Израиль: оценки ситуации с безопасностью на внутренней, региональной и международной арене. Часть 21

Правящее на части территорий Западного берег р. Иордан движение ФАТХ во главе с председателем Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) и контролирующее сектор Газа ХАМАС («Исламское движение сопротивления») при участии других палестинских фракций в Организации освобождения Палестины (ООП) провели встречу в египетском Эль-Аламейне 30 июля с. г. с целью очередной попытки примирения.

Йоханан Цореф, старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS), указывает на то, что на встрече в Эль-Аламейне в отличие от прошлых подобных саммитов обошлось без присутствия начальников египетской разведки и покровительства со стороны Каира. Он прослеживает тесную связь между событиями июля этого года: визит Абу Мазена в лагерь беженцев в Дженине после операции ЦАХАЛа «Дом и сад»; возобновление усилий ПНА по наведению порядка в районе Дженина; визит Абу Мазена в Турцию; отправка Джибриля Раджуба (генерального секретаря ЦК ФАТХа, бывшего главы спецслужб ПНА) вместе с Салахом аль-Арури (заместитель главы политбюро ХАМАСа) в Стамбул накануне собрания в Египте; и, наконец, призыв Абу Мазена к палестинским фракциям собраться вместе в Египте.

В этих событиях эксперт видит понимание необходимости создать внутрипалестинский общий знаменатель, который позволил бы укрепить легитимность ПНА как руководства, вынужденного сегодня противостоять беспрецедентным вызовам. Эти вызовы связаны с шагами израильского правительства, которое меняет правила игры на палестино-израильской арене и продвигает обширную региональную американскую инициативу, включающую в себя возможную нормализацию отношений между Израилем, Палестиной и Саудовской Аравией.

По оценкам эксперта INSS, «в последние месяцы в руководстве Палестинской национальной администрации большое беспокойство вызвало давление, оказываемого на него со стороны израильского правительства вплоть до нанесения непоправимого ущерба позициям ПНА из-за политики ускоренной аннексии территорий Западного берега р. Иордан».

Имеется в виду, во-первых, утверждение закона об отмене принятого Кнессетом в 2004 г. «Закона о размежевании» применительно к Северной Самарии (северной части Западного берега р. Иордан, закон также касается сектора Газа). В понимании палестинцев такие меры осуществляются в рамках «плана решения» (как именуют план аннексии палестинских территорий) Бецалеля Смотрича, министра финансов и исполняющего часть функций министра обороны в части контроля деятельности израильской гражданской администрации на Западном берегу р. Иордан. Напомним, что в рамках программы «Размежевания», осуществленной правительством Ариэля Шарона в августе 2005 г., в одностороннем порядке было эвакуировано и разрушено 21 еврейское поселение в секторе Газа, а также 4 поселения Северной Самарии, входившие в состав регионального совета Самария: Хомеш (70 семей на момент разрушения), Са-Нур (60 семей на момент разрушения), Ганим (49 семей на момент разрушения) и Кадим (39 семей на момент разрушения)[i].

Во-вторых, поведение министра внутренней безопасности Израиля Итамара Бен-Гвира, которое рассматривается палестинцами как агрессивное и враждебное; заявления относительно «уничтожения Хувары» (палестинской деревни к югу от Наблуса) и обсуждение высокопоставленными правительственными чиновниками вопросов о необходимости существования ПНА и даже какого-либо палестинского представительства.

В этих условиях, полагает эксперт, «ПНА необходимо укреплять свою легитимность в палестинском обществе. Предполагается, что «попытки достижения межфракционного единства на съезде, на котором присутствовали главы основных палестинских организаций, оправдает ожидания палестинской общественности. В то же время это поможет руководству ПНА восстановить в глазах Израиля и международной общественности определенную степень легитимности, в которой оно так отчаянно нуждается».

Что касается ХАМАСа, то в его участии в собрании самого высокого уровня во главе с Абу Мазеном эксперт видит наличие общих интересов у этого движения, ФАТХа и самого лидера ПНА ввиду сложившихся обстоятельств. «ХАМАС, стремящийся стать альтернативой движению ФАТХ в руководстве Палестинской национальный администрации, в настоящее время рассматривает ПНА как орган, который необходимо сохранить, поскольку он устанавливает официальное и законное палестинское присутствие на палестинской территории. Организация не заинтересована в отступлении и возвращении к прямой конфронтации с Израилем в состоянии отсутствия представительства, как в дни, предшествовавшие соглашениям Осло. Укрепление позиций ХАМАСа, в том числе уравнивание его статуса с ФАТХом, поможет движению лавировать между различными подконтрольными ему организациями сопротивления, чтобы контролировать интенсивность их конфронтации [с Израилем], ограничивать их и, в зависимости от обстоятельств, даже пресекать определенную деятельность».

Й.Цореф указывает на фактор США, который заключается в том, что «администрация Байдена ведет интенсивные переговоры с Королевством Саудовская Аравия с целью укрепления региональной коалиции против Ирана и восстановления американского влияния на Ближнем Востоке, в рамках чего предпринимается попытка нормализации отношений между Израилем и КСА. Это влечет за собой требование Белого дома к Израилю воздерживаться от дальнейших односторонних шагов на Западном берегу р. Иордан в обмен на соглашение с Саудовской Аравией. То есть не допускать мер, которые поставят под угрозу возможность будущего урегулирования палестино-израильского конфликта на основе принципа двух государств для двух народов: избегать аннексии, строительства поселений и создания форпостов [еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан без разрешения израильских властей] и даже постепенно передавать под контроль ПНА части «зоны С», что предусмотрено соглашениями Осло».

По мнению эксперта INSS, положительный ответ Израиля на американское давление в этом направлении восстановит на палестино-израильской арене положение дел, которое предшествовало обнародованию администрацией Трампа плана урегулирования конфликта (известного как «сделка века»), и даже укрепит статус ПНА. «Палестинцы не являются партнерами в процессе, возглавляемом американской администрацией, в том числе из-за слабой легитимности ПНА на внутренней и международной арене». Поэтому эксперт допускает, что «попытка Абу Мазена продемонстрировать межфракционное единство была нацелена на сигнал акторам в регионе и за его пределами о наличии всепалестинского представительства, с которым следует считаться».

Сравнивая собрание в Эль-Аламейне и его значение с межфракционными встречами в предыдущие годы, которые не привели к единству в палестинских рядах, Й.Цореф предлагает рассматривать его не как стремление к примирению, а как демонстрацию сближения и согласования позиций между ФАТХом и ХАМАСом. «Руководство этих движений осознает, что, с одной стороны, невозможно преодолеть идеологические и политические разногласия, препятствующие примирению, а с другой стороны, необходимо найти способ справиться с текущими вызовами, которые могут навредить палестинскому делу [сопротивления оккупации] на региональной и международной арене». Эксперт допускает, что «по этой причине по взаимной договоренности и под давлением Египта они [ФАТХ и ХАМАС] решили донести до общественности положительный сигнал. Он заключается в том, что достигнуто согласие относительно управления расколом на палестинской арене, но не создания механизма для его преодоления».

В любом случае, Й.Цореф подчеркивает достижение Абу Мазена, который на фоне постоянного ухудшения своего положения продемонстрировал способность руководить собранием с участием привлеченных им других палестинских организаций; отказался освобождать задержанных боевиков «Палестинского исламского джихада»; справился с организацией мероприятия и все последовали его указаниям, в том числе, ХАМАС. Эксперт сомневается, что Россия, Китай, Турция, Катар, Иордания, Саудовская Аравия и Алжир поддержали бы проведение собрания, если бы в нем не участвовал ХАМАС. «Тем самым создалось впечатление, что соглашений и договоренностей между ФАТХом и ХАМАСом вполне достаточно для объединения всей палестинской арены».

Й.Цореф считает, что такой способ демонстрации единства и перехода к ненасильственному сопротивлению – чего, согласно сообщениям в палестинских СМИ, Абу Мазен требовал от И.Хании на их встрече в Стамбуле – поможет главе ПНА убедить администрацию Байдена в необходимости усилить давление на израильское правительство, которое не заинтересовано в соглашениях с палестинцами.

Что касается Израиля, эксперт считает нужным израильскому правительству извлечь из этого урок. Он заключается в том, что, «как и в период администрации Трампа, остро воспринимаемая угроза статусу палестинского вопроса способствует сближению между различными соперничающими палестинскими организациями, а не расколу между ними». Й.Цореф опасается, что «возможная связь между действиями на палестино-израильской арене и инициативой по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, в частности, шагами, которые Израиль предпримет в ответ на американское требование не допустить нивелирования возможности будущего урегулирования конфликта путем создания двух государств, будет угрожать единству правящей коалиции. Однако [продолжение нынешней политики правительства Б.Нетаньяху]  и игнорирование событий на палестинской арене и, в частности, усилий по урегулированию отношений между ведущими организациями в ответ на события в регионе может привести к более серьезным последствиям»[ii].

[i]В Израиле начата кампания за отмену «Закона о размежевании» в Северной Самарии // ИБВ. 13.05.2019. http://www.iimes.ru/?p=56016&ysclid=ll42a78mzt716118298

[ii] עלמין-באל הפלסטינים הפלגים כינוס / INSS. 08.08.2023. https://www.inss.org.il/he/publication/palestinian-factions/

53MB | MySQL:103 | 0,450sec