Об итогах визита министра иностранных дел РФ С.Лаврова в Турцию

Буквально только что завершился визит министра иностранных дел РФ С.Лаврова в  Турцию с целью участия в заседании российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования.

Пожалуй, главным его итогом следует считать довольно малозаметное и даже дежурное голосование Меджлисом накануне (1 декабря) по вопросу ратификации межправительственного соглашения по проекту «Турецкий поток». Всего в голосовании приняло участие 223 депутата (в 550-местном Междлисе), из которых 210 проголосовало «за», 7 – «против» и 6 – воздержалось. Поскольку для ратификации не требуется набора квалифицированного большинства, то понятно отсутствие интереса у значительной доли депутатов к голосованию, чей исход был заранее предрешен. Тем более, с учетом более важной и насущной темы — турецкой конституционной реформы. Напомним: накануне было объявлено о том, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) после многих раундов переговоров договорилась по всем вопросам с националистами – Партией националистического движения (ПНД).

Как бы то ни было, голосование по «Турецкому потоку» следует занести в актив визита российского министра в Турцию. Впрочем, не стоит забывать о том, что для вступления межправительственного соглашения в силу требуется не только ратификация его Междлисом, но и подписание президентом. И совершенно напрасным было бы ждать того, что Р.Т.Эрдоган поставит свою подпись до поездки в Москву премьер-министра Бинали Йылдырыма. Понятно, что перед подписью президента Турция ожидает со стороны российского руководства встречных шагов.

Какие вопросы в связи с визитом С.Лаврова в Турцию интересовали турецких обозревателей?

Прежде всего, вопрос причастности российских ВКС к авиаудару в Сирии 24 ноября 2016 года (по совпадению ровно год спустя после трагедии с российским бомбардировщиком Су-24), в результате которого погибло трое (по другим источникам – четверо) турецких военнослужащих. По ошибке переводчика, впрочем довольно быстро исправленной, вина за случившееся оказалась министром возложена на вооруженные силы Сирии. Как, на самом деле, подчеркнула российская сторона, к авиаудару непричастны ни российская, ни сирийская армия. Надо ли говорить о том, что этот тезис был исключительно скептически встречен турецкими обозревателями, задавшимися вопросом того, а кто ещё летает под сирийским небом и чисто теоретически может мог нанести удар.

Однако, показательно, что турецкие СМИ особо эти вопросы «выпячивать» не стали, скорнцентрировавшись на подробном цитировании С.Лаврова по широкому кругу вопросов, включая постоянный диалог между руководителями двух стран и общей ситуации в Сирии (Алеппо и «посреднические усилия» Турции между Россией и сирийской оппозицией).

В свою очередь, в отсутствие официальных комментариев со стороны Аксарая касательно недавнего заявления Р.Т.Эрдогана по свержению режима Б.Асада, как цели вооруженных сил Турции, турки цитируют российскую сторону о том, что в ходе состоявшейся между В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом беседы ясность была внесена, впрочем, без уточнения, какая именно. При этом турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу также ушел от этого вопроса, подчеркнув, что, невзирая на имеющиеся разногласия, обе стороны едины в том, что касается политического урегулирования и режима прекращения огня в стране.

Как минимум, не в меньшей степени, чем политическая обстановка в регионе, турецких обозревателей интересуют вопросы, связанные с нормализацией российско-турецких отношений. Они охотно цитируют российского министра и его фразу относительно политической воли, проявленной президентами В.В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом, в рамках которой будет ускорен процесс возвращения к «нормальной жизни». Равно как и о том, что «на последующих этапах» будут предприняты шаги по устранению торговых и экономических барьеров между двумя странами.

Однако, не укрылась от внимания местных СМИ разница в подходах между российской и турецкой сторонами. Первая говорит о «постепенном» снятии барьеров, в то время как вторая сторона настаивает на «немедленном» их устранении и на возврате к ранее существовавшему между двумя странами безвизовому режиму. Углубленную оценку тезисов российской и турецкой сторон, касающихся экономики, турецкая пресса не делает, очевидно, понимая, что экономика, в общем-то, находится за рамками компетенции министров иностранных дел и дожидаясь итогов предстоящего 5 декабря визита в Россию премьер-министра Бинали Йылдырыма.

Итак, подводя черту – в Россию министр иностранных дел С.Лавров возвращается не с пустыми руками, а с ратифицированным турецким Междлисом соглашением по «Турецкому потоку». Таким образом, Бинали Йылдырым прибудет в Москву в надежде на встречные шаги с российской стороны. Однако, внимательным наблюдателям понятна позиция Москвы о том, что введенные ранее санкции и ограничения – важный козырь в диалоге с тАнкарой, и никто от него не будет единоразово отказываться.

То, чего до сих пор не хочет или не может понять турецкая сторона – это того, что они лишились статуса привилегированного партнера в России 24 ноября 2015 года и эта потеря невосполнима в обозримой перспективе. Бесплатные пригласительные билеты на российский рынок раздавались всем желающим в уникальные в своем роде 1990-е годы, а теперь за вход буквально каждого участника придется, так или иначе, платить.

52.2MB | MySQL:103 | 0,476sec