Согласно последним по времени данным МВФ, экономика Туниса сталкивается с хроническими проблемами, начиная с государственного долга, который вырос до более чем 80% от национального дохода или ВВП Туниса, тогда как в 2010 году, непосредственно перед «арабской весной», он составлял менее 40%. Кроме того, дефицит текущего счета (торгового баланса) вырос до 15% ВВП, поскольку цены на импортные товары, такие как основные сырьевые товары и энергоносители, резко выросли за последние 18 месяцев из-за глобальной инфляции и последствий кризиса на Украине. В совокупности эти события привели к росту инфляции в стране до рекордного показателя, который превысил 10% с января по апрель этого года. Учитывая трудности, с которыми сталкивается экономика Туниса, есть реальная возможность дефолта. Слабые инвестиции привели к снижению темпов экономического роста или выпуска продукции, что привело к сокращению создания рабочих мест. В свете этих проблем и для поддержания порядка и безопасности правительство проводило популистскую политику, такую как увеличение субсидий на топливо и товары первой необходимости. Под давлением сильных профсоюзов правительства обычно использовали механизм по созданию новых рабочих мест в государственном секторе без реального плана исправления перекосов экономики. Этот недальновидный способ управления экономикой наряду с политическими конфликтами, которые только усугубились с 2021 года после того, как президент Каис Саид предоставил себе чрезвычайные полномочия, быстро привел страну к экономическому краху. С точки зрения торгового баланса Тунис является чистым импортером, что означает, что его импорт превышает экспорт. По мере роста темпов инфляции во всем мире этот дефицит удвоился за последние 12 месяцев и составил около 1,9 млрд долларов. При этом предложения МВФ о программе «спасения» были отклонены президентом Туниса. В своем выступлении 5 апреля Саид заявил, что он «не будет слушать диктат» со стороны МВФ. Его отклонение предложения в значительной степени связано с нежеланием сокращать субсидии на топливо и товары первой необходимости, а также принимать новый законопроект о заработной плате в государственном секторе, хотя его команда технократов заявила, что нет другого выбора, кроме как заключить кредитное соглашение с МВФ. При этом варианты помощи от Алжира и / или Африканского экспортно-импортного банка Afreximbank не в состоянии решить проблему финансового кризиса в Тунисе в полном объеме. Стоит отдельно подчеркнуть, что кредит от МВФ рассматривается как «зеленый свет» для международных доноров и кредиторов из Европейского союза и арабских государств Персидского залива для дальнейшей помощи экономике Туниса. Фактически, текущий проект соглашения с МВФ призывает международное сообщество оказать более широкую финансовую поддержку Тунису, которая крайне необходима в 2023-2024 годах, согласно Fitch, рейтинговому агентству, понизившему рейтинг Туниса до CCC, что является одним шагом до дефолта. Подводя итог, необходимо констатировать, что высокий уровень заработной платы в государственном секторе Туниса и щедрые госсубсидии, наряду со второстепенными факторами, привели к значительному общему дефициту бюджета. Ситуация усугубляется значительным дефицитом торгового баланса, когда импорт страны превышает экспорт. У Центрального банка Туниса сейчас заканчиваются валютные резервы, которых может хватить всего на 90 дней, поскольку сумма резко упала до 7,8 млрд долларов. В своем плане финансирования правительство Туниса заявило, что ему требуется более 5 млрд долларов от внешних сторон на 2023-2024 годы для сокращения дефицита торгового баланса, пополнения резерва центрального банка и финансирования импорта продовольствия и топлива. План также должен предусматривать выплаты в рассрочку на общую сумму 1,5 млрд долларов ЕС по кредиту, срок погашения которого истекает в 2023-2024 годах. Это также требует увеличения объема местных финансовых средств в тунисских динарах (TND), необходимых для покрытия дефицита государственного бюджета. Как полагают большинство тунисских и международных экспертов, в ближайшей перспективе нет альтернативы, кроме как достичь урегулирования с МВФ. Эта сделка проложит путь к международной финансовой помощи, в которую, как ожидается, внесут свой вклад как страны ЕС, так и ССАГПЗ. При этом именно такой критерий первоначального одобрения программы МВФ страны ССАГПЗ недавно применили в рамках оказания финансовой помощи Египту. В долгосрочной перспективе для восстановления экономики необходимо предпринять много шагов: борьба с коррупцией, восстановление и усиление демократии и прозрачности имеют решающее значение для изменения ситуации. Государству-рантье в управлении экономикой должен быть положен конец, поскольку в случае Туниса это не могло сработать из-за его скудных ресурсов. Это включает в себя устранение дисбалансов в системе государственных субсидий на товары и топливо и сокращение расходов на оплату труда в государственном секторе при одновременном обеспечении того, чтобы поддержка доходила до заслуживающих ее уязвимых слоев населения. Реформирование инвестиционного законодательства, избавление от излишней бюрократии, повышение безопасности и реформирование туристического сектора, на долю которого приходится 7% экономики, в дальнейшем помогут сократить дефицит платежного баланса. Правительство также должно более решительно и осознанно поддерживать роль частного сектора в сельскохозяйственном и промышленном развитии, поскольку это может послужить одним из ключевых решений по реформированию дефицита платежного баланса и, следовательно, увеличению валютных резервов в сейфах центрального банка.
На этом фоне в Тунисе разразился хлебный кризис. От северного города Бизерта до южных городов Джерба и Татауин тунисцы жалуются на длинные очереди и истощающиеся запасы хлеба. Хлеб, являющийся жизненно важным компонентом рациона каждой тунисской семьи, необходим для приготовления домашних блюд, таких как млоухия, оджа и шакшука. Но становится трудно достать не только хлеб. Других продуктов на основе пшеницы, таких как мука, кускус и макаронные изделия, становится все более мало наряду с другими основными продуктами питания, такими как рис и сахар. В богатых кварталах столицы, где в специализированных магазинах можно найти такие деликатесы, как фуа-гра, полки супермаркетов часто пусты по основным продуктам питания. Экономисты говорят, что в основе проблемы лежит борьба правительства за сокращение субсидий, на которые многие тунисцы полагались десятилетиями. «Тунисское государство всегда уделяло приоритетное внимание доступу к основным товарам, особенно к основным продуктам питания, таким как хлеб, макароны и кускус. Но с экономическим кризисом это становится все сложнее», — считает тунисский экономист Тарак Буасида. Из-за многомиллиардного бюджетного дефицита и растущих выплат по международным долгам правительство на прошлой неделе прекратило продажу субсидированной муки сотням частных пекарен, что вызвало забастовки и протесты в понедельник. Тунис производит в среднем 1,1 млн метрических тонн пшеницы в год, но потребление оценивается примерно в три миллиона метрических тонн. Обеспечивая менее половины своих внутренних потребностей, Тунис сильно зависит от поставок пшеницы из Украины, России, Болгарии, Греции и Румынии, но в этом году, что еще хуже, урожай пшеницы сократился на ошеломляющие 60% из-за сильной засухи, усугубив хлебный кризис. Отсутствие улучшений в состоянии экономики после прихода к власти президента Кайса Саида в 2021 году привело к тому, что проблема обеспечения пшенице опустилась ниже в списке приоритетов его правительства. По данным неправительственной Ассоциации по борьбе с экономикой рантье (ALERT), Тунис на год задерживает выплату субсидий национальному агентству по зерну, что вынуждает его сократить импорт твердой пшеницы на 30% в этом году. Фадель Кабуб, профессор экономики Университета Денисона и президент Глобального института устойчивого процветания, уверен, что нехватка хлеба в Тунисе — наряду с общими проблемами с субсидированием продовольствия — стала результатом десятилетий неудачной экономической политики: «Основная проблема заключается в том, что мы потеряли наш продовольственный суверенитет. Решение правительства подтолкнуть фермеров к выращиванию товарных культур, ориентированных на экспорт, таких как клубника, было принято в ущерб основным продуктам питания. Мы всегда импортируем больше, чем экспортируем. И мы занимаем деньги не для инвестиций, а для потребления». Чтобы ограничить импорт пшеницы, правительства нескольких тунисских стран предприняли усилия по решению проблемы, либо постепенно повышая цены, либо уменьшая размер стандартной буханки. Однако некоторые из этих попыток вызвали всеобщий гнев и даже возмущение общественности. В 1984 году под давлением МВФ правительство тогдашнего президента Хабиба Бургибы полностью прекратило субсидии на пшеницу и манную крупу, в результате чего цены на хлеб выросли на 100%. Как итог в стране произошли общенациональные «Хлебные бунты», в результате которых погибло 150 человек, прежде чем политика была отменена.
Саид, который ведет переговоры с МВФ о предоставлении кредита в размере 1,9 млн долларов, неохотно сокращает субсидии, что ставит эту сделку в тупик. Чтобы решить проблему дефицита, он сказал, что должен быть только «один вид хлеба», и предпринял шаги, чтобы помешать частным пекарням использовать субсидируемую муку в своих ингредиентах для производства других сортов, которые стоят немного дороже. С 1 августа Министерство торговли запретило более чем 1500 частным пекарям закупать субсидируемую муку, что подвергает риску их бизнес и приводит к демонстрациям. «Правительство могло бы попытаться придумать более креативный способ сокращения субсидий, который даст МВФ то, что они хотят, не слишком привлекая внимание общественности. Но трудно предвидеть, чем это может закончиться. Единственное устойчивое решение проблемы продовольственной безопасности Туниса — это последовательная и всеобъемлющая стратегия инвестирования в продовольственный суверенитет и агроэкологию», — считает Кабуб. При этом очевидно, что для многих тунисцев из рабочего класса идея прекращения субсидий немыслима. Угрозу «хлебных бунтов» похоже осознал и тунисский президент. Тунис сталкивается с «террористическим» заговором, целью которого является «морить людей голодом», заявил на прошлой неделе президент Кайс Саид во время церемонии назначения премьер-министра Ахмеда аль-Хачани в Тунисе: «Одной из наиболее важных проблем является противостояние другому типу терроризма, который стремится уморить людей голодом. По отношению к этим людям вообще нет места терпимости, и они должны быть привлечены к ответственности. Те, кто манипулирует средствами к существованию и безопасностью людей в Тунисе, заплатят высокую цену в соответствии с законом при справедливом судебном разбирательстве. То, с чем сталкиваются граждане во всем мире, — это попытка усугубить социальные условия путем организации закулисных лобби, которым необходимо противостоять». Местные эксперты в этой связи отмечают, что смена премьера была связана именно с «хлебным» кризисом. На прошлой неделе Саид уволил Наджлу Буден и назначил аль-Хачани ее преемником. Аль-Хачани до ухода на пенсию был исполнительным директором Ццентрального банка Туниса.