- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Внешняя политика Бахрейна и предпосылки нормализации отношений с Израилем

26 августа 2020 года госсекретарь США Майк Помпео посетил Королевство Бахрейн в рамках своего ближневосточного турне, направленного на налаживание более тесных отношений между Израилем и арабскими странами после знаменательного  соглашения о нормализации отношений с ОАЭ. Напомним, что правительство Бахрейна стало одним из первых, кто  приветствовало мирное соглашение между ОАЭ и Израилем: 13 августа государственное новостное агентство BNA написало о том, что «соглашение (о нормализации отношений между ОАЭ и  Израилем — авт.) может остановить планы по “израильской аннексии” и повысит шанс на установление мира на Ближнем Востоке». Что же касается переговоров с М.Помпео, то король Бахрейна Хамад ибн Иса Аль Халифа заявил, что его страна «остается приверженной Арабской мирной инициативе, которая призывает к полному уходу Израиля с территорий, захваченных в 1967 году, в обмен на мир и полную нормализацию отношений»[i] [1]. Таким образом, по мнению некоторых аналитиков, этим заявлением он косвенно отверг призыв госсекретаря к арабским странам быстро нормализовать отношения с Израилем.

Но это не совсем так. 27 августа турецкое информагентство Anadolu Agency опубликовало аналитическую статью Исмаила Нуман Телси (Ismail Numan Telci) под названием «Бахрейн в контексте вопроса о нормализации отношений с Израилем» (Bahrain in the context of normalization with Israel»), в которой автор пишет о том, что пристальный взгляд на внешнюю политику Бахрейна выявляет ряд признаков того, что Манама готова установить нормальные отношения с Израилем[ii] [2]. Так, он напоминает о том, что Бахрейн еще в июне 2019 года провел международную конференцию  Peace to Prosperity («Мир во имя процветания»),  организованную ближневосточной командой администрации Дональда Трампа, на которой зять и старший советник президента США Дональда Трампа Джаред Кушнер озвучил свой план урегулирования на Ближнем Востоке, назвав его «возможностью века» для палестинцев, чье согласие является предварительным условием достижения  мира[iii] [3]. На встрече присутствовали высокопоставленные представители из других стран Персидского залива, а также несколько участников из Израиля, не имеющие официальных должностей[iv] [4]. Что же касается властей ПНА, то они бойкотировали конференцию в Бахрейне, назвав ее попыткой США и Израиля купить палестинцев и заставить их отказаться от политических требований. Организация освобождения Палестины (ООП) обвинила организаторов конференции в Бахрейне в попытке продать палестинцам «мираж экономического процветания», который только увековечит их «оккупацию». По мнению автора  Anadolu Agency, Бахрейн своими действиями недвусмысленно подтвердил право Израиля на существование как государства в безопасных границах. Министр иностранных дел  Бахрейна Халед бен Ахмед Аль Халифа подчеркнул, что «Израиль появился в регионе, чтобы остаться, и Бахрейн хочет с ним мира».

Исмаил Нуман Телси упоминает также,  что 15 августа с. г. стало известно, что директор израильской разведки Йоси Коэн провел телефонные переговоры с премьер-министром Бахрейна Халифой бен Сальманом Аль Халифой. Несмотря на отсутствие официального сообщения об этом в мировых СМИ, израильский телеканал Channel 12  сообщил, что Йоси Коэн и Халифа бен Сальман Аль Халифа обсуждали  детали возможной нормализации отношений между двумя странами, но никаких подробностей этих переговоров не было упомянуто[v] [5].

К тому же, как утверждает автор Anadolu Agency, проводимая официальной Манамой внешняя политика не является независимой: уже на протяжении десятилетий она  тесно переплетена с внешней политикой лидера ближневосточного региона — Саудовской Аравии. Несмотря на то, что большинство населения Бахрейна составляют шииты, бахрейнская правящая элита принадлежит к суннитской династии, и их внешнеполитические цели совпадают с целями Эр-Рияда.  Для Бахрейна, управляемого суннитской семьей Аль Халифа с начала XVIII века,  важным приоритетом внешней политики является борьба с «иранской угрозой» для обеспечения выживания государства.  Это, скорее всего, можно считать основной причиной, по которой династия Аль Халифа заняла  «произраильскую» позицию наряду с Саудовской Аравией и ОАЭ.

 

Для справки:

        Большинство населения Королевства Бахрейн (а это почти 1.6 млн человек) составляют мусульмане-шииты. Для них правящая династия Аль Халифа является «чужаками», выходцами из бедуинской федерации племен Утба (Bani Utbah), которая оторвала их от Ирана, узурпировав власть в 1783 году. Шиитская оппозиция рассматривает Иран в качестве естественного союзника и освободителя от «суннитской тирании». Поэтому иранская пропаганда восстановления «исторической справедливости», особенно в разгар «арабской весны»  2011 года, нашла отклик у шиитского населения Бахрейна, многие из которого имеют иранское происхождение. Тогда для помощи родственному суннитскому режиму Саудовской Аравии при содействии ОАЭ пришлось направить «ограниченный контингент» сил безопасности в рамках «Щита полуострова» – военного компонента Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), страной-участницей которого Бахрейн и является. Нахождения в бахрейнском Джуффейре базы 5-го флота США с начала 1990-х годов также является сдерживающим фактором. К тому же с 2000-го года Бахрейн имеет договор о совместной обороне со странами ССАГПЗ (GCC Joint Defense Agreement)[vi] [6].

         Для Эр-Рияда, столкнувшегося с «шиитской проблемой» в своей Восточной провинции, Бахрейн является «территорией холодной войны», на которой он напрямую сталкивается с Ираном. Ведь главным спонсором и организатором всех событий «арабской весны» и в Королевстве Бахрейн, и в Восточной провинции КСА, являлись иранские спецслужбы, а местные шиитские радикальные элементы сыграли роль «пятой колонны». В результате ситуация в Королевстве Бахрейн стала своеобразным полем для информационной войны между Эр-Риядом и Тегераном[vii] [7]. К тому же саудовцев всегда беспокоили территориальные притязания Ирана, который неоднократно заявлял, что рассматривает Бахрейн как свою «оккупированную территорию». Зависимость (финансовую и в вопросах безопасности) правящей династии Бахрейна от Саудовской Аравии(и ее партнера ОАЭ — авт.) трудно переоценить.

Бахрейн умело укрепляет имдж КСА и ОАЭ в мире

Еще одним интересным компонентом внешней политики Бахрейна является его деятельность, направленная на укрепление имиджа эмиратско-cаудовской оси в глобальном масштабе. В этой связи Бахрейн участвует в различных пиар-кампаниях и финансирует деятельность некоторых мозговых центров. В одном из таких случаев выяснилось, что человек, возглавлявший бахрейнские пиар-кампании в Европе, на самом деле имел поддельные академические дипломы.

Был обнародован факт того, что власти Бахрейна инвестировали средства в Митчелла Белфера, который являлся основателем и президентом Информационного центра стран Европы и Персидского залива (Тhe Euro Gulf Information Centre или EGIC). Эта организация, расположенная в Риме, занимается налаживанием политических и экономических отношений между европейскими странами и государствами Персидского залива. М.Белфер также являлся старшим преподавателем международных отношений, проблем терроризма и безопасности в Метропольном университете Праги (Prague Metropolitan University) и главным редактором Центрально-Европейского журнала исследований в области международных отношений и безопасности. Кроме того, наряду с членством в других редакционных, исследовательских и научных советах, Митчелл Белфер входит в состав Руководящего комитета Глобального института технологий кибербезопасности. Однако в июле 2020 года Метропольный университет Праги внезапно удалил профиль Митчелла Белфера со своего сайта без каких-либо объяснений. Позже выяснилось, что у М.Белфера не было ученой степени доктора философии, и он был отстранен от должности в университете. Информационного центра стран Европы и Персидского залива также удалил профиль М.Белфера.

Эта новость стала достоянием общественности в социальных сетях после того, как многие международные издания, а также академик Марк Оуэн Джонс (Marc Owen Jones)  раскрыли тайные связи между бахрейнскими властями и Митчеллом Белфером. М.О.Джонс опубликовал в своем блоге  расследование под названием «Загадочная история М.Белфера», в котором  утверждал, что последний действительно скрывал, где он получил свою докторскую степень, и что, согласно официальным записям, у него ее даже нет[viii] [8]. Главная претензия заключается в том, что «Белфер приложил серьезные усилия для искажения иранского образа с проницательным пробахрейнским внешним видом». Связь М.Белфера с Бахрейном восходит к 2011 году, когда он написал комментарий для The Wall Street Journal о волнениях в стране. Белфер поддержал довод о том, что протесты против правящей суннитской династии Аль Халифа в Бахрейне были спровоцированы Ираном. В других своих работах М.Белфер также занимал антииранскую позицию, восхваляя роль эмиратского и саудовского руководства в регионе. Отсюда был сделан вывод, что Белфер и Информационный центр стран Европы и Персидского залива финансировались бахрейнскими властями, хотя никаких официальных объяснений на этот счет предоставлено не было.

Бахрейн и ранее был вовлечен в секретное дело о финансировании престижного британского аналитического центра — Международного института стратегических исследований  (Тhe International Institute for Security Studies или IISS)[ix] [9]. В 2016 году выяснилось, что бахрейнские королевские особы тайно финансировали IISS, на конференциях которого выступали такие фигуры, как президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси и тогдашний министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Как сообщил катарский телеканал «Аль-Джазира», документы, которые были обнародованы правозащитной организацией Bahrain Watch, свидетельствуют о том, что правительство Бахрейна начало финансировать Международный институт стратегических исследований в октябре 2010 года на сумму примерно 7,6 млн  долларов в год после подписания секретного соглашения между ними. Эта сумма покрывала как проведение трехдневной конференции «Манамский диалог» (Manama Dialogue), так и открытие офисов IISS в столице Бахрейна. Разоблачения были противоречивыми, с предположениями, что финансирование из королевства, часто обвиняемого в нарушениях прав и репрессиях в отношении представителей СМИ, может помешать независимости британского аналитического центра. «Закон не требует раскрывать личности жертвователей», — сказал представитель благотворительной комиссии по телефону «Аль-Джазире». Комиссия, которая регулирует деятельность благотворительных организаций в Великобритании, где IISS зарегистрирована, отметила, что «попечители, однако, должны признать важность сохранения независимости своей благотворительной организации, будь то от спонсоров, заинтересованных сторон или правительства. Решения попечителей должны приниматься независимо и в интересах благотворительной организации».  Фахад Десмух, исследователь из Bahrain Watch, сообщил, что сумма финансирования Бахрейном IISS составляет примерно треть средств последнего. «Мы не знаем полного объема (финансирования Бахрейна — авт.) — это только те проекты, о которых мы знаем, — он может быть выше» — отметил Ф.Десмух[x] [10].

Проблемы экономики Бахрейна

Экономика Бахрейна сейчас также переживает не самые легкие времена. 11 августа издание Forbes опубликовало статью Доминика Дадли, в которой было упомянуто, что дефицит бюджета этой страны почти удвоился в первой половине 2020 года в результате «двойного удара»- пандемии COVID-19 и низких цен на сырую нефть. Данные, опубликованные Министерством финансов и национальной экономики, показали, что государственные доходы в первом полугодии 2020 года упали до 2,4 млрд долларов, что на 29% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[xi] [11]. Доходы от продажи нефти также  упали на 35%, так как цены на нефть резко упали на фоне снижения мирового спроса и ценовой войны, которую вели Саудовская Аравия и Россия. Пострадала и ненефтяная деятельность, доходы которой упали на 13% в годовом исчислении из-за отказа от платы за государственные услуги во время пандемии коронавируса и замедления темпов роста мировой экономики.

Генеральный секретарь кабинета министров Ясир бен Исса ан-Насер недавно заявил, что правительство продемонстрировало «дисциплину» в своих привычках расходования средств, а «периодические расходы» сократились на 5%. Однако общий объем расходов все же вырос на 2%, хотя власти и предприняли шаги по смягчению кризиса с помощью пакета экономических стимулов. Будучи одной из небольших стран Персидского залива, Бахрейн с трудом справляется с теми условиями, с которыми он столкнулся в этом году.

Тем спасательным кругом, который помогает экономике этой страны удержаться на плаву, является помощь Эр-Рияда и Абу-Даби. Пакет мер стимулирования и финансовой стабильности на сумму 10 млрд долларов был получен Манамой в мае 2018 года; он рассчитан на 5 лет. Его обеспечили опять же Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт[xii] [12].

 

По мнению автора Anadolu Agency, основной движущей силой нормализации отношений между Израилем и аравийскими монархиями является именно ось ОАЭ-Саудовская Аравия, точнее, фактические правители этих стран Мухаммед бен Заид и Мухаммед бен Сальман. В этом смысле Бахрейн будет придерживаться политической линии  своих соседей, продвигать их общие интересы и убеждать арабскую общественность в том, что Израиль не представляет прямой угрозы странам Персидского залива. Напротив, реальными врагами для региона будут продолжать прямо или косвенно называть Иран и Турцию.

[i] [13] https://stmegi.com/posts/82711/bakhreyn-ne-nameren-druzhit-s-izrailem/ [14]

[ii] [15] https://www.aa.com.tr/en/analysis/analysis-bahrain-in-the-context-of-normalization-with-israel/1955293 [16]

[iii] [17] http://www.iimes.ru/?p=57387 [18]

[iv] [19] https://www.aljazeera.com/news/2019/06/led-bahrain-workshop-palestine-latest-updates-190624092422392.html [20]

[v] [21] https://www.timesofisrael.com/mossad-head-talks-to-bahrains-pm-amid-signs-it-could-ink-deal-with-israel-tv/ [22]

[vi] [23] http://www.iimes.ru/?p=45938 [24]

[vii] [25] http://www.iimes.ru/?p=19396 [26]

[viii] [27] https://marcowenjones.wordpress.com/2020/07/30/have-we-found-the-new-elizabeth-o-bagy-the-curious-case-of-dr-mitchell-belfer/ [28] July 30, 2020 marcowenjones Uncategorized “No record of this prominent academic and analyst, with Op-eds in the National Review and the Wall Street Journal having a PhD? The Curious Case of ‘Dr.’ Mitchell Belfer”

[ix] [29] https://ip.parstoday.com/Detail/2016/12/07/496785/IISS-Bahrain-donations-human-rights-violations [30]

[x] [31] https://www.aljazeera.com/news/2016/12/uk-tank-probed-accepting-secret-bahrain-funds-161208082955782.html [32]

[xi] [33] https://www.forbes.com/sites/dominicdudley/2020/08/11/bahrain-budget-deficit-doubles-amid-coronavirus-low-oil/#176560ea46a9 [34]

[xii] [35] https://regnum.ru/news/polit/2495799.html [36]