Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 9

В Части 1 рассказано о заседании специального экспертного комитета Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), который подготовил технические рекомендации для принятия последующего решения о введении персональных квот для большей части государств картеля; приведена позиция Ирана относительно реализации алжирских договоренностей картеля; ретроспективно охарактеризовано участие Индонезии в ОПЕК.

В Части 2 приведены заявления профильных министров Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов, Индонезии, сделанные ими накануне официального заседания картеля, а также нефтяная статистика Ирака, Саудовской Аравии, России.

В Части 3 содержатся заявления председателя конференции (министерской встречи) ОПЕК, министра энергетики и промышленности Катара М.Сады, министра нефти Венесуэлы Э.Пино относительно перспектив нефтяного рынка; приведена позиция компании «Роснефть» по поводу возможного сокращения производства «черного золота»; названы персональные добычные квоты, которые были приняты картелем 30 ноября с.г.

В Части 4 приведены оценки должностных лиц и зарубежных аналитиков по поводу влияния соглашения ОПЕК на нефтяной рынок.

В Части 5 автор высказал свое мнение по поводу результатов венского заседания картеля, не согласившись с теми позитивными оценками итогов мероприятия, которые высказали многие иностранные аналитики и чиновники, а также привел информацию двух ведущих информационных агентств (Reuters, Bloomberg) о том, что без активного политического участия российской стороны, прежде всего президента В.В.Путина, достижение соглашения ОПЕК о сокращении производства «черного золота» не стало бы возможным.

В Части 6 приведены экспертные оценки зарубежных аналитиков относительно перспектив американской сланцевой индустрии после достижения договоренностей внутри ОПЕК о сокращении нефтедобычи; обозначена позиция Азербайджана по поводу сокращения производства «черного золота».

В Части 7 приведены мнения представителей Министерства энергетики России, а также компании «Лукойл» по поводу значимости и перспектив сделки между членами  ОПЕК и государствами, не входящими в картель, об уменьшении нефтедобычи.

В Части 8 содержатся выдержки из недавнего интервью вице-президента по стратегическому планированию компании «Лукойл», а также председатель правления «Газпром нефти» относительно готовности российских нефтедобывающих компаний пойти на сокращение производства «черного золота».

По словам вице-президента компании «Лукойл» Л.А.Федуна, объем нефтедобычи в Саудовской Аравии в перспективе 15 лет будет колебаться на уровне 10–11 млн баррелей в сутки, а основными источниками роста добычи в ОПЕК до 2030 года будут Иран и Ирак, которые также останутся основными источниками для удовлетворения спроса на глобальном рынке углеводородов[i].

Как подчеркнул топ-менеджер, не только «Лукойл», но и все остальные участники проектов на иракском рынке рассчитывают на прогресс до конца следующего года. Иракская сторона может предложить зарубежным компаниям новые условия, которые более отвечают сегодняшним реалиям[ii].

Что касается Исламской Республики, то, по информации директора по производству и эксплуатации нефтяной компании Arvandan Р.Хатами, на текущий момент предприятие добывает 400 тыс. баррелей нефти в сутки на месторождениях в западной части страны[iii].

 

Для справки: компания Arvandan, созданная после снятия международных санкций с Ирана в 2016 году, занимается добычей нефти. Она работает на месторождениях, суммарные запасы которых составляют до 1 млрд баррелей. Свыше половины месторождений Arvandan –  это пограничные месторождения, добыча на которых производится и другими соседями Ирана.

Иранская нефтедобыча на совместных нефтяных месторождениях в регионе Западный Карун выросла с 65 тыс. баррелей в сутки в 2013 году до более чем 260 тыс. баррелей в сутки в настоящее время.

В последние месяцы добыча нефти на иранских месторождениях «Северный Яран», «Южный Яран», «Южный Азадеган», «Северный Азадеган» увеличивается, при этом большая часть продукции Arvandan экспортируется, другая часть перерабатывается на нефтеперерабатывающем заводе «Абадан».

Ранее министр нефти Ирана Б.Н.Зангане отмечал, что в иранской нефтяной провинции Западный Карун с вводом в эксплуатацию месторождений «Северный Азадеган», «Ядаваран» и «Северный Яран» суточная нефтедобыча может вырасти до 300 тыс. баррелей. По его словам, в настоящее время добыча «черного золота» в этом регионе составляет примерно 250–260 тыс. баррелей в сутки.

Глава ведомства подчеркнул, что инвестиции в разработку месторождений этой нефтяной провинции достигли 7 млрд долларов и они являются одной из самых крупных в стране энергетических инвестиций страны.

 

По прогнозу Б.Н.Зангане, в 2017 году доходы Ирана от продажи нефти могут увеличиться на 10 млрд долларов[iv].

Как представляется, для достижения этого показателя Иран не станет ограничивать себя обязательствами перед ОПЕК, стараясь добывать и экспортировать максимально возможные объемы «черного золота».

Проводя подробный анализ состояния и перспектив мирового нефтяного рынка после достигнутого 30 ноября с.г. на заседании ОПЕК соглашения о сокращении добычи сырья, автор нашел весьма трезвым и справедливым мнения китайских экспертов на этот счет.

Китайские эксперты несколько осторожно и с определенной долей скептицизма отнеслись к состоятельности решения ОПЕК.

Например, эксперт китайской академии энергетической стратегии Л.Цянь, отмечая, что достигнутое соглашение является достаточной серьезным и первой за последние годы конкретной договоренностью о сокращении добычи нефти, подчеркнул, что пока необходимо ждать конкретных действий договорившихся сторон.

Он отметил, что Россия как самый крупный экспортер нефти вне ОПЕК тоже взяла на себя обязательства по сокращению добычи нефти.

Несмотря на то, что решение картеля привело к повышению стоимости нефти марки Brent в краткосрочной перспективе, рост цен на нефть в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, станут ли производители на самом деле соблюдать свои обещания.

Стоит особо подчеркнуть, что аналитики агентства Fitch Ratings отмечают, что трейдеры не полностью уверены, что страны ОПЕК, а также нефтедобывающие государства, не входящие в картель, будут досконально соблюдать условия заморозки добычи. Почему?

В соглашении должны принять участие около 20 стран, которые совокупно планируют сократить производство на 1,8 млн баррелей в сутки, причем на долю ОПЕК придется 1,2 млн баррелей в сутки.

Во-первых, в этих условиях довольно сложно наладить контроль выполнения соглашения.

Во-вторых, соглашение будет действовать только полгода, а насколько поднимется потребление нефти за это время – большой вопрос.

В свою очередь, главный экономист Citi Group China Л.Лиган считает, что влияние ОПЕК в мире ослабевает: «Несмотря на то, что ОПЕК производит 1/3 мировой нефти, влияние организации в глобальной энергетической архитектуре ослабевает»[v].

Экономист отмечает, что повышение цен на нефть приведет к росту поставок сланцевой нефти, что в свою очередь будет ограничивать дальнейший рост мировых цен на сырье.

«Таким образом, влияние роста цен на экономический рост Китая будет достаточно незначительным, так как остается сомнительным, будет ли рост цен устойчивым»[vi], – резюмирует он.

Эксперт по энергетике Сямэньского университета Л.Баоцян считает, что, несмотря на статус Китая как главного нефтяного импортера, влияние на принятого ОПЕК решения на экономику государства будет ограниченным.

«Если цены на нефть продолжат расти, внутренние перевозки и химическая отрасль получат сокрушительный удар. Однако нефть занимает лишь 18 % в общем объем потребляемой Китаем энергии и уголь по-прежнему остается главным источником энергии для экономики Китая»[vii], – подчеркнул он.

По его прогнозам, цена на нефть может вырасти до 60 долларов за баррель к середине следующего года, и это повышение пока что остается умеренным и оказывает больше психологическое, нежели практическое воздействие[viii].

В свою очередь, Л.Цянь отметил, что для китайского рынка рост цен на «черное золото» будет означать увеличение себестоимости импорта, но это является хорошей новостью для китайских нефтедобывающих компаний, так как высокая цена поможет им сократить убытки и увеличить прибыль.

Л.Цянь считает, что объем потребления нефти в Китае во многом будет определяться и темпами экономического роста. Если темпы роста будут быстрее нынешних, то китайской экономике потребуется больше нефти. В этом случае Китай увеличит объем импорта.

Однако если темпы будут на уровне этого года или ниже, то импорт нефти, конечно же, сократится. Пока сложно сказать какой спрос на нефть будет в Китае в следующем году.

Торговый представитель России в США А.Ю.Стадник весьма оптимистичен, полагая, что решение ОПЕК о сокращении добычи позитивно скажется на деловой активности в США и, как следствие, на партнерстве с Россией в нефтяной сфере[ix].

По его мнению, соглашение ОПЕК свидетельствует о сближении позиций внутри картеля со странами за его пределами.

А.Ю.Стадник прогнозирует рост цен на энергоносители, в чем давно нуждались все игроки.

По его словам, планомерное наращивание количества буровых в США с июня с.г. по декабрь с.г. (после их сокращения на фоне падения котировок «черного золота») и возросшая цена на нефть марки Brent, а вслед и WTI позволят отыграть американским компаниям определенные потери[x].

Весьма здраво и прозорливо, что Центральный банк России не намерен впадать в излишний оптимизм и повышать прогноз цен на нефть в базовом сценарии экономического развития.

Как заявила глава ведомства Э.С.Набиуллина, несмотря на решение ОПЕК по снижению нефтедобычи, вероятность пересмотра регулятором прогноза по цене на нефть не очень высокая[xi].

По словам Э.С.Набиуллиной, необходимо посмотреть, как рынки отреагируют на решение картеля, а на это нужно время. Кроме того, регулятор намерен сохранять здоровую консервативность в прогнозах[xii].

Со своей стороны, вице-премьер России А.В.Дворкович также не видит резона в изменении прогнозных цен на нефть после заключенного в рамках ОПЕК соглашения.

Напомним, проект федерального бюджета России на 2017–2019 годы, принятый Государственной Думой России в первом чтении, сверстан исходя из средней (на все 3 года) цены на нефть в 40 долларов за баррель. При большей цене правительство предполагает сокращать трату резервов или займы[xiii].

[i]Там же.

[ii]Леонид Федун: «Лукойлу» не нужны преференции // ТАСС, 03.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/3836441

[iii]Arvand oil output reaches 400,000 bpd // Iran Daily, 30.11.2016 со ссылкой на Fars News Agency. Интернет-ресурс.

URL: http://www.iran-daily.com/News/172975.html

[iv]Zangeneh: Iran Oil Revenues to Rise by $10bn Next Year // Shana, 01.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.shana.ir/en/newsagency/273733/Zangeneh-Iran-Oil-Revenues-to-Rise-by-10bn-Next-Year

[v]Zhiming X. Little effect expected in OPEC cuts // China Daily, 02.12.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2016-12/02/content_27545200.htm

[vi]Ibid.

[vii]Ibid.

[viii]Ibid.

[ix]Дипломат: соглашение ОПЕК позитивно скажется на партнерстве России и США // РИА Новости, 01.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161201/1482653749.html

[x]Там же.

[xi]Центробанк пока не планирует повышать базовый прогноз по цене нефти // РИА Новости/Прайм, 02.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161202/1482720434.html

[xii]Там же.

[xiii]Дворкович о решении ОПЕК: прогноз по ценам на нефть менять не будем // РИА Новости/Прайм, 01.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://ria.ru/economy/20161201/1482582883.html

62.85MB | MySQL:102 | 0,519sec