О реакции Турции на американские санкции в отношении Ирана

В своей статье на сайте ИБВ от 9 ноября (ссылка: http://www.iimes.ru/?p=49651) мы говорили о реакции турецкого руководства на введение санкций со стороны США в отношении ИРИ. Если кратко резюмировать, то получится следующее послание в сторону Белого дома: а) если в общем, то санкциями добиться ничего невозможно, они незаконны и контрпродуктивны, а Турция является их противницей, б) если в частности, то для Турции Иран является безальтернативным поставщиком природного газа (в рамках своих объемов), а, следовательно, турецкая сторона резервирует за собой право американцев «не слушаться» и санкциям не следовать, даже после выделенного Турции и ещё ряду стран моратория в их исполнении, сроком в 6 месяцев. Аргумент, который турецкая сторона выводит на первый план, — прост: Турция диверсифицирует свои источники закупок энергоносителей (читай, пытается не допустить монополизации турецкого газового рынка Россией), а американские санкции на эту политику накладывают существенное ограничение.

Причем, если с тезисом в п. б) выше ещё можно соглашаться – Турция и действительно пытается «разбавлять» в своей «трубе» Россию – то в части п. а) мы не раз на сайте ИБВ писали следующее.

Во-первых, Иран для Турции является региональным конкурентом. Причем, конкурентом, даже более опасным, чем Саудовская Аравия. Контроль над мусульманскими святынями и значительный финансовый ресурс – конечно, важно. Однако, Иран обладает большим, чем КСА – технологическим преимуществом по сравнению с Турции и хорошим кадровым потенциалом, что, после полного снятия режима санкционного давления, довольно быстро могло бы привести к неконтролируемому росту иранского влияния в регионе. Так что, режим сдерживания Ирана работает объективно на Турцию.

Во-вторых, турецким компаниям в постсанкционном Иране «ловить» особенно нечего. Другое дело, когда с Ираном готовы работать лишь несколько стран в мире. Это открывает перед последними возможности как непосредственного налаживания поставок в страну всего необходимого, так и открытия у себя «логистического центра». Не секрет, что много продукции исторически попадало в Иран через Турцию и ОАЭ, как транзитные пункты. Полная отмена санкций забирает у Турции это преимущество, а турецкие компании довольно быстро рискуют оказаться вытесненными с иранского рынка своими западными конкурентами.

Разумеется, впрямую в Турции таких «неприличных» слов из официального руководства никто не скажет. Впрочем, проскакивают иногда «реплики с мест». В частности 11 ноября с.г. влиятельная турецкая газета Yeni Safak опубликовала материал под заголовком «Новые балансы. В сфере торговли санкции против Ирана пойдут на пользу Турции».

В этом материале издание цитирует главу Турецко-Иракского Делового совета Комитета по внешнеэкономическим связям (DEIK) Эмина Таху. В нем Э.Таха говорит о том, что очередное введение санкций в отношении Ирана приводит к ситуации, когда вновь меняются «балансы» в целом ряде сфер от цен на нефть до региональных экономик. В частности, по его словам, американские санкции приведут к тому, что импорт иранской продукции другими странами заметным образом снизится. Это, в свою очередь, должно привести к ситуации роста экспорта конкурирующей турецкой продукции, к примеру, в Ирак.

Проиллюстрируем цену вопроса: в 2017 году Ирак для Турции стал экспортным направлением №4 с объемом поставок в 9,055 млрд долл. (пиковый период был в 2013 году – 12 млрд долл.). За 15 лет экспорт Турции в Ирак увеличился в 11 раз. В том же списке, Иран занимает 9-ю строчку с показателем в 3,259 млрд долл. Надо ли говорить о том значении, которое имеют для Турции оба эти рынка и о том, что баланс с (несостоявшейся теперь) отменой санкций в отношении Ирана даже в этом треугольнике Турция – Иран – Ирак мог измениться кардинально.

Какие же иранские товары теперь исчезнут с иракского рынка? – Вот как их перечисляет  Эмин Таха: «Мясо, яйца, бакалея и т.д., а также такие товары нефтехимической переработки, как пластики, больше не будут поступать из Ирана (в Ирак- В.К.). Сейчас они будут закупаться у Турции и возникнут возможности. Ирак, испытывая затруднения с поставками из Ирана, заполнит эту пустоту вместе с Турцией».

Вторит ему и специалист Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) Шериф Дилек, говорящий о том, что иранский экспорт опирается не только на энергетику. Иран, по его словам, является крупным конкурентом для Турции на иракском рынке в вопросе поставок потребительской продукции. Процитируем: «Теперь для задыхающегося в санкциях Ирана будет сложно демонстрировать свое присутствие и работать на иракском рынке, так же легко и просто (как было раньше — В.К.). В этой ситуации, Турция должна увеличить до максимального уровня свои экономические отношения как с Багдадом, так и с Эрбилем». Причем, по словам турецкого эксперта, даже если у Ирака и есть «временное освобождение» (от режима американских санкций — В.К.), то на последующих этапах возникнут возможности и для турецких электроэнергетических компаний.

Итак, с чем же идет и будет идти турецкий бизнес в Ирак, пока у Ирана очередной виток санкций? – Разумеется, в первую очередь, идет о реализации крупных инфраструктурных проектов, которые, в свою очередь, тянут за собой все остальные индустрии. Ну и, конечно же, о потребительских товарах самого широкого профиля, включая «выпадающие» иранские поставки. Так что, санкции в отношении Ирана открывают перед Турцией большие возможности не только в двусторонней торговле, но и в третьих странах.

52.14MB | MySQL:103 | 0,604sec