Правительство Сенегала в последние несколько месяцев интенсифицировало работу по развитию своего нефтегазового сектора, полагая, что ставка на него позволит обеспечить существенный экономический рост вплоть до 2027 г. При этом речь здесь идет не только о притоке средств от продажи энергоресурсов, то и о создании новых рабочих мест. В дополнение к этому Сенегал рассчитывает направлять основную массу продукции на внутренний рынок, что будет способствовать более выгодному для населения ценообразованию, а также расширению электрификации страны, уровень которой пока не превышает 65 %. Все это, если верить логике Министерства экономического сотрудничества и развития Германии, является залогом стабильности государств-партнеров и низкой восприимчивости к деятельности запрещенных формирований.
Сенегальские инициативы в области природного газа ранее получили поддержку федерального канцлера О.Шольца. Еще в 2022 г., посещая Дакар, немецкий политик открыто заявил о планах «сотрудничества в использовании ресурсов природного газа». Прежде всего на тот момент предполагалось, что данный канал поставок «голубого топлива» позволит хотя бы частично заместить выпадающий импорт из России. При этом лишь в дополнение к газу также предполагалось развивать совместные инициативы, связанные с возобновляемой энергетикой. Дабы сгладить возможную напряженность канцлер в тот же период отметил, что ситуация на российско-украинском треке служит достаточно веским основанием скорректировать ранее намеченный энергетический и климатический курс, а также запустил обсуждение вопроса среди специалистов.
Несмотря на последнюю ремарку, с того периода внутри федерального правительства возник спор, связанный с возражениями, последовавшими от представителей партии «Зеленых». Они обвинили старших партнеров в отступлении от коалиционных договоренностей, предполагавших отказ от ставки на ископаемое топливо в интересах приверженности обязательствам климатической политики. Дополняла аргументы противников планов О.Шольца и ссылки на возможные международные последствия. Их наступление связывалось с тем, что еще на климатической конференции ООН в Глазго в 2021 г. Берлин декларировал прекращение инвестиций в проекты, связанные с ископаемым топливом, реализуемые на глобальном юге.
Согласно последним данным, попавшим в немецкие СМИ, Германия по-прежнему рассматривает Сенегал как партнера в закупках газа, а также со ссылкой на правительственные источники журналисты отмечают, что и Дакар готов на подобное сотрудничество. Дополняет позицию ФРГ и вывод МВФ, сделанный по завершении визита его делегации в Сенегал. Там, в частности, говорится, что ВВП государства в 2024 г. должен вырасти на 8,8 % благодаря добыче газа и нефти.
При этом подобные выводы не помешало сделать то, что в июне текущего года Сенегал подписал соглашение с Германией, Францией, Канадой и ЕС о партнерстве по справедливому энергетическому переходу, предусматривающее достижение цели довести до 40 % использование возобновляемой энергии в структуре электроэнергетики Сенегала. Данный шаг, по словам того же О.Шольца, призван стать «вехой на пути сенегальской экономики».
Не обошли стороной тему и на стартовавшем на днях первом африканском климатическом саммите в Найроби. В рамках этого мероприятия государства континента в том числе поставили перед собой задачу подготовится к предстоящей конференции ООН по климату в ноябре-декабре в Дубае, где они хотят выступить единым фронтом в интересах продвижения в регионе «зеленых» технологий и возобновляемой энергетики. При этом в кулуарах африканского саммита поднимался и вопрос европейского влияния, включая интерес ФРГ к Сенегалу. Подобную активность представители континента рассматривают в качестве очередного свидетельства применения Западом двойных стандартов. И в этом их точка зрения соответствует немецкой партии «Зеленых». Так, представительница фракции Л.Бадум обвиняет в том числе собственное правительство в неуважении к партнерам и неоколониализме.
В целом ситуация вокруг сенегальской энергетики создает дилемму для правительства ФРГ по нескольким направлениям. С одной стороны, Германия остро нуждается в энергоресурсах, а с другой, стала заложницей обязательств в области климатической политики, что создает прежде всего внутреннюю напряженность в коалиции с «Зелеными». При этом вероятность того, что последние изменят свои взгляды в интересах текущих потребностей или, проявив лояльность, не кажется высокой. Связано это с тем, что, так или иначе, но партия уже готовится к следующим федеральным выборам, где хочет добиться первого места, а сделать это вряд ли удастся, отступив от многолетней программы. Более того, имидж «Зеленых» во власти заметно пострадал вследствие наступления смежных ведомств на полномочия министра иностранных дел А.Бербок, включая ее фактическое смещение на второй план в том, что касается Сахеля. Теперь же за счет африканского направления глава МИД может вновь набрать популярность, отстаивая не только свои партийные, но и международные климатические стандарты.
С другой стороны, Германии с учетом ситуации в Мали и Нигере необходимо найти векторы, позволяющие показать эффективность действий на африканском континенте, и тут возникает вопрос о том, как и кого лучше поддерживать: общую стратегию африканского энергоперехода или действия текущего правительства Сенегала, на данный момент сконцентрированные все же вокруг развития сегмента ископаемого топлива. Дополнительную сложность в определении дальнейшего курса создает то, что в следующем году в Сенегале предстоят выборы, неудовлетворенность итогами которых со стороны населения в сочетании с предположениями, что какое-либо влияние на них в собственных интересах оказали европейцы, грозит возникновением новой точки нестабильности.