О ежегодной конференции послов Турции за рубежом. Часть 3

В период с 8 по 12 августа в городах Анкара, Невшехир и Кайсери проходит традиционная ежегодная, тринадцатая по счету, Конференция чрезвычайных и полномочных послов Турецкой Республики. Обратимся к тем материалам и выступлениям, которые опубликованы по этому поводу. Вдвойне важному с учетом того, сколь критический момент переживает современный мир и сколь активную роль в этих процессах пытается играть Турция.

Продолжаем анализировать официальных спикеров мероприятия. Напомним, что в предыдущей части нашего обзора мы приступили к разбору выступления министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу.

Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=88843.

Напомним, что мы рассмотрели заявления министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, касающиеся роли Турции в сирийской гражданской войне, а также относительно турецких трансграничных операций в Ираке. Отдельно турецкий министр иностранных дел указал на то, что страна стремительно наращивает сеть своих дипломатических представительств в мире, которая сейчас, по его словам, является пятой в мире по своей разветвленности. Отдельно стоит сделать акцент на приоритетах турецкой внешней политики, которые Мевлют Чавушоглу перечислил следующим образом: посредничество, цифровизацию и стратегическое предвидение. В этом ряду, как можно заключить из заявлений главы турецкого внешнеполитического ведомства, Турция начала создавать свой собственный бренд, «торговую марку» посредника в международных делах, опираясь уже на те положительные примеры своего участия, которые есть, включая Сирию, Нагорный Карабах и Украину.

При этом заметим, что посредничество Турции – это не нейтральность и не предоставление лишь только площадки под переговоры сторон. Турция, как показывает практика, вполне, может иметь, как минимум, свои собственные предпочтения к той или иной проблеме и занимать активную переговорную позицию. Одно другому – посредничество и собственная позиция – как выясняется не противоречит.

Дошло до того, что сейчас в связи с разгорающимся кризисом вокруг Запорожской АЭС уже в самой России начали раздаваться голоса о возможном турецком посредничестве между Россией и Украиной. Это, как мы не раз говорили, кардинальная смена российского подхода, который изначально исходил из того, что России и Украине – посредники не нужны. Теперь дошло до того, что очень даже нужны, причем в лице именно Турции.

Помимо политических дивидендов от посредничества, заметим, что оно, по определению, не может не опираться на экономическую выгоду. Даже если об этом и не говорят официально. Ярким примером является та же зерновая сделка, вокруг которой начали множиться слухи о том, что Турция, как сторона, оказавшая Украине содействие в заключении, получила от этого значительную скидку со стоимости зерна.

По этому поводу, Организация Объединенных Наций даже официально опровергла утверждения о том, что Турция получила 25-процентную скидку c цены на зерно от Украины в рамках недавно подписанного соглашения о зерне.

«Мы провели много исследований, как можно больше исследований, и я могу вам сказать, что в соглашение о Черноморской зерновой инициативе, которое было подписано в Стамбуле, не было предусмотрено никаких скидок. Более того, у нас нет информации о любом другом соглашении, которое бы гарантировало такую скидку», — сказал Стефан Дюжаррик, пресс-секретарь генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.

Впрочем, тут конечно неясно, зачем проводить «как можно больше исследований», чтобы обнаружить отсутствие в тексте зерновой сделки упоминания каких-либо скидок на украинское зерно для Турции. Соглашение надо просто взять и пробежать глазами за 2 минуты, чтобы понять, что там этого действительно нет, да и не может быть просто по определению. Ибо стамбульская зерновая сделка – это про логистику, а не про ценообразование.

Что же до «других соглашений», про которые ООН не знает…

Подчеркнем, что это — нормально, что сторона не просто участница, а организатор процесса «снимает сливки» не только политические, но и экономические за свои посреднические услуги. Это – общемировая практика и ничего в этом зазорного нет и нет нужды оправдывать и оправдываться.

Пока, на момент написания данного материала, конкретных фактов нет, однако, сложно себе представить, что турецкая сторона пройдет мимо такой возможности. Турки для этого слишком хорошие переговорщики, отлично понимающие суть работы посредника. А суть такая, что необходимо свести между собой договаривающиеся стороны и получить свою маржу от сделки в том или ином виде. Что абсолютно вписывается в лозунг «предприимчивая и гуманная внешняя политика». Ну, а 25% скидки — это, одновременно, и то и другое: и предприимчиво и достаточно гуманно, особенно на фоне российских реалий.

Если допустить наличие таких договоренностей, то, разумеется, достоянием общественности это может стать лишь только случайно, поскольку это уже будет в рамках договоров между хозяйствующими субъектами, специально определенными сторонами под подобного рода транзакции. Хотя выгода для Турции будет абсолютно государственная – на фоне галопирующей в Турции инфляции и роста цен, турецкой власти скидка на базовый продукт – зерновые – будет очень кстати. Тем более, что, получив скидку от украинской стороны, можно запускать переговорный процесс и с российскими производителями о скидках, ссылаясь на наличие более выгодного предложение.

Это мы несколько отвлеклись на то, как Турция собирается / может строить свою посредническую роль в мире в контексте выступления Мевлюта Чавушоглу. Продолжаем анализировать выступление турецкого министра.

Цитируем:

«Отметив, что Турция является естественным и сильным партнером в деле сохранения и развития мира, стабильности и процветания в Европейском союзе (ЕС) и в Европе в целом, Чавушоглу сказал: «Если бы во внешней политике, то, что мы достигли в одиночку, мы сделали и делали бы с Европейским Союзом, то во всем мире аплодировали бы ЕС как глобальному игроку. Приходите и давайте, прежде всего, признаем это».

Говоря о процессе вступления в ЕС, Чавушоглу сказал: «Взаимодействие, которого добиваются с помощью таких формул, как Европейское политическое или геополитическое сообщество, фактически уже установлено для нас через статус партнерства, отношения Таможенного союза и процесс переговоров о членстве в ЕС. Мы не открыты для предложений, которые бросят тень на наш процесс членства. С другой стороны, мы положительно смотрим на шаги по интеграции, которые ускорят наше членство и дадут нам полномочия в соответствующих областях политики».

Указав, что Европе необходимо внедрить всеобъемлющий, инклюзивный, искренний, конкретный механизм консультаций и сотрудничества в пределах ее реальных границ, не ограничиваясь ЕС, Чавушоглу отметил, что «Европа также снова говорит о Европе».

Отметив, что в этом контексте архитектура безопасности, взаимодействие между ЕС и его окружением, а также процессы расширения будут переоценены, Чавушоглу сказал: «Мы хотим, чтобы все понимали серьезность стратегического вызова, с которым мы сталкиваемся. Турция продолжает следовать конструктивной политике, защищающей приверженность цели на членство в ЕС, а также расширяющей сотрудничество и диалог.  Наше Управление по делам ЕС продолжает решительно проводить реформы, гармонизацию, финансовое сотрудничество и коммуникационные усилия в нашем процессе ЕС».

Чавушоглу сказал: «Неправильно сдаваться и становиться заложником порочных интересов некоторых членов под предлогом солидарности ЕС против Турции, страны-кандидата и союзника НАТО. Мы ждем от Европейского Союза конкретных и осмысленных шагов, которые обеспечат новую динамику для нашего сотрудничества и процесса членства, а также то, что будет поставлен барьер недобросовестному использованию права вето. Отношения между Турцией и ЕС слишком стратегические, чтобы сводить их к узколобому преследование интересов одного или двух государств-членов (видимо, имеются в виду Греция и Кипр – прим.)».

Отметив, что, несмотря на принятые политические решения, отношения с Советом Европы имеют глубокие корни, Чавушоглу заявил, что в предстоящий период посольства на европейском континенте «вновь расскажут, как Турция является незаменимым европейцем, с программой установить и укрепить фокус».

«Мы продолжим с решимостью рассказывать политическим и интеллектуальным кругам ЕС и общественности то, что им нужно знать. Мы будем вносить больший вклад в мыслительные процессы Европы в каждой столице. Потому что «Турция — это Европа», а Европа нуждается в Турции», — сказал Чавушоглу.

Заявив, что у них есть знания и возможности бороться с умами, которые пытаются втиснуть Европу в узкие рамки, Чавушоглу сказал: «Говоря это, мы будем смотреть на Европу целостно, от архитектуры безопасности до политики, экономики, энергетики, климата, цифровизации, образовательных и инновационных процессов. Я подчеркиваю, что мы предвидим активное участие, вклад и взаимодействие во всех направлениях с нашим видением».

Отметив, что, после болезненного распада Югославии, война снова у дверей Европы, Чавушоглу заявил, что война позволила странам ЕС вновь открыть глаза на реалии мира.

Отметив, что кризис нелегальной миграции, энергетический кризис, кризис безопасности и климатический кризис в настоящее время глубоко потрясают Европу, Чавушоглу сказал:

«Безопасность подобна дыханию: вы можете понять ее важность только тогда, когда почувствуете ее недостаток. Вот почему европейская безопасность нуждается в Турции. Турция, как часть Европы, несет ответственность за обеспечение безопасности континента. Потому что Турция — это Европа».

Заявив, что в этот трудный период внимание снова обращено на Европу, Чавушоглу заявил: «Мы видим, что «Турция – это Европа» и «Азия снова» являются взаимодополняющими элементами одного и того же стратегического видения».

Чавушоглу сказал: «В этих рамках мы еще раз оценим, какую пользу мы можем извлечь из нашей программы и плана действий «Азия снова» в Европе и в других уголках мира. Точно так же мы требуем, чтобы мы говорили и вели себя на языке устойчивого развития и мира во всех странах и регионах земного шара, с обзором на 360 градусов».

Пояснив, что предпринимаются усилия, чтобы НАТО внушал доверие, касаясь Стратегической концепции, принятой на Саммите в Мадриде, Чавушоглу, в частности, отметил:

«Этот документ, в некотором роде, также прикрыл позор Стратегического компаса ЕС, который не является ни стратегическим, ни компасом. Самое главное, два месяца назад, снова в Мадриде, был преодолен важный порог в отношении подхода, который напрямую затрагивает нашу безопасности. Члены ЕС Финляндия и Швеция приняли собственную ответственность за борьбу с терроризмом. Я надеюсь, что, с принятыми рамками, это станет примером и прецедентом…  Не ограничиваясь пожеланиями, мы будет следить за данными словами, за выполнением озвученных намерений. Поэтому что террористы находят поддержку непосредственно через границу или же в некоторых других странах. С корнем вырвать терроризм – вот самая большая проблема.

Подчеркнув, что Турция столь же чувствительна, сколь и решительна в борьбе с террористическими организациями, прежде всего с РПК / ПДС / СНС, ФЕТО и «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – прим.), Чавушоглу сказал: «Мы ожидаем, что все страны поддержат нашу борьбу с террористическими организациями. Мы надеемся, что весь мир хорошо понимает, что борьба с терроризмом – это красная линия Турции».

Подчеркнув необходимость срочного решения кризисов, вызванных российско-украинской войной, Чавушоглу сказал, что Турция, как сосед по Черноморью, глубоко ощутила на себе последствия этой войны.

По этой причине Чавушоглу заявил, что с первого дня войны проводится многовекторная политика, и сказал: «Наша цель — как можно скорее закончить войну справедливым миром, который обеспечит территориальную целостность и независимость Украины».

Отметив, что Турция поддерживает Украину и международные гуманитарные усилия, Чавушоглу заявил, что под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана осуществляется активная дипломатия для содействия переговорам между Россией и Украиной.

Отметив, что, хотя Турция выполняет требования Конвенции Монтрё, с другой стороны, она посоветовала всем сторонам, включая НАТО, не проводить военные корабли через проливы в этот период, Чавушоглу сказал: «Так мы предотвратили военную эскалацию в Черном море».

Чавушоглу напомнил, что Турция собрала две страны (Россию и Украину – И.С.) в Анталии и Стамбуле.

Подчеркнув, что в результате всех этих усилий было достигнуто соглашение в сотрудничестве с ООН для решения продовольственного кризиса, Чавушоглу сказал: «Мы никогда не должны забывать один факт. Черное море – наш общий дом. Эта несправедливая и незаконная война закончится в один прекрасный день. Однако, продолжатся наши усилия, как прибрежных стран, по защите общих интересов в сферах безопасности, экономики, торговли, культуры и окружающей среды. Мы не можем допустить того, чтобы стали жертвой войны общие достижения Организации Черноморского экономического сотрудничества, как единственной инклюзивной организации на Черном море, которая в этом году отмечает свое 30-летие».

Заявив, что архитектура безопасности в Европе будет перестроена в свете новых реалий, Чавушоглу сказал: «В долгосрочной перспективе необходимо мыслить стратегически, чтобы привести этот регион к прочному миру и безопасности. Турция уже сейчас готовится к этому процессу строительства».

Подчеркнув, что приоритетом Турции является проложить путь к диалогу и дипломатии в решении проблем, Чавушоглу сказал: «Этот приоритет формирует наш взгляд на Балканы, Южный Кавказ, Восточное Средиземноморье и Ближний Восток».

Подчеркнув, что Турция искренне настроена на нормализацию и установление добрососедских отношений на Южном Кавказе, Чавушоглу сказал: «Мы используем благоприятные условия, созданные победой Азербайджана в Отечественной войне, для поддержания мира и стабильности в регионе. Наши специальные представители, взаимно назначенные с Арменией, продолжают переговоры. Конечно, мы не рассматриваем этот процесс нормализации во всем регионе и горизонта сотрудничества отдельно от процесса между Азербайджаном и Арменией. Напряженность в регионе в последние дни еще раз показала, насколько хрупко нынешнее спокойствие. Конечно, наша солидарность с Азербайджаном будет продолжать укрепляться в этом процессе. И друзья, и враги должны знать, что дорогой Азербайджан никогда не находится в одиночестве».

52.16MB | MySQL:103 | 0,504sec