- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: по поводу ответа Реджепа Тайипа Эрдогана Экрему Имамоглу в связи с заявлениями последнего о Стамбульском канале

26 декабря,  президент Турции Реджеп Тайтип  Эрдоган сделал очередное заявление относительно проектируемого канала «Стамбул», отметив, что конвенция Монтрё о режиме движения судов через проливы  в части Босфора (Стамбульского пролива)  не будет подчиняться действующему Регламенту 1936 года[1] [1]. Ранее, 24 декабря, Эрдоган заявил о намерении провести тендер на строительство канала «Стамбул», который, по его мнению, «устранит угрозу экологической и техногенной катастрофы на Босфоре (сроки тендера указаны не были – А. Б.)»[2] [2]. Заявление Р.Т.Эрдогана о том, что Регламент судоходства через Стамбульский канал будет подчиняться исключительно национальным правилам, есть, прежде всего реакция на мнение мэра Стамбула Экрема Имамоглу об экологической опасности и огромных финансовых затратах подобного проекта – последний в связи с этим призывал даже провести референдум о необходимости постройки канала среди населения Стамбула[3] [3]. Однако на этот раз Эрдоган подверг своего оппонента весьма жесткой критике, отметив, что автор проекта канала «Стамбул» — Турецкая Республика. «Мы представили проект во время своей предвыборной кампании на оценку всей нации и нация одобрила… Это не вы, а мы приняли решение. Мы же будем его исполнять»[4] [4]. Далее Эрдоган подробно пускается в историю проекта, озвучивая не только всем известные детали, но попутно отвечая на упреки оппонентов  в части научной обоснованности Стамбульского канала и источников его финансирования: «Они (противники проекта Стамбульского канала – А. Б.) не могут дать научного объяснения, почему они возражают против проекта. Что они говорят? … На какие деньги вы собираетесь  сделать это? … Его источники (ресурсы финансирования проекта – А. Б.) на данный момент  очевидны (имеется в виду модель «строительство-эксплуатация-продажа», не требующая прямых вливаний из бюджета  — А. Б.)».  Финансовые  затраты должны окупиться платным трафиком через новый пролив. На экологические обвинения оппозиции, следует ответ турецкого президента, что проект Стамбульского канала был одобрен 56 ведомствами: «некоторые говорят президенту «не нужно». Это отражает классический оппозиционный менталитет НРП (Народно-республиканской партии – А. Б.). На протяжении всей своей истории  НРП выступала против каждого важного проекта нашей страны»[5] [5]. Наконец, добравшись до главного, Эрдоган заявил, что канал «Стамбул» не имеет ничего общего с конвенцией Монтрё, «будет полностью функционировать как собственный водный путь Турции, соответственно будет и управляться». По словам Эрдогана, этого требует, прежде всего, экологическая ситуация на Босфоре: «только те, у кого нет глаз, у кого  нет ушей, у кого  нет языка, или кто не говорит правду не могут принять и признать эти факты»[6] [6]

Не поскупился Эрдоган и на политические обвинения, открыто обвинив Экрема Имамоглу в подтасовке результатов выборов. По его словам, истинную победу 23 июня 2019 года одержала возглавляемая им ПСР (Партия справедливости и развития – А. Б.) «Теперь – завершает свою речь Эрдоган, он (Э. Имамоглу – А. Б.)  говорит:  «Стамбулу такой канал не нужен». Это решать не вам, это решать нам, и мы решили сделать это… У вас нет полномочий принимать это решение… Мы полны решимости осуществить этот проект на нашей родине, в Стамбуле. Обязанность учреждений в том, чтобы действовать в сфере их ответственности, в соответствия с решением государства. А кто пренебрегает должностными обязанностями, ответит перед народом и законом».[7] [7]

Мнение Имамоглу относительно личного проекта Эрдогана общеизвестно, он не скрывал его  ни в период предвыборной кампании, ни в первые дни избрания на пост мэра Стамбула[8] [8]. Более того, конкретным поводом для выступления Эрдогана послужила реакция  самого мэра турецкой столицы на слова главы Минтранса Турции Мехмета Джахита Турхана, по мнению, которого, строительство Стамбульского канала станет поворотным моментом в истории глобальных морских и транспортных перевозок. Тогда Имамоглу назвал постройку канала «убийством» Стамбула[9] [9].  То же самое он заявил в своем коротком интервью влиятельной турецкой телерадиокомпании RayHaber 65 уже после речи президента. При этом создается ощущение, что сам Имамоглу пребывал в некотором недоумении от резкой отповеди, устроенной Эрдоганом[10] [10].

В сущности, речь Эрдогана, это подтверждение старых тезисов образца 2011 года  — в этом году проект канала  был анонсирован, и не содержат ничего нового по сравнению с предшествующими декларациями. Напомним, что еще в начале 2019 года  глава Минтранса Турции Джахит Турхан объявил, что создание Второго Босфора  не ущемит судоходство через первый  Босфор, т. е. правовой режим Монтрё останется прежним[11] [11]. Подобное заявление не могло быть сделано без ведома турецкого президента, а, следовательно, позиция турецкого руководства остается в русле прежних заявлений Эрдогана – вплоть до принятия нового Регламента режим судоходства в Стамбульском канале будет основываться на КМ-36. При  этом когда новый Национальный Регламент будет принят неизвестно –  новой модели правового регулирования судоходства в Стамбульском канале на сегодняшний день не существует. Таким образом, заявление Эрдогана следует рассматривать в контексте межпартийной борьбы и необходимости   актуализировать  проект «Канал Стамбул» ввиду переноса сроков на 2025 год — пусть даже в духе старых деклараций. В 2023 году по планам турецкого правительства будет построено  лишь 60% Стамбульского канала[12] [12]. И хотя это тоже немало, уложиться в прежние  сроки, то есть сдать канал века (а точнее пяти столетий турецкой истории) к 100-летию Турецкой Республики, Эрдогану не удалось. Дело не только, в том, что его политическому имиджу  нанесен удар – последнее ему вполне по силам пережить. Отныне – даже, если канал все же будет построен – у политических противников действующего президента появляется вечный аргумент против него, как обманувшего ожидания избирателей и прежде всего, своих земляков-стамбульцев (делая свое заявление, Эрдоган ассоциировал себя, прежде всего как патриот Стамбула). Попутно появляется возможность обвинить власть в нецелевом расходовании средств (закрытая модель «строй-используй-продавай» у многих в Турции вызывает подозрения). Если же канал все же не будет построен – в их прямом хищении. Есть и другой – чисто личный аспект проблемы. Эрдоган слишком вложился в проект Стамбульского канала и дело тут не только в амбициях, но в искреннем желании облагодетельствовать земляков и родной город – разумеется, в понимании самого Эрдогана. Не удивительна поэтому болезненная реакция Эрдогана на многочисленные выпады Имамоглу (в частности, что возглавляя Большой муниципалитет, тот не является полным хозяином Стамбула – конкретно не контролирует финансовые потоки. распределенные по подконтрольным ПСР районным муниципалитетам). В общем, на сегодняшний  мы наблюдаем, как проект  Стамбульского канала из идеологического концепта превратился в постоянный фактор внутриполитической жизни Турецкой Республики. И это надолго – вне зависимости от реализации самого этого проекта.

[1] [13]                     https://ria.ru/20191226/1562876524.html [14]

[2] [15]                     https://mk-turkey.ru/life/2019/12/24/moaa-erdogan-prizval-obsudit-polzu-i-vred.html [16]

[3] [17]                     Там же.

[4] [18]                     https://www.google.ru/amp/s/m.haberturk.com/cumhurbaskani-erdogandan-kanal-istanbul-aciklamasi-2553220-amp [19]

[5] [20]                     О нюансах подобной экспертизы см.: Болдырев А. В. Турция: о критике экспертного сообщества проекта Стамбульского канала, 25 декабря, 2019 // http://www.iimes.ru/?p=64899 [21]

[6] [22]                     https://www.haberturk.com/cumhurbaskani-erdogandan-kanal-istanbul-aciklamasi-2553220-ekonomi [23]

[7] [24]                     Там же.

[8] [25]                     https://rayhaber.com/2019/06/ekrem-imamoglu-secildi-kanal-istanbul-projesi-yapilacak-mi/ [26]

[9] [27]                     Подробнее см.: http://www.iimes.ru/?p=64422 [28]

[10] [29]                   https://ru.rayhaber.com/2019/12/%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BD-%D1%87%D1%83%D0%BC %D1%85% D1% 83 % D1%80%D1%85%D1% 83%D1%80%D0%B1%D0% B0%D1%81%D0%BA%D0% B0%D0%BD%D0 % B8-%D1%8D%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%BA %D0% B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%BB-%D0%B2%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2/ [30]

[11] [31]                   Болдырев А. В. Турция: о правовых последствиях Стамбульского канала. 24 декабря, 2019 //  http://www.iimes.ru/?p=64877 [32]

[12] [33]                   http://www.iimes.ru/?p=64422 [28]