Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 2

В Части 1 рассказано о заседании специального экспертного комитета Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), который подготовил технические рекомендации для принятия последующего решения о введении персональных квот для большей части государств картеля; приведена позиция Ирана относительно реализации алжирских договоренностей картеля; ретроспективно охарактеризовано участие Индонезии в ОПЕК.

В ходе заседания поступила информация министра нефти Ирака Д.аль-Луэйби[i] о том, что ОПЕК окончательно согласует параметры сокращения добычи «черного золота». Министр также сообщил, договор об ограничении добычи рассчитан на полгода.

При этом глава ведомства выразил надежду на то, что сокращение производства нефти внутри ОПЕК будет означать повышение цен. Ирак рассчитывает на рост стоимости барреля в среднем до 55 долларов.

Более того, по словам министра, арабское государство, которое ранее отказывалось ограничивать собственные объемы производства, теперь готово их сократить, но пока не определилось с масштабами снижения.

Примечательно, что за день до заседания, 29 ноября с.г., то же самое заявил и премьер-министр страны Х.аль-Абади.

По его мнению, члены картеля договорятся о сокращении добычи на 0,9–1,2 млн баррелей в сутки, чего будет достаточно для роста цен.

По данным ОПЕК, в октябре с.г. Ирак добывал в среднем 4,56 млн баррелей нефти в сутки.

При этом источники, знакомые с позицией Саудовской Аравии, сообщили, что королевство готово пойти на уступки только для Нигерии и Ливии и может отказаться от соглашения об ограничении добычи нефти, если не удастся добиться участия в нем всех остальных членов картеля, включая Иран и Ирак. В то же время королевство не стало настаивать на тех же объемах сокращения нефтедобычи для этих двух стран, как и для остальных членов картеля.

«Ливии не коснется какое-либо снижение добычи, так как ее уровень добычи сейчас составляет около 600 тыс. баррелей в сутки. Мы оптимистично настроены относительно возобновления работы нефтяных месторождений, которые подготовят к этому в течение 2017 года. Уровень добычи 32,5 млн баррелей нефти в сутки, который исключает изменения объемов добычи Ливии и Нигерии, – это тот уровень, который привлекает наибольшее внимание участников встречи ОПЕК. Саудовская Аравия принимает это, это означает, что мы намного сократим нашу добычу», – заявил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалих.

Кроме того, специальные условия были предложены Ирану, который восстанавливает прежние объемы добычи «черного золота» после отмены международных санкций. Квоту этой страны ОПЕК предварительно определил на уровне 3,8–3,9 млн баррелей в сутки.

Однако в ходе заседания Исламская Республика настаивала на достижении знаковой отметки в 4 млн баррелей в сутки, что соответствует досанкционному показателю.

Стоит отметить, что перед началом дискуссии иранский министр нефти Б.Н.Зангане выразил оптимизм по поводу исхода переговоров. Однако Иран предложил самой Саудовской Аравии сократить добычу на 1 млн баррелей в сутки с текущих 10,5 млн баррелей в сутки.

В свою очередь, в Эр-Рияде до этого заявляли о готовности снизить производство лишь на 500 тыс. баррелей в сутки.

Наконец, ОПЕК рассчитывает, что к соглашению примкнут и не входящие в картель страны. От них ждут сокращения добычи на 600 тыс. баррелей в сутки. В первую очередь, это относится к России.

Напомним, Х.аль-Фалих ранее заявил, что организацию не устроит намерение России заморозить добычу на текущем рекордном уровне (свыше 11 млн баррелей в сутки).

Саудовский чиновник полагает, что сегодня Россия добывает нефти больше, чем когда либо. Поэтому заморозка объемов нефтедобычи на высоком уровне нельзя считать вкладом в стабилизацию мирового рынка нефти.

По его мнению, Россия должна именно сократить, а не заморозить объемы добычи нефти.

«Россия достигла пика добычи, заморозка на этом уровне не является вкладом в то, чего ОПЕК пытается добиться. Наши обсуждения с Россией касались сокращения добычи. Мы оставляем за ними внесение такого предложения. Но, справедливости ради, не надо Россию толкать к чему-то, пока мы сами не договорились внутри ОПЕК. Сегодня важный день для ОПЕК. Мы готовим отчет в необходимости выполнения алжирских договоренностей. И я уверен в том, что страны вне ОПЕК внесут свой вклад», – подчеркнул он.

По словам Х.аль-Фалиха, после достижения собственного соглашения картель попытается потребовать и от России именно сокращения добычи, а не ее заморозки.

Ранее сообщалось, что в сентябре с.г. российская нефтедобыча снова оказалась ниже добычи нефти в Саудовской Аравии. Согласно данным Росстата, ежесуточная добыча российской нефти составляла 10,28 млн баррелей, тогда как ежесуточная добыча саудовского «черного золота» – 10,49 млн баррелей. В августе с.г. этот показатель составлял 10,58 млн баррелей ежесуточно. Россия же в том же месяце в среднем производила 10,36 млн баррелей в сутки.

Суммарно государства-члены ОПЕК в сентябре с.г. добывали 33,39 млн баррелей в сутки. Ирак, второй по величине добычи после Саудовской Аравии производитель нефти в картеле, в среднем добывал чуть менее 4,46 млн баррелей в сутки.

С января с.г. по сентябрь с.г. Россия экспортировала 189,8 млн т нефти и газового конденсата. Общая российская нефтедобыча составила за указанный период 408,7 млн т, что на 2,4% больше, чем годом ранее за аналогичный период.

Удельный вес экспортных поставок «черного золота» в общем объеме российского экспорта за указанный период составил 25,9%, в экспорте топливно-энергетических товаров – 44,3%. За такой же период 2016 года эти показатели составляли 26,7% и 41,4% соответственно.

Учитывая приведенные статистические данные, возникают вполне логичные вопросы: «Какой реальный вклад способна внести Саудовская Аравия в процесс стабилизации ситуации на глобальном нефтяном рынке? Готова ли монархия именно снизить объемы производства сырья, а не замораживать их?

Не стоит забывать, что Саудовской Аравии гораздо проще сократить объемы добычи нефти, поскольку этот процесс не будет сопряжен с такими трудностями, которые могут возникнуть у российских компаний, многие их которых добывают «черное золото» в суровых условиях с экстремально низкими температурами. Как следствие, процесс консервации или расконсервации таких скважин не только более трудоемкий, но и более затратный.

По словам саудовского министра, ОПЕК намерена именно сократить объем нефтедобычи, установив для каждой из стран квоты на добычу.

Согласно сообщению агентства Reuters, государства-члены ОПЕК на переговорах в Вене обсуждали более серьезное сокращение добычи нефти, чем ранее намечалось, – на 1,4 млн баррелей ежесуточно.

Любопытно, что различные источники называли противоречивые данные – от 1,1 млн баррелей в сутки до 1,4 млн баррелей в сутки.

Так, агентство Bloomberg со ссылкой на свои информированные источники сообщило, что Россия может снизить нефтедобычу на 200 тыс. баррелей в день, если странам картеля удастся договориться между собой. Хотя, как утверждается, цифра сокращения не окончательная.

Как сообщил телеканал Al Arabiya со ссылкой на неназванный источник в картеле, для Ирана ОПЕК определила суточную квоту на добычу нефти в размере 3,8 млн баррелей.

Это, кстати, соответствовало ранее обнародованным намерениям картеля.

При этом квота Саудовской Аравии определена на уровне 10,06 млн баррелей в сутки[ii].

Следует напомнить, что накануне заседания ОПЕК Б.Н.Зангане подчеркнул, что никаких переговоров о сокращении иранской добычи в рамках картеля не ведется. По мнению министра, ОПЕК продолжает имплементацию алжирских решений.

По мнению главы ведомства, те государства, которые активно наращивали добычу нефти, пока Исламская Республика находилась под санкциями, должны взять на себя большие ограничения в добыче, чем другие страны, и быть более ответственными по отношению к своим обязательствам.

В свою очередь, министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) С.аль-Мазруи был весьма оптимистично настроен перед заседанием.

«У меня много причин для оптимизма. Мы проделали огромный объем работы, в первую очередь, страны Персидского залива. Все серьезно подходят к завтрашней встрече, мой совет — не судить заранее. Подождем завтрашнего дня, и, надеюсь, мы сможем добиться решения, которое будет хорошим для всех», – подчеркнул чиновник.

Он также заявил, что ОАЭ опасаются замедления инвестиций в случае непринятия соглашения по балансировке рынка нефти, которое простимулирует рынок.

«В целом в Алжире было принято решение идти на сокращение. Мы понимаем логику, которая этим движет. Мы хотим, чтобы рынок восстановился быстрее. Скорость коррекции снизила темпы инвестирования. Рынок восстановится сам. Сделка нужна, чтобы он восстановился быстрее. Если мы этого не сделаем, не будет инвестиций в добычу, это может стать проблемой. Если мы будем затягивать с балансировкой рынка на 3–6 месяцев, мы получим нехватку инвестиций», – отметил министр.

Он также напомнил, что страны, не входящие в ОПЕК, могут присоединиться к сокращению добычи нефти, если картель примет такое решение: «Мы видели, что страны, участвовавшие в прошлых двух встречах, ответственно подходят. Видели позитивные комментарии из России и других крупных стран — производителей. Что нам нужно сейчас – сойтись внутри ОПЕК на решении. Как только это произойдет, другие страны присоединятся».

Тем не менее на состоявшейся утром 30 ноября с.г. неформальной встрече  министры ОПЕК достигли консенсуса по заморозке объемов добычи нефти. В этой связи любопытно заявление министра энергетики и минеральных ресурсов Индонезии И.Джонан. Он высказал мысль о том, что Россия сыграет важную роль в выполнении решений картеля.

В свою очередь, министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Х.аль-Фалих заявил, что если ОПЕК не сможет принять решение об ограничении добычи нефти, то рынок будет восстанавливается медленнее.

«Если договоренности не будет, думаю, рынок будет восстанавливаться медленнее, но восстановится. Я не беспокоюсь за то, что не будет соглашения. Фундаментальные показатели рынка двигаются в правильном направлении. Мы видим в последние месяцы продолжающееся сокращение запасов, 2017 год обещает быть “здоровым” с точки зрения спроса. Восстановление будет более быстрым, если мы выйдем на сделку», – отметил он.

«Если мы не придем к решению, то будет второй сценарий, в каком-то смысле продление существующей ситуации и ожидание самостоятельного восстановления рынка. Это тоже неплохой исход», – подчеркнул он.

Со своей стороны, Б.Н.Зангане был уверен, что ОПЕК очень близки к консенсусу. Нужно только участие стран, не входящих в ОПЕК, чтобы финализировать решение и стабилизировать рынок.

[i]               Здесь и далее приведенные цитаты должностных лиц взяты с интернет-сайтов ведущих новостных агентств – Bloomberg, Reuters, Associated Press, Shana, РИА Новости, ТАСС, Интерфакс.

[ii]              Saudis to cut oil output by 0.5 million bpd in OPEC deal: source // Reuters, 30.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.reuters.com/article/us-opec-meeting-saudi-cuts-idUSKBN13P1WN

52.21MB | MySQL:103 | 0,580sec