О проблемах алжирской сталелитейной отрасли

Алжирская сталелитейная отрасль находится в серьезном кризисе, вызванном неэффективным руководством и вмешательством чиновников в ее работу. Это препятствует реализации планов лидеров АНДР по диверсификации экономики страны.

Алжирские власти признали наличие серьезных проблем в одной из важных отраслей экономики АНДР. Речь идет о сталелитейной отрасли, играющей важную роль в промышленном развитии страны.

Так, премьер-министр Алжира Аймен Бенабдеррахман объявил о предстоящей реструктуризации комплекса Эль-Хаджар в Аннабе и необходимости «спасения предприятия Eniem (Тизи-Узу)».

Эти заводы ежегодно производят миллионы тонн стали, проката и чугуна, играя важную роль в обеспечении потребностей страны в продукции черной металлургии.

Но особенно важную роль данные предприятия играют в обеспечении работой алжирских граждан. В общей сложности эти заводы дают занятость, прямую и косвенную, десяткам тысяч людей.

Данные заявления Аймен Бенабдеррахман сделал, инспектируя сталелитейный комплекс «Сидер-эль-Хаджар». Находясь там, он призвал его рабочих «приложить все усилия, чтобы возродить этот исторический комплекс, пострадавший от бесхозяйственности. и взять ситуацию под контроль в свои руки».

Одновременно алжирский премьер заявил о «всесторонней поддержке этому государства».

И хотя алжирские власти не раскрывают всех деталей кризиса, они устами Бенабдеррахмана признают, что «Бесхозяйственность, которая привела к хроническим сбоям в работе и обрушению показателей производства, дорого обошлась государственной казне, что в нынешних условиях более невозможно».

В связи с этим генеральный директор комплекса Манаа Лотфи Камель напомнил, что «комплекс Сидер-эль-Хаджар обеспечивает баланс в национальной экономике».

Важно заметить, что сталелитейный комплекс Сидер-эль-Хаджар был создан еще советскими специалистами и на средства СССР. О чем сейчас в Алжире почему-то предпочитают не вспоминать.

Причем развитие черной металлургии является одним из столпов планов руководства АНДР по диверсификации доходов страны. В частности, алжирские власти рассчитывали загрузить свои предприятия добываемой на их территории железной рудой.

Речь идет об увеличении добычи этого сырья на месторождении Гара-Джебилет (Джебиль), общие запасы которого составляют порядка 3.5 млрд тонн со средним содержанием металла в породе более 60%.

Основным акционером в его разработку стала китайская сторона. Пекин намеревается вложить сюда в общей сложности миллиарды долларов. Причем не только в добычу сырья, но и обустройство «сопутствующей» инфраструктуры. Речь в том числе идет о модернизации старых и прокладке новых железнодорожных путей.

Что же касается кризиса в алжирской сталелитейной отрасли, то его довольно сложно объяснить лишь колебаниями мировых цен на продукцию черной металлургии. Во всяком случае, в тех странах, где имеются подобные предприятия и которые не обложены санкциями, такие проблемы выражены гораздо слабее.

В этой связи важно напомнить, что в Алжире сырьевой сектор – от добычи до переработки – находится под особенно плотным контролем местных чиновников. Причем роль государства в этом является основополагающей.

И то, что горькое признание о положении дел сталелитейной отрасли АНДР было сделано самим премьер-министром, свидетельствует о глубине проблемы.

Несмотря на получение в последнее десятилетие крупных иностранных инвестиций в сферу алжирской черной металлургии (в первую очередь катарских), это не решило кризисную ситуацию, создаваемую многими годами.

Курирующие сталелитейную отрасль алжирские чиновники практически не проводили ее модернизацию и, по сути, паразитировали на ней, отвлекая ресурсы на свое содержание.

Более того – своими действиями, ограничивающими использование новейших технологий, расширение производства, переподготовку персонала и прочее, они во многом и создавали наблюдаемый сегодня кризис.

Это ставит алжирские власти перед необходимостью вложить крупные средства в коренную модернизацию своей отрасли черной металлургии. В частности, речь идет о налаживании более оперативной доставки сырья на ее предприятия. И не только большегрузами по автотрассам, но и по железным дорогам.

Ввиду этого алжирским властям придется вложить в них для расширения пропускной способности миллиарды долларов.

Проблема состоит в том, что пока руководство АНДР не готово тратить этих средства. Его больше занимают планы по дальнейшей милитаризации и наращивании военных мускулов. Цель – не только добиться тотального превосходства над главным региональным конкурентом в лице Марокко, но и над Египтом.

Так, сейчас именно Каир занимает первую строчку в списке самых сильных в военном отношении африканских стран, а Алжир – второе. Ввиду этого начальник Генерального штаба Национальной народной армии (НН) генерал Саид Шенгриха заявил о необходимости для Алжира добиться здесь первенства.

Это придаст ему дополнительные амбиции для того, чтобы быть «голосом Африки» и выражать от ее имени мнение стран Черного континента на международной арене.

В свою очередь, это должно придать Алжиру дополнительный международный вес.

Что же касается кризиса алжирского сталелитейной отрасли, то власти АНДР рассчитывают привлечь к этому иностранных инвесторов.

Однако внутри руководства Алжира об этом кризисе знали давно и то, что сведения об этом вырвались на поверхность, служит признаком неспособности гражданских и военных властей найти приемлемое решение проблемы. Обычно руководство АНДР, всячески надувающее щеки относительно своих успехов, предпочитает даже не затрагивать такие вещи в открытом информационном пространстве.

Говоря о ситуации в алжирской сталелитейной отрасли, важно заметить, что поиск иностранных инвесторов для решения этого кризиса затруднен сохранением в АНДР ограничительного законодательства по отношению к иностранным компаниям.

Чтобы обеспечить их приход в страну, алжирским властям необходимо первым делом отменить так называемый «закон 51/49», согласно которому зарубежные компании могут работать в АНДР лишь совместно с алжирскими коллегами и иметь в таких проектах не более 49%.

52.96MB | MySQL:103 | 0,511sec