- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О соперничестве Саудовской Аравии и Катара в Ираке

Кризис в Персидском заливе пока далек от завершения. Поэтому, в условиях соперничества между Саудовской Аравией и Катаром (без какой-либо надежды на урегулирование), каждая страна считает необходимым стремиться к сближению с Ираком и склонить его в свою сторону в собственных экономических и политических интересах. По мнению иракского журналиста Мустафы Саадуна («Аль-Монитор»), «обе страны пытаются завоевать особое расположение Багдада, в то время как последний подтверждает свою потребность в помощи со стороны как Эр-Рияда, так  и Дохи, чтобы избавиться от разрушений, оставленных «Исламским государством» (ИГ- запрещено в России – авт.) в суннитских районах».

Очередной выпад Катара в этом направлении произошел два дня назад. 3 января 2019 года телеканал «Аль-Арабия» сообщил о том, что, по словам министра иностранных дел Ирака Мухаммеда Али аль-Хакима, «Катар выдвинул предложение, чтобы иракские территории были транзитным проходом для доставки товаров из Турции»[i] [1]. Он добавил, что «министр иностранных дел Катара посетил Ирак и предложил внести свой вклад в процесс реконструкции и инвестиций». Мухаммед Али аль-Хаким также отметил, что его катарский коллега «просил Багдад внести свой вклад в транзит товаров, импортируемых из Турции через Басру в Катар через укороченный пограничный переход на границе». Министра иностранных дел Ирака подчеркнул, что «проблема, которая стояла перед Багдадом, заключалась в том, чтобы не унифицировать таможенные пошлины с соседними странами, ведь этот шаг был завершен», и что он обсудит данную тему в своем следующем визите в Доху. Следует отметить, что в декабре 2018 Катар обращался к Ираку с предложением присоединиться к подписанному в 2017 году между Дохой, Анкарой и Тегераном Меморандуму о взаимопонимании в отношении содействия развитию транспортных и транзитных перевозок в целях экономического и торгового сотрудничества. Министр промышленности и торговли Али бен Ахмед аль-Кувари (Ali bin Ahmed al-Kuwari) тогда сказал, что «подобное соглашение представляет собой важный шаг на пути к преодолению проблем, препятствующих перемещению торговли через иракскую территорию в государство Катар»[ii] [2].

Напомним, что официальная позиция Ирака по ситуации вокруг Катара нейтральная. По словам его премьер-министра, доктора Х.аль-Абади, прозвучавшие  в июне 2017 года, его «страна выступает против политики блокады, против какого либо из государств, даже, если и согласна с тем, что к ней были вынуждены прибегнуть…». Х.аль-Абади также подчеркнул, что «подобный радикализм в действиях свойственен тем силам, которые поддерживают зло, с которым борется Ирак – терроризм, и поскольку у страны, в результате этой борьбы, уже выработался своеобразный иммунитет против радикализма и экстремизма, а у других стран его нет, мы никому не желаем страдать, в итоге, от терроризма, порожденного экстремизмом и радикализмом»[iii] [3]. Как известно, внутри самого иракского политического истеблишмента существует своеобразный «раскол», где одна влиятельная группировка занимает на сегодня прокатарскую позицию (например, спикер иракского парламента, Салим аль-Джибури, также Тарик аль-Хашими и еще ряд других иракских политиков), а другая симпатизирует саудовцам (политик Айяд аль-Алауи и другие).

В начале ноября 2018 года, министр иностранных дел Катара  шейх Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани посетил Ирак с официальным двухдневным визитом, в ходе которого он встретился с высшими иракскими должностными лицами и обсудил вопросы укрепления двусторонних отношений. Через три дня после визита катарской делегации министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-Фалих посетил Багдад и встретился с таким же количеством лиц, как и министр иностранных дел Катара. Эр-Рияд и Багдад обсуждали необходимость координации и объединения усилий и позиций в области нефтедобычи, энергетики, промышленности и расширения торгового обмена[iv] [4]. Мустафа Саадун («Аль-Монитор») также отмечает, что «некоторые иракские суннитские группировки, которые финансируются и поддерживаются Катаром и Саудовской Аравией, конкурируют за пост министра обороны в новом правительстве премьер-министра Ирака Аделя Абдель Махди. В то время, как Катар поддерживает бывшего спикера парламента Салима аль-Джибури в надежде, чтобы он  занял пост министра обороны в правительстве Аделя Абдель Махди, Саудовская Аравия поддерживает кандидата альянса «Аль-Ватания» Айяда Алауи, или любого кандидата, который не связан с Катаром или Турцией»[v] [5].

Катарско-саудовское соперничество не остановилось только лишь на дипломатическом и политическом уровне. Средства массовой информации в обеих странах начали говорить в один голос о «неспособности» других влиять на Ирак и формировать с ним коалицию. Финансируемый Саудовской Аравией канал «Аль-Арабия» (Al-Arabiya) говорил об «отказе Ирака» от предложения Катара о создании альянса из  пяти стран региона – самой Дохи, а также Ирака, Ирана, Турции и Сирии[vi] [6]. Финансируемая же Катаром газета «Аль-Араби Аль-Джадид» (Al-Araby Al-Jadeed)  обсуждала «неспособность» КСА оказать политическое влияние на Ирак и вследствие этого большее внимание Эр-Рияда к экономическим вопросам, в качестве  компенсации потери части своего влияния на Багдад. Научный сотрудник Chatham House в Лондоне Ренад Мансур (Renad Mansour) сказал в интервью «Аль-Монитор», что считает, что «все это свидетельствует лишь о том, что соперничество между Катаром и Саудовской Аравией за свои позиции в Ираке как нельзя актуально».

Ихсан аль-Шаммари (Ihsan al-Shammari), советник бывшего премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади (Haider al-Abadi), подтвердил в одном из своих интервью, что «действительно, есть катарско-саудовская конкуренция в Ираке. Эр-Рияд и Доха ищут больше возможностей для развития связей с Багдадом. Причина этого заключается в том, что Ирак с самого начала занимал нейтральную позицию в отношении региональных проблем. Возможно, именно Ирак может приблизить примирение этих двух стран». Он добавил также, что «и Эр-Рияд, и Доха предлагают Багдаду возможности для улучшения отношений между ними. У Ирака нет другого выбора, кроме как проводить политику политического балансирования между ними, потому что если он займет ту или иную позицию в региональном конфликте, это будет стоить ему многого». Старший научный сотрудник Национального фонда за демократию в Вашингтоне (the National Endowment for Democracy in Washington) Рахман Аль-Джобори (Rahman al-Jobori) сказал «Аль-Монитор», что, по его мнению, «Ираку следует игнорировать соперничество между Саудовской Аравией и Катаром и принимать решения в соответствие со своим собственным видением региона и самого себя. Багдад должен взять за основу строить свою внешнюю политику с позиций того, что выгодно ему, и меньше концентрироваться на  иностранных интересах»[vii] [7].

Официальный Эр-Рияд также считает, что усиление его влияния в Ираке должно начаться с ограничения влияния Ирана на иракских шиитов. Именно поэтому Саудовская Аравия делает ставку на сотрудничество с одним из ведущих шиитских политиков страны Муктадой ас-Садром, лидером оппозиционного блока «Ас-Саирун» («Альянс революционеров за реформы»), одержавшим победу на парламентских выборах в Ираке в мае 2018. Этот противоречивый политик, сначала выступавший только в роли шиитского лидера Багдада, теперь позиционирует себя в качестве иракского националиста. В 2017 году Муктада ас-Садр  лично посетил КСА и встретился там с наследным принцем  Мухаммедом бен Сальманом (несмотря на обилие критики со стороны шиитского сообщества, которое не понимало, как шиит может вести дела с суннитской Саудовской Аравией). Вскоре после визита М.ас-Садра Эр-Рияд объявил о готовности выделить деньги Ираку для гуманитарной помощи, а также о планах возвращения туда саудовского посольства[viii] [8]. Наличие «своего человека» во влиятельных шиитских кругах Багдада рассматривается Эр-Риядом как очень важный инструмент укрепления его позиций в Ираке.

                       Тем не менее, нам представляется, что несмотря на то, что Ирак действительно соблюдает баланс между КСА и Катаром, все же отношения с последним у него развиваются гораздо интенсивнее. Достаточно вспомнить о том, что в декабре 2018 года во время 6-го заседания Совместного иракско-катарского Комитета по экономическому, торговому и техническому сотрудничеству двух стран, был   подписан  Меморандум о взаимопонимании (МОВ) между торговой палатой Катара и Федерацией иракских торговых палат. Соглашение направлено на укрепление связей дружбы и взаимопонимания между бизнесменами обеих стран, а также развитие сотрудничества в области торговли, инвестиций, передачи технологий, предоставления услуг и поддержки промышленных секторов в обеих странах[ix] [9]. Министр промышленности и торговли Катара Али бен Ахмед аль-Кувари сказал СМИ, что «МОВ был подписан в целях стимулирования экономического сотрудничества и диверсификации товарооборота между двумя странами». На полях этого заседания А.А.аль-Кувари также провел личную встречу с министром торговли Ирака доктором Мухаммедом Хашимом Абдул Маджидом аль-Аани, в ходе которой были рассмотрены двусторонние отношения между Дохой и Багдадом и аспекты совместного сотрудничества, особенно в области торговли, инвестиций и промышленности, а также пути их развития. Для Ирака помощь и поддержка Катара сейчас важны как никогда, ну а для эмирата обычной практикой является  использование финансовых ресурсов для достижения своих политических целей.

[i] [10] https://english.alarabiya.net/en/business/economy/2019/01/03/Iraq-Qatar-suggested-to-transit-Turkish-goods-via-Basra.html [11] Iraq: Qatar suggested to transit Turkish goods via Basra

[ii] [12] https://www.gulf-times.com/story/616147/Minister-says-Qatar-Iraq-ties-a-motivation-for-increased-co-operation [13]

[iii] [14] http://www.iimes.ru/?p=35814 [15] «Отношение Ирака к саудовско-катарскому кризису» Ласкарис Ф.И.

[iv] [16] https://www.spa.gov.sa/viewfullstory.php?lang=en&newsid=1839834 [17] Iraqi Prime Minister Receives Saudi Minister of Energy

[v] [18] http://www.kurdpress.com/En/details.aspx?id=31929 [19] «How Saudi and Qatar are competing over Iraq»  Mustafa Saadoun (декабрь 2018 года)

[vi] [20] Подробнее на http://www.iimes.ru/?p=49854 [21] «Визит министра иностранных дел Катара в Ирак и предложение создания новой коалиции: оценки египетских СМИ» Шмелева Т.А.

[vii] [22] http://www.wionews.com/opinions/how-saudi-and-qatar-are-competing-over-iraq-179942 [23] How Saudi and Qatar are competing over Iraq

[viii] [24] https://www.gazeta.ru/politics/2018/05/20_a_11758549.shtml?updated [25]

[ix] [26] https://www.gulf-times.com/story/616147/Minister-says-Qatar-Iraq-ties-a-motivation-for-increased-co-operation [13]