- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ежегодной конференции послов Турции за рубежом. Часть 4

В период с 8 по 12 августа в городах Анкара, Невшехир и Кайсери проходит традиционная ежегодная, тринадцатая по счету, Конференция чрезвычайных и полномочных послов Турецкой Республики. Обратимся к тем материалам и выступлениям, которые опубликованы по этому поводу. Вдвойне важному с учетом того, сколь критический момент переживает современный мир и сколь активную роль в этих процессах пытается играть Турция.

Продолжаем анализировать официальных спикеров мероприятия. Напомним, что в предыдущей части нашего обзора мы приступили к разбору выступления министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу.

Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=88852 [1].

Напомним, что предыдущую часть материала мы закончили на заявлениях министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, касающихся Азербайджана. Продолжаем цитирование программного выступления министра иностранных дел страны. Свое выступление он продолжил «вечной» для Турции темой Израиля.

Цитируем:

«Чавушоглу сказал, что меняющаяся динамика на Ближнем Востоке побудила страны региона к тесному сотрудничеству.

Подчеркнув, что Турция засучила рукава, чтобы начать новую эру, ориентированную на сотрудничество, с позитивной повесткой дня в отношениях с Израилем, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, Чавушоглу сказал: «Мы надеемся поймать этот позитивный импульс с Египтом. Естественно, наша решительная поддержка дела палестинцев продолжается. Атаки Израиля на Газу, начавшиеся в пятницу и попытки израильских фанатичных еврейских групп проникнуть в мечеть Аль-Акса неприемлемы. Никакие причины не могут оправдать убийство невинных людей, особенно 5-летних девочек, таких как наша малышка Ала Абдулла. Мы решительно осуждаем это и хотим, чтобы эта провокационная политика прекратилась как можно скорее».

Чавушоглу заявил, что объявленное накануне прекращение огня также было правильным шагом, и сказал, используя следующие выражения: «Наш диалог с Израилем позволяет нам напрямую выразить нашу чувствительность в отношении Палестины».

Отметив, что сохранение мира и стабильности на Балканах является чувствительным вопросом, которому они уделяют особое внимание и уделяют приоритетное внимание, Чавушоглу сказал: «Бремя продолжающихся кризисов в Боснии и Герцеговине, Сербии и Косово очевидно. В дополнение к ним, война на Украине и созданная ею напряженность, усилила нашу объединительную роль на Балканах и важность наших трехсторонних консультативных механизмов».

Заявив, что в июне он посетил 5 балканских стран, Чавушоглу сообщил, что президент Эрдоган организует тур по Балканам в следующем месяце.

Отметив, что в Эгейском море и в Восточном Средиземноморье должны преобладать мир и сотрудничество, Чавушоглу сказал: «Наше национальное дело является ключом к решению кипрского вопроса. Неотъемлемые права кипрско-турецкого народа, а именно суверенное равенство и равный международный статус, должны быть зарегистрированными».

Подчеркнув, что переговоры по Кипру должны проходить между двумя государствами, а не двумя общинами, Чавушоглу сказал: «Мы выступаем за справедливое распределение ресурсов вокруг Кипра. ТРСК выдвигала предложения по этому поводу с 2011 года. В конце концов, 1 и 8 июля они снова передали в ООН предложение о конструктивном сотрудничестве. Если такой механизм будет создан, половина вопроса в Восточном Средиземноморье будет решена».

Подчеркнув, что предложение Эрдогана о конференции по Восточному Средиземноморью и предложение о сотрудничестве ТРСК будут и впредь доводиться до всего мира, Чавушоглу сказал:

«Элементом нашей политики в отношении Восточного Средиземноморья, конечно же, являются наши суверенные права. Парочка Греки / киприоты за последний год попытались направить суда на наш континентальный шельф 9 раз за последний 1 год. Мы предотвратили их мерами, которые мы приняли как на земле, так и за (дипломатическим – прим.) столом. Завтра, если удастся, буровое судно «Абдулхамид Хан» отправится в Средиземное море в свою первую миссию. Мы продолжаем нашу политику в отношении Восточного Средиземноморья без компромиссов, в соответствии с международным правом и принципом справедливости».

Чавушоглу отметил, что Турция хочет, чтобы взаимосвязанные проблемы в Эгейском море решались целостно и комплексно, на постоянной основе и в соответствии с международным правом.

В этом контексте Чавушоглу заявил, что Турция сообщила всем своим собеседникам, особенно ООН, что острова, расположенные вблизи турецкого побережья, которые согласно международным соглашениям имеют невоенный статус, вооружены, и что этот вопрос будет подниматься и впредь.

Касаясь отношений с азиатским континентом, Чавушоглу пояснил, что существует план мероприятий, состоящий примерно из тысячи элементов, которые реализуются на практике в краткосрочной и долгосрочной перспективе в рамках инициативы «Азия снова».

Заявив, что эти действия направлены на реализацию модели многопланового и многостороннего сотрудничества со странами Азии на основе взаимной выгоды, Чавушоглу сказал: «Непосредственно перед конференцией я был в Камбодже на Секторальном диалоговом партнерском совещании АСЕАН. Затем я посетил Малайзию. Интерес к сотрудничеству с Турцией в азиатских странах стремительно растет. Политический документ «Азия снова», который находится в стадии подготовки и который мы планируем довести общественности в течение года, раскроет дальновидные и долгосрочные цели инициативы».

Заявив, что в прошлом году в Афганистане, сердце Азии, началась новая эра, Чавушоглу заявил, что для Турции важно продолжать взаимодействие с администрацией талибов без какого-либо признания в этот новый период.

Чавушоглу заявил, что благодаря продолжающемуся взаимодействию у них была возможность внести предложения администрации талибов по таким вопросам, как политическая интеграция, права женщин и образование девочек.

Отметив, что Турция не оставила народ Афганистана в одиночестве в этот трудный период, Чавушоглу продолжил следующее:

«В переходный период мы были единственной страной-членом НАТО, которая продолжала свою деятельность посольства в Кабуле. Мы решительно продолжаем нашу деятельность по оказанию помощи на местах с нашим Красным Полумесяцем, Ведомством по управлению стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, Турецким агентством по сотрудничеству и координации и неправительственными организациями. Наши школы Маариф открыты. В настоящее время, из открытых нами 44 школ – 12 для девочек. Независимо от того, как сложится политическое будущее Афганистана, древняя дружба между турецким и афганским народами будет продолжать крепнуть».

В своем выступлении Чавушоглу коснулся африканской политики Турции и сказал:

«Вопреки предвзятому мнению, рассматривающему Африку как клубок проблем, мы увидели континент глазами наших африканских партнеров. Мы начали свой путь к реализации потенциала континента под девизом равноправного партнерства с Африкой. Наш товарооборот увеличился в 11 раз за последние 18 лет, наши 44 посольства и 38 африканских посольств в Анкаре показывают нам, что мы на правильном пути. Решения, которые мы приняли на 3-м саммите партнерства Турция-Африка, в котором приняли участие 16 глав государств и правительств и 100 министров из 38 стран в декабре позволят нам вывести наши отношения с континентом на новый уровень».

Отметив, что политика Турции открытия Латинской Америки также приносит свои плоды, Чавушоглу отметил, что важным показателем этого является объем торговли между Турцией и Латинской Америкой, который за последние 20 лет увеличился в 15 раз.

Чавушоглу отметил, что, во время своего регионального турне по Латинской Америке в апреле, он лично стал свидетелем положения Турции как растущего глобального игрока, ее активной роли в решении международных проблем и заинтересованности стран региона.

Выразив, что они не оставят этот интерес без реакции, Чавушоглу заявил, что они расширили свою сеть представительств в Латинской Америке, открыв Посольство Турции в Сан-Сальвадоре в этом году, и увеличили количество (дипломатических) представительств с 6 до 19 за 20 лет».

Выступление министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу является квинтэссенцией «дипломатической составляющей» турецкой внешней политики, которая опирается, в рамках слогана «одинаково сильная Турция на полях сражений и за дипломатическим столом», также и на жесткий элемент, проводником которого является Министерство национальной обороны страны. О выступлении министра обороны Хулуси Акара мы скажем чуть позже.

Чтобы закрыть весьма пространное, программное выступление Мевлюта Чавушоглу попробуем выделить несколько тезисов в турецком внешнеполитическом курсе, которые представляются наиболее важными.

  1. Турецкий внешнеполитический курс имеет свою идеологическую составляющую и реализуется под гуманистическими лозунгами в противовес империалистам-глобалистам.
  2. В турецком внешнеполитическом курсе присутствует серьезная религиозная составляющая с выделением «братьев по вере» по всему миру и выстраиванием с ними особых отношений.
  3. Турецкая внешняя политика имеет особо пристальный «взгляд» на регионы, исторически входившие в Османскую Империю, рассматривая их как зону своих стратегических интересов.

Заметим немаловажное, что может быть полезно и для России период после распада СССР. Сейчас Россия настойчиво пытается вернуть в свою орбиту или, хотя бы, не отпускать на большое удаление вновь образовавшиеся государства – бывшие республики. Что не только невозможно, но этот «сизифов труд» требует от страны огромных ресурсов и энергии.

На практике после таких распадов, который пережил Советский Союз, должно пройти лет 100, прежде чем вновь можно будет говорить о переосмыслении прошлого и о сближении. Что турецкий пример наглядно и показывает: Турция продвигает иную, положительную трактовку своих отношений с теми же Балканами. Возможно ли это было бы даже 50 лет назад? – Вряд ли. Однако, сейчас это удается делать с теми же болгарами и сербами, что, казалось бы, должно являться делом крайне затруднительным.

  1. Турецкая внешняя политика выделила два «дальних направления» в качестве стратегических и продвигает с ними соответствующие программы развития сотрудничества. Первое направление – это Африка, второе направление – это Азия, в контексте Юго-Восточной Азии. При этом, на первом этапе, Турция занимается тем, что наращивает в странах указанного направления свое дипломатическое присутствие, а также налаживает с ними логистические связи, пользуясь тем, что у страны есть флагман авиаперевозчиков в лице компании «Турецкие авиалинии», одной из лучших в мире. За ними следует сначала культурная дипломатия, а потом уже и полноценное проникновение бизнеса.
  2. Целый ряд вопросов Турция «держит на контроле»: это Греция и Республика Кипр (в контексте Эгейского и Средиземноморского театров трений), Армения (в контексте Нагорного Карабаха), а также палестинский вопрос. Синьцзян-Уйгурский автономный район и уйгурская проблематика также присутствуют, но заметно, что Турция резко понизила уровень риторики в адрес КНР и своей поддержки вызывающих раздражение у китайской стороны групп.

При этом, заметим, что Турция стремится к тому, чтобы выдержать баланс даже в указанных выше проблемных отношениях, пытаясь не скатиться в неконтролируемую эскалацию.

Может ли Турция в неё скатиться? – Очень даже возможно. Причем, что характерно, спровоцировать её на это могут действия именно западных стран. Не устанем повторять то, что просматривается определенная схожесть с действиями американцев на украинском, тайваньском и эгейско-средиземноморском направлениях. И Запад своими действиями, нередко достаточно провокационного свойства, подталкивает Турцию к необдуманной реакции. Хотя, зная турецкое руководство, можно прогнозировать, что оно будет воздержаться от какого-либо авантюр, опираясь, в том числе, и на свой опыт в ходе «арабской весны».

Но главным на сегодняшний день направлением усилий турецкого руководства следует считать именно Сирию и курдский вопрос. Про сигналы того, что турецкое руководство готово «замириться» с официальным Дамаском мы уже писали, ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=88910 [2].

Однако, это – лишь часть турецкого плана, в центре которого – проведение очередной трансграничной операции. И здесь уместно обратиться к выступлению на посольской конференции министра национальной обороны Турции Хулуси Акара.

Обратимся к его выступлению по материалу информационного агентства A Haber. Цитируем:

«Министр национальной обороны Хулуси Акар дал информацию по вопросам обороны и безопасности в своем выступлении на 13-й Конференции послов.

Указав, что они находятся в многомерной и очень изменчивой среде, Акар заявил, что сухопутные, морские и воздушные силы переживают самые напряженные дни в истории Республики.

Отметив, что под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция стала субъектом в международной среде, Акар заявил, что обязанности и ответственность турецких Вооруженных сил возросли в этом контексте.

Хулуси Акар сказал: «У нас есть область влияния в военной литературе, область интересов. Областью нашего влияния стали три континента, а областью наших интересов стал весь мир».

Отметив, что военнослужащие турецких Вооруженных сил работают интенсивно, министр Акар пояснил, что «Мехметчики» (так в Турции уважительно-любовно называют собственных военнослужащих – прим.) с большой самоотверженностью, героизмом и самопожертвованием служат на сухопутных, морских и воздушных границах.

Отметив, что на границах используются высокотехнологичные устройства, Хулуси Акар сказал:

«Мы обеспечиваем охрану границ на уровне мировых стандартов. В нашей работе мы, в первую очередь, пытаемся сдерживать. С другой стороны, видеть, обнаруживать, находить и предотвращать… В этом смысле мы все легко можем сказать, что наши границы серьезно охраняются самыми интенсивными мерами в истории нашей Республики. Мы должны быть в этом уверенными».

Отметив наличие ложных сообщений о границах (о ситуации на границах Турецкой Республики – И.С.), Акар заявил, что события в Афганистане изображаются так, как будто они произошли на границах Турции.

Министр Акар сказал: «Единственное ожидание Мехметчиков — это уважение к их работе. Они не хотят ничего другого. Работа, проделанная в этом смысле, должна быть видна всем. Есть мероприятия, которые нам необходимо проводить в рамках международного права. Мы проделываем их без каких-либо проблем, и мы продолжаем делать это».

Объясняя, что было сделано в борьбе с терроризмом, министр Акар сделал следующие заявления:

«Наша единственная цель – борьба с терроризмом, выражаясь очень ясно и отчетливо, мы хотим защитить наши границы. Мы хотим защитить наших граждан и нашу страну. Мы хотим защитить наши права и закон. Мы неоднократно говорили и продолжали говорить, что мы не заримся ни на чью землю, ни на чьи права, ни на закон. Как мы не заримся на чужую землю, мы стремимся защищать права и законы граждан, находящихся там (речь, как можно понять о турецких зарубежных соотечественниках – И.С.). Как вы знаете, наши мечети бомбили в Килисе. Бомбили, в том числе и мечети. У нас были шахиды в Рейханлы. Люди стали не в состоянии ходить на свои поля. Поэтому то, что мы делаем, мы делаем не под влиянием настроения, это — не оккупация. Это – точно против террористов, наша единственная цель — защитить нашу страну, наши границы от террористов. Это то, к чему мы стремимся»».