- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О заявлениях министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. Часть 3

24 сентября 2020 г. состоится Саммит ЕС, на котором, в том числе, будет обсуждаться европейская позиция в отношении конфликта в Восточном Средиземноморье между Турцией и Грецией.

Этот Саммит должен официально зафиксировать европейскую позицию по отношению к одному из важнейших международных кризисов. Соответственно, сейчас можно наблюдать серьезную подготовку стран – непосредственных участниц средиземноморского противостояния, Турции / ТРСК и Греции / Республики Кипр, а также вовлеченных сторон, к этому мероприятию. Идет большая и комплексная игра с использованием всех имеющихся у сторон доступных методов и средств.

Следует признать, что в этой игре преимущество пока – на стороне Греции. Она не просто заручилась поддержкой со стороны второго государства Европы — Франции. Причем поддержкой активно антитурецкой, не только с соответствующей риторикой, но и с практическими действиями.

Так, в частности, Франция выступила локомотивом Саммита стран Южной Европы (MED-7), по результатам которого была обнародована Декларация, предельно жесткая по отношению к Турции, осуждающая действия страны и характеризующая их как «агрессивные» и обещающая введение антитурецких санкций на ближайшем Саммите ЕС 24 – 25 сентября с.г. Подписантами этого документа стали Республика Кипр, Франция, Греция, Италия, Мальта, Португалия и Испания (подробности – в материале, опубликованном на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=73029 [1]).

Посреднические усилия Германии на этом фоне – не слишком заметны. Особенно, после того, как по имиджу Германии и лично канцлера А. Меркель нанесен удар в глазах Турции, когда буквально вслед за примирительными заявлениями Германии и мораторием Турции на геологоразведочные работы в регионе, Греция заключила с Египтом соглашение о разделении исключительных экономических зон. Это было оценено в Турции в качестве слабости Германии и её руководства и неспособности их обеспечить соблюдение достигнутых с Турцией договоренностей. Следовательно, Германия в глазах турок, пусть и является потенциальным посредником, но посредником (пока или уже) недостаточно эффективным.

Что же до позиции США, то она стала понятна, после того, как было объявлено о совместных сухопутных американо-греческих учениях в Западной Фракии. Где, как немедленно сообщили турецкие СМИ, проживает турецкое меньшинство страны. Вообще, стоит отметить, что турки очень любят вспоминать про тюркские народы в тех странах / регионах, где начинают разворачиваться какие-либо острые события. Разумеется, турецкими СМИ это делается с целью превращения подобного ряда вопросов в свое национальное дело. Так, к примеру, было и есть в Сирии. Так есть в Ливии. И так, оказывается, может быть и в Западной Фракии. Хотя обмен населением между Грецией и Турцией, в прошлом, вроде как, и состоялся.

И, кроме того, не стоит забывать и того, что американцами было снято оружейное эмбарго в отношении Республики Кипр. Что также было воспринято в Турции не просто как враждебный по отношению к стране шаг, который призван изменить баланс сил в региональном противостоянии, но и прямая провокация к активным действиям Греции и Республики Кипр против Турции и Турецкой Республики Северного Кипра. Как если бы США хотели, чтобы первые «остудили пыл» вторых в регионе.

Тот факт, что США продавили историческую сделку между Израилем, с одной стороны, и ОАЭ, и Бахрейном, с другой стороны, конечно же, встретил осуждение в Турции, однако, все же, не поднял «волну негодования» о том, что США — Израиль «раскалывают арабский мир» как этого можно было ожидать. С учетом того, что Р.Т.Эрдоган видит своей исторической миссией «оберёг» палестинского народа, ничуть не в меньшей степени чем американцы рассматривают Израиль в качестве страны, чьи интересы надо отстаивать с учетом её сакрального значения для христианской цивилизации. Подчеркнем такое же значение имеет Палестина и Иерусалим для Р.Т.Эрдогана, но уже в том, что касается ислама. Тем не менее, особо жестких слов по этому поводу от Турции, пока во всяком случае не прозвучало.

Главная причина этого – понятна: конечно же, президент Дональд Трамп не подарок для Турции. Однако, Джо Байден будет для Турции хуже в разы. И, в этом смысле, идти в открытую полемику с нынешним руководством США Турции не с руки. Д. Трамп должен «снять сливки» с этого процесса и, если это позволит ему поправить свой рейтинг в США, это полностью вписывается в национальные интересы Турции. Хотя и, подчеркнем ещё раз, Дональд Трамп, отнюдь, не является подарком для Турции.

Второе, разумеется, заключается в том законном вопросе, который должен возникнуть неизбежно у сторонних наблюдателей за процессом: а какое, собственно отношение имеет Турецкая Республика к пресловутому «расколу в арабском мире»? Турция имеет отношение к арабскому миру лишь только то отношение, которое обусловлено территориальными границами Османской Империи. Вряд ли, арабскому миру приятен такой интерес Турции к себе.

Все было бы для Турции совсем плохо, не будь процесс принятия решений Европейским Союзом столь сложным. В этом смысле, Турции и не нужно, чтобы избежать санкций, чтобы все её поддержали. Достаточно лишь активной поддержки отдельных членов ЕС в ходе голосования, чтобы заблокировать принятие против себя решения. Это дает туркам определенный шанс, все-таки, избежать по отношению к себе карательных мер, которые – очень некстати, с учетом нынешнего положения дел в турецкой экономике.

Мы не раз писали о том, что Турция, в последние годы, пришла к тому, чтобы пытаться напрямую обращаться к зарубежной публике с использованием ведущих зарубежных средств массовой информации. Как правило, это делается в форме публикаций статей авторства турецких руководителей, включая президента Р.Т.Эрдогана и министра иностранных дел М.Чавушоглу в ведущих зарубежных газетах. Это – относительно новый тренд, который Турция опробовала во многих странах, включая США, Россию, Германию и Францию (заметим, что этот список – далеко не полон, Турция пытается распространить эту практику везде, где представляется оправданным выстраивание прямого диалога с зарубежной публикой – В.К).

По всей видимости, такой метод достижения зарубежной аудитории был признан эффективным и перспективным, когда турецкие руководители напрямую объясняют турецкую позицию по актуальным вопросам международной повестки дня зарубежным читателям. Происходит это минуя разного рода фильтры – когда зарубежные СМИ, включая газеты и телевидение, просто берут те или иные цитаты из выступлений турецкого руководства, которые вызывают их интерес и вписываются в контекст того или иного контента. Это дает уникальную возможность той или иной стране выражать свою позицию в полном объеме и вписывать такие публикации в общий план продвижения своего образа за рубежом.

К слову сказать, в рамках «обмена опытом», стоит посоветовать и российским руководителям, которые, также, как и турецкие, нередко испытывают сложности с донесением своей позиции до зарубежной аудитории, прибегать к схожему методу – создавать свое собственное «послание» п выкупать под него эфирное время или газетные полосы ведущих мировых изданий. Понятно, что немедленного эффекта это и не создаст, однако, накопление фундамента безусловно будет. Тем более, что современный образ России, выразимся мягко, в настоящее время, далек даже не от идеала, а от предпочтительной нормы.

Тем не менее, возвращаемся к вопросу использования этого метода со стороны Турции. 15 сентября с.г. в греческой ежедневной газете «Катемирини» была опубликована статья авторства министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу.

Для справки: эта газета издается на греческом и на английском языках. А, кроме того, издается и её специальный вариант для Республики Кипр. Следует сказать, что это – достаточно серьезное, консервативное греческое издание. Точных данных относительно тиража этой газеты нет. Однако, можно оценивать, что он не должен быть меньше чем 100 тыс. экз.

Итак, министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу 15 сентября с.г. вышел со своей статьей в одном из ведущих греческих изданий. Заголовок статьи – «Наше предпочтение в Восточном Средиземноморье — дипломатия без предварительных условий». Согласимся, что это — достаточно показательный жест, который призван продемонстрировать мирный настрой Турецкой Республики в Восточном Средиземноморье. Причем, данная статья, кроме того, доступна на немецком, испанском и португальском языках. Что, так же, дает представление о том, кому адресуется глава турецкого внешнеполитического ведомства. А адресуется он Германии (как посреднику в споре) и государствам Южной Европы (см. касательно MED-7 выше).

Приводим перевод наиболее характерных цитат из этой статьи, сопровождая их своими комментариями:

«Средиземное море всегда было колыбелью цивилизации, а также местом постоянного культурного и экономического взаимодействия. В этой географии наше прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. У Турции и Греции всегда было только два выбора: сойтись друг с другом так, чтобы причинить боль нам обоим, или найти беспроигрышную формулу для определения взаимовыгодного пути вперед».

На самом деле, следует отметить, что, что бы не думали за рубежом по поводу турецко-греческих отношений, следует отметить, что на уровне турецкого населения, допустим, проживающего на побережье Эгейского моря и, греков отношения – достаточно теплые и можно сказать даже родственные. Настолько все перемешалось в бытность Османской Империи. К примеру, в Турции распространены однодневные безвизовые туры на греческие острова и это, следует сказать, также способствует диалогу между двумя народами. Так что, вторая альтернатива, действительно, между двумя странами имеется, учитывая, к примеру, сохранение родственных связей между «двумя берегами».

«Логика «постоянного соседа», естественно, предполагает взаимное уважение прав друг друга. К сожалению, это не похоже на то, с чем мы сталкиваемся в Турции в наши дни. Такое взаимное уважение, в свою очередь, должно проявляться в духе обязательства решать все нерешенные вопросы или нерешенные конфликты мирными средствами и путем диалога. В таком духе, соседи не стремятся к эскалации, а стремятся к прямой дипломатии и к добросовестному диалогу с целью подлинного разрешения споров».

Это можно считать мирным шагом в сторону Греции. Что же говорит турецкий министр иностранных дел касательно «миротворческих» усилий Франции в регионе? — Относительно которых в стране не высказался только ленивый и эта риторика не была отнюдь мирной, когда турецкие обозреватели говорили и продолжают, буквально каждый день, говорить о французском «неоколониализме».

Цитируем:

«В последнее время правительства, подобные правительству Франции, демонстрируют опрометчивую тоску по своему колониальному прошлому. Неужели мы действительно так быстро забыли, что колониальный период не принес ничего, кроме огромной боли и страданий стольким народам?

Шаблон общепринятого поведения столичных хозяев, навязывающих свою волю периферии, закончился. Наш президент выступает за то, что «мир — больше пяти» (кавычки — авторские, чтобы подчеркнуть идею о которой говорит Мевлют Чавушоглу, о которой мы уже писали на сайте ИБВ http://www.iimes.ru/?p=73014 [2]; речь идет о тезисе Р.Т.Эрдогана о том, что формат только лишь пяти постоянных членов СБ ООН уже не отражает современного положения дел и современного многополярного устройства мира – В.К.), чтобы призвать к более справедливому международному порядку.

Мы обозначаем нашу внешнюю политику как предприимчивую и как гуманитарную, чтобы подчеркнуть те ценности, которые мы хотим вывести на первый план, а также нашу неутомимость и творческий подход в их реализации, и все это во исполнение изречения «Мир дома, мир во всем мире», сформулированного Ататюрком, который был номинирован на Нобелевскую премию мира со стороны Венизелоса. Вот почему, мы подчеркиваем взаимное уважение и справедливое решение проблем».

А вот эта отсылка к основателю и первому президенту Турецкой Республики является очень и очень любопытной. Дело в том, что нередко можно было слышать критику со стороны правящей Партии справедливости и развития того, что в результате тогдашних договоренностей столетней давности Турция лишилась части важных для себя территорий. Причем происходит это практически на протяжении всего двадцатилетнего периода (!) правления ПСР в Турции.

Ну, и если обратиться к фундаментальному труду «новоосманизма» «Стратегической глубине» авторства Ахмета Давутоглу (ныне – председатель Партии будущего — В.К.), то можно вспомнить, что он отзывался об этом слогане М.К.Ататюрка, как о чересчур мирном и не отражающем современную реальность и не слишком применимом в её условиях.

А Ахмет Давутоглу, напомним, побывал и министром иностранных дел страны, и премьер-министром и его тезисов, в общем-то, пока в Турции никто не отменял. Вообще, про тезис «Мир – дома, мир – во всем мире» в Турции турецкие же руководители вспоминают настолько редко, что встретить его в тексте подобной статьи весьма и весьма удивительно, хотя и понятно, что Турция пытается апеллировать к тому периоду, в который между Турцией и Грецией отношения пережили примирение. Во всяком случае, внутри Турции про «Мир – дома, мир – во всем мире» правящая партия и не вспоминает. Похоже, речь идет о том слогане, которой, на взгляд ПСР, хорошо может себя «зарекомендовать» в международных отношениях страны. А внутри неё процветает милитаризм и призывы «не отступать, не сдаваться».

Что, впрочем, не исключает слов Турции в адрес Франции в попытках её обвинить в новом колониализме. Удастся ли Турции хотя бы заронить мысль об этом среди греческих читателей? – С учетом того, как активно Франция поддерживает Грецию в эти дни, вряд ли. Но как говорится «за попытку – зачет». Было бы странно, если греки сейчас бы заговорили о колониальной Франции и о «похождениях» французов в Африке, как это, чуть ли не каждый день, делают ведущие турецкие СМИ.

Разумеется, Турция не видит Францию в качестве посредника для нынешнего кризиса, а смотрит в сторону Германии и НАТО.

Цитируем:

«Вот почему Турция поддерживает инициативу НАТО по разрешению конфликта и инициативу Германии по деэскалации, с конечной целью возрождения уже установленных двусторонних механизмов между Турцией и Грецией. Мы надеемся, что Афины понимают, что это — разные вещи. Турция достаточно уважает Грецию, чтобы не желать вести переговоры и соглашаться с другими сторонами по вопросам, которые должны решаться непосредственно между двумя соседями».

А вот здесь мы видим довольно интересную попытку турок выйти на формат переговоров с Грецией «один на один», исключив как международное посредничество, так и, куда как в большей степени, международную поддержку Греции. Это было бы реально, если бы в Восточном Средиземноморье не сплелись бы в плотный узел интересы не только региональных, но и глобальных держав, а также ведущих мировых игроков топливно-энергетического комплекса. Это уже не только греческий и кипрский, но и их конфликт тоже и, вряд ли, они откажутся от своих активных действий по призыву Турции.