Визит министра иностранных дел Катара в Ирак и предложение создания новой коалиции: оценки египетских СМИ

7 ноября 2018 года заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Катара  шейх Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани посетил Ирак с официальным двухдневным визитом, в ходе которого он встретился с высшими иракскими должностными лицами и обсудил вопросы укрепления двусторонних отношений. Шейх Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани выразил желание своей страны расширить двустороннее сотрудничество с Ираком во время встречи с премьер-министром Ирака Аделем Абдель Махди, в ходе которой он заметил, что «Ирак укрепился после победы над терроризмом, и мы с нетерпением ожидаем дальнейшего сотрудничества в области торговли и энергетики на следующем этапе»[i]. Как заявил Адель Абдель Махди, развитие экономики, инвестиции и создание рабочих мест являются приоритетами его министерской программы. Он также отметил, что «мы (иракское правительство – авт.) работаем над укреплением хороших отношений со всеми странами и способствуем инвестиционным процедурам, которые будут способствовать развитию экономики». В ходе встречи Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани от имени эмира Катара пригласил премьер-министра Ирака посетить Катар.

Спикер парламента Ирака Мухаммед аль-Халбуси также встретился с главой МИД Катара и его делегацией для обсуждения путей укрепления сотрудничества, а также политического развития в Ираке и регионе Ближнего Востока. Согласно отдельному заявлению. М.аль-Халбуси призвал Катар «внести свой вклад в кампанию по восстановлению (Ирака — авт.) и активизировать инвестиции в его экономику», а также указал на возможное сотрудничество стран в области нефти и газа. М.аль-Халбуси заверил Мухаммеда бен Абдуррахмана Аль Тани, что иракский парламент «стремится содействовать инвестиционной среде нашей страны, разрабатывая соответствующие законы». Глава МИД Катара также провел встречи с президентом Ирака Бархамом Салихом и министром иностранных дел Мухамедом аль-Хакимом. Глава иракской коалиции «Национальный альянс», доктор Ияд Аллави заявил, что «межарабские разногласия негативно отразились на единстве позиции арабских государств по важнейшим политическим вопросам» и подчеркнул «необходимость нормализации ситуации вокруг Катара и открытия новой страницы в отношениях арабских стран».

Выступая перед Катарским информационным агентством (QNA), представитель МИД Ирака Ахмед Махджуб заявил, что визит заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Шейха Мухаммеда бен Абдуррахмана Аль Тани в Багдад «является демонстрацией стремления Катара и Ирака развивать и улучшать перспективы сотрудничества путем активизации меморандума о взаимопонимании, подписанного между двумя сторонами, а также путем регулярного созыва заседаний Иракско-катарского Комитета и внесения вклада в восстановление Ирака»[ii].

Но главное, что приковало к себе особое внимание всех СМИ в ходе этого визита – это предложение Катара о создании новой региональной коалиции стран на Ближнем Востоке[iii]. Министр иностранных дел Катара высказался за создание коалиции из пяти государств региона — Ирака, Ирана, Катара, Турции и Сирии. Несмотря на то, что подобное предложение, исходящее от официального Катара, звучит серьезно, большинство арабских СМИ высказали предположение, что оно больше напоминает пустую риторику. Например, участие Сирии в новом объединении вызывает большие вопросы, учитывая отсутствие между Дамаском и Дохой официальных дипломатических отношений, а также сложные взаимоотношения между сирийскими и турецкими властями. Во-вторых, официальные лица Ирака никак не прокомментировали данное предложение, что свидетельствует о том, что оно не было воспринято всерьез, также иракские СМИ в основном подчеркивали необходимость взаимовыгодного сотрудничества между Багдадом и Дохой и поощрение катарских инвестиций в экономику Ирака путем создания благоприятного  инвестиционного климата в стране.

Египетская газета Al-Ahram Weekly опубликовала 15 ноября статью Хайсама Нури под названием «Катар обратил свой взор на Ирак: почему Багдаду следует быть настороже», в которой   автор замечает, что «новая увертюра Катара в отношении Ирака может указывать на более крупную схему крошечного эмирата Персидского залива, чтобы создать региональную ось, предназначенную для противодействия планам по созданию альянса безопасности под руководством США с региональными соперниками Катара, чтобы сдержать иранскую власть на Ближнем Востоке»[iv]. Al-Ahram Weekly напоминает, что администрация Д.Трампа объявила о планах сформировать Ближневосточный стратегический альянс чтобы включит суннитские мусульманские правительства в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Катаре, Омане, Бахрейне, Египте и Иордании в возглавляемый США пакт по вопросам безопасности, политики и экономики. Однако, по замечанию египетской газеты, «Катар, тем временем, показал, что он не купится на американо-саудовскую стратегию противостояния Ирану. Разлад со своими соседями по заливу подталкивает богатый эмират к поиску новых союзников и друзей, чтобы противостоять вызову (имеется в виду бойкот со стороны КСА, ОАЭ, Египта и солидарных с ними стран –  авт.)». Al-Ahram Weekly сообщает, что Мухаммед бен Абдуррахман Аль Тани в ходе своего визита в Ирак также встретился с Хади аль-Амири, лидером одного из самых могущественных шиитских ополчений в Ираке, поддерживаемых Ираном.

Египетская газета анализирует то, как Катар перешел к восстановлению своих отношений с Ираком после многих лет напряженности с Багдадом, возглавляемым шиитами, из-за поддержки эмиратом суннитской общины страны после падения режима Саддама Хусейна[v]. В частности, Al-Ahram Weekly пишет, что «тем не менее, Катар еще не совсем  разобрался, как реализовать свой новый подход к Ираку. На первый взгляд, Доха, похоже, стремится углубить свои отношения с Ираном и Ираком, чтобы уравновесить давление со стороны Саудовской Аравии и других суннитских арабских стран, которые заняли решительную позицию против эмирата в прошлом году (Ирак до сих пор занимает нейтральную позицию в этом конфликте – авт.). Однако перспективы успеха альянса, предложенного Ираку Дохой, кажутся невысокими, учитывая факторы безопасности, политические факторы, а также «послужной список» предыдущих инициатив Катара. Подобный альянс, безусловно, может только усилить арабские разногласия и расшатать геополитический ландшафт Ближнего Востока». На счет вступления Турции в новую коалицию Al-Ahram Weekly уверена, что,  «несмотря на последние достижения в турецко-катарских отношениях, включая создание турецкой военной базы в Катаре на фоне продолжающегося кризиса в Персидском заливе, все же трудно поверить, что Анкара, член НАТО, дойдет до вступления в новую коалицию. Еще одним фактором, который делает перспективы успеха этого проекта очень низкими, является тот, что Сирия, не имеющая дипломатических отношений с Дохой и Анкарой, вряд ли ответит на это предложение согласием».

Египетская проправительственная газета считает, что «Багдад, скорее всего, сохранит свои военные отношения с США, чтобы уравновесить давление со стороны Ирана, который приветствует любые дальнейшие расколы в рядах стран Персидского залива и, конечно же, поддержит новый альянс, чтобы компенсировать американо-саудовскую стратегию его сдерживания и изоляции. Таким образом, отчаянные попытки Катара заманить Ирак в новую коалицию, скорее всего, ни к чему не приведут.  Сближение с Катаром также поставит под угрозу отношения Багдада с Саудовской Аравией и другими суннитскими арабскими странами, которые объявили бойкот Катару. Так, Саудовская Аравия улучшила свои связи с Ираком после четверти века отчуждения. В 2015 году Эр-Рияд вновь восстановил дипломатические отношения с Ираком и приступил к налаживанию новых политических, экономических и социальных связей. Багдад, в свою очередь, надеется, что богатое нефтью королевство сыграет ведущую роль в восстановлении разрушенных войной городов и поселков, а также надеется укрепить свой вес во всем регионе. Вступление в новый союз с Катаром несет в себе риск для Ирака как внутри страны, так и за ее пределами. Иракские должностные лица должны хорошо осознавать потенциальную опасность перехода к данному  альянсу, который бы вывел Ирак на орбиту региональных держав».

Al-Ahram Weekly подводит итог всему вышесказанному, говоря, что «Катар, с его «мягкой силой», купленной миллиардами долларов, дипломатией, построенной на плетении интриг,  и обширной империей средств массовой информации,  будет продолжать настаивать на своих грандиозных целях и бросать вызов Саудовской Аравии и солидарным с ней странам». Другими словами, главная египетская проправительственная газета напрямую советует Ираку воздержаться от вступления в коалицию, предложенную Катаром, и не доверять Дохе в ее стремлении «открыть все горизонты сотрудничества и поддерживать исторические отношения с правительством и народом Ирака». Она призывает Ирак проводить последовательную и умеренную политику с тем, чтобы восстановить его историческую региональную роль.

[i]                       http://www.xinhuanet.com/english/2018-11/08/c_137590161.htm

[ii]                      https://www.gulf-times.com/story/612327/FM-s-visit-has-opened-new-chapter-in-Qatar-Iraq-ties

[iii]                     https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5771000

[iv]                     http://english.ahram.org.eg/NewsContent/2/8/316400/World/Region/Qatar-eyes-a-fresh-start-with-Iraq.aspx

[v]                      https://www.thebaghdadpost.com/EN/Story/14557/Is-Qatar-backing-Da-wa-Party-to-partition-Iraq

62.85MB | MySQL:102 | 0,556sec