О первых днях переговоров между афганским правительством и движением «Талибан»

Долгожданные мирные переговоры между правительством Афганистана и радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ), направленные на прекращение десятилетий войны в стране, стартовали 12 сентября спустя месяцы отсрочек и давления, оказываемого правительством США на обе стороны. Внутриафганские переговоры являются ключевым условием мирного соглашения между США и «Талибаном», в котором идет речь о полном выводе американского военного контингента с территории Афганистана. Президент Дональд Трамп, выступающий за прекращение афганской военной кампании, очень заинтересован в реализации данного условия, так как ему критически важно увидеть прогресс в преддверии ноябрьских выборов.

Одной из наиболее обсуждаемых проблем первых дней переговоров является отсутствие единства в команде, представляющей афганское правительство, гражданское общество и религиозные институты, неподконтрольные «Талибану». Команда, возглавляемая бывшим главой афганской разведки Масумом Станикзаем, представляет собой неоднородную группу людей, которые только недавно начали работать вместе. Некоторые из них – правительственные чиновники, другие являются членами конкурирующих политических партий и представителями религиозных институтов. В команду также входят четыре женщины, в их числе – бывший член афганского парламента Фавзия Куфи, пережившая в августе покушение на убийство.

Большинство представителей талибов более года работали вместе, ведя переговоры с США, в данный момент команда находится под руководством главного судьи движения Абдула Хакима. Стоит отметить, что среди ее членов не наблюдается явных политических или религиозных разногласий, по этой причине целесообразно ожидать, что относительное единство и больший опыт  в ведении переговоров способны дать талибам некоторое преимущество.

Официальные представители обеих сторон положительно охарактеризовали первую субботнюю встречу, однако в первый день речь шла о материально-техническом обеспечении переговоров, и стороны не вдавались в суть того, что потребуется предпринять для установления мира в Афганистане. То же самое можно сказать и о встрече, прошедшей в воскресенье. Стороны договорились о формировании небольших групп, которые, как ожидается, будут встречаться чаще, и о том, в каком формате они будут взаимодействовать друг с другом. «Я слышал положительные отзывы о [первой] встрече двух сторон», – заявил журналистам в субботу спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад, указав на то, что обе стороны уже пришли к согласию по ряду вопросов, а именно: важность суверенитета, независимости и желание жить в исламской стране. Стороны потребовали провести встречу без присутствия представителей США или любой другой страны. Халилзад отметил, что он поддерживает это решение, но Соединенные Штаты останутся «готовы помочь, если помощь понадобится». В то же время, ожидается, что серьезным камнем преткновения в ходе переговоров станут такие вопросы как права женщин, гражданские свободы, демократия и состав афганских сил безопасности. У правительства и талибов совершенно разные взгляды на послевоенный Афганистан: «Талибан» выступает против выборов и стремится к созданию государства, управляемого с помощью строгого толкования законов шариата. За несколько дней до начала переговоров талибы неспроста поставили во главе группы Хакима, известного своим глубоким знанием исламского права и юриспруденции. При этом Абдул Гани Барадар, главный политический деятель «Талибана», положительно высказался об идее равенства прав во время своего вступительного слова в субботу, заявив, что его движение хочет видеть Афганистан, «где все живут в мире и согласии, и никто не чувствует дискриминации». Члены правительственной группы, в свою очередь, стремятся сохранить в стране демократию, права человека и гражданские свободы. Тем не менее, и президент Афганистана Ашраф Гани, и председатель Высшего совета Афганистана по национальному примирению Абдулла Абдулла предупредили, что афганцам, живущим под контролем правительства, вероятно, придется пойти на жертвы по мере продвижения мирных переговоров. Тем не менее, Абдулла считает, что компромиссы по этим вопросам в итоге не приведут стороны к примирению.

Говоря о текущем состоянии военного конфликта в Афганистане, стоит вспомнить, что первоначально афганское правительство требовало введения режима прекращения огня до начала переговоров с талибами, при этом полное прекращение насилия не требовалось в рамках мирной сделки между США и «Талибаном». В последние месяцы нападения в спорных районах только участились и продолжились даже после встречи сторон в Дохе. Так, согласно Министерству обороны Афганистана, десятки боевиков «Талибана» были ликвидированы правительственными силами безопасности в провинциях Кандагар, Нангахар, Забул и Баглан в пятницу вечером, всего за несколько часов до начала переговоров, при этом насилие не прекратилось. По словам официальных лиц, в субботу вечером в городе Кундуз были убиты пять полицейских и четверо ранены. В провинции Каписа пять полицейских были убиты, семь членов проправительственных сил получили ранения. Ожидается, что подобные события только усложнят ход переговоров.

Таким образом, переговорные команды обеих сторон должны согласовать вопросы, которые они будут обсуждать, и то, в каком порядке это будет происходить. Судя по заявлениям талибов и правительства, ожидания сторон кардинально разнятся: афганское правительство уделяет приоритетное внимание прекращению огня, при этом талибы заявляют, что согласятся на него только после достижения политического урегулирования, то есть в конце переговоров. Одним из компромиссов может стать снижение уровня насилия. Другим может быть прекращение огня из гуманитарных соображений, с целью обеспечить безопасную доставку товаров и услуг первой необходимости. Говоря о трудностях, которые могут возникнуть в ходе переговоров и их пролонгации, стоит помнить, что сделка между США и «Талибаном» неоднократно срывалась, прежде чем она в конечном итоге увенчалась успехом. По этой причине, а также с учетом количества разногласий между сторонами внутриафганского конфликта, быстрое и действенное урегулирование проблемы маловероятно.

52.2MB | MySQL:103 | 0,726sec