Оценки в Израиле потенциальных подвижек в нормализации отношений с Саудовской Аравией. Часть 5

Президент США Джо Байден 28 июля с. г. намекнул на возможный прогресс в соглашении о нормализации отношений между Израилем и Королевством Саудовская Аравия. На протяжении нескольких месяцев до этого официальные лица США преуменьшали такую возможность. За день до высказываний Байдена помощник президента по национальной безопасности Джейк Салливан и координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке в СНБ Бретт Макгерк, отправились на переговоры в Джидду. Согласно сообщению в СМИ от 31 июля этого года, глава Моссада Давид Барнеа посетил Белый дом в начале месяца для «секретных» переговоров о возможной сделке между Израилем и КСА[i].

Эксперты Института политики и стратегии (IPS, который проводит ежегодную международную Герцлийскую конференцию в Университете Райхмана) под руководством исполнительного директора генерал-майора в отставке Амоса Гилада полагают, что «в настоящее время Израиль имеет историческую возможность ускорить подписание соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией. Такое развитие событий может иметь далеко идущие стратегические последствия для национальной безопасности Израиля и его многогранной стратегической мощи». Этим они объясняют тот факт, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху после вступления в должность обозначил урегулирование отношений с Эр-Риядом в качестве одной из двух всеобъемлющих целей своего правительства на международной арене (вторая цель — сдерживание ядерной программы Ирана).

Экспертам IPS очевидно, что «достижение нормализации зависит от трехсторонних отношений между Саудовской Аравией, Соединенными Штатами и Израилем, а также от способности каждой страны добиваться взаимопонимания, которое отвечало бы требованиям всех трех сторон. По сути, это одна большая пакетная сделка, полная реализация которой зависит от обеспечения каждой стороной ее различных компонентов».

По оценкам экспертов IPS, «последние недели показали ослабление стратегических сил Израиля и подрыв национальной безопасности и устойчивости в результате политики израильского правительства. Эти тенденции проявляются на стратегическом, военном, экономическом и социальном уровнях. С практической точки зрения характер Израиля как процветающей демократии сейчас под угрозой». Они это связывают с тем, что «страна находится на грани серьезнейшего раскола, который может повлиять на силу ЦАХАЛа; глубокий кризис доверия в отношениях с администрацией США; арабский мир крайне возмущен шагами, предпринятыми израильским правительством в отношении палестинцев; видны явные признаки ущерба для экономики, в первую очередь, об этом свидетельствуют международные рейтинговые агентства и действия высокотехнологичных компаний. В результате всего этого образ мощного Израиля подрывается».

Одновременно «враги Израиля в регионе, возглавляемые Ираном, «Хизбаллой» и ХАМАСом, видят признаки слабости и продолжают наращивать свои силы, особенно «Хизбалла», демонстрируя при этом растущую уверенность и смелость, чтобы бросить вызов Израилю». В подтверждение указывается на то, что «всего за четыре месяца ливанская организация совершила теракт на перекрестке Мегиддо на севере Израиля; запустила ракеты из Ливана; установила на горе Дов, на оккупированной Израилем части Голанских высот, два наблюдательных пункта; запустила противотанковую ракету, которая упала возле Кафр-Гаджара; осуществила провокации возле стены безопасности [призванной оградить Израиль от ПНА и называемой палестинцами стеной апартеида] и пр.» На этом фоне в IPS считают закономерным, что начальник военной разведки (АМАН) генерал-майор Аарон Халива во время выступления на конференции в Герцлии в этом году предупредил, что генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла был близок к совершению ошибки, «которая может ввергнуть регион в большую войну».

Израильские эксперты отмечают, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман готовится занять трон и формулирует долгосрочные планы, которые сделают его Королевство мировой экономической державой и лидером мусульманского арабского мира. При этом краеугольным камнем реализации его видения является создание прочного стратегического партнерства с Соединенными Штатами, основанного на трех столпах:

  • Гарантия безопасности, включая обязательство прийти на помощь Саудовской Аравии в случае нападения на нее или возникновения угрозы ее национальной безопасности.
  • Предоставление самых современных систем вооружения, прежде всего, систем обороны и истребителей F-35, а также другое вооружение.
  • Разрешение на создание в Саудовской Аравии полного цикла производства гражданской атомной энергии, включая получение американских энергетических реакторов.

Отмечается еще один фактор, который, по словам самого наследного принца КСА, является необходимым для реализации его видения, – снижение напряженности в регионе, в том числе между Саудовской Аравией и ее региональными соперниками, такими как Иран, Сирия и Турция. В IPS допускают, что «с этой целью Мухаммед бен Сальман готов рассмотреть возможность заключения соглашения о нормализации с Израилем, потому что он считает, что это его единственный способ убедить администрацию США согласиться с его требованиями. Более того, наследный принц КСА не считает политический прогресс в отношениях с палестинцами необходимой для этого предпосылкой». Тем не менее, эксперты сомневаются, что Саудовская Аравия действительно готова продвигать нормализацию, в то время как израильское правительство предпринимает односторонние шаги по аннексии Западного берега р. Иордан таким образом, что это может привести к широкой эскалации и повлиять на стабильность Иордании.

В IPS полагают, что «возобновление отношений с Саудовской Аравией является чрезвычайно важным интересом для Соединенных Штатов и ключевым компонентом их назревающего конфликта с Китаем. Вашингтон постепенно осознал, что его политика в отношении Саудовской Аравии и, в частности, наследного принца в течение первых двух лет правления администрации Байдена подтолкнула Королевство к Китаю (и России). Тем не менее, принимая во внимание весомые просьбы Мухаммеда бен Сальмана, администрация США считает, что сможет удовлетворить их только в том случае, если ей удастся одновременно добиться исторического соглашения о нормализации отношений с Израилем, тем более что многие американские конгрессмены относятся к Саудовской Аравии неоднозначно».

Предполагается, что «президент Байден готов приложить все усилия, чтобы добиться израильско-саудовского сближения в ближайшие несколько месяцев». Свидетельство тому эксперты видят в том, что Байден недавно упомянул о возможно скором заключении сделки с Саудовской Аравией после переговоров, которые его советник по национальной безопасности вел с саудовскими официальными лицами. При этом отмечается, что «в США считают, что Израиль должен внести свой вклад в заключение сделки. Одновременно израильское руководство должно изменить свою политику и поведение по двум фундаментальным вопросам.

Во-первых, это отказ правительства от реформы судебной системы, который угрожает подорвать общие демократические ценности, служащие основой стратегического союза между Израилем и США. Эта тема также обсуждалась во время визита израильского президента Ицхака Герцога в Вашингтон.

Во-вторых, односторонние шаги, предпринимаемые израильскими властями в отношении палестинцев, которые направлены на расширение еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан, что может привести к краху Палестинской национальной администрации и широкой эскалации».

По мнению экспертов IPS «израильское правительство может сильно повлиять на возможность заключения соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией. Для этого оно должно, в первую очередь, решительно остановить правительственный переворот и изменить свою политику в отношении палестинского руководства».

Таким образом, в IPS считают, что «израильское правительство во главе с Нетаньяху находится на историческом распутье — оно должно выбрать, будет ли Израиль процветающей демократией и региональной державой с выдающимися военными, экономическими и технологическими возможностями, или превратится в страну, более не опирающейся на западные ценности. Чем дольше будут продолжаться деструктивные процессы как внутри страны, так и в отношении палестинцев, тем меньше будет шансов достичь нормализации отношений с Саудовской Аравией, реализовать мечту о вступлении в новую эру отношений Израиля с суннитским арабским миром и огромном совместном экономическом сотрудничестве сквозь континенты и границы».

Более того, серьезность ситуации эксперты видят еще и в том, что «способность Израиля противостоять растущей угрозе, исходящей от Ирана, особенно сдерживать иранскую ядерную программу, в значительной степени зависит от стратегических связей израильского руководства с Соединенными Штатами и возможности развития партнерства в сфере обороны со странами Персидского залива». Следовательно, в IPS успех Израиля в борьбе с угрозой, исходящей от Ирана, ставят в зависимость от улучшения отношений Израиля с администрацией США и заключения соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией. Если же правительство Б.Нетаньяху «продолжит двигаться по пути государственного переворота, его стратегическая способность бороться с угрозами со стороны Ирана, «Хизбаллы» и ХАМАСа, будет подорвана»[ii].

[i] Report: Mossad chief visited White House to discuss Saudi normalization // The Times of Israel. 31.07.2023. https://www.timesofisrael.com/report-mossad-chief-visited-white-house-to-discuss-saudi-normalization/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=potential-saudi-israel-normalization-could-see-palestinians-thrown-under-the-bus

[ii] Will Israel Miss a Historical Opportunity? / IPS. August 2023. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/activities/newsletter/insights/insights2-8-23e/

53.3MB | MySQL:103 | 0,500sec