- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о тактике кандидатов на пост мэра Стамбула к выборам 23 июня 2019 года

Через две недели состоятся перевыборы мэра в крупнейшем городе Турции – Стамбуле. Напомним, что на выборах 31 марта с.г. победу одержал формально кандидат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции Экрем Имамоглу.

Однако, заметим, что не формально, а по факту, Э.Имамоглу явился объединительным кандидатом от оппозиции. Поскольку в Стамбуле своего кандидата не выставляли ни относительно новая националистическая Хорошая партия (ХП), ни прокурдская Партия демократии народов (ПДН).

Причем, первая открыто призывала голосовать за Экрема Имамоглу, а вторая делала все то же самое, но используя «закрытый канал связи» с стамбульцами курдского происхождения. Поскольку Партия демократии народов, в значительной мере, в Турции маргинализирована, обвинена в связях с террористической Рабочей партией Курдистана и явная ассоциация с ней может вызвать проблемы с собственным электоратом, вне зависимости от принадлежности электората к правящей партии или к оппозиции. ПДН – одинаково «токсична» для всех.

Впрочем, и кандидат от власти бывший премьер-министр страны и спикер Великого национального собрания Турции (ВНСТ) Бинали Йылдырым – тоже, по факту, являлся не только кандидатом от Партии справедливости и развития (ПСР), но и от правой Партии националистического движения (ПНД). Эти две партии стали, кроме того, партнёрами по коалиции на парламентских выборах.

И, с минимальным отрывом, на выборах 31 марта победу одержал Экрем Имамоглу. После всех многочисленных пересчетов и разбирательств, инициированных ПСР, как проигравшей стороной, и проведенных Высшим избирательным советом Турции (Yüksek Seçim Kurulu) разница между Экремом Имамоглу и Бинали Йылдырымом сократилась приблизительно до 13 тысяч голосов.

Для понимания того, что это значит в масштабах главного турецкого мегаполиса, приведем демографические данные по Стамбулу: число избирателей – 10 570 939 человек, воспользовалось правом голоса – 8 866 614, признано действительными голосов – 8 547 074, признано недействительными голосов – 319 540. За Экрема Имамоглу проголосовало 4 171 118 человек, а за Бинали Йылдырыма – 4 149 656 избирателей. То есть, исходно, разница между двумя кандидатами составляла 21 462 голосов. В дальнейшем она была сокращена до 13 тыс. голосов. Но к победе Бинали Йылдырыма скрупулезный и неоднократный пересчет бюллетеней голосования не привел.

В результате, Высший избирательный совет принял решение об аннулировании выборов в связи с нарушениями, принятыми в ходе формирования избирательных комиссий на избирательных участках, что могло, согласно принятому решению, существенно повлиять на итоги прошедших выборов. О том, какое значение для правящей партии имеет город Стамбул на страницах ИБВ мы писали не раз (к примеру, здесь: http://www.iimes.ru/?p=55144 [1]) и отступаться от своих претензий на город власть не собирается.

Впрочем, понятно, что права на третьи перевыборы у власти не будет. Иначе, это будет смотреться совсем уж гротескно (да и сами нынешние перевыборы, а, точнее обоснованность их проведения, вызывает уйму неприятных для власти вопросов – В.К.).

Так что, власти предстоит сделать свое «домашнее задание», существенно скорректировав свою предвыборную тактику.

Об этом, собственно, говорили турецкие социологи (мы об этом писали в статье: http://www.iimes.ru/?p=56952 [2]) – о том, что изначально Бинали Йылдырым шёл на выборы в качестве бесспорного фаворита, которому Экрем Имамоглу, как предполагалось, составить конкуренцию не сможет. Так, собственно предвыборная кампания и начиналась. Однако, довольно быстро, Экрем Имамоглу не только набрал политический вес, но и преодолел разрыв, изначально существовавший между собой и Бинали Йылдырымом.

Что именно произошло тогда, правящей партии предстоит правильно оценить и сделать далеко идущие выводы, скорректировав свою предвыборную тактику. При этом, власть также должна правильно оценить влияние от самого факта перевыборов на избирателей.

К примеру, насколько «разозлились» оппозиционеры в Турции и как это повлияет на их явку на выборы? Какие выводы из перевыборов сделают неопределившиеся граждане и станут ли для них новые выборы «интереснее», с точки зрения своего участия, чем выборы 31 марта с.г.? Явка на предыдущих выборах составила 83,9% — удастся ли её повысить и, если да, то в каких пропорциях распределится между кандидатами от партии власти и от оппозиции мобилизованный электорат? Повторимся: не стоит недооценивать самого факта отмены предыдущих выборов, который становится отдельным и сильным фактором воздействия на умы всех стамбульских избирателей.

Отметим главное: и Экрем Имамоглу и Бинали Йылдырым 23 июня выйдут в «чистое поле». В том смысле, что ни на сайтах обеих материнских партий (НРП и ПСР, соответственно), ни на сайтах стамбульских отделений партий не содержится сколь-нибудь заметных сведений о предстоящих выборах. Вся борьба в интернет–пространстве развернута на персональных сайтах и аккаунтах в социальных сетях двух политиков. И это принципиально для двух кандидатов, которые позиционируют себя в качестве будущих «объединительных», то есть «надпартийных», мэров.

Итак, посмотрим, как готовится к выборам каждый из них.

Экрем Имамоглу в центр своей кампании поставил слоган «Все будет хорошо!» — случайно вырвавшуюся у него фразу, после обнародования Высшим избирательным советом решения об отмене выборов 31 марта с.г. и о перевыборах, которая была сразу подхвачена народом и превратилась в мем (такой же, каким стало слово «мазбата» — мэрское удостоверение, которого Э.Имамоглу сначала долго дожидался, а потом, все же, ему пришлось его сдать обратно – В.К.). Так что, исходя из того, что эта фраза про «все хорошо», очевидным образом, избирателям «зашла», не было повода не сделать из неё слоган для всей предвыборной кампании. Тем более, что слоган этот несет в народные массы позитив и надежду.

А ведь, по мнению отдельных политологов, именно отсутствие такого позитива и построение негативной предвыборной кампании и привело к тому, что Бинали Йылдырым и Партия справедливости и развития потерпели в Стамбуле 31 марта с.г. поражение. На самом деле, Партия справедливости и развития, на протяжении своей политической «карьеры», предпочитала, в первую очередь, говорить о конкретных проектах и о конкретных планах / достижениях.

Такой подход, подтвержденный положительной повесткой в стране, неизменно приносил правящей партии успех. Ярким примером, когда правящая партия от такого подхода отказалась, стали парламентские выборы 2015 года, когда потребовалось повторное голосование. И тогда турецкая властная пропагандистская машина включила курдскую проблему и необходимость её силового решения на полную мощность.

От действующего руководства страны все последние годы было довольно много негатива, деклараций о готовности использовать силовые методы, внутри страны и за пределами её, и даже их наглядная демонстрация. В последние годы к выборной риторике Партии справедливости и развития добавился и серьезный внешнеполитический контекст, с заявлениями про то, что Турция находится «в кольце врагов и недоброжелателей» и про необходимость страну укреплять и оборонять.

Но эффективность подобного подхода со временем падает: во-первых, турецкий избиратель просто устал быть в окружении врагов и хочет видеть рядом со страной партнёров и друзей. Ну, а, кроме того, во-вторых, со временем, подобные заявления начинают вызывать у избирателей недоверчивость и недовольство. В результате у избирателей возникает разумный вопрос: насколько эффективно работают руководители страны и её внешнеполитический блок, если у страны нет союзников? В итоге, возникает спрос и на альтернативную, положительную риторику и на новые лица в политике.

Собственно, как заметили многие наблюдатели, нечто похожее и произошло в Стамбуле на выборах 31 марта с.г.: Экрем Имамоглу смотрелся моложе, свежее и оптимистичнее своего матерого соперника. И тот слоган «Все будет хорошо!», который стихийно у него родился и нашел отклик у стамбульцев, является тому наглядным подтверждением.

Главным выводом, который, похоже, сделали для себя в Партии справедливости и развития стал тот, что партии нужна достаточно спокойная предвыборная кампания. То есть, ПСР отказались от навязчивой кампании в СМИ и от широкой наружной рекламы. В общем, в этот раз, ПСР не будут преследовать повсюду своим образом стамбульских избирателей. Поскольку опытно оказался подтвержден тот факт, что оказание давления на избирателей начало вызывать у них нервозность и даже отторжение.

В то время, как Бинали Йылдырым перенимает у Экрема Имамоглу предвыборную кампанию, выдержанную в спокойном тоне, Экрем Имамоглу четко понимает, что главным его слабым местом, по сравнению с конкурентом, является отсутствие столь же широкого опыта практической работы, как у бывшего министра транспорта, премьер-министра и спикера Меджлиса (в хронологической последовательности).

Чтобы можно было бы избирателю показать «опыт выполненных работ» и подтверждение того, что данные в ходе предвыборной кампании обещания будут реализовываться на практике. На протяжении ряда лет руководство страны и Партия справедливости и развития говорили о том, что оппозиция только что «болтать» и умеет. А практической работой она не занималась и достигнуть в ней успеха не сможет.

Отсюда и та серия роликов, опубликованных на личном сайте кандидатом от оппозиции Экремом Имамоглу, которые идут под заголовками «… сделали, … сделаем». Где вместо троеточия подставляются конкретные реализованные дела и четкие планы на перспективу.

Видение Экремом Имамоглу нового Стамбула включает несколько компонентов. Перечислим их, как они указываются на сайте его предвыборной кампании:

Теперь переходя к конкретным обещаниям, которые дал Экрем Имамоглу в рамках своей предвыборной кампании и видения будущего, очерченного выше:

 

Для каждого из пунктов, приведенных выше, Экремом Имамоглу записан видеоролик и написан текст, который раскрывает суть инициативы. Эта информация размещена на его личном сайте, посвященном предстоящим выборам.

К примеру, говоря о «спокойном и безопасном Стамбуле», Э.Имамоглу имеет в виду повышение безопасности города, в первую очередь, для женщин и для детей. Под безопасностью, подразумевается обеспечение их эффективной защиты от домашнего насилия в ежедневном и круглосуточном режиме. Для этого планируется создать два центра (укрытия) по одному на Европейской и Азиатской частях города. Будет открыта бесплатная круглосуточная горячая многоязычная линия (Alo 183) поддержки женщин, подвергшихся различным формам насилия. Также будет создана городская дорожная карта, направленная на борьбу с эксплуатацией детей. Будет использована «умная» система для обеспечения освещенности всех общественных мест. Также в городском транспорте будет предусмотрена красная кнопка для обеспечения оперативного вмешательства правоохранительных органов на случай опасных ситуаций.

Или, допустим, что касается обеспечения синхронизации между инвестициями и подготовкой рабочей силы. Речь идет о том, что в городе существует целый ряд ведомств, допустим, Промышленная палата Стамбула (ISO) или Совет по социальному страхованию (SGK), которым по силам проводить различные исследования, направленные на то, чтобы определить текущее состояние в городе с трудовыми ресурсами – как с имеющимися  вакансиями, так и с имеющимися кадрами. Соответствующим образом, под возникающую отрицательную разницу, будет оперативно организовываться образовательный процесс соответствующей направленности.

Довольно интересным вопросом представляется то, каким образом, Экрем Имамоглу обещает облегчить ситуацию в городе с безработицей и, в частности, создать 150 тыс. новых рабочих мест. Во-первых, как он пишет на своем сайте, он собирается расширить спектр услуг, которые предоставляются со стороны Муниципалитета Стамбула гражданам города. Это, по его словам, обеспечит городу сразу 25 тысяч новых рабочих мест. Ещё 50 тысяч рабочих мест, по оценкам Э. Имамоглу, должны возникнуть в результате того, что будут организованы Районные офисы по занятости, которые обеспечат связь между рабочей силой и инвесторами, вкупе с работодателями. Кроме того, ещё 50 тысяч рабочих мест, в течение 5 лет, должно возникнуть как итог деятельности Стамбульского агентства по инвестициям и по продвижению. Также в каждом районе города будет создан Городской институт, который будет предоставлять образовательные услуг в сфере технологий и инвестиций. Что должно позволить адаптировать образовательные программы под потребности в новых профессиях. Как результат, расширение сфер услуг Стамбульского муниципалитета, создание региональных центров занятости, а также активная работа Стамбульского агентства по продвижению и инвестициям должно обеспечить создание в городе 150 тыс. новых рабочих мест.