Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 8

В Части 1 рассказано о заседании специального экспертного комитета Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), который подготовил технические рекомендации для принятия последующего решения о введении персональных квот для большей части государств картеля; приведена позиция Ирана относительно реализации алжирских договоренностей картеля; ретроспективно охарактеризовано участие Индонезии в ОПЕК.

В Части 2 приведены заявления профильных министров Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов, Индонезии, сделанные ими накануне официального заседания картеля, а также нефтяная статистика Ирака, Саудовской Аравии, России.

В Части 3 содержатся заявления председателя конференции (министерской встречи) ОПЕК, министра энергетики и промышленности Катара М.Сады, министра нефти Венесуэлы Э.Пино относительно перспектив нефтяного рынка; приведена позиция компании «Роснефть» по поводу возможного сокращения производства «черного золота»; названы персональные добычные квоты, которые были приняты картелем 30 ноября с.г.

В Части 4 приведены оценки должностных лиц и зарубежных аналитиков по поводу влияния соглашения ОПЕК на нефтяной рынок.

В Части 5 автор высказал свое мнение по поводу результатов венского заседания картеля, не согласившись с теми позитивными оценками итогов мероприятия, которые высказали многие иностранные аналитики и чиновники, а также привел информацию двух ведущих информационных агентств (Reuters, Bloomberg) о том, что без активного политического участия российской стороны, прежде всего президента В.В.Путина, достижение соглашения ОПЕК о сокращении производства «черного золота» не стало бы возможным.

В Части 6 приведены экспертные оценки зарубежных аналитиков относительно перспектив американской сланцевой индустрии после достижения договоренностей внутри ОПЕК о сокращении нефтедобычи; обозначена позиция Азербайджана по поводу сокращения производства «черного золота».

В Части 7 приведены мнения представителей Министерства энергетики России, а также компании «Лукойл» по поводу значимости и перспектив сделки между членами  ОПЕК и государствами, не входящими в картель, о сокращении нефтедобычи.

«Лукойл» рассчитывает, что правительство России закрепит постановлением обязательства компаний по сокращению добычи нефти после соглашения ОПЕК и стран вне организации.

«Наша точка зрения, что, скорее всего, нужно будет постановление правительства, которое определит основные параметры действия компаний в рамках достигнутых договоренностей»[i], – заявил Л.А.Федун.

При этом он пояснил, что в этом постановлении должны быть расписаны какие-то компенсационные меры для компаний, поскольку мы действуем сообща, и в основном главным выгодоприобретателем от снижения добычи является государство.

«Поскольку замораживание добычи нефти требует определенных затрат, поэтому здесь мы смеем надеяться, что какие-то компенсации для компании будут в этом направлении»[ii], – подчеркнул он, добавив, что компания выполнит любое решение по сокращению добычи нефти, так как это правильно и экономически выгодно для страны.

В то же время для реализации этого решения понадобится, по крайней мере, один квартал.

Что касается восстановления баланса спроса и предложения на мировом рынке нефти, то Л.А.Федун прогнозирует, что оно наступит во второй половине следующего года, поскольку только с 1 января 2017 года соглашение о сокращении производства сырья вступает в силу и России понадобится примерно полгода, чтобы его имплементировать. Далее, скорее, рынок будет дефицитным[iii].

Вице-президент «Лукойла» убежден, что сокращение добычи нефти в России технически не представляет проблем.

«Технически никаких проблем это не представляет. Например, весной традиционно Россия приостанавливала добычу примерно на 150 тыс. баррелей в силу так называемых сезонных ремонтов, которые проводятся на фондах скважин в это время. Еще 150 тыс. баррелей – это практически небольшое количество маржинальных проектов, которые находятся на уровне рентабельности, с очень высоким уровнем обводненности и которые, скорее, уменьшают свободный денежный поток, чем его увеличивают. Поэтому остановить такие проекты тоже не представляет никаких технологических проблем»[iv], – заявил Л.А.Федун.

«Для России каждый доллар повышения цены нефти, если не ошибаюсь, это примерно 2 млрд долларов бюджета. Поэтому то решение, которое сделано, конечно, абсолютно правильное и должно быть поддержано всеми участниками нефтяной отрасли РФ»[v], – добавил топ-менеджер.

В свою очередь, компания «Газпром нефть» располагает необходимым оборудованием для того, чтобы иметь возможность как снижать, так и увеличивать объемы добычи «черного золота».

Как сообщил председатель правления «Газпром нефти» А.В.Дюков, часть фонда скважин оборудована насосами, мощность и производительность которых может меняться, поэтому мы можем на данном фонде скважин как увеличивать объемы добычи, так и снижать[vi].

По словам топ-менеджера, компания собирается продолжить и сохранить инвестиции в реализацию новых проектов и в разработку и увеличение трудноизвлекаемых запасов, в том числе и сланцевых запасов нефти.

«Рост цены может с большим запасом покрыть потери российских компаний от снижения добычи.  Кроме того, без сделки цена на нефть могла опуститься до 40 долларов за баррель, если не ниже. В текущей ситуации даже при укреплении курса национальной валюты увеличение поступлений в бюджет Российской Федерации составит порядка 600 млрд руб в год от каждых 5 долларов прироста цены на нефть. Наши компании в целом поддерживают эту инициативу»[vii], – заявил П.Ю.Сорокин.

На днях В.Ю.Алекперов и Д.аль-Луэйби обсудили перспективы совместных проектов в Ираке, в том числе месторождение «Западная Курна – 2», а также вопросы координации действий участников нефтяного рынка для обеспечения его среднесрочного баланса.

Кроме того, глава «Лукойла» провел переговоры с министром нефти Ирана Б.Н.Зангане. В рамках рабочей встречи стороны обсудили возможности участия российской компании в проектах в Исламской Республике при обеспечении благоприятных экономических и правовых условий, а также другие актуальные вопросы, касающиеся добычи на территории Ирана[viii].

«Для нас очень важны сейчас проекты, которые находятся в Иране. Президент “Лукойла” Вагит Юсуфович Аликперов встречался с министром нефти Ирана, они подтвердили заинтересованность в том, чтобы наша компания участвовала, поскольку у нас очень хорошая репутация после того, как мы пустили “Курну” (речь о «Западной Курне – 2» в Ираке – Э.К.) в этом регионе. Я очень рассчитываю, что если Иран внутри себя выработает приемлемые условия нефтяного контракта, то мы с удовольствием будем работать в этой республике. Я знаю, что у них есть драфты нового нефтяного контракта, где это смесь production, sharing и buyback (добыча, распределение и возврат средств). Для нас чрезвычайно важно, чтобы была возможность распоряжаться какой-то своей частью нефти, чтобы эту часть нефти мы могли поставить себе на баланс. Чисто сервисную работу мы выполнять не будем. Мы обсуждаем с ними, пока они должны решить внутри себя. Пока переговоры идут внутри»[ix], – заявил Л.А.Федун.

В.Ю.Алекперов считает, что нефтедобывающие страны могут прибегнуть к дальнейшему ограничению добычи, если принятое ОПЕК решение не приведет к повышению цены: «Сейчас будет стабилизация. Если она не подействует, то будут приняты следующие шаги. Это может быть ограничение объемов производства. Если рынок не востребует наш товар, зачем его производить? Это же естественная реакция любого производителя»[x].

Продолжая мысль главы компании, Л.А.Федун добавил, что для любого экономического субъекта гораздо выгоднее произвести, условно говоря, 10 млн т нефти по цене 50 долларов за баррель, чем, например, 13 млн т по 40 долларов, поскольку ты получаешь более правильную цену за невозобновляемый источник. Плюс к этому экономия на значительных издержках на добычу дополнительных баррелей[xi].

При этом В.Ю.Алекперов подчеркнул, что все страны заинтересованы в справедливой цене на нефть.

Согласно свежему докладу Goldman Sachs цена нефти марки Brent может превысить 60 долларов за баррель в первой половине 2017 года, если ОПЕК и Россия будут действовать согласно договоренностям о сокращении добычи нефти.

В свою очередь, «Лукойл» ожидает, что в следующем году цена на «черное золото» будет находиться в районе 60 долларов за баррель.

«Если анализировать историю таких операция, в течение полугода – года цена на нефть вырастает на 50%. В течение следующего года цена 60 долларов за баррель будет доминирующей ценой»[xii], – заявил вице-президент «Лукойла» Л.А.Федун.

При этом увеличение нефтяных котировок на 10 долларов приводит к повышению чистой прибыли компании на 2 млрд долларов. В перспективе возникнет потребность и расширения списка новых проектов, поскольку на мировом рынке углеводородного сырья может возникнуть дефицит «черного золота».

Л.А.Федун ожидает, что к 2030 году растущий спрос на «черное золото» и падение нефтедобычи приведут к потребности в новых проектах, которые позволят нарастить добычу до 39 млн баррелей в сутки.

«Мы можем говорить об удвоении потребления нефти в промышленности. В целях роста спроса потребуется почти 40 млн баррелей к 2030 году»[xiii], — подчеркнул Л.А.Федун.

 

Для справки: в 2015 году компания «Лукойл» нарастила нефтедобычу с учетом зарубежных проектов на 3,6%, до 100,7 млн т.

В 2017 году крупнейший российский частный производитель нефти попытается сохранить объем добычи в России на уровне 86–88 млн т.

В период с января по сентябрь 2016 года компания сократила нефтедобычу на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, доведя показатель до 69,3 млн т.

В утвержденный бюджет предприятия на текущий год заложена стоимость нефти в 50 долларов за баррель, хотя компания имеет также и стрессовый сценарий развития событий, который предполагает снижение цены нефти до 40 долларов за баррель и сокращение производных расчетов на 30 долларов.

Компания намерена заложить в бюджет предприятия в 2017 году стоимость «черного золота» в размере 40 долларов за баррель, в 2018 году – 50 долларов за баррель, в 2019 году – 60 долларов за баррель.

[i]«Лукойл» ожидает от правительства указаний по сокращению добычи нефти // РИА Новости/Прайм, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161202/1482702169.html

[ii]«Лукойл» рассчитывает на компенсации в связи с решением об ограничении добычи нефти // ТАСС, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://tass.ru/ekonomika/3835865

[iii]Леонид Федун: «Лукойлу» не нужны преференции // ТАСС, 03.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3836441

[iv]«Лукойл»: сокращение добычи нефти в России технически не является проблемой // РИА Новости/Прайм, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161202/1482693739.html

[v]Там же.

[vi]«Газпром нефть» обладает техническими возможностями для снижения добычи // ТАСС, 02.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/tek/3834746

[vii]Глава Аналитического центра ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Павел Сорокин прокомментировал участие России в соглашении о сокращении добычи нефти // Министерство энергетики России, 03.12.2016.

Интернет-ресурс. URL: http://minenergo.gov.ru/node/6638

[viii]«Лукойл» поддержит решения Минэнерго в рамках достигнутых на саммите ОПЕК соглашений // ТАСС, 30.11.2016. Интернет-ресурс.

URL:  http://tass.ru/ekonomika/3828080

[ix]Леонид Федун: «Лукойлу» не нужны преференции // ТАСС, 03.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3836441

[x]Алекперов не исключил ограничения добычи нефти в будущем, если рынок не стабилизируется // ТАСС, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://tass.ru/ekonomika/3834603

[xi]Вице-президент «Лукойла» сделал прогноз по цене на нефть в 2017 году // РИА Новости/Прайм, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161202/1482692706.html

[xii]В «Лукойле» прогнозируют цену на нефть в 2017 году на уровне $60 за баррель // ТАСС, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://tass.ru/ekonomika/3834798

[xiii]Федун: потребность в новой добыче нефти к 2030 году составит 39 млн баррелей в сутки // ТАСС, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://tass.ru/tek/3834955

52.32MB | MySQL:103 | 0,573sec