О позиции Турции на предстоящей Генеральной Ассамблее ООН.

24 сентября 2020 г. состоится Саммит ЕС, на котором, в том числе, будет обсуждаться европейская позиция в отношении конфликта в Восточном Средиземноморье между Турцией и Грецией. Этот Саммит должен официально зафиксировать европейскую позицию по отношению к одному из важнейших международных кризисов. Соответственно, сейчас можно наблюдать серьезную подготовку стран – непосредственных участниц средиземноморского противостояния, Турции / ТРСК и Греции / Республики Кипр, а также вовлеченных сторон, к этому мероприятию. Идет большая и комплексная игра с использованием всех имеющихся доступных методов и средств.

Ещё одно мероприятие, которое предстоит накануне Саммита ЕС – это заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которое состоится 22 сентября в режиме видеоконференции — впервые за 75-летнюю историю этой организации.

Стоит напомнить, что ранее заседания откладывались лишь только два раза в истории: один раз после атак на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года, а также во время финансового кризиса 1964 года. Из-за вспышки COVID-19 в этом году состоится первая «виртуальная ассамблея ООН».

Как ожидается турецкими наблюдателями, мировые лидеры выступят со своими заявлениями, касающимися своих внутренних дел, а также по вопросам глобальной и региональной повестки дня.

В этом смысле, можно лишь отметить, что центральной темой этого года будет та, что выражена словом «многосторонность» на фоне ослабления практической реализации этого понятия – наблюдается поляризация сил по наметившейся оси противостояния между США и Китаем.

Помимо этого, как отмечается турецкими обозревателями, наблюдаются разногласия внутри Европейского союза (в частности, увенчавшиеся так называемым Brexit — В.К.). Отмечается «односторонняя» (то есть, самостоятельная без оглядки на международное сообщество – В.К.) политика России. В результате, как указывают турецкие СМИ, складывается атмосфера, которая мешает миру, стабильности и справедливому распределению ресурсов на Ближнем Востоке, и вызывает напряженность, наблюдающуюся ныне в Восточном Средиземноморье.

Как указывает главное англоязычное издание Турции – газета Daily Sabah, чью читательскую аудиторию составляет дипломатический корпус зарубежных стран, аккредитованных в Турции и Администрация президента Турецкой Республики, в свете происходящих событий, «Турция могла бы стать ведущей страной, осознавшей важность и использовавшей многосторонний подход в борьбе с пандемией».

Заметим, что, в отличие от Саммита ЕС, где вопрос будет решаться без участия Турции, на Генеральной Ассамблее ООН Турция может высказаться в полный голос. Это – видимо, главная и последняя площадка, с которой страна может обратиться к международному сообществу в преддверии Саммита ЕС.

Соответственно, как ожидается, выступление президента Реджепа Тайипа Эрдогана в этом году, как, впрочем, и в прошлые, будет всеобъемлющим и отражать все те риски, с которыми сталкивается современный мир. Мы не раз писали на страницах ИБВ, о том тезисе Р.Т.Эрдогана, который выражен им следующим образом — «мир больше пяти». Этот тезис от турецкого лидера не раз звучал на платформе ООН.

Речь идет о том послании современному миру со стороны Турции, что нынешние глобальные проблемы, войны и конфликты не могут быть решены только посредством решений пяти стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Это, как отмечается турецким руководством, является узурпацией процесса принятия важных решений мировым сообществом.

Так что, Турция последовательно, на протяжении более чем десятилетия, выступает за то, чтобы состав участников – постоянных членов СБ ООН был бы расширен. Однако, вплоть до настоящего времени, эта турецкая идея, за которую должны, по турецкому замыслу «встать горой» развивающиеся страны и страны третьего мира, не получила в ООН практического воплощения.

В этом смысле, вряд ли следует ожидать, что выступление 2020-го года принесет сюрпризы и турецкий лидер промолчит по поводу «мира, который больше пяти».

Вообще говоря, Турция отличается завидной последовательностью и упорством в части тех тезисов, которые ей представляются принципиальными. С упорством, достойным лучшего применения, Турция борется за множество вопросов, которые рядом стран считаются своим внутренним делом: это, к примеру, касается возвращение Крыма в состав России или же положения дел уйгур в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Своей нарочитой бескомпромиссностью и заигрыванием с силами, противостоящими официальным Москве и Пекину, Турция, из года в год, умело вызывает раздражение в свой адрес и лишает себя с этими игроками возможности дипломатического маневра.

А вопрос числа постоянных членов СБ ООН является одним из таких вопросов, с которым Турция идет в атаку на международной арене, говоря о том, что пятерка стран – постоянных членов СБ ООН является рудиментом миропорядка, который возник после Второй мировой войны, а сейчас наступили «другие времена» и международная система должна быть под них адаптирована.

Вообще, слушая этот тезис от турецкого руководства на протяжении долгих лет остается только удивляться тому «простодушию», которое турецкая сторона демонстрирует на международной арене. Миропорядок, о котором рассуждает Турция сложился на руинах Второй мировой войны, от которой Турция благополучно увернулась, не внеся в неё и толики своей лепты. Миропорядок определялся всегда, определяется и будет определяться державами – победительницами. А не «омбудсменам», в роли которого пытается выступить Турция. Хотя сама по себе идея, чисто теоретически и исключительно из гуманистических соображений – не лишена основы.

Неслучайно Турция особо гордится тем, что она входит в состав так называемой Большой двадцатки G-20, что является несомненным признанием того положения, которое занимает страна в современном мире.

Так что, та же газета Daily Sabah указывает на «правоту тезиса Эрдогана в том, что в различных частях мира не ликвидируются конфликтные зоны, а также видны усилия постоянных членов Совета Безопасности ООН (СБ ООН) по саботажу (!) процессов, которые напрямую не угрожают их национальной безопасности».

В частности, издание характеризует позицию Франции, как препятствующую мирному урегулированию в Восточном Средиземноморье. Оно же говорит о нежелании «США и России установить мирную атмосферу на Ближнем Востоке и особенно в Сирии». «Достается» от турок и Китаю, чья позиция, по словам обозревателей турецкого издания, «не способствует многосторонним решениям, особенно во время пандемии». В этой ситуации, турецкие обозреватели ожидают очередное «сильное послание» со стороны своего президента Р.Т. Эрдогана в ООН, касающееся региональных и глобальных проблем, с которыми сталкивается современный мир.

Разумеется, как мы уже написали выше, с учетом нынешнего главного турецкого приоритета – Восточного Средиземноморья (та же Ливия в лице Правительства национального согласия является для Турции не самоцелью, а инструментом отстаивания своих интересов в регионе – В.К.), с уверенностью можно утверждать, что именно тема прав и деятельности Турции и Турецкой Республики Северного Кипра будет для турецкого президент Р.Т.Эрдогана центральной.

Процитируем турецкое издание: «Эти законы (то есть, международное право – В.К.) и соглашения в значительной степени игнорировались и узурпировались как свершившийся (по отношению к имеющей претензии Турции – В.К.) факт, и все соглашения, а также процессы в этом отношении будут подтверждены на высоком уровне. Учитывая, что собеседником Турции в ООН является непосредственно Франция, Эрдоган неизбежно коснется провокационной политики администрации президента Франции Эммануэля Макрона через Грецию».

И далее:

«Таким образом, можно предвидеть, что Греция также получит долю выступления Эрдогана. Эрдоган еще раз напомнит миру о международном праве и соглашениях против подхода Греции, которая игнорирует международное право, в том числе соглашения ООН, и пытается создать антитурецкий блок, вступив в альянс с Францией, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Израилем в регионе».

Следует отметить, что за игрой мускулами в Восточном Средиземноморье, для турок, во всяком случае, тема Сирии и Ливии, вроде как, отступила на второй план. Ей уделяется турецкими СМИ «вторичное внимание». Особенно, то, что касается Сирии. Однако, не стоит забывать того, что Сирия – Ливия – Восточное Средиземноморье образуют неразрывно связанный треугольник.

Так что, как ожидается, президент Турции Р.Т.Эрдоган также обсудит последнюю ситуацию в Сирии и Ливии. За исключением Китая собеседниками Турции по этим вопросам станут все постоянные члены СБ ООН. И, как пишет турецкое издание, разговор не обещает быть легким, цитируем:

«Трудно сказать, особенно в отношении России, США и Франции, что эти страны отдают предпочтение многостороннему решению, отвечающему интересам национальной безопасности всех сторон. Турция — одна из ведущих стран, которые заплатили цену за территориальную целостность, мир и стабильность Ливии и Сирии за последние 10 лет».

Отметим, что это – пожалуй, один из главных тезисов турецкой стороны чуть ли не с самого начала так называемой «арабской весны». Этот тезис заключается в том, что именно Турция является одной из стран, которые заплатили самую высокую цену за происходящее в соседних странах, именно Турция является одним из главных борцов с терроризмом в регионе и именно Турция, взвалила на себя самое тяжелое гуманитарное и, как следствие, экономическое, бремя в регионе. В частности, по принятию на своей территории около 4 млн сирийских беженцев.

Можно по-разному относиться к факту приема этих людей на турецкой территории. Наиболее распространенными тезисами в этом смысле являются следующие: «Турция сама разворошила осиное гнездо в Сирии, сама и получила негативный для себя результат, который вылился, в том числе, в многомиллионную волну беженцев», «Турция использует беженцев в качестве средства давления (шантажа) ЕС для получения для себя о европейцев выгод и преференций», «Турция воспитывает на своей территории пятую колонну, чтобы потом «десантировать» её в Сирии и получить влияние на страну изнутри в будущем и так далее. Есть даже более экзотичные «версии», которые раздаются внутри страны – допустим, о том, что, дескать, Р.Т.Эрдоган хочет этим сирийцам дать турецкое гражданство с тем, чтобы они за него и за его Партию справедливости и развития голосовали бы на выборах.

Но правда заключается в том, что эти миллионы беженцев находятся на турецкой территории и, на самом деле, фактом своего пребывания вызывают серьезные расходы для принимающей стороны и, в целом, они являются достаточно беспокойными гостями. В обмен же на их содержание на своей территории, чего бы там не говорили, вплоть до настоящего времени Турция не получила от ЕС ничего – не финансовых средств, не преференций. На такую ситуацию (из-за чего бы она не возникла – а турки явно считают, что они не делают на международной арене ничего такого, чего бы не делали другие страны – В.К.), турки явно теряют терпение. Пожалуй, лишь пандемия коронавируса заставила турок отказаться от того, чтобы и дальше держать двери в Грецию для сирийских беженцев открытыми, начав играть уже в этой ситуации буквально «ва-банк».

Так что, как ожидается, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 22 сентября, президент Р.Т.Эрдоган, цитируем турецкое издание: «в очередной раз, напомнит всем о гуманитарном бремени, которое несет Турция в этих странах, особенно в Сирии, ради установления мира и стабильности».

В каком же контексте это прозвучит? – Вот как эту ситуацию видит Daily Sabah: «Нетрудно догадаться, что Эрдоган упомянет дестабилизирующие шаги со стороны России, особенно, и США как основных действующих лиц в Сирии и Ливии, а также их продолжающееся взаимодействие с террористическими элементами, такими как РПК и негосударственные субъекты, а также наемники».

Разумеется, речь идет о том, что США оказывают открытую поддержку сирийским «филиалам» Рабочей партии Курдистана, а российская ЧВК «Вагнер» воюет в Ливии на стороне Х.Хафтара. Ну, а, в свою очередь, Турция, со всей неизбежностью, услышит тезис о том, что страна поддерживает тесные связи с террористической организацией «Хайат Тахрир аш-Шам»  (запрещена в России) и предпринимает попытки по тому, чтобы интегрировать эту структуру в сирийский политический процесс. О размышлениях Турции на эту тему мы уже писали достаточно развернуто на страницах ИБВ. Причем о размышлениях, выраженных открыто. В частности, исходящих от главного мозгового центра страны – Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции SETAV.

Еще одним вопросом, который привлек внимание турецкой стороны, является, так называемая, «сделка века» между ОАЭ и Израилем. И, вряд ли, президент Р.Т.Эрдоган пройдет мимо этого вопроса, имея в виду то противостояние, которое наблюдается в отношениях между Турцией и ОАЭ за региональное влияние, и то откровенное неприятие Израиля, которое царит в нынешнем турецком руководстве.

Процитируем турецкое издание:

«Ожидается, что Эрдоган подчеркнет, что сделка между ОАЭ и Израилем при посредничестве США, описанная как «сделка века», не соответствует реальностям прошлого и сегодняшнего дня Палестины. Бесчеловечная блокада Израиля в Газе, незаконная поселенческая деятельность, искажение реальности о статусе Иерусалима и сбор сторонников продолжаются».

Еще одним вопросом в повестке дня Эрдогана, вероятно, будет растущая ксенофобия и исламофобия в Европе. Как указывается со стороны Daily Sabah, помимо неспособности европейских политиков решить проблему, похоже, что они занимают позицию, которая почти разжигает пламя этой враждебности.

Процитируем: «Нетрудно предвидеть, что речь Эрдогана привлечет большое внимание, поскольку в ней подтверждается, насколько критичен и значителен принцип многосторонности, заложенный в послании «мир больше пяти», который уменьшает риски для мира, особенно в пост-коронавирусную эру».

Итак, как можно отметить, в преддверии заседания Генеральной Ассамблеи ООН от турецкой стороны уже прозвучали все тезисы, с которыми страна идет на мероприятие. Как мы говорили не раз на страницах ИБВ, нынешняя позиция Турции по отношению к ведущим мировым державам – США, Китаю, России и Франции – блокирует для Турции возможность договариваться с ними по вопросам региональной повестки. Но, если развить этот тезис, то можно увидеть в этой ситуации нечто большее – турецкие интересы и турецкая повестка, в своей части, разошлись с каждой из этих стран настолько, что Турция переходит к непримиримой риторике. Не желая отступать, даже в малом, от своей повестки, она, тем самым, лишает себя внешнеполитического маневра. Причина же кроется в том мироощущении, которую демонстрирует нынешнее турецкое руководство. Как можно судить, оно уверено в том, что для Турции пробил исторический шанс и время отступать и двигаться назад прошло. Более того, сказывается и ещё один фактор. Выражаясь одной фразой: «Эрдоган не вечен и не молодеет» и у него остается уже не так много времени, а точнее уже и совсем не остается, чтобы решить те вопросы, которые он считает для страны принципиальными.

52.2MB | MySQL:103 | 0,457sec