О нормализации отношений между Турцией и официальным Дамаском. Часть 1

Турция приняла на вооружение политику «нормализации» отношений теми странами, с которыми она «пересеклась» в недавнем прошлом. Это касается таких стран, как КСА, ОАЭ, Египет и Израиль. В этом смысле, политика «нормализации» выходит за ранее сформулированную концепцию «ноль проблем с соседями», предполагавшую урегулирование застарелых, а не вновь возникших, конфликтов с Грецией и с Арменией. Коих вновь возникших проблем у Турции, при её проактивной позиции, возникло великое множество.

На фоне предпринимаемых турецким руководством инициатив на указанных выше направлениях, особняком стоит сирийская проблема и отношения с официальным Дамаском. Заметим, что риторика турецкого руководства по отношению к Башару Асаду претерпевает в последнее время заметное сторонним наблюдателям смягчение. Практически полностью из турецкого информационного пространства ушли сюжеты о «зверствах» официального Дамаска с требованием немедленной отставки Башара Асада. Кроме того, обращает на себя внимание состоявшаяся «на ногах» недавняя встреча между министрами иностранных дел Турции и Сирии. А проблема сирийского урегулирования, как такового, выведена за скобки диалога Турции с Западом.

Приоритетом для турецкого руководства в настоящее время является проведение очередной, четвертой по счету военной операции в Сирии. Провести которую оно может лишь только в координации с Россией. Более того, турецкая нормализация с официальным Дамаском, с одной стороны, станет признанием состоявшегося факта (Асада не удалось «уйти»), а, с другой стороны, может быть, при определенных обстоятельствах, быть обыграна как прорыв / победа Турции в Сирии.

Можно было бы сказать, что сделать это будет крайне затруднительно на фоне риторики и шагов турецкого руководства последнего десятилетия. Уж больно непримиримо турецкое руководство вело себя по отношению к официальному Дамаску и приучило к этой позиции турецкую публику. Отыгрывать назад подобное можно, лишь немедленно накладывая «поверх» более громкие информационные поводы.

Но, с другой стороны, как показала «нормализация» отношений с той же Саудовской Аравией, турецкий электорат обладает определенной пластичностью, позволяющей турецкому руководству проводить и дальше свою внешнюю политику «здесь и сейчас», без необходимости постоянных оправданий своих зачастую резких разворотов. Так что, сейчас складывается ситуация, в которой возможность и необходимость нормализации отношений с официальным Дамаском для турецкого руководства могут сойтись в одной точке.

13 августа самое известное экономическое издание Турции Dünya опубликовало статью авторства Зейнеп Гюрджанлы под заголовком ««Открытие» Асада и дебаты по спискам избирателей». Обратимся к материалу, цитируем:

«Джин выпущен из бутылки…

После того, как президент Эрдоган встретился с российским лидером Путиным в Тегеране и Сочи, начали закладываться камни относительно перехода правительства ПСР от дискурса «убийцы Асада» к дискурсу «мой брат Асад».

Однако, не следует забывать 11-летнюю «военную историю» между Анкарой и Дамаском. На пути к нормализации отношений ПСР с режимом Асада полно препятствий.

Первые примеры уже начали появляться…

Две фразы, сказанные на этой неделе министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу, привели к беспорядкам в районах, находящихся под контролем вооруженных сил Турции на севере Сирии.

Чавушоглу на самом деле использовал крайне дипломатические выражения.

«В Сирии должна быть сильная администрация, чтобы не допустить разделения Сирии» и «Нам нужно как-то договориться с оппозицией и режимом в Сирии. В противном случае прочного мира не будет», — сказал он.

Но даже этого было достаточно. Элементы, проживающие в регионе на севере Сирии, зарплату которым платило правительство ПСР (Партии справедливости и развития – И.С.), провели антитурецкие демонстрации, вплоть до сожжения турецких флагов.

Причина, по которой возможная нормализация отношений между Турцией и Асадом вызвала такую ​​реакцию, ясна: на севере Сирии царит атмосфера «дикого Запада».

Если между Анкарой и Дамаском начнется диалог, первое, что произойдет с вооруженной мафией на севере Сирии, — это урезание их зарплаты из Турции. Кроме того, возвращение сирийской государственной власти в регион параллельно с шагами по нормализации обеспечит восстановление записей земельного кадастра и судов. Больше всего от этого пострадают те, кто до сих пор умел решать все с помощью оружия.

На севере Сирии, в районе Идлиба, еще один «первичный очаг» — террористические группировки. Главной темой астанинских процессов, затянутых Турцией-Россией-Ираном, стала нейтрализация террористов Аль-Нусры в Идлибе. Турция взяла на себя эту задачу.

Однако, складывающаяся за эти годы ситуация заключалась не в «уничтожении» организаций, действующих в Идлибе, также входящем в список террористических организаций ООН, а, в некотором роде, в их «приручении». Аль-Нусра и связанные с ней организации, по-прежнему, доминируют в Идлибе.

Примирение Турции с администрацией Асада также станет «началом конца» с точки зрения господства Аль-Нусры. В такой ситуации кажется неизбежным, что террористы, которые в настоящее время не атакуют турецкие элементы (в смысле, турецких военнослужащих и протурецкие силы в Сирии – прим.), откажутся от этой политики.

Несмотря на все эти возможные угрозы и препятствия, если правительство ПСР действительно решит предпринять шаги по нормализации отношений с Асадом до выборов (президентских и парламентских в 2023 году – И.С.), оно попытается извлечь из этого два результата:

Договорившись с Асадом, направить назад сирийских беженцев, ставших одним из самых больших элементов недовольства электората в Турции.

Опять же, в сотрудничестве с режимом Дамаска, положить конец существованию администрации ПДС – СНС, являющейся ответвлением террористической организации РПК на востоке Евфрата.

Это элементы предвыборной агитации ПСР, которые могут принести ей (Партии справедливости и развития – И.С.) голоса. Однако, существует также аспект «недовольных групп», которые могут возникнуть из-за этой политики (нормализации – И.С.) на севере Сирии. Что сделает их «довольными»?».

Как мы упомянули выше, любое даже лёгкое лавирование турецкого руководства в сторону нормализации отношений с официальным Дамаском не может укрыться от турецкой публики и способно привести как к появлению у правящей Партии справедливости и развития Р.Т.Эрдогана новых сторонников, так и к появлению армии разочаровавшихся националистических элементов. Кроме того, неизбежно и то, что турецкая оппозиция, прежде всего, главная оппозиционная Народно-республиканская партия Турции припомнит власти все свои многочисленные призывы к тому, чтобы признать, наконец, неизбежное и восстановить дипломатические отношения с официальным Дамаском.

Лишь только немедленное, после «нормализации» (когда и если она состоится) проведение трансграничной операции в Сирии способно выправить картину. И, более того, как отмечено в приведенном выше материале, негатив в адрес турецкого руководства, уже начинает проявляться, еще лишь только на фоне прощупывания им почвы в направлении Дамаска. Какова же будет реакция, если, допустим, состоятся переговоры между президентами Р.Т.Эрдоганом и Б.Асадом?

Вот, в частности, материал опубликованный 13 августа главным турецким англоязычным изданием Daily Sabah и, как раз, посвященный реакции на даже саму возможность нормализации отношений между Анкарой и Дамаском под заголовком «Временное правительство Сирии и оппозиция выражают солидарность с Турцией».

Цитируем:

«Политические и военные лидеры сирийской оппозиции в субботу выразили солидарность с Турцией в связи с гнусным обращением с турецким флагом на севере Сирии в начале этой недели.

«Турецкий флаг, как и флаг сирийской революции, является символом гордости, титулом победы, эмблемой великого народа, и его место над головами героев и над телами мучеников. нарушение границ будет привлечено к ответственности», — говорится в заявлении Сирийской национальной армии (СНА).

В своем твите командующий СНА Сейф Эбубекир заявил, что предосудительный акт был совершен террористами СНС/РПК.

«Турецкий флаг является священным. Те, кто возьмут его за руки, будут наказаны», — сказал он.

Абу Амша, другой командир СНА, сказал, что турецкий флаг «священен… для всех мусульман в исламском мире».

Министерство обороны Временного правительства Сирии заявило, что турецкий флаг является «священным символом турецкого народа и армии, чья кровь пролита на нашей земле».

«Поэтому мы должны уважать этот священный символ… который подвергся нападкам со стороны некоторых предубежденных и невежественных людей, которые не представляют ценности революции», — говорится в заявлении.

В отдельном заявлении Временного правительства Сирии приветствовалась поддержка Турцией сирийской оппозиции.

В заявлении говорится, что борьба будет продолжаться до тех пор, пока режим Башара Асада не будет свергнут и сирийский народ не достигнет своих целей свободы и достоинства.

Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, объединяющая сирийскую политическую оппозицию, также осудила инцидент.

«Мы не одобряем… сожжение флага братской страны, чья кровь смешана с нашей кровью в борьбе с терроризмом и которая защищает около 4 миллионов человек», — говорится в заявлении группы.

Ведущие деятели различных сирийских племен также выразили солидарность с Турцией.

На собрании в северном сирийском районе Африн они поклялись, что никто не сможет разорвать их связь с их турецкими братьями и сестрами, добавив, что они победят все подобные враждебные планы.

В то время как министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил в четверг (11 августа с.г. – И.С.), что он перекинулся парой слов со своим сирийским коллегой Фейсалом Мекдадом в кулуарах встречи Движения неприсоединения в октябре в столице Сербии Белграде, Министерство иностранных дел в пятницу подчеркнуло, что Турция будет продолжать демонстрировать солидарность с народом Сирии и продолжать усилия по поиску окончательного решения сирийского кризиса.

«Нам нужно каким-то образом объединить оппозицию и режим для примирения, иначе постоянного мира не будет», — сказал высокопоставленный дипломат, обращаясь к журналистам в последний день 13-й конференции послов в столице Турции Анкаре.

Чавушоглу подчеркнул необходимость сильной центральной администрации для предотвращения распада Сирии, а это возможно только при условии единства.

По словам Чавушоглу, в Сирии должна быть сильная администрация, чтобы предотвратить любое разделение страны. «Воля, которая может доминировать в каждом уголке ее земель, может быть достигнута только через единство и солидарность», — добавил он. Он подчеркнул необходимость предпринять шаги для восстановления раздираемой гражданской войной Сирии с 2011 года.

«Никто не хочет помогать в восстановлении без прекращения огня и мира. Сюда входят ЕС, важные акторы мира, а также международное сообщество. Поэтому мы, как Турция, делаем все возможное, но основа для всего — это прекращение огня, мы, конечно, будем активизировать нашу работу в этом направлении».

Чавушоглу также подчеркнул, что Турция больше, чем кто-либо другой, поддерживает территориальную целостность Сирии. «На нас напрямую влияет целостность границы, территориальная целостность и мир соседней страны», — сказал он.

Эта короткая встреча знаменует собой первое общение высокопоставленного турецкого дипломата с сирийским официальным лицом, поскольку Турция поддерживает умеренные оппозиционные группы против режима Башара Асада с начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Кроме того, турецкие силы совершили несколько пограничных операций по очистке своей границы от оккупации сирийского филиала террористической группировки РПК, СНС и террористической группы «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее – запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.), с целью обеспечения национальной безопасности границ и создания стабильной среды для местного населения, проживающего вблизи турецких границ.

Министерство иностранных дел Турции также заявило в пятницу, что Турция была страной, которая приложила наибольшие усилия для поиска решения сирийского конфликта в соответствии с законными ожиданиями (сирийского – И.С.) народа.

Отвечая на вопрос о подходе Турции к сирийскому конфликту, официальный представитель Министерства иностранных дел Танжу Билгич заявил в своем заявлении: «В этом контексте Турция сыграла ведущую роль в поддержании режима прекращения огня на местах и ​​создании Конституционного комитета через процессы в Астане и Женеве, а также оказала полную поддержку оппозиции и Комитету по переговорам в политическом процессе».

Билгич сказал, что сирийский режим тормозит политический процесс, добавив, что на это указывают и мнения, высказанные министром иностранных дел Чавушоглу в четверг.

Он подчеркнул, что Турция продолжает свои усилия по подготовке подходящих условий для добровольного и безопасного возвращения сирийских беженцев и поиску решения конфликта в соответствии с дорожной картой, изложенной в резолюции 2254 Совета Безопасности ООН.

«Турция в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами международного сообщества будет продолжать вносить весомый вклад в усилия по поиску окончательного решения этого конфликта в соответствии с ожиданиями сирийского народа», — подчеркнул он. Представитель Турции добавил, что солидарность Турции с сирийским народом будет продолжаться».

Итак, как мы можем видеть, на этом этапе турецкое руководство предпочло «внести ясность» в свою позицию по отношению к официальному Дамаску. Однако, проблема, как мы сказали, заключается в том, что Башар Асад стал уже той реальностью, изменить которую турецкое руководство не в состоянии. И дальнейшее противостояние с ним лишь только загоняет вопрос в тупик. При этом – на дворе не 2011-й год, когда у турецкого руководства был и запас электоральной прочности внутри Турции, и «Джокер» — неубиваемая карта – в виде несомненных экономических успехов. Сегодня турецкое руководство находится на слишком зыбком льду с весьма ограниченным запасом времени, который уже пошел на месяцы.

Это не может не побуждать турецкое руководство к риску, однако, партия должна быть разыграна как по нотам, в плане последовательности и своевременности предпринимаемых шагов. Если будет объявлено о «победе Турции» в Сирии, включая победу над РПК / СНС и о «мире», достигнутом турецкими стараниями в связке с ведущими региональными игроками – Россией и Ираном, то у турецкого руководства может появиться шанс на привлечение нового электората. Главное в этом вопросе – не утратить свою собственную почву под ногами, связь с националистически настроенными избирателями и не потерять контроль над протурецкими силами в Сирии. Последнее будет означать не просто сокрушительное поражение на выборах, это поставит вопрос существования ПСР в принципе.

52.37MB | MySQL:106 | 0,595sec