- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления накануне заседания мониторингового комитета при ОПЕК. Часть 1

22 января с.г. в Вене состоится заседание совместного министерского мониторингового комитета по контролю за соблюдением исполнения декабрьского соглашения о сокращении нефтедобычи, подписанного участниками Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и рядом государств, не входящих в картель, включая Россию[i] [1].

В комитет входят Кувейт, Алжир, Венесуэла (все являются участниками ОПЕК), а также Россия и Оман.

Как ожидается, в ходе грядущего мероприятия будут официально должна зафиксированы первые шаги, которые предприняли государства-подписанты соглашения, чтобы снизить добычу нефти.

Отметим, что среди государств, не являющихся членами ОПЕК, сильнее всех планирует ограничить производство Россия. Она сократит добычу нефти на 300 тыс. баррелей в сутки. Мексика снизит средний уровень производства на 100 тыс. баррелей в сутки, Оман – на 40 тыс. баррелей в сутки, Азербайджан – на 35 тыс. баррелей в сутки, Казахстан – на 20 тыс. баррелей в сутки. Снижение добычи еще на 63 тыс. баррелей в сутки распределят между собой Судан, Южный Судан, Малайзия, Экваториальная Гвинея, Бруней и Бахрейн.

Суммарное снижение – 558 тыс. баррелей в сутки.

Названное соглашение (заключенное на полгода с возможностью продления) начало действовать с 1 января с.г.

Напомним, государства ОПЕК на неформальной встрече в Алжире 28 сентября 2016 года согласовали ограничение совокупной нефтедобычи в пределах 32,5 млн баррелей нефти в сутки[ii] [2].

По поводу конкретных лимитов для каждой из стран картеля удалось договориться на официальной сессии ОПЕК 30 ноября прошлого года[iii] [3]. Тогда руководство организации заявило, что рассчитывает на присоединение к процессу стабилизации рынка других нефтедобывающих стран, прежде всего России. И такие договоренности были достигнуты.

В частности, 11 стран – производительниц нефти, не входящих в картель, на встрече, которая состоялась 10 декабря 2016 года, договорились поэтапно снизить добычу «черного золота» в своих государствах.

 

Россия

Россия обязалась сократить производство на 300 тыс. баррелей в сутки (по сравнению с октябрем 2016 года, когда было добыто около 11,2 млн баррелей в сутки).

Согласно статистике Центрального диспетчерского управления ТЭК в первую неделю января с.г. среднесуточная добыча нефти и газового конденсата в России снизилась на 1,2% по сравнению с концом декабря 2016 года. 29 декабря 2016 года она составляла 11,4 млн баррелей в сутки.

Пресс-секретарь российского президента Д.С.Песков заявил, что Россия полностью выполняет все пункты договоренностей с ОПЕК и независимыми производителями нефти, а также все ранее взятые на себя обязательства в рамках достигнутого соглашения о сокращении уровня нефтедобычи[iv] [4].

При этом чиновник  не назвал конкретных параметров сокращения добычи и переадресовал этот вопрос к профильному ведомству.

Согласно цифрам, ранее озвученным профильным ведомством, российские производители «черного золота» в январе с.г. должны снизить производство сырья на 50 тыс. баррелей в сутки, то есть до 11,15 млн баррелей в сутки. В марте с.г. российская нефтедобыча должна снизиться по сравнению с октябрем прошлого года примерно на 200 тыс. баррелей в сутки, а к маю – на объявленные 300 тыс. баррелей в сутки.

Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что темпы снижения нефтедобычи в России (как и в ряде других государств) вполне могут оказаться не такими, как было заявлено ранее. Почему?

Дело в том, что оперативно сократить производство «черного золота» не каждой стране под силу в связи с техническими особенностями нефтедобычи.

Например, российская нефтедобывающая промышленность в силу своих особенностей, прежде всего климатических, не позволяет в сжатые сроки сократить производство.

Если ретроспективно взглянуть на те предпосылки, которые сложились на мировом рынке нефти в последние годы, то в памяти всплывают события осени 2015 года, когда цены на нефть поползли вниз, серьезно обеспокоив ОПЕК. Картель принял решение привести в соответствие квоту с уровнем реальной добычи (30 млн баррелей в сутки).

Столь невнятная позиция организации вызвала очередной обвал котировок на рынке «черного золота»: уже в начале прошлого года стоимость нефти марки Brent снизилась ниже 30 долларов за баррель. В этот момент нефтедобывающим государствам стало понятно: производителям сырья придется объединить усилия по сокращению его производства.

Проблемной для государств-производителей стала позиция Ирана, который, ссылаясь на длительный санкционный режим, напротив, со второй половины января 2016 года (когда были отменены санкции) стремился нарастить добычу. Страна совершенно справедливо и обоснованно заявляла, что пытается восстановить долю рынка, утерянную за годы западных санкций.

Правда, Исламская Республика выразила готовность присоединиться к всеобщим усилиям по стабилизации нефтедобычи, но только тогда, когда уровень производства «черного золота» в стране достигнет досанкционных 4 млн баррелей в сутки.

17 апреля прошлого года мировые нефтепроизводители в составе представителей 18 государств встретились в Дохе, но договориться участникам переговорного процесса так и не удалось.

Тогда обсуждалась идея заморозки нефтедобычи, чтобы сократить срок балансировки спроса и предложения на глобальном рынке на 3–6 месяцев, так как февральские (прошлого года) договоренности Катара, Саудовской Аравии, России и Венесуэлы показали, что волатильность цены на рынке можно снизить.

При этом Россия не скрывала своего намерения присоединиться к планам ОПЕК по заморозке нефтедобычи и утверждала, что для нее это не будет носить критического характера.

Возвращаясь к событиям сегодняшнего дня, следует отметить, что, несмотря на начало действия декабрьского соглашения о снижении производства сырья, автор остается скептиком, полагая, что члены ОПЕК (как и государства, не входящие в организацию) способны в полной мере не выполнить взятых ранее обязательств. В этой связи рассчитывать на прозрачное соблюдение договоренностей всеми участниками соглашения не стоит.

С автором солидарен глава Совета фонда «Центр стратегических разработок», бывший министр финансов России А.Л.Кудрин, который не верит в долгосрочное влияние на стоимость «черного золота» соглашения по сокращению добычи между ОПЕК и не входящими в картель государствами.

По мнению А.Л.Кудрина, эта мера не основание для того, чтобы делать долгосрочные прогнозы, поскольку, как показывает практика, стороны часто нарушают данные ранее обещания.

«Я думаю, что достижение договоренности ОПЕК – вполне рациональная мера. Конечно, мы не можем быть уверены, что все обязательства, всех сторон будут выполнены, это, к сожалению, уже сложившаяся проблема ОПЕК, когда в ОПЕК не всегда выполнялись те обязательства, которые принимались»[v] [5], – заявил А.Л.Кудрин.

Схожую позицию имеет вице-премьер России А.В.Дворкович, совершенно справедливо полагающий, что рынок нефти пока не верит ОПЕК и в настоящий момент отражает ожидания неполного исполнения договоренностей о сокращении добычи[vi] [6].

Чиновник также указал, что, несмотря на договоренность о снижении производства нефти в России, годовые показатели все равно вырастут. Дело в том, что обозначенный уровень, с которого Россия должна снизить нефтедобычу, все равно выше достигнутого в конце 2016 года.

Таким образом, по информации А.В.Дворковича, в 2017 году добыча вырастет по сравнению с нынешним годом.

Как ранее отметил заместитель министра энергетики России К.В.Молодцов, ведомство ждет роста экспортных показателей по нефти в 2017 году. Однако многое, по его словам, будет зависеть от механизма исполнения соглашений об ограничении добычи нефти[vii] [7].

[i] [8]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 13.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31313 [9] ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 14.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31320 [10] ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 15.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31347 [11] ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 16.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31370 [12]

[ii] [13]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления накануне неформального совещания ОПЕК в Алжире // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 21.09.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=29985 [14] ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30133 [15] ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30170 [16] ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30183 [17]

[iii] [18]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31080 [19] ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 02.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31101 [20] ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 03.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31109 [21] ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31129 [22] ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 5 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 05.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31148 [23] ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 6 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 06.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31162 [24] ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 7 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 07.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31178 [25] ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 8 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 08.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31201 [26] ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 9 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 09.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31222 [27] ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 10 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 10.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31232 [28]

[iv] [29]Песков: РФ выполняет все пункты договоренностей с ОПЕК // Известия, 10.01.2017. Интернет-ресурс.

URL: http://izvestia.ru/news/656548#ixzz4W1fPRWFv [30]

[v] [31]Кудрин не верит в долгосрочное влияние соглашения с ОПЕК на стоимость нефти // РИА Новости/Прайм, 14.12.2016. Интернет-ресурс. URL: https://ria.ru/economy/20161214/1483568896.html [32]

[vi] [33]«Мы должны создавать базу для развития, а не заниматься латанием дыр» // Ведомости, 26.12.2016. Врез «Необходимо и достаточно». Интернет-ресурс.

URL: http://www.vedomosti.ru/politics/characters/2016/12/26/671308-sozdavat-bazu [34]

[vii] [35]Минэнерго предсказало небольшой рост экспорта нефти из РФ в 2017 году // Интерфакс, 26.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.interfax.ru/business/543091 [36]