- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вызовах, с которыми предстоит столкнуться Иракскому Курдистану на пути к государственной независимости

Недавняя (и отнюдь не исчерпавшая себя до конца, хотя и несколько потерявшая начальный накал) конфликтная ситуация в иракской провинции Киркук, о которой мы сообщали ранее на страницах сайта Института Ближнего Востока (http://www.iimes.ru/?p=33599 [1], http://www.iimes.ru/?p=33686 [2] и http://www.iimes.ru/?p=33815 [3]), в очередной раз продемонстрировала не только некоторые нюансы внутриполитической жизни региона и  связанную с ними экономическую подоплеку, тоже подробно описанную коллегами в своих публикациях, но и со всей отчетливостью вновь обозначила стратегическую цель курдских политиков, и, прежде всего Масуда Барзани, состоящую в обретении Курдистаном полноценной государственной независимости.

Как известно, ку́рды (курд. کورد Kurd) являются четвертой по численности этнической группой на Ближнем Востоке, и проживают, в основном, в восточной части Турции (т.н. Северный Курдистан),  в западном Иране (Восточный Курдистан), в северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). Будучи географически и исторически достаточно разобщенными, имея различный этнический, племенной состав, и даже некоторые языковые диалектные различия, они, тем не менее, к началу 21 века смогли приблизиться к реализации мечты о собственном государстве. Нужно оно им или нет, смогут ли они лучше организовать свою жизнь в рамках единого государственного образования и преодолеть, порой весьма существенные противоречия, ограничить политические и экономические амбиции своих элит – это очень большой вопрос с неочевидным ответом. Тем не менее, после событий 2003 г в Ираке, регион Курдистан волею судьбы оказался, что называется, буквально катапультирован из, по нашему мнению, итак, достаточно благополучного по сравнению с соседними странами, положения автономного округа, к состоянию, граничащему с государственной независимостью. Собственно говоря, иракских курдов отделяет от нее лишь формальное объявление таковой, поскольку в силу различного рода причин, все остальное, присущее полноценному государству, у них практически имеется. Есть и достаточно серьезная поддержка на внешнеполитическом уровне со стороны ряда европейских стран, а также США и Израиля.

Правительство Региона Курдистан, имеющее согласно иракской конституции статус федерального округа и очень широкие полномочия, не скрывает своего намерения реализовать возникший шанс и,  на прошлой неделе, 2 апреля, член политического бюро Демократической партии Курдистана (ДПК), Махмуд Мухаммед заявил, что на совместной встрече представителей ДПК и ПСК, то есть, структур, возглавляемых М.Барзани и Д.Талабани было принято решение о том, что референдум по вопросу государственной независимости Региона Курдистан пройдет уже в этом году.

6 апреля в Багдад прибыли секретарь Политбюро ДПК Фадель Мирани, Аднан Муфти, член Политбюро ПСК и Фуад Хусейн, представитель правительства региона, которые встретились с рядом местных политиков, президентом Ирака, спикером парламента и премьером Х.аль-Абади, причем, речь на переговорах шла не только о ситуации в Киркуке, сколько о предстоящем референдуме.

По мнению ряда ближневосточных обозревателей, у региона сейчас наиболее благоприятный шанс для реализации такой попытки, и, прежде всего, обеспечен он тем выгодным политическим и имиджевым капиталом, заработанным на противостоянии с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), сторонникам которого достаточно успешно противостояли курдские формирования, сумевшие, особенно на фоне развала северного фронта и бегства большинства частей армии и полиции Ирака в 2014 г., какое-то время, практически в одиночку, сражаться с ИГ. Во всяком случае, не давшие ему захватить свои земли. С тех пор ситуация претерпела значительные изменения и курдские отряды, хоть и сыгравшие положительную роль в борьбе с террористами, не спешат выходить за пределы территории региона и некоторых смежных районов иракских провинций, часть из которых была объявлена спорными еще в начале 2000х гг. Что бесспорно, так это то, что они богаты нефтью, и то, что курдскими он ранее не были, несмотря на то, что какая то часть населения была представлена курдами.

На практике, единства сегодня среди курдских политиков нет, и даже такой, казалось бы судьбоносный вопрос, как независимость, воспринимается далеко не так однозначно и, несмотря, на недавние громкие заявления и визиты курдских эмиссаров в Багдад, среди курдских элит есть весьма влиятельные противники этой идеи, или по крайней мере, ее реализации в ближайшей обозримой перспективе. Есть и серьезные контраргументы к которым можно отнести:

Нестабильную политическую обстановку в регионе, где сторонникам независимости, возглавляемыми представителями ДПК под руководством М.Барзани и ориентированными на определённые внешние источники поддержки, например, США, Турцию (ситуативно) и Израиль, противостоят влиятельные противники, как, например, движение за перемены «Горан» Ануширвана Мустафы, одного из основателей Патриотического союза Курдистана. И он, и нынешний лидер союза Д.Талабани, имеют свои собственные взгляды на вопрос о независимости, и на кого в нем опереться за пределами региона. Это грозит вылиться во внутреннюю междоусобицу, чреватую в отсутствие такого арбитра, как нынешний федеральный центр в Багдаде, погружением региона в братоубийственную войну со всеми вытекающими последствиями.

Географическое расположение региона. Оно таково, что он тяготеет, и инфраструктурно тесно связан, прежде всего, с югом, и западом, то есть с внутренним Ираком. То, что курды сегодня продают часть нефти на север, через Турцию, не сравнимо с тысячами самых разнообразных экономических, структурных и прочих связей, выстраивавшихся десятилетиями, повторимся, регион при том же прежнем режиме, не был обделен вниманием, как это может казаться, там строились дороги, больницы, те же объекты нефтяной промышленности и многое другое. Смысл рвать все это государственными и таможенными границами сомнителен, особенно с учетом нынешних полномочий местных властей и, кто знает, будущего сценария при котором соседняя Турция вдруг возьмет и закроет свою границу с курдским Дахуком.

Отношение к курдской независимости со стороны соседей по региону. Как не без оснований считают сторонники осторожного подхода к ней в самом регионе, его соседи, прежде всего Иран и Турция не поддержат этот шаг. Не говоря уже о соседних арабских странах, и даже не столь близких региональных игроках, как Саудовская Аравия и Египет. Мы согласимся с такой оценкой, на сегодня никто из упомянутых стран не готов к возникновению независимого курдского государства и воспримет такой факт негативно.

Геополитический фактор. Часть курдских политиков резонно полагает, что крупные державы, такие как США, Россия и Евросоюз также не «встретят на ура» подобную инициативу, поскольку частные выгоды и тактические приобретения от этого, на сегодня, несопоставимы с теми рисками, которыми она чревата для региона. У них и без того хватает проблем и в Сирии, и в Йемене и в той же Палестине.

Все вышесказанное означает, что курдским политикам в нынешней ситуации не стоит спешить с этим шагом. Время для государственной независимости региона пока еще не пришло, и форсирование ее объявления, ничего кроме весьма крупных издержек, для, прежде всего, курдского народа, не принесет. Тем более, что никто не мешает курдскому руководству получать свой «доход» и в нынешнем статусе.

Так, 6 апреля в Курдистане было объявлено о первой отгрузке 600 тысяч баррелей нефти для российской компании «Роснефть». Нефть была отгружена через турецкий Джейхан на порт Триест, откуда по трубопроводу поступит на НПЗ «Роснефти» в Германии. Курдская нефть имеет для компании особое значение в плане сырьевого обеспечения недавно приобретённого ей НПЗ в индийском Вадинаре. Сообщается также о том, что Курдистан законтрактовал всю имеющуюся у него в планах на добычу нефть, до конца следующего 2018 г. Без всякой независимости.