудовской нефти в июле с.г. для северо-запада Европы подешевели по сравнению с июньскими на 35 центов за баррель, для европейского Средиземноморья – на 10 центов.

Цена барреля нефти для США увеличена на 10 центов, для стран Восточной Азии – на 35 центов.

Стоит отметить, что обычно во второй половине года цены на нефть растут. Тот факт, что Саудовская Аравия снизила их для ряда государств, вероятно, связано с необходимостью конкурировать с Ираном, который активно стремится в Европу.

На данный момент объем экспорта саудовской нефти на европейский рынок составляет 800 тыс. баррелей в сутки, из Ирана – почти вдвое меньше. Однако в Тегеране намерены увеличить поставки европейским покупателям до 700 тыс. баррелей в сутки в течение нескольких ближайших месяцев.

Хотя на июньском заседании ОПЕК в Вене участники нефтяного картеля так и не установили новую суммарную квоту на добычу «черного золота» ради поддержания цен, несколько обнадеживающих для рынка заявлений все-таки было сделано.

В частности, саудовский министр энергетики Х.аль-Фалих заявил, что его страна выступает против нарушения баланса на нефтяном рынке и осуществляет мягкий подход к ценовой и производственной политике.

Нефтегазовому сектору Ирана нужны новые технологии и квалифицированные управленческие кадры. Власти страны намерены объявить тендер на разработку крупного нефтяного месторождения «Южный Азадеган», которое граничит с Ираком.

«Мы готовы заключить контракты с компаниями исходя не из финансовых соображений. Дело в том, что нам для развития нефтяных месторождений необходимы новые технологии и грамотное управление», –подчеркнул Зангане.

Тендер, как ожидается, продлится до 21 июля с.г. и будет включать в себя права на разработку от 10 до 15 нефтяных месторождений, включая «Южный Парс».

Несмотря на оптимизм Ирана, весьма сомнительно, что государство способно и дальше такими же стремительными темпами, как в течение первой половины 2016 года, увеличивать объемы нефтедобычи.

В прошлом году цены на нефть отчасти отреагировали на опасения инвесторов по поводу роста добычи сырья в Иране, поскольку после частичного снятия международных санкций с этой страны в Исламской Республике власти наперебой заговорили о том, что довольно быстро мировой рынок нефти будет чуть ли не залит иранской нефтью.

Аналитики же утверждали, что Ирану понадобится, как минимум, 2 года, чтобы вернуться к досанкционному уровню производства. Однако сегодня Иран уже практически полностью восстановил планируемый уровень нефтедобычи и стремится серьезно увеличить ее в течение ближайших 5 лет (см. Таблицу).

 

Таблица

Проект Разработчик Объем добычи на плато, тыс. баррелей в сутки Год выхода на плато
Ядаваран (Фаза 1) Sinopec (Китай) 85 2016
Ядаваран (Фаза 2) Sinopec 95 2019–2020
Ядаваран (Фаза 3) Sinopec 120 после 2020
Азар (Фаза 1) подразделения ИННК (Иран) 30 2016
Северный Яран Persian Energy (Иран) 30 2016
Южный Яран подразделения ИННК 55 2018
С. Азадеган (Фаза 1) CNPC (Китай) 75 2016–2017
С. Азадеган (Фаза 2) CNPC 75 2019
Ю. Азадеган (Фаза 1) нет разработчика 150
Ю. Азадеган (Фаза 2) нет разработчика 110
Фороузан подразделения ИННК 100 2017–2018
Южный Парс (Фаза 1) PEDCO (Ю. Корея) 35 2017–2018

Перспективные нефтяные проекты Ирана

Источник: Energy Information Administration, 2015

Из приведенной Таблицы следует, что после 2020 года суммарная добыча на перспективных иранских месторождениях (исключая обе фазы «Южного Азадегана») составит 700 тыс. баррелей в сутки.

Если же к 2021 году на плато добычи выйдут обе фазы «Южного Азадегана», то суммарный объем производства на 12 перспективных месторождениях приблизится к 1 млн баррелей в сутки.

Иран полагает, что ему под силу довести добычу нефти и конденсата до 4,8–5,8 млн баррелей в сутки к 2021 году. Для этих целей стране необходимо около 70 млрд долларов иностранных инвестиций.

Как представляется, даже с учетом активного сотрудничества Ирана с международными компаниями такой объем капиталовложений вряд ли поступит на иранский рынок в среднесрочной перспективе, а срок выхода основных месторождений на плато добычи будет сдвинут.

Помимо возможной нехватки инвестиций, у Ирана существуют определенные проблемы и с объемами экспорта.  Экспорт нефти в Европу теперь открыт, но там весьма сильные позиции конкурентов (особенно России).

В этой связи большая часть иранской нефти поступает в азиатские государства.

52.4MB | MySQL:103 | 0,445sec